Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 15:08, курсовая работа
Целью исследования курсовой работы – рассмотреть основные направления государственной поддержки малых форм хозяйствования на селе.
Введение 3
1. Значение государственной поддержки малых форм хозяйствования на селе 4
1.1. Роль малых форм хозяйствования в экономике России 4
1.2. Необходимость государственной поддержки малых форм хозяйствования 5
2. Государственная поддержка малых форм хозяйствования 9
2.1. Обеспечение доступности кредитных ресурсов 9
2.2. Повышение уровня технической оснащенности, улучшение породного состава животных. Отраслевые и региональные программы поддержки малых форм хозяйствования 15
2.3. Развитие сельскохозяйственной кооперации 19
2.4. Обеспечение доступа на рынки сельскохозяйственной продукции для малых форм хозяйствования 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Третье важное направление, обеспечивающее гармоничное развитие малого бизнеса на селе – это сельскохозяйственная кооперация.
Сельскохозяйственные
Являясь сельскохозяйственными
Сельскохозяйственные
Непосредственно переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции занимаются перерабатывающие и сбытовые (торговые) потребительские кооперативы. К перерабатывающим кооперативам относятся потребительские кооперативы, занимающиеся переработкой сельскохозяйственной продукции (производство мясных, рыбных и молочных продуктов, хлебобулочных изделий, овощных и плодово-ягодных продуктов, изделий и полуфабрикатов изо льна, конопли, лесо- и пиломатериалов и других). Сбытовые (торговые) кооперативы осуществляют продажу продукции, а также ее хранение, сортировку, сушку, мойку, расфасовку, упаковку и транспортировку, заключают сделки, проводят изучение рынков сбыта, организуют рекламу указанной продукции и другое.
Форма потребительской кооперации является наиболее эффективной формой совместной деятельности малых форм хозяйствования, так как реализация переработанной продукции значительно повышает доходы членов кооперативов. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК», придавая сельскохозяйственной потребительской кооперации особое значение, способствовал ее интенсивному развитию.
Через кооперативы малые сельхозтоваропроизводители получают возможность использовать преимущества крупных предприятий, быть конкурентноспособными на рынке. В лице кооператива у государства появляется профессиональный партнер, с которым можно решить стратегические задачи развития экономики аграрного сектора.
По данным субъектов РФ, на 1 октября 2009 года в целом по России зарегистрировано 5904 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе 1912 кредитных, 1126 перерабатывающих, 2867 снабженческо-сбытовых. Из общего числа зарегистрированных кооперативов фактически работающих 3949 (66,9%), в том числе кредитных – 1399 (73,2%), перерабатывающих – 679 (61,9), снабженческо-сбытовых – 1853 (64,6%).
По состоянию на 1 января 2008 года работающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов насчитывалось 2178 единиц, а по данным на 1 октября 2009 года этот показатель составил 3949 единиц, то есть в ходе реализации Государственной программы их число возросло на 81%. Удельный вес работающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов на уровне 66,9% объясняется интенсивно продолжающимся процессом регистрации сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Согласно сводным данным, 2409 сельскохозяйственных потребительских кооперативов (без кредитных), представивших бухгалтерскую отчетность о своей деятельности за первое полугодие 2009 года.., в состав этих кооперативов входят 51 810 членов, из которых 80,5% - личные подсобные хозяйства и 5,5% - крестьянские (фермерские) хозяйства.
Общий товарооборот сельскохозяйственных потребительских кооперативов (без кредитных), представивших бухгалтерскую отчетность о своей деятельности, за шесть месяцев 2009 года составил 6,2 млрд. руб., что на 36,3% больше показателя аналогичного периода предыдущего года. В 208 году товарооборот 2465 сельскохозяйственных потребительских кооперативов (без кредитных) составил 12 млрд. руб. (+ 94% к товарообороту 2007 года).
В 2006-2009 гг. малыми формами хозяйствования
и сельскохозяйственными
ОАО «Россельхозбанк» за 9 месяцев 2009 года кооперативными организациями в сфере АПК составил 3367 кредитов на сумму 13,4 млрд. руб., в том числе сельскохозяйственным производственным кооперативам - 2576 кредитов на сумму 9,3 млрд. руб., сельскохозяйственным потребительским кооперативам – 429 кредитов на 2,6 млрд. руб., сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам -281 кредит на сумму 1,0 млрд. руб., а также потребительским обществам – 81 кредит на сумму 0,5 млрд. руб.
По сравнению с аналогичным периодом 2008 года сумма кредитов, выданных ОАО «Россельхозбанк» сельскохозяйственным потребительским кооперативам, увеличилась на 9,6%, среднемесячный рост выдачи кредитов сельскохозяйственным потребительским кооперативам составил 0,6%, сельскохозяйственным потребительским кооперативам – 2,4%.
По состоянию на 1 октября 2009 года объем ссудной задолженности сельскохозяйственных потребительских кооперативов составил 8,4 млрд. руб.
В структуре кредитного портфеля сельскохозяйственных
потребительских кооперативов преобладают
инвестиционные кредиты (около 70%). Это
объясняется высокой
В 2009 году доля ОАО «Россельхозбанк» в общем объеме кредитования сельскохозяйственных потребительских кооперативов составила 81,3%, сельскохозяйственных кредитных потребительских – 72,5% от общего объема кредитов и займов, предоставленных данным категориям заемщиков всеми кредитными организациями и кредитными кооперативами.
Четвертым направлением развития малых форм хозяйствования является обеспечение доступности для них рынков сельскохозяйственной продукции.
Развитие сельских территорий и связанного с ними сельскохозяйственного производства сдерживает отсутствие равных условий конкуренции, обусловленное двумя проблемами:
Для обеспечения реализации произведенной
сельскохозяйственными
Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» регулирует правовые отношения в сфере реализации продукции на розничных рынках и направлен на защиту отечественных товаропроизводителей. В соответствии с законом, сельскохозяйственный товаропроизводитель имеет возможность самостоятельно реализовать произведенную им продукции. На розничных рынках, в том числе на сельскохозяйственных рынках или сельскохозяйственных кооперативных рынках в любом регионе России при соблюдении установленных законом требований. На сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынках около 50% торговых мест закреплено за фермерскими и личными подсобными хозяйствами.
Сельскохозяйственные
Минсельхоз России последовательно
выступает с предложениями по
расширению доступа
В то же время для решения сбыта продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах, необходимо активное участие органов управления агропромышленного комплекса в регионах. Следует шире развивать ярмарочные формы торговли в виде сезонных ярмарок, ярмарок выходного дня, выставочных ярмарок и другое.
Развитие ярмарочных форм торговли сельхозпродукцией напрямую связано с облегчением доступа местных сельхозтоваропроизводителей к потребителю, их уходом от «сетевой зависимости», также с экономией средств малообеспеченных слоев населения, что в условиях финансово-экономического кризиса выполняет важную функцию по обеспечению социальной стабильности.
Нормативная база, регулирующая проведение региональных ярмарок, в том числе ярмарок «выходного дня» регионами разработана, законодательно оформлена и действует. Минсельхоз России в работе с регионами просит уделять самое серьезное внимание расширению доступа местных производителей сельскохозяйственной продукции к каналам прямой (без посредников) реализации произведенной ими продукции покупателю, в том числе и для продукции личных подсобных хозяйств.
Заключение
В Российской Федерации в соответствии с общемировыми тенденциями проводится активная и системная государственная политика в отношении малых форм хозяйствования. Крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, индивидуальные предприниматели, сельскохозяйственные кооперативы являются неотъемлемой частью многоукладной сельской экономики и народного хозяйства в целом. Поэтому развитие малых форм хозяйствования на селе, их поддержка со стороны государства является одним из приоритетных направлений развития аграрного сектора экономики.
Решение проблем развития малых форм хозяйствования на селе носит комплексный подход, включающий следующие основные направления:
Повышение эффективности и устойчивости крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования способствовует увеличению объемов сельскохозяйственного производства, улучшению занятости и благосостояния сельского населения, улучшению социального климата в сельской местности, сохранению и развитию сельских территорий.
Список использованной литературы
Журналы
Учебники
Электронные ресурсы удаленного доступа
Информация о работе Основные направления государственной поддержки форм хозяйствования в селе