Основные модели смешанной экономики (американская, шведская, японская)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Анализ экономической теории вне ее взаимосвязи с реальным экономическим развитием возможен и имеет самостоятельное значение, но представляется малопродуктивным, поскольку сводит экономическую теорию к ее собственным проблемам и не всегда указывает на ее перспективы. Между тем все основные направления и школы экономической теории сформировались в XIX веке и лишь немногие из них восприняли изменения экономического и социального развития XX века.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты смешанной экономической системы…………4
Основные черты. .………………………………………………………4
Зарождение смешанной экономики…………………………………...5
Модели смешанной экономики………………………………………..6
2. Смешанная экономика и ее модели………………………………………8
2.1 Американская модель…………………………………………………..9
2.2 Японская модель………………………………………………………..17
2.3 Шведская модель……………………………………………………….24
3. Государство в смешанной экономике…………………………………...30
Заключение…………………………………………………………………...34
Список использованной литературы………………………………………..36

Файлы: 1 файл

Эконом теория.Курсовая.2010.doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)

        Все отмеченные  выше перемены в немалой степени  повлияли на развитие американской  экономики в начале нового  столетия.

        Первые годы  ХХI века прошли в США под  влиянием очередного циклического  кризиса, который наряду с другими  факторами осложнил социально-экономическую обстановку в стране. После наиболее длительного за всю послевоенную историю страны экономического подъема, который продолжался более 10 лет и сопровождался впечатляющими результатами по всем макроэкономическим показателям, с 2000 г. в Соединенных Штатах началось замедление темпов экономического роста. В третьем квартале 2001-го оно вылилось в очередной циклический спад: сокращение ВВП составило 1,4%. И хотя в годовом исчислении последующие темпы экономического роста были неизменно положительными, состояние стагнации экономики сохранялось и в 2002-м, и в начале 2003-го года.

        Помимо циклического  кризиса экономика США испытала  шок от террористических атак 11 сентября 2001 года, которые привели  к прямым и косвенным потерям  ВВП на сумму более чем в 140 млрд. долларов (разрушенные здания, спасательные работы, страховые платежи, сокращение спроса на авиа- и автоперевозки и т.д.). Отрицательное влияние на американскую деловую конъюнктуру оказали и корпоративные скандалы 2001-2002 годов. Среди них особенно выделялись банкротства и финансовые махинации в крупнейших корпорациях «Энрон» и «Уорлдком», в также в аудиторской компании «Артур Андерсен».

        Кризису, а  затем и последующей стагнации, способствовал также обвал фондового  рынка, затронувший прежде всего высокотехнологичные компании. На волне бурного подъема 1990-х годов и связанных с ним спекулятивных ожиданий их акции были значительно переоценены. К этому следует добавить войну США в Ираке, которая в первые годы нового столетия заметно влияет на федеральный бюджет страны, увеличивая его дефицит.

        Эффект от  этих негативных процессов был  весьма отрицательным. Безработица  возросла с 4% в 2000-м до 6,3% в 2003 году, объем инвестиций в экономику  за это время сократился более чем на 20%, масштабы личного потребления уменьшились на 22%, упали прибыли корпораций. На мировых валютных рынках понизился курс доллара относительно других валют, прежде всего – евро (с 0,95 в 2001 г. до 1,13 в 2003-м). Вновь увеличилась доля американцев, проживающих за чертой бедности: в 2002 г. их численность поднялась до 12,1%.

        В том же 2002 г. после четырех профицитных  лет федеральный бюджет США  был вновь сведен с дефицитом  в 158 млрд. долларов. В дальнейшем  – в 2003 и 2004 финансовых годах дефициты федерального бюджета возросли до 375 и 412 млрд. долларов, что, соответственно, составляло 3,5 и 3,6% ВВП. А согласно принятому федеральному бюджету на 2005 финансовый год, его дефицит составит уже 427 млрд. долларов – 3,5% ВВП. ВВП США в 2010 вырастет на 2,6%, а в 2011 году рост американской экономики замедлится до 2,3%. Продолжает оставаться высоким и государственный долг Соединенных Штатов – около 7 трлн. долларов, или приблизительно 60% ВВП3.

        И все же  статистические данные свидетельствуют, что вопреки всем негативным тенденциям к 2008 г. экономика США в основном оправилась от кризисных явлений и вступила в период экономического подъема – впрочем, не очень быстрого и не слишком стабильного. Поквартальные данные прироста ВВП за 2008 г. заметно разнятся – от 1,9% до 7,4%. Однако среднегодовой показатель в 3,0% выглядел вполне удовлетворительно. Однако итоговый показатель роста ВВП был весьма внушительным – 4,4%. И эти данные тем более показательны, что динамика экономического роста в США заметно выше, чем в других странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – средний прирост ВВП ее участников составил только 2,7%5.

        По сравнению  с кризисным периодом улучшилась  ситуация на рынке труда. Только  в 2004 г. в стране было создано 2,2 млн. новых рабочих мест. Уровень безработицы сократился в январе 2005 г. до 5,2% по сравнению с 6,3% в июне 2003-го – максимальным уровнем последних лет. Безработица в стране, по данным фонда 9,7% в 2010 году и 9,6% в 2011 году. Вместе с тем темпы роста занятости все еще отстают от роста экономики. Многие экономисты связывают это с подъемом производительности труда, демонстрирующим устойчивые темпы на протяжении всего послекризисного периода.

        В период 2000-2009 годов, приходящийся, в том числе на кризис и стагнацию, среднегодовые темпы роста производительности труда в несельскохозяйственном секторе экономики превысили 4,3%, что заметно превосходит аналогичные показатели за все периоды в последние 30 лет.

        Наиболее вероятное  объяснение этого феномена – кумулятивный эффект постоянного внедрения в экономику новых технологий (прежде всего информационных), который даже на послекризисных фазах оживления и подъема не привел к заметному росту занятости.

        Несомненно, что  именно рост потребительских расходов, на которые приходится 70% ВВП, а также увеличение инвестиций стали главными факторами выхода США из экономического кризиса 2001 года и дальнейшего ускорения экономического роста.

        На фоне  экономического подъема экспорт в США увеличился на 4%; но еще в большей степени – на 9,2% – возрос импорт, что также напрямую связано с ускорившимся экономическим ростом. В результате дефицит торгового баланса США достиг 5,25% ВВП или 617 млрд. долларов. Объем внешней торговли товарами и услугами превысил 3 трлн. долларов. Возрос также и дефицит текущего платежного баланса – свыше 650 млрд. долларов (5,6% ВВП). Именно эти дефициты, наряду с дефицитом федерального бюджета (т.н. «тройной дефицит»), рассматриваются в США как наиболее серьезная угроза экономическому росту, представляющая опасность для стабильности на финансовых рынках, денежного рынка (угроза инфляции) и курса доллара.

        Важное событие  во внешнеэкономических связях  США, произошедшее в 2003 году, – превращение  Китая во второго по величине (после Канады) импортера Соединенных Штатов. На его долю приходится 12,5% от общего импорта в США – 158 млрд. долларов. При этом номенклатура поставляемых китайских товаров, заметно расширилась – это уже не только текстильные изделия, одежда и игрушки, но и во все большей степени сложные машинно-технические изделия.

        США являются  как крупнейшим международным  инвестором, так и кредитором. Стоимость  американских активов за рубежом  превышает 6,5 трлн. долларов. Одновременно  Соединенные Штаты – крупнейший реципиент иностранного капитала: стоимость иностранных активов превышает 8,5 трлн. долларов. Такое положение способствует увеличению отрицательного сальдо торгового баланса страны. Однако приток иностранных капиталовложений превышает вывоз американского капитала за рубеж, и это позволяет американской экономики сохранить привлекательность для других стран. Америка получает возможность использовать инвестиционные ресурсы остального мира. Следует также иметь в виду, что значительная часть вывоза капитала из США осуществляется через американские транснациональные корпорации (ТНК) за рубежом. Из 500 крупнейших ТНК 162 имеют американское происхождение.

        Соединенные  Штаты занимают, безусловно, лидирующие  позиции в мировой экономике. Их лидерство опирается на размеры хозяйства страны и уровень его развития, мощный научно-технический потенциал, зрелость и динамизм развития рыночных институтов и механизмов, эффективность государственного регулирования экономики.

        США принадлежит  крупнейшая доля в мировом ВВП, которая по паритету покупательной способности (ППС) валют превышает 21,3%. По этому показателю к Соединенным Штатам приближается только Европейский Союз: 25 стран Европы производят около 20% мирового ВВП.

        Несмотря на  выход американской экономики из кризиса, ослабление доллара на мировых валютных рынках (прежде всего по отношению к евро) продолжается. Эта тенденция отражает, с одной стороны, растущий дефицит бюджета и американского торгового и платежного баланса, а с другой – стремление администрации США использовать слабый доллар в целях ускорения экономического роста и расширения экспорта.

        Таким образом, слабый доллар в настоящее  время выгоден Соединенным Штатам  и не выгоден странам Евросоюза, поскольку сильный евро сдерживает их внешнеэкономическую экспансию. Но чрезмерное ослабление доллара несет определенные угрозы и для США – падение курса доллара делает менее привлекательным вложение иностранных капиталов в американскую экономику и потенциально снижает роль американского доллара как мировой резервной валюты.

        В нынешней  ситуации задача ФРС Соединенных  Штатов состоит в установлении  такой учетной ставки, которая  бы, с одной стороны, стимулировала  экспорт и экономический рост, не допуская чрезмерного удорожания кредитных ресурсов, а с другой – способствовала привлечению иностранных инвестиций. В послекризисный период ФРС уже шесть раз повышала учетную ставку с 1% до 2,5%, стремясь не допустить инфляции и найти ее оптимальный уровень для достижения вышеуказанных целей.

        Таким образом, несмотря на имеющиеся серьезные  проблемы, экономика США в начале  ХХI века продемонстрировала способность  преодолевать возникающие кризисы  различной природы, что свидетельствует  об ее гибкости и высокой  адаптивности к меняющимся условиям. Во многом это определяется сложившейся экономической моделью, все более ориентированной на выработку и реализацию национальных приоритетов развития.

        В более широком контексте экономическая стратегия республиканцев мало чем отличалась от приоритетов демократов. Суммируя, ее можно сформулировать в следующих основных пунктах:

        – ускорение  экономического роста за счет  поддержки благоприятного предпринимательского  климата, в том числе с помощью  снижения налогов, использование  налоговых льгот, активного манипулирования инструментами денежно-кредитного регулирования;

        – ускорение  развития научно-технического прогресса  за счет активной инновационной  политики (опять-таки с помощью  налоговых льгот и амортизационной  политики) и всемерной поддержки фундаментальной науки, включая масштабные государственные инвестиции;

        – осуществление  массированных инвестиций в «человеческий  капитал», то есть рост государственных  расходов в сфере образования, переподготовки рабочей силы  и здравоохранения, а также поощрение расходов частного сектора экономики на эти цели (не случайно, что расходы федерального бюджета на социальные и экономические цели, включая образование и здравоохранение, превысили 62% всех бюджетных затрат, в консолидированном бюджете их доля еще выше);

        – обеспечение  социальной функции государства  через оптимизацию программ в  сфере пенсионного и медицинского  страхования и вспомоществования (в том числе и поддержка  семейных ценностей);

        – наращивание  позитивного эффекта от интеграции американской экономики в мировое хозяйство, от глобализации мировой экономики;

        – борьба  с ухудшением окружающей природной  среды, совершенствование экологических  регуляторов, выработка соответствующей  политики в связи с изменениями мирового климата.

        Американская  система социального обеспечения  возникла в 1935 г. на основе Закона  «О социальном обеспечении». С  одной стороны, этот документ  и последующие поправки к нему  определили порядок оказания  социальной помощи нуждающимся  гражданам. С другой – они сформировали так называемую Общую федеральную программу пенсионного страхования по возрасту, пенсионного обеспечения иждивенцев, страхования по нетрудоспособности. Закон определяет источники финансирования программы, ответственность работодателей и работников, выплачивающих взносы, права получателей пенсий и пособий.

         Все эти 70 лет система государственного  социального обеспечения играла  и продолжает играть важную  роль в помощи пожилым и  нетрудоспособным американцам. Так, выплаты по линии социального страхования и вспомоществования составляют 90% от совокупных доходов более 1/3 пожилых граждан США в возрасте 65 лет и старше. Еще в большей степени зависимы от этой системы представители расовых и этнических меньшинств.

        Средний доход американцев по линии социального страхования составляет 14200 долларов в год. Если бы по-прежнему этот уровень дохода обеспечивали 16 человек, как в 1950-м, то их годовые взносы в фонд национального страхования составили бы менее 1000 долларов на каждого. Но три работника на одного пенсионера, как сейчас, должны платить уже по 4700 долларов в год, а два – по 7100 долларов! Вряд ли многие работающие смогут нести столь тяжкое общественное бремя.

        Расчеты показывают, что к 2018 г. при сохранении нынешнего уровня пенсионных выплат (с поправкой на инфляцию) размеры этих взносов превысят все поступления в систему социального страхования. В 2027 г. дефицит составит более 200 млрд. долларов, а к 2033-му – более 300 млрд. долларов. Если не принять срочных мер по реформированию системы социального страхования, к 2042 г. она для обеспечения пенсионеров потребует 10,4 трлн. долларов – почти в два раза больше совокупного фонда заработной платы всех американцев в 2004-м. Уже сейчас налог с фонда заработной платы на цели социального страхования составляет более 12%, хотя когда-то он был лишь 2%. Если же оставить все как есть, то налог придется поднимать до 18%9.

          ХХI век демонстрирует в целом весьма высокую эффективность сложившейся в США социально-экономической модели. Об этом свидетельствуют высокий уровень экономического и научно-технического развития страны, лидирующие позиции Соединенных Штатов в мировой экономике, и способность их хозяйственного механизма и общественных институтов успешно справляться с возникающими кризисными явлениями и вызовами.

Информация о работе Основные модели смешанной экономики (американская, шведская, японская)