Основные черты рыночной экономики. Элементы рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 20:15, доклад

Описание работы

Функционирование рыночной экономики предполагает наличие определенных ее элементов, которые в совокупности составляют рыночную систему хозяйства. К числу важнейших элементов рыночной экономики относятся, во-первых, производители и потребители, когда одни члены общества производят товар, а другие потребляют его. Потребление подразделяется на личное и производительное. При личном потреблении товары выбывают из сферы производства и используются для удовлетворения личных нужд населения. Производительное потребление выступает в виде фазы процесса производства, когда товар используется для дальнейшей переработки другими производителями. В этом случае взаимодействие между производителями и потребителями строится на основе специализации и проявляется в форме рыночных сделок.

Содержание работы

І ЭЛЕМЕНТЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
ІІ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Основные черты рыночной экономики. Элементы рыночной экономики.docx

— 34.44 Кб (Скачать файл)

Все эти особенности рыночного  хозяйства и предопределяют характер ответов на основные вопросы экономики:

"Что производить?" - решает покупатель (потребитель), который предъявляет спрос, а производитель стремится удовлетворить желание потребителя.

"Как производить?" - на этот вопрос отвечает производитель: "так, чтобы максимизировать прибыль".

"Для кого производить?" - для того, кто предъявил спрос, кто может купить.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В самом общем виде рынок - это система экономических отношений, которые складываются в процессе производства, обращения и распределения  товаров, а так же движение денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только производственные продукты, но и те продукты, которые  не являются результатом труда (земля, лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в  обществе охвачены куплей-продажей. Рынок  представляет сферу обмена, в которой  осуществляется связь производителей и потребителей, производства и потребления.

Рынок выполняет различные  функции, которые определяются стоящими перед ним задачами. Он призван  найти ответы на три главных вопроса:

1. Что надо производить,  то есть какие товары и услуги  должны быть предложены потребителям?

2. Как производить, то  есть какой из способов изготовления  следует применить?

3. Для кого следует  эти товары и услуги производить,  то есть кто может претендовать  на их получение в свою собственность?

Для решения этих вопросов рынок выполняет ряд функций, через которые он решает центральные  проблемы экономики.

Рынки различаются по разным признакам. В рынок включены элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Он связан как с производственной, так и духовной сферой. В соответствии с этим рынок имеет многообразную структуру.

Также очень важным понятием в рыночной экономике является понятие "инфраструктура". Рыночная инфраструктура облегчает осуществление товарообменных операций, юридический и экономический  контроль над ними, повышает их оперативность  и эффективность, предоставляет  информационное обеспечение, улавливает сигналы, идущие от потребителей и спроса, обеспечивает восприятие этих импульсов  производителям и адекватную реакцию  на них, связывает производителей и  потребителей в единый хозяйственный  процесс.

Роль рынка в общественном производстве играет большую роль: он подает сигнал производству - что, в каком объеме, и какой структуре следует производить; уравновешивает спрос и предложение, обеспечивает сбалансированность экономики; дифференцирует товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса; "убирает" неконкурентоспособных предприятий и "свертывает" устаревшее производство.

В рыночной экономике благосостояние каждого определяется тем, насколько  успешно он может продать на рынке  товар, которым владеет. Тот, кто предложил покупателям наилучший товар и на более выгодных условиях, оказывается победителем в конкурентной борьбе.

Рынок как социальная форма  организации экономики, с одной  стороны, вызывает в человеке активность (предприимчивость), а с другой - порождает  социальное расслоение населения, безработицу, не всегда управляемый рост цен. Вот  почему крайне необходима культура экономики, культура рынка и соответствующее  развитие их субъектов, а также необходимость  государственного вмешательства, которое  дополняло бы рыночный механизм, но не вело его к деформации.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Носова  С.С. Экономическая теория: учебник для вузов. М., 1999г.
  2. Петти В. Смит А. Рикардо. Антология экономической классики / Д. Т.1., М., 1993.
  3. Полтавченко Г.С. и др. Человек и его дело. Основы рыночной экономики. М., 2003.
  4. Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика / Пер. с англ. - М., 1997
  5. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962
  6. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. / Под редакцией кандидата экономических наук, доцента А.С. Булатова. - М., 1995.

 

 


Информация о работе Основные черты рыночной экономики. Элементы рыночной экономики