Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 22:39, курсовая работа
Анализ экономической теории вне ее взаимосвязи с реальным экономическим развитием возможен и имеет самостоятельное значение, но представляется малопродуктивным, поскольку сводит экономическую теорию к ее собственным проблемам и не всегда указывает на ее перспективы. Между тем все основные направления и школы экономической теории сформировались в XIX веке и лишь немногие из них восприняли изменения экономического и социального развития XX века.
Введение
1. Теоретические аспекты смешанной экономической системы…………4
Основные черты. .………………………………………………………4
Зарождение смешанной экономики…………………………………...5
Модели смешанной экономики………………………………………..6
2. Смешанная экономика и ее модели………………………………………8
2.1 Американская модель…………………………………………………..9
2.2 Японская модель………………………………………………………..17
2.3 Шведская модель……………………………………………………….24
3. Государство в смешанной экономике…………………………………...30
Заключение…………………………………………………………………...34
Список использованной литературы………………………………………..36
Все отмеченные
выше перемены в немалой
Первые годы
ХХI века прошли в США под
влиянием очередного
Помимо циклического
кризиса экономика США
Кризису, а
затем и последующей стагнации,
способствовал также обвал
Эффект от этих негативных процессов был весьма отрицательным. Безработица возросла с 4% в 2000-м до 6,3% в 2003 году, объем инвестиций в экономику за это время сократился более чем на 20%, масштабы личного потребления уменьшились на 22%, упали прибыли корпораций. На мировых валютных рынках понизился курс доллара относительно других валют, прежде всего – евро (с 0,95 в 2001 г. до 1,13 в 2003-м). Вновь увеличилась доля американцев, проживающих за чертой бедности: в 2002 г. их численность поднялась до 12,1%.
В том же 2002 г. после четырех профицитных лет федеральный бюджет США был вновь сведен с дефицитом в 158 млрд. долларов. В дальнейшем – в 2003 и 2004 финансовых годах дефициты федерального бюджета возросли до 375 и 412 млрд. долларов, что, соответственно, составляло 3,5 и 3,6% ВВП. А согласно принятому федеральному бюджету на 2005 финансовый год, его дефицит составит уже 427 млрд. долларов – 3,5% ВВП. ВВП США в 2010 вырастет на 2,6%, а в 2011 году рост американской экономики замедлится до 2,3%. Продолжает оставаться высоким и государственный долг Соединенных Штатов – около 7 трлн. долларов, или приблизительно 60% ВВП3.
И все же
статистические данные
По сравнению
с кризисным периодом
В период 2000-2009 годов, приходящийся, в том числе на кризис и стагнацию, среднегодовые темпы роста производительности труда в несельскохозяйственном секторе экономики превысили 4,3%, что заметно превосходит аналогичные показатели за все периоды в последние 30 лет.
Наиболее вероятное объяснение этого феномена – кумулятивный эффект постоянного внедрения в экономику новых технологий (прежде всего информационных), который даже на послекризисных фазах оживления и подъема не привел к заметному росту занятости.
Несомненно, что именно рост потребительских расходов, на которые приходится 70% ВВП, а также увеличение инвестиций стали главными факторами выхода США из экономического кризиса 2001 года и дальнейшего ускорения экономического роста.
На фоне экономического подъема экспорт в США увеличился на 4%; но еще в большей степени – на 9,2% – возрос импорт, что также напрямую связано с ускорившимся экономическим ростом. В результате дефицит торгового баланса США достиг 5,25% ВВП или 617 млрд. долларов. Объем внешней торговли товарами и услугами превысил 3 трлн. долларов. Возрос также и дефицит текущего платежного баланса – свыше 650 млрд. долларов (5,6% ВВП). Именно эти дефициты, наряду с дефицитом федерального бюджета (т.н. «тройной дефицит»), рассматриваются в США как наиболее серьезная угроза экономическому росту, представляющая опасность для стабильности на финансовых рынках, денежного рынка (угроза инфляции) и курса доллара.
Важное событие во внешнеэкономических связях США, произошедшее в 2003 году, – превращение Китая во второго по величине (после Канады) импортера Соединенных Штатов. На его долю приходится 12,5% от общего импорта в США – 158 млрд. долларов. При этом номенклатура поставляемых китайских товаров, заметно расширилась – это уже не только текстильные изделия, одежда и игрушки, но и во все большей степени сложные машинно-технические изделия.
США являются
как крупнейшим международным
инвестором, так и кредитором. Стоимость
американских активов за
Соединенные Штаты занимают, безусловно, лидирующие позиции в мировой экономике. Их лидерство опирается на размеры хозяйства страны и уровень его развития, мощный научно-технический потенциал, зрелость и динамизм развития рыночных институтов и механизмов, эффективность государственного регулирования экономики.
США принадлежит крупнейшая доля в мировом ВВП, которая по паритету покупательной способности (ППС) валют превышает 21,3%. По этому показателю к Соединенным Штатам приближается только Европейский Союз: 25 стран Европы производят около 20% мирового ВВП.
Несмотря на выход американской экономики из кризиса, ослабление доллара на мировых валютных рынках (прежде всего по отношению к евро) продолжается. Эта тенденция отражает, с одной стороны, растущий дефицит бюджета и американского торгового и платежного баланса, а с другой – стремление администрации США использовать слабый доллар в целях ускорения экономического роста и расширения экспорта.
Таким образом,
слабый доллар в настоящее
время выгоден Соединенным
В нынешней
ситуации задача ФРС
Таким образом,
несмотря на имеющиеся
В более широком контексте экономическая стратегия республиканцев мало чем отличалась от приоритетов демократов. Суммируя, ее можно сформулировать в следующих основных пунктах:
– ускорение
экономического роста за счет
поддержки благоприятного
– ускорение
развития научно-технического
– осуществление
массированных инвестиций в «
– обеспечение
социальной функции
– наращивание позитивного эффекта от интеграции американской экономики в мировое хозяйство, от глобализации мировой экономики;
– борьба
с ухудшением окружающей
Американская
система социального
Все эти
70 лет система государственного
социального обеспечения
Средний доход американцев по линии социального страхования составляет 14200 долларов в год. Если бы по-прежнему этот уровень дохода обеспечивали 16 человек, как в 1950-м, то их годовые взносы в фонд национального страхования составили бы менее 1000 долларов на каждого. Но три работника на одного пенсионера, как сейчас, должны платить уже по 4700 долларов в год, а два – по 7100 долларов! Вряд ли многие работающие смогут нести столь тяжкое общественное бремя.
Расчеты показывают, что к 2018 г. при сохранении нынешнего уровня пенсионных выплат (с поправкой на инфляцию) размеры этих взносов превысят все поступления в систему социального страхования. В 2027 г. дефицит составит более 200 млрд. долларов, а к 2033-му – более 300 млрд. долларов. Если не принять срочных мер по реформированию системы социального страхования, к 2042 г. она для обеспечения пенсионеров потребует 10,4 трлн. долларов – почти в два раза больше совокупного фонда заработной платы всех американцев в 2004-м. Уже сейчас налог с фонда заработной платы на цели социального страхования составляет более 12%, хотя когда-то он был лишь 2%. Если же оставить все как есть, то налог придется поднимать до 18%9.
ХХI век демонстрирует в целом весьма высокую эффективность сложившейся в США социально-экономической модели. Об этом свидетельствуют высокий уровень экономического и научно-технического развития страны, лидирующие позиции Соединенных Штатов в мировой экономике, и способность их хозяйственного механизма и общественных институтов успешно справляться с возникающими кризисными явлениями и вызовами.
Информация о работе Основные модели смешанной экономики (американская, шведская, японская)