Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2015 в 12:14, реферат
Экономическая теория особенно необходима тем, кто принимает экономические решения, проводя экономическую политику на микроуровне - уровне отдельного предприятия или на макроуровне - уровне всего народного хозяйства. При этом она помогает принимать правильные решения не только с точки зрения интересов отдельного человека, но и всей экономики в целом, интересов большинства людей.
Первые экономические школы начинают зарождаться в XVI-XVII вв.
История экономической теории насчитывает 8 экономических школ.
Введение………………………………………………………………......3
Меркантилизм………………………………………………………….4
Физиократы…………………………………………………………….5
Классическая школа экономической теории………………………...5
Экономическая школа утопического и научного коммунизма (марксизм)………………………………………………………………7
Неоклассическая школа экономической теории……………………..8
Кейнсианство…………………………………………………………...9
Экономическая школа Институционализма…………………………9
Школа Неоконсерватизма (Школа Монетаризма)………………….10
Заключение………………………………………………………………..12
Список использованных источников……………………………………13
Экономическая школа Институционализма
Институционализм (от лат. institutum -установление, учреждение) -экономическое учение, уделяющее основное значение роли, которую играют институты в области принятия и направленности экономических решений, их эффективности и экономической деятельности вообще.
Метод институционализма основывается на изучении людей, институтов управления и права, общества.
Понятие институционализма включает в себя два аспекта: «институции» -нормы, обычаи поведения в обществе, и «институты»- закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений.
Смысл институционального подхода состоит в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических категорий и процессов в чистом виде, а включить в анализ институты, учитывать внеэкономические факторы.
Представители этой школы — Торстейн Веблен, Джон Гэлбрейт, Рональд Коуз, Дуглас Норт - исходят в своих трудах из тесной взаимосвязи динамично меняющихся в процессе эволюции экономических и неэкономических факторов. Основное внимание теория уделяет роли, которую выполняют различные институты в принятии экономических решений, причем, под общественными институтами понимаются самые различные структуры и отношения - от собственности и рынка до семьи и профсоюза. Особое значение приобретают элементы социальной структуры, формы организации и регулирования экономической деятельности. Без социального контроля со стороны общества за деятельностью всей совокупности институтов, прежде всего экономических, нельзя добиться эффективного функционирования системы. Особенно важно в тех сферах, где наиболее отчетливо проявляется несостоятельность рынка - экономические, социально-культурные и региональные современные проблемы.
Школа Неоконсерватизма (Школа Монетаризма)
Неоконсерватизм - (монетаризм, теория предложения, теория рациональных ожиданий) – защита идей свободного предпринимательства и принципа саморегулирования рыночной системы. Рынок признается наиболее эффективным способом организации хозяйства, роль государства сводится к обеспечению условий для свободной конкуренции.
Основателем школы неоконсерватизма является Милтон Фридман.
Основной тезис монетаристов - «деньги- главный и решающий фактор рыночного хозяйства». Абсолютизация сферы обращения характерна для этого направления развития экономической мысли. Основной заслугой монетаристов считается детальная проработка вопросов, связанных с антиинфляционной денежной политикой государства. Рекомендации монетаристов легли в основу многих экономических реформ, проводимых в странах, вставших на путь рыночных преобразований, в частности реформы Гайдара Е.Г. в России. Освобождение с января 1992 г. цен от государственного регулирования при сохранившейся монополизации производства и рынка привело к резкому взлету цен к концу 1992 г. примерно в 150 раз. Рост зарплаты катастрофически отставал от роста цен. Оказались фактически конфискованными денежные сбережения населения, резко снизился его жизненный уровень, возросла социальная незащищенность людей. Главной ошибкой такой политики было необдуманное использование теоретических рекомендаций монетаристов без учета специфики российской экономики.
Заключение
Экономические школы - системы взглядов и теоретических изысканий представителей различных направлений экономической мысли, имеющие своих основоположников и последователей, обосновывающих собственную концепцию и пытающихся объяснить основные законы экономического развития общества и предложить определенные пути преодоления противоречий и основные направления дальнейшего развития общества.
В любой экономической системе первичную роль играет производство распределения, обмена, потребления. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга; ими являются социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; организационно-правовые формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм, то есть способ регулирования экономической деятельности на макро и микроэкономических уровнях. В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов.
Список использованных источников.
1.Воробьев, Е.М. Экономическая
теория [Текст]: учеб. пособие / Е.М. Воробьев,
А.А. Гриценко, М.Н.Ким. - Харьков.:Пресс-Фортуна,1997.-
2. Попов, А.И. Экономическая теория [Текст]: учебник для вузов/ А.И. Попов.- СПб.: Питер, 2006.-473с.
3.Седов, В.В. Экономическая теория [Текст]: учеб. пособие / В.В. Седов.-Челябинск, 2002.-115 с.