Основные экономические школы и их взгляды на роль государства в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:46, реферат

Описание работы

Первой в ряду теорий, объясняющих роль государства в экономической жизни, находится классическая теория, согласно которой в XVIII в, когда она сложилась, наиболее уместна для государства была роль наблюдателя свободной игры рыночных сил.
Классическая школа - крупнейшее направление в экономической науке за II период ее существования. Более того, отождествление экономической теории этого периода с классической школой не будет сильным преувеличением.

Содержание работы

I Основные экономические школы и их взгляды на роль государства в экономике. Классическое направление. Кейнсианское направление. Неоклассическое направление. Маржиналист……………………………………..2

II Современная экономическая система и роль государства в современной экономике. Необходимость государственного вмешательства в экономику ….12

Список использованной литературы………………………………………………...15

Файлы: 1 файл

1111111го регелированиее.docx

— 41.35 Кб (Скачать файл)

7. Излишне неравномерное  распределение доходов, которое,  если государство не принимает  мер для "социальной компенсации"  малоимущим и обездоленным слоям  населения, ставит под угрозу  общественную стабильность.

8. Наличие обязательных  товаров (например, начальное образование), потреблять которые общество  может заставить только государство,  но никак не рынок. 

Из указанных и других проявлений несовершенства рынка вытекает не только сама по себе необходимость  государственного регулирования, но и  экономические функции государства, которые и реализуются посредством такого регулирования.

Государственное регулирование  экономики (госрегулирование) - процесс  воздействия государства на хозяйственную  жизнь общества и связанные с  ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая  и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). При этом для достижения поставленных целей используется определенный набор средств (инструментов).

Рыночный механизм управления является потенциально эффективным  методом координации и согласования хозяйствующих субъектов. Рынок  обусловливает высокую и постоянную ответственность за своевременное  и качественное принятие хозяйственных  решений и результаты деятельности. Если рыночные цены складываются под  влиянием спроса и предложения, то производители  получают наиболее полную информацию о том, что выпускать, в какие  сроки. Рыночные цены обусловливают  принятие решений в области инвестиционной политики, распределении труда и  т.п.

Однако нерегулируемый и  непрогнозируемый рынок объективно не может обеспечивать достижения важных долгосрочных целей, решения важных социально-экономических задач. Недостаточно координируемые рыночные отношения  могут приводить к нерациональным затратам из-за выпуска ненужной продукции, частым банкротствам в результате непредвиденных изменений конъюнктуры рынка, состоятельности  и платежеспособности контрагентов и др. Законы рынка по своей сути могут определять перспективы развития всего общества лишь стихийно, с непредсказуемыми результатами. В этом состоит их ограниченность, и именно это диктует необходимость сочетания рыночного механизма с государственным регулированием всей экономики.

Именно в силу несостоятельности  и несовершенства рынка государственное  вмешательство в экономику даже развитых стран становится необходимым  и оправданным. Причем чем выше уровень  развития производительных сил, тем  выше разделение труда между предприятиями, отраслями, чем выше роль конкуренция, тем более необходимо государственное  экономическое регулирование.

В XX в. главным идеологом и основоположником теории и практики регулирования экономики является английский экономист Дж. Кейнс. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику, т.к. у свободного рынка отсутствуют механизмы, способные обеспечивать стабильность экономики. Свой вклад в разработку теоретической системы Кейнса внесли А. Хансен, П. Самуэльсон, Р. Масгрейв, Дж. Хикс и др.

Государственное регулирование - это система мер по централизованному  воздействию государства, его федеральных  и региональных органов на основные элементы рынка - спрос и предложение, условия реализации (включая цены), качество товаров, рыночную инфраструктуру, конкуренцию и др.

Обычно выделяют три глобальные функции государства: эффективность, справедливость и стабильность.

Эффективность

Государство призвано создать  такую экономическую ситуацию, используя  различные экономические инструменты, которая обеспечила бы эффективное  функционирование производства. В частности  большое значение имеют антимонопольная  деятельность государства, активизация  конкуренции, обеспечение максимально  благоприятных условий для действия рыночного механизма.

Справедливость

Для рынка справедливым считается  получение высоких доходов теми, кто преуспел в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов  и рабочей силы, и наличие низких доходов у тех, кто потерпел в  этом неудачу. Чисто рыночное распределение  вовсе не гарантирует получения  прожиточного минимума. Поэтому государство  берет на себя функцию перераспределения  доходов через налоги, а также  поддержание нетрудоспособных, престарелых  и т.п. Государство заботится о  занятости населения, гарантирует  минимальный уровень потребления  через минимальную зарплату.

Стабильность

Государство поддерживает экономическую  стабильность, сглаживает циклическую  форму развития экономики. Проводит оно и антимонопольную политику.

Государство берет на себя решение тех функций, которые  принципиально не может осуществить сам рынок. Следовательно, государственное регулирование дополняет, корректирует чисто рыночный механизм.

В различных странах выбраны  проверенные опытом разнообразные  методы регулирования экономики: налоговая  система, контроль над ценами, экспертные оценки, долгосрочные нормативы, предельные лимиты и т.д. - это позволяет активно  влиять на рынок и регулировать отношения  купли-продажи производителей и  потребителей. Эти методы должны постоянно  обновляться и совершенствоваться с учетом новых задач и условий  развития всей экономики, не сковывать  инициативу и предприимчивость. Так, можно обеспечить гибкое использование  плановых и рыночных начал не на основе их противопоставления, а путем эффективного сочетания.

 


Информация о работе Основные экономические школы и их взгляды на роль государства в экономике