Основные показатели развития экономики на примере России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 19:49, контрольная работа

Описание работы

Основные показатели развития экономики на примере России.
Уровень направления и факторы развития инновационной экономики в России.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по Национальной Экономике..docx

— 42.93 Кб (Скачать файл)

К системе качественных показателей  оценки национального богатства  следует относить: неравенство в  распределении доходов между  отдельными группами населения (децильный коэффициент дифференциации доходов населения; коэффициент концентрации доходов (индекс Джини); показатели бедности населения (величина прожиточного минимума; черта бедности; черта крайней бедности; показатели масштаба бедности (первичная бедность, вторичная бедность, дефицит денежного дохода бедного населения, острота и глубина бедности).

К оценке национального богатства  можно подходить с точки зрения полезности для общества либо в более  узком понимании с точки зрения ценности богатства в рамках ведения  экономической деятельности (как  национальный капитал). Таким образом, различают концепцию национального капитала (как показателя ценности в рамках ведения экономической деятельности) и концепцию национального богатства.

Таким образом, национальное богатство представляет собой природно-имущественно-интеллектуальный комплекс, включающий как реальные активы, такие как земля, так и неосязаемые, такие как финансовые ресурсы.

                         

Основные показатели развития экономики

(в % к соответствующему периоду предыдущего года)

 

2012

2013

 

апрель

январь-апрель

март

апрель

январь-апрель

ВВП1)

104,2

104,6

102,0

102,6

101,8

Индекс потребительских  цен, на конец периода2)

100,5

(май)

102,3

(янв-май)

100,5

(апр.)

100,7

(май) 

103,1

(янв-май)

Индекс промышленного  производства 3)

101,3

103,3

102,6

102,3

100,5

Обрабатывающие производства4)

103,6

104,2

103,4

101,2

101,2

Индекс производства продукции  сельского хозяйства

105,0

104,3

102,1

101,7

102,1

Инвестиции в основной капитал

108,5

114,1

99,2

99,35)

99,85)

Объемы работ по виду деятельности «Строительство»

104,5

104,9

100,2

96,3

99,3

Ввод в действие жилых  домов

94,3

102,6

101,2

126,9

111,2

Реальные располагаемые  денежные доходы населения6)

101,3

101,5

108,3

107,3

105,9

Реальная заработная плата

111,1

110,5

105,1

104,25)

104,35)

Среднемесячная начисленная  номинальная заработная плата, руб.

25800

24756

28693

288365)

277145)

Уровень безработицы к  экономически активному населению (на конец периода)

5,6

6,1

5,7

5,6

5,7

Оборот розничной торговли

107,0

107,7

104,4

104,1

103,9

Объем платных услуг населению

103,5

104,6

100,87)

101,7

102,7

Экспорт товаров, млрд. долл. США

45,1

176,7

44,2

42,48)

167,68)

Импорт товаров,  млрд. долл. США

27,0

100,0

28,1

28,38)

103,88)

Средняя цена за нефть Urals, долл. США/баррель

108,86

(май)

115,43

(янв-май)

101,1

(апр)

102,27

(май)

107,24

(янв-май)


1 Оценка Минэкономразвития России.

2 Апрель и май - в % к предыдущему месяцу, январь-май- в % к декабрю предыдущего года.

3   Агрегированный индекс производства по видам деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды". С учетом поправки на неформальную деятельность.

4 С учетом поправки на неформальную деятельность.

5 Оценка Росстата.

Предварительные данные.

Данные изменены за счет уточнения респондентами ранее предоставленной информации.

 

2. Уровень направления и факторы развития инновационной экономики в России.

Первый и самый нежелательный  из сценариев в программе предполагает, что Россия продолжит движение по прежнему пути. Это приведет к сильному замедлению роста, тогда как проблемы бедности, неравенства и социальной изоляции не будут решены или еще  более усугубятся.

По второму сценарию, Россия будет выделять больше ресурсов на увеличение и повышение эффективности  производства энергии. Это более  предпочтительно, по сравнению с  первым вариантом, но все же не гарантирует  устойчивый путь роста и развития. К 2020 году пик добычи на крупнейших месторождениях нефти и газа будет  пройден. В то же время инвестиции в разработку новых площадок очень  невелики. Россия сможет экспортировать энергоносители на сегодняшнем уровне только в том случае, если значительно  повысит энергоэффективность собственной экономики и продолжит импортировать все большие объемы газа из Центральной Азии. В любом случае высокие цены на нефть тоже несут в себе определенные сложности. Укрепление реального обменного курса, например, ослабляет конкурентоспособность отраслей, не связанных с нефтью.

Третий сценарий Правительства  предполагает превращение России к 2020 году в инновационное общество. Согласно программе, это единственный путь, который позволит уйти от сегодняшних  проблем.

Глобальный финансово-экономический  кризис подавил активный рост российской экономики, не позволив антикризисным  мерам 2009-2010 гг. восстановить экономический  тренд. Формирование новой модели экономического роста России должно исходить из необходимости  создания условий для инновационного развития, в значительной степени зависящего от текущего состояния экономики страны и ее регионов. 

В режиме статичной  неустойчивости.

В настоящее время инновационная  активность российского бизнес-сообщества не соответствует потребностям повышения конкурентоспособности экономики, о чем свидетельствуют товарные структуры экспорта с преобладающей долей сырьевого сектора и импорта с высокой долей машин и оборудования. В этой связи проблемы создания благоприятных условий для инвесторов и повышения степени восприимчивости к новшествам со стороны хозяйствующих субъектов, главным образом обрабатывающего сектора, выходят на первый план.

Одним из ключевых факторов инновационного развития экономики  можно считать объем инвестиций в основной капитал. В 2012 году в России он составил 12,279 трлн руб . Особенности инвестиционного развития российской экономики в территориальном и отраслевом разрезах формируются под воздействием неустойчивых показателей индексов физического объема инвестиций в основной капитал.

Региональное распределение  инвестиций в основной капитал свидетельствует  о закреплении тенденций развития экономики в рамках сырьевой модели роста. Так, в 2012 году около 40% инвестиционных вложений в основной капитал приходилось на долю шести регионов (Тюменская область (включая АО), Москва, Краснодарский край, Московская область, Санкт-Петербург, Татарстан)

Отраслевая динамика распределения  инвестиционных ресурсов характеризуется  разнонаправленностью индексов физического  объема инвестиций в основной капитал  в отдельных видах экономической деятельности. Таким образом, воспроизводство сложившейся структуры инвестиционных вложений не позволяет решать поставленную в государстве задачу перевода экономики на инновационный путь развития.

Ключевыми проблемами развития инновационной деятельности в глобальном масштабе являются финансовые и экономические  трудности. Потребность в увеличении затрат на развитие научно-технической  сферы России обусловлена не только необходимостью достижения высокого уровня конкурентоспособности экономики, но и закрепления лидирующих позиций  страны в мире.

Глобальная рецессия стимулирует  процессы конкуренции и реструктуризации отраслей и компаний, позволяет сконцентрироваться на поиске эффективных технологических  решений, способных обеспечить сокращение трудовых, материальных и финансовых издержек. Антикризисные решения  должны обеспечивать приоритетность науки  и инноваций в посткризисной  структуре экономики.

Важным показателем, отражающим значимость технологического развития в экономике, выступают расходы  на финансирование инновационной деятельности. Объем финансирования научной сферы  в Российской Федерации постоянно  снижается и составил в 2008 году 1,04% к ВВП (табл. 2). Важно отметить, что  в странах, претендующих на инновационное  лидерство (США, Япония и другие), в  условиях нестабильного развития мировой  экономики наблюдается увеличение объемов финансирования инновационной  сферы в целях обеспечения  конкурентоспособности научно-технического сектора и в перспективе.

Внутренние затраты  на исследования и разработки в 2000-2008 гг. (в % к ВВП) [4]

 

2000

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Россия

1,05

1,25

1,28

1,15

1,07

1,07

1,12

1,04

Австрия

1,94

2,14

2,26

2,26

2,45

2,47

2,54

2,68

Германия

2,45

2,49

2,52

2,49

2,49

2,53

2,53

2,64

Великобритания

1,81

1,79

1,75

1,68

1,73

1,75

1,79

1,77

Дания

...

2,51

2,58

2,49

2,46

2,48

2,55

2,72

Китай

0,90

1,07

1,13

1,23

1,34

1,42

1,44

1,54

Южная Корея

2,30

2,40

2,49

2,68

2,79

3,01

3,21

3,37

Сингапур

1,88

2,15

2,11

2,19

2,27

2,24

2,45

2,68

США

2,71

2,62

2,61

2,54

2,57

2,61

2,66

2,77

Финляндия

3,35

3,37

3,44

3,45

3,48

3,48

3,48

3,73

Франция

2,15

2,23

2,17

2,15

2,10

2,10

2,04

2,02

Швейцария

2,53

...

...

2,90

...

...

...

3,01

Швеция

...

...

3,85

3,62

3,60

3,74

3,61

3,75

Япония

3,04

3,17

3,20

3,17

3,32

3,41

3,44

3,42


 

 

Кроме того, в наиболее развитых странах доля собственных средств предпринимательских структур в общем объеме финансирования инновационной деятельности является превалирующей и постоянно растет. Наряду с этим в России доля частных компаний в общих затратах на исследования и опытно-конструкторские работы составляет около 6%, тогда как за рубежом – 65-75% .

Сокращение объемов финансирования сектора научных исследований негативно  сказалось как на числе организаций, выполнявших исследования и разработки ,так и на численности их персонала (1992 год – 1532,6 тысяч человек, 2009 год – 742,4 тысяч человек).  

Активизация инновационного процесса может быть обеспечена посредством  эффективного функционирования комплекса  институтов правового, финансового  и социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций и структур во всех сферах экономики и общественной жизни  – инновационной инфраструктуры.

В настоящее время в  России зарегистрировано более 145 технопарков, 90 инновационно-технологических центров, более 110 центров трансфера технологий, 17 национальных инновационно-аналитических центров, 86 центров научно-технической информации, 158 бизнес-инкубаторов и другие организации инновационной инфраструктуры. Национальный информационно-аналитический центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем в настоящее время поддерживает информацию о 948 организациях инновационной инфраструктуры. Тем не менее эффективность их функционирования в значительной степени сужена. 

Без государства  не обойтись.

Необходимость повышения  инновационного потенциала российской экономики продиктована усилением  развития процессов глобализации и  потребностью в закреплении лидирующего  положения России в мировом финансово-экономическом  пространстве.

Ограниченность рыночных механизмов в области создания и  освоения научно-технических разработок, а также высокорисковая, а потому не всегда привлекательная для инвесторов сфера обусловливают необходимость активной поддержки инновационных процессов со стороны государства, не замещающей при этом рыночные отношения. Расширение государственного участия в инновационном процессе должно проводиться по следующим направлениям:

- стимулирование исследовательской  деятельности: соблюдение уровня  бюджетных ассигнований на финансирование  научных исследований и разработок (до 4% расходной части федерального  бюджета) и дальнейшее его увеличение; более широкое включение форм  бюджетной и грантовой поддержки фундаментальных и прикладных исследований и т.д.;

- стимулирование спроса  на инновации: обеспечение государственного  заказа на инновационные продукты; бюджетное финансирование целевых  инновационных программ, хозяйствующих  субъектов, осваивающих инновации;  государственное кредитование приоритетных  отраслей экономики и т.д.;

- развитие и повышение  эффективности функционирования  организаций инновационной инфраструктуры.  

Современный этап развития экономики требует усиления и  диверсификации государственного участия  в осуществлении модернизационных процессов и является ключевым условием успешного инновационного развития России.  

 

 


Информация о работе Основные показатели развития экономики на примере России