Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 12:51, контрольная работа
Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными. Монопольное положение является желанным для каждого производителя (предпринимателя), т.к. позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. А также монопольное положение дает возможность производителю (предпринимателю) самостоятельно ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара и влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен для получения более высокой прибыли.
Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один-единственный продавец и отсутствует возможность для вхождения других.
Введение…………………………………………………………………………...31. Естественные монополии в РФ: общая характеристика, методы и инструменты регулирования……..…………………………………………........5
1.1 Природа естественных монополий и возможности их государственного регулирования……..………………………………………………………...….....5
1.2 Естественные монополии в России и особенности формирования на примере «Газпром», «ЕЭС России» и МПС……………...………………........20
Заключение…………………………………………………………………….....25
Список используемой литературы……………………………………………...26
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.1 Природа естественных
1.2 Естественные монополии в
России и особенности
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Введение
Существует огромное количество различных рыночных состояний, что позволяет говорить о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую составляющую в качестве причины этого несовершенства.
Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными. Монопольное положение является желанным для каждого производителя (предпринимателя), т.к. позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. А также монопольное положение дает возможность производителю (предпринимателю) самостоятельно ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара и влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен для получения более высокой прибыли.
Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один-единственный продавец и отсутствует возможность для вхождения других.
Тема естественных монополий является одной из самых актуальных в странах с рыночной экономикой, так как от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Особенно можно выделить Российскую Федерацию, где законодательная база далеко не идеальна и достаточно нестабильное социально- экономическое положение. Для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в государстве, нужно особенно учитывать фактор естественных монополий.
1. Естественные монополии в РФ: общая характеристика, методы и инструменты регулирования
1.1 Природа естественных монополий и возможности их государственного регулирования
Выдающийся вклад в анализ рынка несовершенной конкуренции внесли такие экономисты, как Антуан Курно, Эдвард Чемберлен, Джоан Робинсон, Джон Хикс и другие знаменитые ученые.
Монополия - фирма, действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар и оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). С. Фишер дает другое определение естественной монополии. Если производство любого объема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром. Монополия контролирует занимаемый ею сектор рынка полностью или в значительной степени. Антимонопольное законодательство многих стран считает монопольным положением занятие одной фирмой 30-70 % рынка и предусматривает для таких фирм различные санкции - регулирование цен, принудительный раздел фирмы, крупные штрафы и т. п. Многообразие видов монополий представлено на рисунке 1:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
Рисунок 1 - Классификация видов монополий
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе - особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Основными признаками естественной монополии являются следующие:
а) Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт.
б) Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.
в) Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их невозможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем сложно.
г) Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо Управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.
В экономической литературе выделяют 2 типа естественных монополий, ее виды представлены на рисунке 2:
|
|||||||||||
|
|
||||||||||
|
|
Рисунок 2 - Типы естественных монополий
Рождение природных монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых, и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).
Технико-экономические монополи можно называть монополиями, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.
Монополия на стороне спроса (на рынке выступает один покупатель) называется монотонней. Рыночная структура, в которой единственному продавцу противостоит единственный покупатель, называется двусторонней монополией.
Современная рыночная экономика регулируется с помощью экономических (косвенных) и административных методов. При постоянно меняющемся их конкретном соотношении всегда преобладают экономические методы, так как они не сковывают свободу предпринимательства, не носят разрушительного характера и оказывают регулирующее воздействие на экономику через стимулирование или торможение деятельности субъектов рынка. Изменяя ставку кредита, процент по вкладам, норму обязательных резервов банков, проводя операции на открытом рынке, государство оказывает влияние на величину инвестиций, производство и занятость населения, динамику цен. В условиях спада производства государство применяет методы, стимулирующие экономическую активность. И, наоборот, при «перегреве» экономики вводит экономические меры, снижающие эту активность.
К экономическим относят следующие методы, рисунок 3:
|
|
|
Рисунок 3 - Экономические методы регулирования экономики
Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мер в области денежного обращения и кредита, направленная на обеспечение роста реального объема ВВП, стабильности цен, эффективной занятости и выравнивание платежного баланса. К основным направлениям денежно-кредитной политики относятся:
а) операции па открытом рынке, т. е. на рынке правительственных ценных бумаг;
б) политика учетной ставки (дисконтная политика) или ставки рефинансирования, т. е. регулирование процента по займам коммерческих банков у Центрального банка;
в) изменение нормы обязательных резервов банков, т. е. той суммы, которую коммерческие банки обязаны хранить в Центральном банке (без процентов).
Финансовой политикой называются мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны. Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: бюджетной политики (бюджетное регулирование) и фискальной политики (в области налогов и государственных расходов).
Некоторые экономисты к экономическим методам государственного регулирования относят также систему государственного программирования, которое рассчитано на решение крупномасштабных, стратегических задач. Оно может охватывать как всю экономику целом, так и ее отдельные отрасли (например, социальную сферу), регионы, конкретные группы населения и др. В зависимости от использования различных критериев государственные программы можно подразделить на несколько видов. По срокам государственного программирования различают:
а) краткосрочные программы, разрабатываемые на срок от одного года до трех лет;
б) среднесрочные программы, рассчитанные на 3-5 лет;
в) долгосрочные программы, которые составляются на срок от 5 лет и более.
По объектам государственного программирования подразделяются следующие программы, рисунок 4:
Рисунок 4 - Объекты государственного программирования
Общегосударственные программы содержат основные и значимые для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Эти программы направлены на регулирование деятельности государственного сектора и частных фирм.
Региональные программы охватывают деятельность отдельных частей экономики. В некоторых странах для социально-экономического развития регионов используют региональное планирование.
Целевые программы предусматривают развитие конкретных направлений, например, научных исследований, а также поддержку отдельных групп населения.
Отраслевые программы направлены на развитие отдельных отраслей.
Чрезвычайные программы разрабатываются в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии вследствие экономических кризисов, экологических катастроф, ведения военных действий.
Информация о работе Основные инструменты регулирования естественной монополии