Основные модели рыночной экономики: преимущества, недостатки, перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: путём теоретического исследования выделить общую классификацию моделей рыночной экономики, а также определить их особенности.
Поставленная цель предопределяет необходимость решения следующих задач:
выявить основные модели рыночной экономики, их критериальные характеристики;
проанализировать модели рыночной экономики на примере США, Германии, Швеции, Японии, Китая, а также выделить их характерные черты;
охарактеризовать современную рыночную экономику Республики Беларусь;
рассмотреть перспективы и прогнозы развития экономики нашей страны.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………. 3
МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ИХ КРИТЕРИАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ……………………………………………………………. 5
МНОГООБРАЗИЕ МОДЕЛЕЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ НА ПРИМЕРЕ США, ГЕРМАНИИ, ШВЕЦИИ, ЯПОНИИ, КИТАЯ…………… 10
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ…………………22
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованных источников……………………………

Файлы: 1 файл

Курс.doc

— 313.50 Кб (Скачать файл)

Финансовой  основой скандинавской социал-демократии является государственный бюджет, который предполагает достаточно высокий уровень государственных расходов, для финансирования которых установлен достаточно высокий уровень налогового бремени. Таким образом, государственный сектор скандинавской экономики – это отнюдь не тотальное государственное регулирование и контроль, полномасштабная государственная собственность, а перераспределение государством ВВП через налоговую систему для достижения принципа социальной справедливости.

Такая модель присуща  экономике стран северной Европы и прежде всего скандинавским странам. Теоретическую основу социал-демократической, или скандинавской, модели рыночной экономики образует концепция «всеобщего благосостояния» (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия), которая была выдвинута в 50-е годы прошлого века.

В социал-демократической модели рыночной экономики «государству всеобщего благоденствия» отводится роль верховной силы. Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Социальное благосостояние рассматривается как стратегическая цель деятельности государства. В итоге около 60% ВВП перераспределяются через государственный бюджет на социальные и экономические цели развития. Особое внимание государство уделяет открытию новых рабочих мест.

Основными экономическим  функциями государства в скандинавской экономике являются разработка долговременной стратегии развития экономики (выработка приоритетов развития национального хозяйства, инвестиционная политика, стимулирование НИОКР, внешнеэкономическая стратегия) и законодательное регулирование предпринимательства.

Социальная  направленность скандинавской модели заключается в:

  • перераспределительной роли государства в экономике: воздействии на экономику через механизм налогообложения, действии принципа «выравнивания доходов» путем передачи части доходов предпринимателей в пользу трудящихся, работающих по найму, социальной защите населения;
  • активности общества в социально-экономических процессах: на практике воплощается принцип социального партнерства трудящихся, профсоюзов и предпринимателей;
  • экономической политике властей, нацеленной на первоочередное решение социальных проблем, в частности уменьшение количества безработных;
  • высокой этике труда и предпринимательской культуре, высочайших морально-этических нормах поведения жителей скандинавских стран [3, с. 261].

Разнообразие  страновых моделей наблюдается  и в бывших развивающихся, а сегодня уже достаточно развитых странах.

2 МНОГООБРАЗИЕ  МОДЕЛЕЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ НА ПРИМЕРЕ США, ГЕРМАНИИ, ШВЕЦИИ, ЯПОНИИ, КИТАЯ

 

 

Когда речь идет о модели рыночной экономики, то сразу следует заметить, что единой модели для всех стран мира не существует. Это объясняется историческими особенностями стран: географическим положением, уровнем экономического развития, уровнем грамотности населения, традициями, религией и др. Рассмотрим модели экономического устройства на примере некоторых стран.

Соединенные Штаты  Америки – ведущая держава  капиталистического мира, обладающая крупнейшим экономическим и научно-техническим потенциалом.

Американская модель – это либеральная рыночно-капиталистическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности. Американская социально-экономическая модель ориентируется на минимизацию участия государства в производстве товаров и услуг, на дерегулирование своей экономики.

Соединенные Штаты  Америки обладают колоссальной экономической силой и занимают первое место в мире по производству промышленных товаров. Несмотря на это, самый большой доход государству приносят предприятия сферы обслуживания (не производящие никаких товаров) – то есть медицина, торговля, банковское дело, страховые компании и пр. Сельское хозяйство приносит стране меньший доход, чем промышленное производство и сфера обслуживания, но все равно имеет огромное значение для экономики США.

В отличие от других стран, закупающих продовольствие для того, чтобы прокормить свое население, США практически полностью  обеспечивают себя. Экономика США  в большой степени основана на свободных рыночных отношениях, при которых различные компании конкурируют на рынке сбыта [4, с.114].

Модель экономики  этой страны основана на высоком уровне производительности труда и ориентации граждан на достижение личного успеха. Госрегулирование, которое имеет место на деле, осуществляется индикативно, то есть преимущественно косвенными методами воздействия на интересы и поведение субъектов хозяйственной деятельности. Америка предлагает свою систему свободного предпринимательства другим странам в качестве образца для подражания. Экономический успех этой страны, кажется, подтверждает точку зрения, согласно которой экономика функционирует наилучшим образом, когда государство дает возможность компаниям и частным лицам самостоятельно добиваться успеха – или терпеть неудачи – в зависимости от их заслуг на открытых рынках в условиях свободной конкуренции. Сложная паутина устанавливаемых государством регулирующих правил определяет многие аспекты деловой активности [5, с.123].

Исторически государственная  политика США в отношении бизнеса характеризовалась французским термином "laissez-faire", что значит «оставить в покое».

Государственное регулирование частного бизнеса  можно разделить на две категории – экономическое регулирование и общественное регулирование. Роль экономического регулирования заключается главным образом в контроле над ценами. Общественное регулирование преследует цели, не являющиеся чисто экономическими - например, безопасность труда и чистота окружающей среды. Также общественное регулирование призвано тормозить или запрещать вредное для общества поведение компаний и поощрять поведение, считаемое желательным для общества.

Роль государства  в американской модели минимальна. Она сводится в основном к перераспределению  части доходов в пользу малоимущих и незанятых, формированию правовой базы, регулирующей бизнес, и определению стратегии в области образования [6, с.122].

Государство решает такие задачи, как определение национальной стратегии; обеспечение правовых основ деятельности общества; регулирование кредитно-финансовых отношений; развитие экономической инфраструктуры; проведение научно-технической и промышленной политики; развитие социальной сферы и обеспечение внешней безопасности.

К особенностям американской модели рынка относится  ярко выраженный антициклический, антиинфляционный характер вмешательства государства в рыночную экономику. Государство оказывает регулирующее воздействие на рынок на всех трех уровнях управления – федерального правительства, правительств штатов, муниципалитетов. Это регулирование осуществляется прежде всего через систему государственного лицензирования производства определенных товаров, ограничения вывоза ряда товаров в другие страны. Контроль за денежным обращением осуществляется при помощи банковского кредита. Правительство выступает регулятором и на рынке труда путем определения минимального размера зарплаты, создания фронта общественных работ [7, с.65].

В целом, американская модель построена на системе поощрения  предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения, создания малообеспеченным группам приемлемого уровня жизни за счет частичных льгот и пособий. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

Итак, можно  выделить основные черты американской модели:

  • абсолютное преобладание частной собственности;
  • законодательное обеспечение максимальной свободы субъектов рынка;
  • ограничение сферы государственного регулирования;
  • относительно небольшая доля государственного бюджета в ВВП и удельного веса госинвестиций и выплат по линии социального обеспечения в структуре государственных расходов.

Американская  экономическая модель существенно  повлияла и на рост жизненного уровня населения. Современный средний  класс в настоящее время имеет больше материальных благ, чем ранее.

Несмотря на преимущества американской экономической  модели, все чаще дают о себе знать ее недостатки, которые состоят, прежде всего:

  • в большом разрыве уровня жизни богатых и бедных, резкое различие в уровне зарплаты;
  • в низком уровне начального и среднего образования;
  • в отсутствии критерия социальной отдачи на вложенный капитал, в противовес европейской, считая единственным критерием для оценки эффективности работы предприятия доход от вложенного капитала;
  • в дефиците годового внешнеторгового баланса (страна больше ввозит, чем экспортирует).

Модель  экономического устройства Германии – это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. В Германии государству отведена регулирующая функция. При этом действует принцип: «как можно меньше государства, насколько это возможно, и столько государства, насколько это нужно».

В экономике  Германии государству отведены, главным  образом, регулирующие функции в  интересах обеспечения свободы  конкуренции, устойчивости цен, высокой  занятости, внешнеэкономической динамики и сбалансированности.

Государственное влияние на развитие отдельных отраслей и экономики осуществляется с  помощью инструментов налоговой, кредитно-финансовой, таможенной, инвестиционной, антимонопольной  политики, а также политики в сфере  занятости. Правительство ФРГ основное внимание уделяет росту экономики и занятости населения.

Основные черты  германской модели:

  • смешанная экономика характеризуется более или менее значительным государственным сектором;
  • осуществляется государственное регулирование не только макроэкономических процессов, но и отдельных сфер деятельности хозяйствующих субъектов;
  • социальная ориентация экономики, существенный патернализм (отеческое отношение) государства реализуется по отношению ко всем членам общества, обеспечивая таким путем гарантии определенного уровня удовлетворения потребностей населения в услугах здравоохранения, образования, культуры, в жилье;
  • направленность регулирования на поддержание свободной конкуренции, уменьшение концентрации капиталов в немногих руках, создание новых хозяйственных единиц;
  • регулирование занятости населения с ориентацией на минимизацию безработицы; большой удельный вес госбюджета в ВВП (хотя ФРГ находится в середине развитых капиталистических стран по этому показателю); регулирование экономики в основном через кредитно-денежную политику, а не бюджетно-финансовую [6, с.123].

В целом, в соответствии с полученным общим индексом регулирования  экономики (при значении индекса 0 –  государство не вмешивается в  экономику, 100 – государство полностью  регулирует экономику) Германия находится на 22 месте (50 баллов) из 28 стран, пропустив далеко вперед такие страны, как Новая Зеландия (23 балла), США (24 балла) и Великобритания (26 баллов). При подсчете общего индекса, наряду с регулированием рынка труда, учитывались также рамочные условия работы на товарном и финансовом рынках, а также в образовательном и исследовательском секторах.

Правительство ФРГ преследует цель разгрузить предприятия  и граждан от излишней бюрократии и связанных с ней издержек, высвободив тем самым ресурсы для инноваций и инвестиций.

Проводится  работа по законодательному облегчению давления на малый бизнес в следующих  областях:

  • статистической, справочной документации и бухгалтерского учета;
  • ускорения и упрощения лицензирования при осуществлении внешнеторговых операций;
  • сокращения и упразднения двойных проверок;
  • унификации пороговых величин [8].

Особенностью  немецкой модели является регулирование экономики через кредитно-денежную политику. Воздействие на уровень цен, структуру спроса и предложения проводится не через налоговую систему, а через поддержание оптимального сочетания между величиной совокупного ссудного капитала и капитала, занятого в промышленности, и связанной с этим величиной процента.

Важным каналом  регулирования рынка является валютно-финансовое регулирование, осуществляемое через поощрение экспорта как источника валюты и содействие импорту, обеспечивающему благоприятный валютный курс марки.

Специфика германской модели проявляется и в бюджетно-налоговой политике. Размеры налогов и госбюджета увязываются с ростом экономики. Налоговая политика направлена на сдерживание чрезмерного роста экономики и ставит задачу не перераспределения, а замораживания инфляционных доходов.

В координации  и осуществлении экономической  и финансовой политики государства участвуют следующие органы:

- Конъюнктурный  совет государственных органов;

- Совет финансового  планирования;

- Экспертный  совет по оценке общеэкономического  развития.

Регулирующие  функции в области экономики  от имени государства выполняют ряд министерств и ведомств ФРГ и, в первую очередь, Федеральное министерство экономики и технологий, Министерство финансов и Министерство продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей Германии [5, с.127].

Информация о работе Основные модели рыночной экономики: преимущества, недостатки, перспективы развития