Основные научные школы и современные направления развития экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 20:39, лекция

Описание работы

Теоретические представления о хозяйственной деятельности можно найти в трудах мыслителей Древнего мира. Но как наука, экономическая теория начала формироваться в XVI-XVII в.в., в эпоху первоначального накопления капитала. В период становления капитализма, когда господствующие позиции в экономике занимал торговый капитал, возникло экономическое учение, представляющее определенную систему взглядов об источниках происхождения богатства общества. Это учение оказало влияние на экономическую политику многих стран.

Файлы: 1 файл

Тема 1.doc

— 44.00 Кб (Скачать файл)

ВОПРОС 5.  Основные научные школы

                       и современные направления развития

                       экономической теории

 

Теоретические представления о хозяйственной деятельности можно найти в трудах мыслителей Древнего мира. Но как наука, экономическая теория начала формироваться в XVI-XVII в.в., в эпоху первоначального накопления капитала. В период становления  капитализма, когда господствующие позиции в экономике занимал торговый капитал, возникло экономическое учение, представляющее определенную систему взглядов об источниках происхождения богатства общества. Это учение оказало влияние на экономическую политику многих стран. В экономической науке это учение получило название меркантилизма (от итальянского «mercantez» - купец). Экономисты – меркантилисты отождествляли богатство с деньгами и видели источник богатства страны в развитии внешней торговли. Они рекомендовали правительству поощрять продажу товаров и ограничивать их покупку за рубежом.

Наиболее известным представителем меркантилизма был Томас Ман (1571-1641), один из членов Совета директоров Ост-Индской компании. В золотой фонд экономической литературы вошло его небольшое сочинение «Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией».

Дальнейшее развитие капитализма привело к появлению школы физиократов. Представители этого течения считали, что богатство создается в сельском хозяйстве, а источником его служит природа («физио»). Основателем  этого направления был Франсуа Кенэ (1694-1774). В его труде «Экономические таблицы» сделана первая попытка макроэкономического анализа общественного производства.

В конце XVII – начале XVIII в.в. сформировалась школа классической политэкономии, основоположниками которой были У.Петти, А.Смит, Д.Рикардо.

Уильм Петти (1623-1686) основу богатства общества видел в развитии производства. Он сделал вывод о том, что богатство создается трудом. Ему принадлежит известное высказывание о том, что труд – отец богатства, а земля – его мать.

Адам Смит (1729-1780) в книге «Исследования о природе и причинах богатства народов» систематизировал накопленные к тому времени экономические знания, заложил основу трудовой теории стоимости. Наиболее эффективным он считал общество, построенное на принципе экономической свободы предпринимателей.

Давид Рикардо (1772-1823), развил далее теорию трудовой стоимости, внес большой вклад в теорию денег, теорию доходов и теорию дифференциальной ренты.

В начале XIX в.  широкое распространение получили идеи социалистов-утопистов. Французские социалисты-утописты                  Анри де Сен-Симон (1760-1825), Шарль Фурье (1772-1837), англичанин Роберт Оуэн (1771-1858) выступили с критикой капитализма и требованием переустройства системы экономических отношений общества. Хотя их представления о путях создания справедливого общества не соответствовали решениям той среды, в которой они жили, но их взгляды оказали влияние на общественное сознание не одного поколения людей.

В середине XIX в. Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс       (1820-1895) создали учение, получившее название марксизм. Их идеи были дополнены и в некоторой степени переработаны В.И. Лениным, а также советскими экономистами. Марксистская теория исследует экономические законы развития капитализма, показывает необходимость его замены коммунистическим обществом, основанном на общественной собственности на средства производства и плановом управлении экономикой из единого народнохозяйственного центра.

Во второй половине XIX в. сформировалась теория маржинализма.        У истоков этого учения стояли представители австрийской школы  Карл Менгер (1840-1921), Фридрих фон Визер (1851-1926), Эйген фон Бём-Баверк (1851-1914), а также английский экономист   Уильям Стэнли Джевонс (1835-1882).

Маржинализм (от английского слова «marginal», «предельный») – теория, объясняющая экономические явления и процессы исходя из новой идеи – использования величин, характеризующих не сущность явлений, а их изменения в связи с изменением других явлений. Маржинализм опирается на анализ количественной стороны экономической деятельности и использует экономико-математические методы и модели.

 

Основные направления современной экономической мысли:

  • неоклассическое,
  • кейнсианское,
  • институциональное,
  • неоклассический синтез.

 

Неоклассическое направление экономической теории сформировано в работах английского экономиста  А. Маршалла.

Альфред Маршалл (1842-1924) внес существенные изменения в предмет экономической теории. Цена, а не стоимость становится основным объектом анализа. А.Маршалл создал теорию цены на основе объединения маржиналистской теории предельной полезности и классической концепции факторов производства.

Неоклассическое направление экономической мысли представлено современными теориями неолиберализма и монетаризма.

Неолиберализм – теория, согласно которой следует свести к минимуму вмешательство государства в экономику, ибо частное предпринимательство способно обеспечить подъем экономики и рост благосостояния населения. Главными теоретиками неолиберального учения являются американский экономист Людвиг Мизес (1881-1973) и английский экономист           Фридрих фон Хайек (1899-1992).

Монетаризм – теория, основанная на неоклассическом принципе невмешательства государства в экономику, придающая денежным инструмента главную роль в управлении экономикой. Главным теоретиком монетаризма является американский экономист Милтон Фридмен (1912).

Кейнсианское направление названо по имени английского лорда Джона Мейнарда Кейнса, создателя теории государственного регулирования экономики. В 1936 г. он опубликовал книгу «Общая теория занятости, процента и денег», которая внесла новые идеи и предложила инструменты воздействия государства на экономику.

Неокейнсианцы – последователи Дж.Кейнса – американцы:              С. Харрис и А.Хансен, англичане: Дж.Робинсон, Р.Харрод и др. – продолжили разработку теоретических основ современной экономической политики государства.

Институциональное направление занимает особое место в развитии экономической науки. Ее основные представители                          Торстейн Веблен (1857-1929), Джон Коммонс (1862-1945),                  Уэсли Клэр Митчелл (1874-1948). Сторонники институционализма рассматривают экономику как систему, где отношения между хозяйствующими субъектами строятся под влиянием не только экономических, но и технических, правовых, религиозных и других факторов. Эти факторы они называются институтами.

Данное направление экономической мысли отличается большим разнообразием теорий. В работах его представителей особое внимание уделяется проблеме преобразования современного общества. Критикуя рыночную экономику, институционалисты большие надежды возлагают на научно-техническую революцию.

Теории институционалистов основаны на утверждении о возрастающей роли человека в постиндустриальном обществе, в них большое внимание уделяется  социальным проблемам.

Неоклассический синтез – экономическое направление, сторонники которого пытаются объединить различные течения экономической мысли. Представители неоклассического синтеза в своих исследованиях используют различные теоретические подходы, которые представляются им наиболее эффективными. Ведущей фигурой данного направления является американский экономист Пол Самуэльсон – автор первого учебника по экономике, выдержавшего 13 изданий при жизни его создателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Основные научные школы и современные направления развития экономической теории