Основные принципы торговой политики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 14:57, реферат

Описание работы

Цель работы - выявить соотношение торговой политики и таможенной защиты. Объект исследования - международные экономические отношения. Предмет исследования - экономика свободной торговли и таможенной защиты. Задачи исследования: Изучить теоретические положения экономики свободной торговли. Рассмотреть типы и сущность инструментов торговой политики. Выяснить осуществимость данной экономики в России. Методы исследования - теоретический анализ, статистический анализ, метод экспертных оценок.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
Основные принципы торговой политики РФ…………………………..4
Цели торговой политики…………………………………………………6
Нормативно-правовая база………………………………………………8
Таможенный тариф……………………………………………………...11
Нетарифные ограничения………………………………………………13
Всемирная торговая организация………………………………………17
Заключение………………………………………………………………20
Список используемой литературы……………………………………...21

Файлы: 1 файл

эффективная торговая политика.docx

— 37.02 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение…………………………………………………………………..3

Основные принципы торговой политики РФ…………………………..4

Цели торговой политики…………………………………………………6

Нормативно-правовая база………………………………………………8

Таможенный тариф……………………………………………………...11

Нетарифные ограничения………………………………………………13

Всемирная торговая организация………………………………………17

Заключение………………………………………………………………20

Список используемой литературы……………………………………...21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Свободная международная  торговля - источник роста благосостояния нации. Вместе с тем она является одной из наиболее конфликтных сфер экономики. Здесь сталкиваются интересы импортеров и экспортеров, то и дело возникают "торговые воины". К  тому же, несмотря на выгоды международной  торговли, все государства различным  образом регулируют ее. Одной из форм регулирования является протекционизм - политика создания отечественным  предпринимателям льготных условий  деятельности по сравнению с иностранными. Защита национальной экономики от чрезмерного натиска импортных товаров осуществляется прежде всего с помощью таможенных пошлин (тарифов). Цель работы - выявить соотношение торговой политики и таможенной защиты. Объект исследования - международные экономические отношения. Предмет исследования - экономика свободной торговли и таможенной защиты.  Задачи исследования:  Изучить теоретические положения экономики свободной торговли.  Рассмотреть типы и сущность инструментов торговой политики.  Выяснить осуществимость данной экономики в России.  Методы исследования - теоретический анализ, статистический анализ, метод экспертных оценок.

 

 

 

 

 

 

 

Основные принципы торговой политики РФ

На объемы, структуру и  региональное распределение российского экспортно-импортного обмена заметное влияние оказали меры государства по регулированию внешней торговли. В целом его основные направления отвечают задачам российской экономики и внешней торговли, проведению начатых реформ. Примером может служить изданный в 1995 году закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Однако есть и негативные стороны ( недоработанность многих аспектов нормативно-правовой базы, непоследовательность и поспешность в принятии отдельных решений.  Отношения РФ с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров России. В целях интеграции экономики России в мировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и свободных экономических зонах со всеми вытекающими отсюда последствиями. В настоящее время торговая политика России осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования ( экспортные и импортные таможенные тарифы ) и нетарифного регулирования ( в частности, путем квотирования и лицензирования ) внешнеторговой деятельности. Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти. Экспорт и импорт осуществляются без количественных ограничений. Количественные ограничения вводятся в исключительных целях : 1) обеспечения национальной безопасности РФ;  2) выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке; 3) защиты внутреннего рынка РФ В целях защиты национальных интересов действует система экспортного контроля. Существуют технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические стандарты и требования в отношении ввозимых товаров, контроль над их качеством. Предусматриваются защитные меры в отношении импорта товаров, наиболее яркое проявление, которых мы видим в растущих импортных пошлинах. В настоящее время Правительство России уделяет большое внимание проекту Федеральной программы развития экспорта России, основной целью которой является увеличение стоимостного объема российского экспорта, расширение его номенклатуры за счет продукции с повышенной степенью обработки( наукоёмких товаров( технологий( Механизм реализации программы предусматривает образование фонда развития высокотехнологического экспорта( пополняемого за счет получения бюджетных ссуд( формируемых путем отчислений от налога на добавленную стоимость и направляемых на кредитование экспортоориентированных проектов.) Программа предполагает свести воедино и систематизировать меры содействия развитию машинотехнического экспорта( Программой предусмотрено умеренное бюджетное финансирование наиболее эффективных проектов развития экспортных производств( Среди других важных решений( касающихся стимулирования российских производителей экспортных товаров( необходимо также отметить проект постановления Правительства РФ “ О создании системы кредитования производства экспортных товаров и страхования экспортных кредитов”)

 

 

 

 

 

 

Цели торговой политики

Торговая политика Российской Федерации является составной частью экономической политики Российской Федерации. Целью торговой политики является создание благоприятных условий  для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров  и услуг. К инструментам торговой политики относятся:

– регулирование внешней  торговли методами таможенно-тарифного  и нетарифного регулирования, запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью, с помощью мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных  законодательством Российской Федерации;

– торговые переговоры в  двух- и многостороннем форматах для достижения межправительственных договоренностей по созданию благоприятных условий международного торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами;

– участие Российской Федерации  в деятельности международных торговых и экономических организаций как на глобальном, так и региональном уровнях для обеспечения интеграции экономики России в мировое хозяйство;

– взаимодействие с деловыми кругами в целях обеспечения  торгово-экономических интересов  Российской Федерации за рубежом, расширения экспорта российских товаров и услуг, поддержки национальных производителей и защиты внутреннего рынка.

Реализация основных задач  торговой политики обеспечивает: 
 
– поддержку экспорта; 
– защиту внутреннего рынка и поддержку отечественных производителей; 
– интеграцию экономики Российской Федерации в систему международных экономических отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормативно-правовая база

К нормативно-правовой базе в области торговой политики Российской Федерации относятся следующие  документы:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Налоговый кодекс Российской Федерации № 146-ФЗ от 31 июля 1998 года, часть первая;
  • Налоговый кодекс Российской Федерации № 117-ФЗ от 5 августа 2000 года, часть вторая;
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 года;
  • Таможенный кодекс Российской Федерации № 61-ФЗ от 28 мая 2003 года;
  • Закон Российской Федерации № 2300-1 от 7 февраля 1992 года “О защите прав потребителей” (ред. от 25.11.2006);
  • Закон Российской Федерации № 5003-1 от 21 мая 1993 года “О таможенном тарифе” (ред. от 10.11.2006);
  • Закон Российской Федерации № 5351-1 от 9 июля 1993 года “Об авторском праве и смежных правах” (ред. от 20.07.2004);
  • Закон Российской Федерации № 4979-1 от 14 мая 1993 года “О ветеринарии” (ред. от 30.12.2006);
  • Закон Российской Федерации № 5605-1 от 6 августа 1993 года “О селекционных достижениях”;
  • Закон Российской Федерации № 4804-1 от 15 апреля 1993 года “О вывозе и ввозе культурных ценностей” (ред. 02.11.2004);
  • Федеральный закон № 101-ФЗ от 15 июля 1995 года “О международных договорах Российской Федерации”;
  • Федеральный закон № 144-ФЗ от 12 августа 1995 года “Об оперативно-розыскной деятельности” (ред. от 02.12.2005);
  • Федеральный закон № 170-ФЗ от 21 ноября 1995 года “Об использовании атомной энергии” (ред. от 05.02.2007);
  • Федеральный закон № 209-ФЗ от 26 декабря 1995 года “О геодезии и картографии” (ред. от 03.06 2005, с изм. от 18.12.2006);
  • Федеральный закон № 54-ФЗ от 26 мая 1996 года “О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации” (ред. от 29.12.2006);
  • Федеральный закон № 3-ФЗ от 8 января 1998 года “О наркотических средствах и психотропных веществах” (ред. от 25.10.2006);
  • Федеральный закон № 41-ФЗ от 26 марта 1998 года “О драгоценных металлах и драгоценных камнях” (ред. от 18.07.2006);
  • Федеральный закон № 63-ФЗ от 14 апреля 1998 года “О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами” (ред. от 08.12.2003);
  • Федеральный закон № 86-ФЗ от 22 июня 1998 года “О лекарственных средствах” (ред. от 16.10.2006, с изм. от 18.12.2006);
  • Федеральный закон № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года “Об отходах производства и потребления” (ред. от 18.12.2006);
  • Федеральный закон № 114-ФЗ от 19 июля 1998 года “О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами” (ред. от 25.10.2006);
  • Федеральный закон № 183-ФЗ от 5 декабря 1998 года “О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов переработки” (ред. от 16.03.2006);
  • Федеральный закон № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (ред. от 30.12.2006);
  • Федеральный закон № 104-ФЗ от 31 мая 1999 года “Об особой экономической зоне в Магаданской области” (ред. от 19.12.2005, с изм. от 19.12.2006);
  • Федеральный закон № 183-ФЗ от 18 июля 1999 года “Об экспортном контроле” (ред. от 18.07. 2005);
  • Федеральный закон № 29-ФЗ от 2 января 2000 года “О качестве и безопасности пищевых продуктов”;
  • Федеральный закон № 99-ФЗ от 15 июля 2000 года “О карантине растений” (ред. от 30.12.2006);
  • Федеральный закон № 7-ФЗ от 10 января 2002 года “Об охране окружающей среды” (ред. от 05.02.2007);
  • Федеральный закон № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года “О техническом регулировании” (ред. от 09.05.2005);
  • Федеральный закон № 126-ФЗ от 7 июля 2003 года “О связи” (ред. от 29.12.2006, с изм. от 09.02.2007);
  • Федеральный закон № 164-ФЗ от 8 декабря 2003 года “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” (ред. от 02.02.2006);
  • Федеральный закон № 165-ФЗ от 8 декабря 2003 года “О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров” (ред. от 30.12.2006);
  • Федеральный закон № 16-ФЗ от 10 января 2006 года “Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”.

Кроме того:

  • международные договоры, заключенные Российской Федерацией на двусторонней основе с государствами – участниками СНГ и странами дальнего зарубежья;
  • международные договоры, заключенные Российской Федерацией в рамках региональных объединений;

международные договоры, заключенные  в рамках регионального и приграничного  сотрудничества с государствами  – участниками СНГ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таможенный тариф

Тарифное и основное средство регулирования внешних связей. Таможенный тариф – инструмент таможенной политики в области таможенно-тарифного регулирования экономики страны, использующийся для реализации целей торговой политики и представляющий собой свод ставок таможенных пошлин облагаемых товаров, систематизированных в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Как правило, таможенный тариф устанавливается на национальном уровне, но он может быть единым и для стран, объединившихся в торгово-экономическую группировку. Например, страны, входящие в ЕЭС, имеют единую таможенную территорию с единым внешним таможенным тарифом. Таможенные тарифы включают в себя обычно три вида пошлин: максимальные, минимальные и преференциальные (льготные). Первые обычно используются в торговле со странами, с которыми нет торговых соглашений; вторые - в тех случаях, когда существуют торговые договоры при соглашении о введении режима наибольшего благоприятствования. Третьи обычно используются при импорте товаров из развивающихся стран. В рамках ООН (ЮНКТАД) действует общая система преференций, куда входят преференциальные пошлины развитых стран для товаров развивающихся стран. В последнее время (можно охарактеризовать периодом с окончания Холодной войны) существует общая тенденция к снижению таможенных тарифов в целом, однако, на некоторые отдельные товары или их группы могут сохранятся высокие проценты тарифов.

Различают фискальные пошлины (для товаров, которые не производятся внутри страны; для России это например, кофе), ставки которых невелики, отчисления идут в федеральный бюджет. Протекционистские пошлины направлены на защиту местных производителей от иностранной конкуренции, хотя они являются достаточно высокими для прекращения импорта иностранных товаров, но все же ставят иностранного производителя в невыгодное конкурентное положение. В России недавно были введены пошлины на импорт автомобилей, которые можно считать протекционистскими.  ограничения - это ограничения на вывоз (экспорт) товара/товаров (определённого их количества либо тотальный запрет на экспорт) в определённую страну (определённые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нетарифные ограничения

Пожалуй, самый распространенный вид не тарифных ограничений внешней торговли— квотирование. Применяется несколько видов квот. Экспортное ограничение, экспортные ограничения - это ограничения на вывоз (экспорт) товара/товаров (определённого их количества либо тотальный запрет на экспорт) в определённую страну (определённые 8страны) правительством.

Такие ограничения могут  накладываться в случаях:

1. дефицита товаров на  внутреннем рынке 

2. необходимости антидемпинговых  мер для защиты внутреннего  рынка 

3. правительственного бойкота  страны 

4. необходимости ограничить  распространение военных или  двойных технологий 

Импортная квота — нетарифные количественные (стоимостной или натуральный) способы ограничения ввоза определенных товаров в страну. А также — экономический показатель, характеризующий значимость импорта для национального хозяйства в целом, а также для отдельных отраслей и производств, по различным видам продукции. Часто введение импортных квот более эффективно, нежели введение пошлин.  К прочим нетарифным ограничениям (которых насчитывается более 2000) можно отнести системы лицензирования, создание неоправданных стандартов качества продукции и ее безопасности или, зачастую, просто бюрократические в таможенных процедурах. Так, страны ЕЭС и Япония часто требуют от импортеров получения лицензий. Интересным инструментом торговой политики, запрещенным ВТО, является демпинг. Демпинг — осуществляемый для вытеснения конкурентов и захвата внешних рынков сбыта вывоз товаров из страны по более низким ценам, чем цены внутри страны. Демпинг может осуществляться за счет средств фирмы-экспортёра или с помощью государства путем субсидирования экспортных поставок из средств государственного бюджета и метод нетарифной торговой политики международного маркетинга, который заключается в продвижении товара на внешний рынок за счёт снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в стране экспорта. Современное законодательство развитых стран различает два основных типа  демпинга: 1. Ценовой демпинг — или продажа на экспортном рынке товара по цене, которая ниже его цены на национальном рынке. 2. Стоимостный демпинг — продажа товара на экспортном рынке по цене, которая ниже его стоимости. Тем не менее, следует также выделить третий тип демпинга. Нерыночный демпинг - когда товар экспортируется из страны с нерыночной экономикой. В коммерческой практике демпинг может приобретать одну из следующих форм: Спорадический демпинг — эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам. Происходит тогда, когда  внутренние объемы производства товара превышают емкость внутреннего рынка и перед компанией встает дилемма — либо вообще не использовать часть производственных возможностей и не производить товар, либо произвести товар и продать его по более низкой, чем внутренняя, цене на внешний рынок. Преднамеренный демпинг— временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен. На практике это может означать экспорт товаров по ценам ниже цен своего внутреннего рынка или даже ниже издержек производства. Постоянный демпинг— постоянный экспорт товаров по цене ниже их себестоимости. Обратный демпинг— завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке (например, экспорт газа и других энергоносителей из РФ). Встречается редко, обычно в результате непредвиденных резких колебаний курсов валют. Взаимный демпинг— встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам. Встречается также редко в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определенного товара в каждой из стран. Относительно новой формой торговых барьеров являются — добровольные экспортные ограничения, которые принимает страна-экспортер в надежде избежать более жестких торговых барьеров. 9Закономерным явлением в условиях борьбы за рынки сбыта является Торговая война. Торговое соперничество стран, которое проводится с целью захвата зарубежных рынков (наступательная война) или предотвращения оккупации национальной экономики (оборонительная война). В своих методах — торговая война использует весь арсенал инструментов торговой политики. Торговая война нередко может перерасти в вооруженный конфликт (характерно для стран третьего мира). Совсем недавно имела место торговая война между США и Евросоюзом. В исключительных случаях применяют эмбарго — ограничения и запреты трех видов: 1. наложение государством запрета на ввоз другими странами или вывоз из страны золота или иностранной валюты, отдельных видов товаров — оружия, современных технологий и др.; 2. запрещение государственной властью захода в порты своей страны судов, принадлежащих другим странам, или выхода из своих портов судов других стран; 3. частичное или полное прекращение торговли с определёнными странами по решению ООН или другого межгосударственного объединения в качестве репрессивной меры по отношению к данной стране за нарушение Устава ООН или другие неблаговидные действия. Целью эмбарго могут являться репрессалии в отношении другого государства, желание нанести ему материальный ущерб. Так, с 1962 года США была введена система дискриминационных экономических мер в отношении Кубы. Американским компаниям в третьих странах запрещено сотрудничать с кубинскими компаниями, компаниям третьих стран запрещено экспортировать в США продукцию кубинского производства или продукцию, содержащую кубинские компоненты. 12 марта 1996 года Конгресс США принял закон Хелмса-Бёртона, предусматривающий дополнительные санкции против иностранных компаний, торгующих с Кубой. Судам, перевозящим продукцию из Кубы или на Кубу, запрещено заходить в порты США. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всемирная торговая организация

Всемирная торговая организация (ВТО) (англ. World Trade Organization (WTO), фр. Organisation mondiale du commerce (OMC)) — международная организация, созданная в 1995  году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово - политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации. ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986—1994 годах в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды). К настоящему времени проведено 8 раундов таких переговоров, включая Уругвайский, а в 2001 году стартовал девятый в Дохе, Катар. На июль 2008 г. в ВТО состояло 153 страны. Каждая из них обязана предоставлять другим членам организации режим наибольшего благоприятствования в торговле. 10Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны — члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции с развивающихся стран серьёзно ограничен. Правила ВТО регулируют только торгово- экономические вопросы. Попытки США и ряда европейских стран начать дискуссию касательно условий труда (что позволило бы считать недостаточную законодательную защиту работников в качестве «нелегитимного» конкурентного преимущества) были отвергнуты из-за протестов развивающихся стран. Поскольку такие меры, в конечном счёте, ещё больше усугубят положение трудящихся в связи с сокращением рабочих мест, снижением доходов и уровня конкурентоспособности. Официальным высшим органом организации является Министерская Конференция ВТО, которая собирается не реже, чем один раз в два года. За время существования ВТО было проведено шесть таких конференций, практически каждая из которых сопровождалась активными протестами со стороны противников глобализации. Текущие задачи организации между конференциями возложены на Генеральный Совет ВТО, собирающийся несколько раз в год в Женеве. В подчинении Совета состоит специальная комиссия по наблюдению за торговой политикой стран-участниц, призванная следить за выполнением ими своих обязательств в рамках ВТО. Кроме общих исполнительных функций, Генеральный Совет руководит еще несколькими комиссиями, созданными на основании заключенных в рамках ВТО соглашений. Самыми важными из них являются: Совет по товарной торговле (так называемый Совет-ГАТТ), Совет по торговле услугами и Совет по вопросам торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Кроме того, в подчинении Генерального Совета состоит множество других комитетов и рабочих групп, призванных снабжать высшие органы ВТО информацией о развивающихся странах, бюджетной политике, финансово- бюджетных вопросах и т. д. Во главе организации стоит Генеральный Директор с соответствующим подчиненным ему секретариатом. Заявленная цель ВТО — распространение идей и принципов свободной торговли и стимуляция экономического роста. Многие считают, что свободная торговля не делает жизнь

Информация о работе Основные принципы торговой политики РФ