Основные направления государственной поддержки форм хозяйствования в селе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования курсовой работы – рассмотреть основные направления государственной поддержки малых форм хозяйствования на селе.

Содержание работы

Введение 3
1. Значение государственной поддержки малых форм хозяйствования на селе 4
1.1. Роль малых форм хозяйствования в экономике России 4
1.2. Необходимость государственной поддержки малых форм хозяйствования 5
2. Государственная поддержка малых форм хозяйствования 9
2.1. Обеспечение доступности кредитных ресурсов 9
2.2. Повышение уровня технической оснащенности, улучшение породного состава животных. Отраслевые и региональные программы поддержки малых форм хозяйствования 15
2.3. Развитие сельскохозяйственной кооперации 19
2.4. Обеспечение доступа на рынки сельскохозяйственной продукции для малых форм хозяйствования 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

курсовая МАКРОЭКОНОМИКА.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

 

Третье важное направление, обеспечивающее гармоничное развитие малого бизнеса  на селе – это сельскохозяйственная кооперация.

Сельскохозяйственные производственные кооперативы  (СПК) создаются гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции. То есть основной задачей такого кооператива является кооперирование земельных паев для ведения сельскохозяйственной деятельности.

Являясь сельскохозяйственными товаропроизводителями, сельскохозяйственные производственные кооперативы имеют право на получение государственной поддержки в рамках Государственной программы. Кроме того, государство предоставляет сельскохозяйственным кооперативам право на добровольной основе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Сельскохозяйственные потребительские  кооперативы являются некоммерческими  структурами и создаются сельскохозяйственными  товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного  участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива. Основным направлением деятельности таких кооперативов является не сельскохозяйственное производство, а обслуживание сельскохозяйственного производства членов кооперативов, в том числе снабжение и сбыт сельскохозяйственной продукции, финансовое обеспечение деятельности членов кооперативов.

Непосредственно переработкой и реализацией  сельскохозяйственной продукции занимаются перерабатывающие и сбытовые (торговые) потребительские кооперативы. К  перерабатывающим кооперативам относятся потребительские кооперативы, занимающиеся переработкой сельскохозяйственной продукции (производство мясных, рыбных и молочных продуктов, хлебобулочных изделий, овощных и плодово-ягодных продуктов, изделий и полуфабрикатов изо льна, конопли, лесо- и пиломатериалов и других). Сбытовые (торговые) кооперативы осуществляют продажу продукции, а также ее хранение, сортировку, сушку, мойку, расфасовку, упаковку и транспортировку, заключают сделки, проводят изучение рынков сбыта, организуют рекламу указанной продукции и другое.

Форма потребительской кооперации является наиболее эффективной формой совместной деятельности малых форм хозяйствования, так как реализация переработанной продукции значительно  повышает доходы членов кооперативов. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК», придавая сельскохозяйственной потребительской кооперации особое значение, способствовал ее интенсивному развитию.

Через кооперативы малые  сельхозтоваропроизводители получают возможность использовать преимущества крупных предприятий, быть конкурентноспособными на рынке. В лице кооператива у государства появляется профессиональный партнер, с которым можно решить стратегические задачи развития экономики аграрного сектора.

По данным субъектов РФ, на 1 октября  2009 года в целом по России зарегистрировано 5904 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе 1912 кредитных, 1126 перерабатывающих, 2867 снабженческо-сбытовых. Из общего числа зарегистрированных кооперативов фактически работающих 3949 (66,9%), в том числе кредитных – 1399 (73,2%), перерабатывающих – 679 (61,9), снабженческо-сбытовых – 1853 (64,6%).

По состоянию на 1 января 2008 года работающих сельскохозяйственных потребительских  кооперативов насчитывалось 2178 единиц, а по данным на 1 октября 2009 года этот показатель составил 3949 единиц, то есть в ходе реализации Государственной программы их число возросло на 81%. Удельный вес работающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов на уровне 66,9% объясняется интенсивно продолжающимся процессом регистрации сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Согласно сводным данным, 2409 сельскохозяйственных потребительских кооперативов (без  кредитных), представивших бухгалтерскую  отчетность о своей деятельности за первое полугодие 2009 года.., в состав этих кооперативов входят 51 810 членов, из которых 80,5% - личные подсобные хозяйства и 5,5% - крестьянские (фермерские) хозяйства.

Общий товарооборот сельскохозяйственных потребительских кооперативов (без  кредитных), представивших бухгалтерскую отчетность о своей деятельности, за шесть месяцев 2009 года составил 6,2 млрд. руб., что на 36,3% больше показателя аналогичного периода предыдущего года. В 208 году товарооборот 2465 сельскохозяйственных потребительских кооперативов (без кредитных) составил 12 млрд. руб. (+ 94% к товарообороту 2007 года).

В 2006-2009 гг. малыми формами хозяйствования и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами привлечено более 753 тыс. кредитов, в том числе в 2006 году – 201,1 тыс., в 2007 году – 263,1 тыс., в 2008 году – 182,3 тыс. кредитов. Общая сумма привлеченных кредитов составила около 170 млрд. руб.

ОАО «Россельхозбанк» за 9 месяцев 2009 года кооперативными организациями  в сфере АПК составил 3367 кредитов на сумму 13,4 млрд. руб., в том числе  сельскохозяйственным производственным кооперативам - 2576 кредитов на сумму 9,3 млрд. руб., сельскохозяйственным потребительским кооперативам – 429 кредитов на 2,6 млрд. руб., сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам -281 кредит на сумму 1,0 млрд. руб., а также потребительским обществам – 81 кредит на сумму 0,5 млрд. руб.

По сравнению с аналогичным  периодом 2008 года сумма кредитов, выданных ОАО «Россельхозбанк» сельскохозяйственным потребительским кооперативам, увеличилась  на 9,6%, среднемесячный рост выдачи кредитов сельскохозяйственным потребительским кооперативам составил 0,6%, сельскохозяйственным потребительским кооперативам – 2,4%.

По состоянию на 1 октября 2009 года объем ссудной задолженности  сельскохозяйственных потребительских  кооперативов составил 8,4 млрд. руб.

В структуре кредитного портфеля сельскохозяйственных потребительских кооперативов преобладают  инвестиционные кредиты (около 70%). Это  объясняется высокой потребностью кооперативов, особенно на стартовом  этапе развития, в создании материально-технической базы для производственно-технической базы, для производственно-хозяйственной деятельности. Наибольший удельный вес занимают кредиты, предоставленные на срок от двух до пяти лет (46,2%); кредиты до 1-го года составляют 26,6%. При этом инвестиционные кредиты в основном привлекались на приобретение техники и оборудования – 35,3% от общего объема кредитного портфеля; на строительство и реконструкцию производственных, складских помещений, хранилищ – 12%; на пополнение оборотных средств – 31,5%.

В 2009 году доля ОАО «Россельхозбанк» в общем объеме кредитования сельскохозяйственных потребительских кооперативов составила 81,3%, сельскохозяйственных кредитных  потребительских – 72,5% от общего объема кредитов и займов, предоставленных  данным категориям заемщиков всеми кредитными организациями и кредитными кооперативами.

 

 

 

    1. Обеспечение доступа на рынки сельскохозяйственной продукции для малых форм хозяйствования.

 

Четвертым направлением развития малых  форм хозяйствования является обеспечение доступности для них рынков сельскохозяйственной продукции.

Развитие сельских территорий и  связанного с ними сельскохозяйственного  производства сдерживает отсутствие равных условий конкуренции, обусловленное  двумя проблемами:

    • мелкие товаропроизводители не имеют выхода в розничные торговые сети;
    • крупные товаропроизводители не хотят и не могут эффективно работать в условиях удаленных рынков сбыта.

Для обеспечения реализации произведенной  сельскохозяйственными товаропроизводителями продукции развивается сеть сельскохозяйственных кооперативных рынков. Создаваемых сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, которые выступают в качестве управляющих рынками компаний и ведут на рынке торгово-закупочную деятельность.

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» регулирует правовые отношения в сфере реализации продукции  на розничных рынках и направлен на защиту отечественных товаропроизводителей. В соответствии с законом, сельскохозяйственный товаропроизводитель имеет возможность самостоятельно реализовать произведенную им продукции. На розничных рынках, в том числе на сельскохозяйственных рынках или сельскохозяйственных кооперативных рынках в любом регионе России при соблюдении установленных законом требований. На сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынках около 50% торговых мест закреплено за фермерскими и личными подсобными хозяйствами.

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы в соответствии с Федеральным законом № 271-ФЗ получили возможность выступать в качестве управляющей рынком компании и при этом вести на рынке торгово-закупочную деятельность. Это создает определенные преимущества для членов кооператива по осуществлению самостоятельной торговли на рынке, позволяет производителям централизовать сбыт продукции  на рынке через кооператив.

Минсельхоз России последовательно  выступает с предложениями по расширению доступа сельхозтоваропроизводителей  также и в розничную торговую сеть. Это особенно актуально для личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств.

В то же время для решения сбыта  продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах, необходимо активное участие органов управления агропромышленного  комплекса в регионах. Следует шире развивать ярмарочные формы торговли в виде сезонных ярмарок, ярмарок выходного дня, выставочных ярмарок и другое.

Развитие ярмарочных форм торговли сельхозпродукцией напрямую связано  с облегчением доступа местных  сельхозтоваропроизводителей к потребителю, их уходом от «сетевой зависимости», также с экономией средств малообеспеченных слоев населения, что в условиях финансово-экономического кризиса выполняет важную функцию по обеспечению социальной стабильности.

Нормативная база, регулирующая проведение региональных ярмарок, в том числе ярмарок «выходного дня» регионами разработана, законодательно оформлена и действует. Минсельхоз России в работе с регионами просит уделять самое серьезное внимание расширению доступа местных производителей сельскохозяйственной продукции к каналам прямой (без посредников) реализации произведенной ими продукции покупателю, в том числе и для продукции личных подсобных хозяйств.

 

 

 

 

Заключение

 

В Российской Федерации в соответствии с общемировыми тенденциями проводится активная и системная государственная политика в отношении малых форм хозяйствования. Крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, индивидуальные предприниматели, сельскохозяйственные кооперативы являются неотъемлемой частью многоукладной сельской экономики и народного хозяйства в целом. Поэтому развитие малых форм хозяйствования на селе, их поддержка со стороны государства является одним из приоритетных направлений развития аграрного сектора экономики.

Решение проблем развития малых форм хозяйствования на селе носит комплексный подход, включающий следующие основные направления:

    • доступность кредитных ресурсов, размеры процентных кредитных ставок (ее снижение, либо ее субсидирование);
    • повышение уровня технической оснащенности хозяйств и улучшение плодородного состава сельскохозяйственных животных (предоставление малым формам хозяйствования сельскохозяйственной техники и оборудования, племенных животных, оборудование скотомест и другое);
    • сельскохозяйственная кооперация (стимулирование участия субъектов малых форм хозяйствования в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, повышение конкурентоспособности созданных кооперативов, размещение среди них государственных и муниципальных продовольственных заказов, предоставление им торговых площадок в крупных населенных пунктах;
    • обеспечение доступа на рынки сельскохозяйственной продукции (развитие сети сельскохозяйственных кооперативных рынков, которые выступают в качестве управляющих рынками компаний и ведут на рынке торгово-закупочную деятельность; расширение доступа сельхозтоваропроизводителей также и в розничную сеть; развитие ярмарочных форм торговли).

Повышение эффективности и устойчивости крестьянских (фермерских) хозяйств и  других малых форм хозяйствования способствовует увеличению объемов сельскохозяйственного производства, улучшению занятости и благосостояния сельского населения, улучшению социального климата в сельской местности, сохранению и развитию сельских территорий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

Журналы

 

  1. Лубков А.Н. Повышать эффективность господдержки малых форм хозяйствования в АПК // Экономика с.-х. и перерабатывающих предприятий. - 2011. - № 2.
  2. Некрасов Р., Болдов Д. Местная власть и Государственная программа развития сельского хозяйства // Экономика сельского хозяйства России. – 2009. - № 1.
  3. Скальная М.М., Буркин Д.Е. Методические подходы к классификации малых форм хозяйствования на селе // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. – 2009. - № 11
  4. Скрыник Е.Б. Повышение производительности и финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе // Экономика с.-х. и перерабатывающих предприятий. – 2010. - № 2.
  5. Ткач А., Черных А. Развитие мелкого предпринимательства в аграрной сфере // Международный с.-х. журнал. – 2010. - № 3.

 

Учебники

 

  1. Курс экономической теории: Учебник для студентов вузов / Под редакцией М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – 7-е изд., дополн. и перераб. – Киров: «АСА», 2010.
  2. Опыт реализации в регионах России государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы / Э.Л. Аронов, Н.А. Глотов; М-во сел. хоз-ва Рос. Федерации, ФГНУ «Росинформагротех». – М.: Росинформагротех, 2009.
  3. Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Архипова, А.К. Большакова. - 3-е изд., прераб. и доп.- М.: Изд-во «Проспект», 2005.
  4. Экономическая теория: Учебник / В.Д. Камаев, М.З. Ильчиков. 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2007.

 

Электронные ресурсы удаленного доступа

 

  1.  http://www.agro-inform.ru/2010/12/sobytie.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Основные направления государственной поддержки форм хозяйствования в селе