Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 18:28, курсовая работа
Целью данной работы является исследование средневекового торгового рынка, выявление его характерных черт, основных законов развития, причин появления новых институтов.
В соответствии с указанной целью в работе поставлены следующие задачи:
- выявить предпосылки формирования средневековой торговли;
- определить основные направления товаропотоков;
- рассмотреть процессы развития уже существовавших институтов торговых отношений и появления новых форм торговли.
Введение 3
1. Место и роль торговли в средние века 4
1.1. Предпосылки возникновения товарного хозяйства в Западной
Европе в Χ-ΧΙ века 5
1.2. География товаропотоков. Основной ассортимент 6
2. Организация средневековой торговли 10
2.1. Традиционные институты 10
2.2. Новые формы торговли в позднее средневековье 16
Заключение 19
Библиографический список 21
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Самарский государственный экономический университет
Кафедра экономической истории
Курсовая работа
по экономической истории
Тема: «Организация торговли в средние века. Ярмарки. Первые биржи»
Студента 1 курса
Специальности 080502,65
«Экономика и управление
на предприятии (машиностроение)»
Рысиной Н.А.
Научный руководитель:
К.э.н., доцент, Солдатова О.Е.
Дата сдачи работы____________
Дата проверки_______________
Дата защиты_________________
Оценка
Самара 2009
Оглавление
Введение 3
1. Место и роль торговли в средние века 4
1.1. Предпосылки возникновения товарного хозяйства в Западной
Европе в Χ-ΧΙ века 5
1.2. География
товаропотоков. Основной
2. Организация средневековой торговли 10
2.1. Традиционные институты 10
2.2. Новые формы торговли в позднее средневековье 16
Заключение 19
Библиографический список 21
Введение
Данная курсовая работа содержит информацию о зарождении и развитии торговых отношений в Западной Европе в Χ-ΧΙ века. В работе были рассмотрены основные предпосылки зарождения торговли, география главных торговых артерий средневековых государств, развитие старых и появление новых форм торговли.
Актуальность данной работы заключается в том, что проблема зарождения и возникновения средневековой торговли существовала и существует в сфере экономической истории, в науке в целом. В данное время сталкиваются различные точки зрения на нее со стороны ученых-историков.
Именно через средние века возникает понятие первичного накопления капитала, появляются важнейшие институты торговли, рушиться система феодализма. Это очень важный период развития человечества именно с точки зрения экономики. Только исследовав устройство торговых отношений средневековья между странами и внутри каждой в отдельности, можно вывести специфику экономического развития стран и их общие черты. Фундамент того, что сейчас именуется «экономикой», это уклад средних веков. А чем лучше изучен фундамент, тем крепче мы стоим на ногах.
Целью данной работы является исследование средневекового торгового рынка, выявление его характерных черт, основных законов развития, причин появления новых институтов.
В соответствии с указанной целью в работе поставлены следующие задачи:
- выявить предпосылки формирования средневековой торговли;
- определить основные направления товаропотоков;
- рассмотреть
процессы развития уже
1. Место и роль торговли в средние века
В первые
столетия средних веков в Европе
почти безраздельно господствовало
натуральное хозяйство. Крестьянская
семья сама производила
Обмен продуктов был весьма незначителен. Он сводился преимущественно к торговле такими редкими, но важными в хозяйств предметами, которые могли быть добыты лишь в немногих пунктах (железо, олово, медь, соль и т. п.), а также предметами роскоши, не производившимися тогда в Европе и привозимыми с Востока (шёлковые ткани, дорогие ювелирные изделия, хорошо выделанное оружие, пряности и т. д.). Осуществлялся этот обмен главным образом странствующими купцами (византийцами, арабами, сирийцами и др.). Производство продуктов, специально рассчитанное на продажу, почти не было развито, и в обмен на привозимые купцами товары поступала лишь весьма незначительная часть продуктов земледелия.
Правда, в некоторых городах раннего средневековья уже в VIII—IX вв. развивалось ремесленное производство, и имелись рынки, но это не меняло картины в целом.
1.1.Предпосылки возникновения товарного хозяйства
в Западной Европе в Χ-ΧΙ века
Основой возникновения товарного хозяйства и торговли в средние века является отделение ремесла от сельского хозяйства, выделение класса ремесленников и возникновение средневековых городов.
К X—XI вв. в хозяйственной жизни Западной Европы произошли важные изменения. Рост производительных сил, связанный с утверждением феодального способа производства, в период раннего средневековья быстрее всего шел в ремесле. Он выражался в постепенном изменении и развитии техники и главным образом навыков ремесла и промыслов, в их расширении, дифференциации, усовершенствовании. Ремесленная деятельность требовала все большей специализации, уже не совместимой с трудом крестьянина. Одновременно совершенствовалась сфера обмена: распространялись ярмарки, складывались регулярные рынки, расширялись чеканка и сфера обращения монет, развивались средства и пути сообщения.
Наступил
момент, когда неизбежным стало отделение
ремесла от сельского хозяйства:
превращение ремесла в
Другой
предпосылкой отделения ремесла
и торговли от сельского хозяйства
явился прогресс в развитии последнего.
Увеличение продуктивности сельского
хозяйства давало возможность обменивать
часть его продуктов, в том
числе пригодных как
Наряду с вышеназванными хозяйственными предпосылками на рубеже I и II тысячелетий появились важнейшие социальные и политические предпосылки складывания специализированного ремесла и средневековых городов в целом. Завершился процесс феодализации. Государство и церковь видели в городах свои опорные пункты и источники денежных поступлений и по-своему содействовали их развитию. Выделился господствующий слой, потребность которого в роскоши, оружии, особых условиях жизни способствовала увеличению числа профессиональных ремесленников. А рост государственных налогов и сеньориальных рент до известного времени стимулировал рыночные связи крестьян, которым все чаще приходилось выносить на рынок не только излишки, но и часть необходимых для их жизни продуктов. С другой стороны, крестьяне, подвергавшиеся все большему гнету, стали убегать в города, это была форма их сопротивления феодальному гнету.
В результате отделения ремесла от сельского хозяйства и развития обмена, в результате бегства крестьян, в том числе и знавших какое-либо ремесло, в X—XIII вв. (а в Италии с IX в.) повсюду в Западной Европе бурно росли города нового, феодального типа. Они являлись центрами ремесла и торговли, отличались по составу и основным занятиям населения, его социальной структуре и политической организации. Основой городской жизни была экономическая функция — центральная роль в складывающемся и развивающемся простом товарном хозяйстве: в мелком товарном производстве и обмене. Его развитие основывалось на общественном разделении труда: ведь постепенно выделяющиеся отдельные отрасли труда могут существовать лишь путем обмена продуктами своей деятельности.
1.2. География товаропотоков. Основной ассортимент
Внешняя торговля была сосредоточена в двух главных районах Европы: в бассейне Средиземного моря и на Балтийском и Северном морях. Средиземноморская торговля объединяла Испанию, Францию и Италию, которые торговали меж собой, а также с Византией и Востоком. Наибольшее влияние в данной торговле имели купцы Генуи и Венеции, Марселя и Барселоны. С Востока везли в Европу предметы роскоши, вино, пряности, фрукты.
В торговле по Северному и Балтийскому морям участвовали северогерманские горда, Нидерланды, скандинавские страны, северная Франция, Англия, западные земли российского страны (Новгород, Полоцк, Псков).
Средиземное море. Наиболее оживлены были те пути, которые служили для торговых сношений Европы с Востоком. Главной, можно сказать, единственной дорогой этой торговли (потому что дорога по Дунаю, как более дорогая, была почти оставлена) было Средиземное море. Вдоль и поперек его бороздили корабли, плывшие эскадрами, перевозившие паломников и крестоносцев в Св. Землю или Египет, направлявшиеся в Александрию за индийскими пряностями. На неисчерпаемых рынках Леванта, у которых уже давно ни один соперник не мог отнять их монополии, в Александрии, в приморских городах, в Константинополе и Трапезунде они закупали предметы роскоши: лекарства, аравийские благовония, краски, сирийские и китайские щелка, золотую и серебряную нитку, малоазиатские и персидские ковры, египетские бумажные материи, тирские и дамасские стеклянные изделия, китайский фарфор, цейлонский жемчуг, драгоценные камни, африканскую слоновую кость. Взамен Европа посылала Востоку суконные и шерстяные изделия Италии и Лангедока, особенно знаменитые фландрийские ткани, оружие, вино и масла. Генуэзские и венецианские судохозяева обогащались также и менее благородным путем, именно посредством торговли невольниками. Они отправлялись к берегам Черного моря, покупали красивых юношей и девушек и продавали их египетским мусульманам и даже богатым итальянцам.
Однако вывоз европейских продуктов далеко уступал беспрерывному ввозу естественных и промышленных продуктов Востока, и европейские купцы часто расплачивались за купленные ими товары известной суммой звонкой монеты или слитками драгоценных металлов. Количество находившейся в обращении монеты было невелико, и недостаток в ней, увеличиваясь с каждым годом, в XV в. сильно давал себя чувствовать; между тем звонкая монета была в их глазах не только признаком богатства, но и самим богатством. Поэтому было запрещено увозить драгоценные металлы христиан, но торговые интересы оказались сильнее, и Восток не переставал поглощать европейские деньги.
Северное и Балтийское моря. Другая дорога, параллельная Средиземному морю, открывала западноевропейским купцам доступ на скандинавские, немецкие и русские рынки: это были Северное и Балтийское моря; они заменили сухопутные дороги, как Средиземное море лишило значения дунайскую линию. Средние века были эпохой внутренних морей.
Только в XIII в. здесь начала развиваться торговля и приобретать постоянный характер, а центром оживленного обмена дорога стала в XIV и XV вв. Но производившаяся здесь торговля была совершенно отлична от той, которая развилась на Средиземном море. Последняя снабжала Европу лишь предметами роскоши, Балтийское же и Северное моря снабжали ее сырыми продуктами.
Любекские, бременские и амстердамские судовщики ездили в Англию за шкурами, в Берген - за норвежским лесом, в Швецию - за смолой и за древесной золой для окраски, в Ревель и Ригу - за продуктами, которыми торговали на новгородских ярмарках, за русскими мехами, кожами и салом. В обмен на эти товары, которыми они снабжали всю Европу, они приобретали в Брюгге высоко ценимые повсюду фландрийские ткани, а также пряности, съестные припасы и ценные вещи, привозившиеся сюда со Средиземного моря, и развозили их по северным странам. Источником обогащения была для них и рыбная ловля.
Внутренние дороги. Таковы были те две большие торговые дороги, которые перерезывали Европу с запада на восток.
Главным из внутренних путей сообщения был путь, соединявший Германию со Средиземным морем. До XI в. немецкие купцы спускались по Дунаю, когда дорога была безопасна, и закупали в Константинополе восточные товары. Со времени возрождения морской торговли они предпочитали закупать их в итальянских городах, преимущественно в Венеции. Выехав из Венеции, они переходили Альпы через Бреннерское ущелье; затем одни спускались по Изеру и Дунаю по направлению к Австрии и Вене, другие, их большинство, спускались по Леху и направлялись в крупные центры, вроде Аугсбурга и Нюренберга; те, которые хотели продолжать свой путь на север, направлялись к Рейну и по нему спускались в богатые округа Голландии и Фландрии.
Другой торговый путь, более удобный, но менее оживленный, так как его не питал ни один перворазрядный порт вроде Венеции, соединял Лионский залив с северными морями. Он шел по Роне и Соне и затем делился на несколько ветвей: одна через Мозель вела к Рейну, Кельнской области и Северному морю, другая - через Маас, Сену и ее притоки открывала путь в Шампань, парижский бассейн, Нормандию, Фландрию и Англию.
Вообще купцы предпочитали речные дороги сухопутным, как более дешевые и более безопасные. Однако с половины XIII в. начинает устанавливаться регулярное сообщение и по большим дорогам, например через Бреннер. Точно так же купцы, ехавшие из Ломбардии во Францию, если не высаживались в Марселе или Эгморте, то переходили Альпы либо через Мон-Сени, либо через Малый Сен-Бернар, откуда спускались к Греноблю долиной Арка или Изера; либо шли через Большой Сен-Бернар, откуда направлялись к Женеве и к Lons-le-Saunier через ущелье Saint-Cergues; либо, наконец, переходили Сен-Готард, направляясь в Берн, а отсюда в Дижон через Понтарлье и Доль.
Шампань сообщалась с Фландрией и Германией сухопутными дорогами. Париж соединялся с Лангедоком также тремя сухопутными дорогами: на Бордо и Пуатье, на Тулузу и Периге, на Пюи, Клермон-Ферран и Бурж; все три дороги сходились в Орлеане. Наконец, по сухопутным же трактам подвозчики свежей морской рыбы спешили из портов Ла-Манша на парижские базары.
Информация о работе Организация торговли в средние века. Ярмарки. Первые биржи