Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 22:28, курсовая работа
«Скорее живой, чем мертвый» - эта известная поговорка вполне применима к
современному положению малого бизнеса в нашей стране.
Россия переживает тяжелейшие времена. Но не перевелись те, кто готов,
засучив рукава, взяться за тяжелейшую работу по возрождению России. Для
успеха им нужны не туманные рассуждения, а простые ответы на простые
вопросы: откуда возьмутся рабочие места для всех сильных и энергичных? И не
просто рабочие места, а в срок и хорошо оплачиваемые. Как избавить десятки
миллионов слабых от нищеты и унижения? Как обеспечить граждан нормальным
жильем? Как задавить казнокрадство и организованную преступность?
Введение.
Особая роль малого бизнеса в экономике России.
Качественные характеристики российского малого предприятия.
Характерные особенности малых предприятий.
Гибкость приспособления к рыночной конъюнктуре.
Инновационная роль малого предпринимательства.
Особенности целеполагания.
Особенности менеджмента.
Особенности финансирования деятельности.
Особенности трудовых отношений.
Особенности налоговой политики государства по отношению к деятельности
малого предприятия.
Прогноз развития малого предприятия.
Социальная значимость малого предпринимательства.
Заключение.
Список литературы.
дело.
В целом в представлении большинства предпринимателей внутрифирменные
отношения ассоциируются со стереотипом «большой семьи», где глава -
руководитель фирмы. В большой дружной семье не должно быть места
сепаратизму. Так считают предприниматели и крайне негативно оценивают
возможность создания СТК, профсоюза. Неконтролируемые объединения
работников, формальные или неформальные, есть лишь на тех предприятиях,
руководители которых сумели использовать их в своих интересах. Например,
привлекая неформальных лидеров к обсуждению проблем, перспектив бизнеса,
тем самым усиливая вовлеченность всего коллектива, поднимая уровень его
мотивированности. Или отдавая на откуп СТК принятие непопулярных решений -
перевод на другую работу, сокращение заработка, увольнение.
Реализовать принцип «большой семьи» несложно, так как дореформенный
стереотип работника (а стереотипы поведения устойчивее условий, их
порождающих) предполагал коллективизм, готовность к безвозмездной
взаимопомощи, взаимовыручке. Проблема заключается в том, что непременным
атрибутом семейных отношений в коллективе считалась комфортная обстановка,
где первое место занимало общение по интересам, а не трудовая деятельность.
Уровень мотиваций к самореализации, карьерному росту был невысок. Работа на
МП дает возможность и предполагает необходимость пересмотреть отношение к
работе, прийти к выводу: «никто мне не должен». Оптимальная ситуация, когда
работник нацелен на карьерный рост, который отождествляется с ростом
престижа фирмы.
Тесные отношения руководителей с работниками подразумевают необходимость
соблюдения их интересов, в частности, когда речь идет об оплате труда.
Особенности налоговой
политики государства по
малого предприятия.
Важнейший инструмент государственного воздействия на
предпринимательство в рыночной экономике - налоговая политика, выполняющая
две основных функции: фискальную, связанную с необходимостью формирования
доходов государственного и местных бюджетов, и стимулирующую, направленную
на поддержку конкретных сфер деятельности, секторов, хозяйствующих
субъектов. В российской экономике государство прежде всего реализует
фискальную функцию.
С 1992 г. во всех опросах представителей малого бизнеса в целом и его
различных групп проблема налогообложения прочно занимает первое место.
Налоги, сужающие финансовые возможности фирмы, - это болевая точка
предпринимателей и в развитых рыночных экономиках. Однако специфика
российского малого бизнеса состоит в том, что проблема налогообложения
отнюдь не исчерпывается непосильным налоговым бременем. Для российских
предпринимателей налоги — это «государственный рэкет», поскольку собирая
их, государство неудовлетворительно выполняет ряд своих функций.
Руководители МП также подвергают критике налоговую систему: механизмы и
процедуру расчета и взимания налогов, как и работу налоговых ведомств и их
персонала.
Так, в результатах проведенного опроса 180 предпринимателей отмечается
как чрезмерный налоговый пресс, так и частое изменение соответствующих
законов и нормативных актов, нечеткость формулировок, сложность восприятия
инструкций и нормативных документов, а особенно порочная практика введения
их «задним числом». Обращалось внимание на зависимое положение МП во
взаимоотношениях с налоговой инспекцией, работники которой монополизируют
имевшуюся информацию, интерпретируют двусмысленности законодательства в
пользу бюджета, часто сами принимают ошибочные решения. Некоторые
предприниматели обвиняли чиновников в предвзятом отношении к малому
бизнесу.
Эта характеристика
относилась собственно к
системы, создаваемой на глазах у предпринимателей, которые к ней
приспосабливаясь, вынуждены были нести сопутствующие издержки. Для
начинающих предпринимателей преодоление названных проблем организационно-
информационного плана всегда представляет организационные трудности.
Материалы интервью показывают, что предприниматели, хотя и рассматривают
налоги как непосильные, постепенно к ним приспособились, выработали пути
адаптации уходя в теневую деятельность. Это подтверждается сравнением
оценок остроты налогового бремени и экономического положения МП, данных их
руководителями. Оказалось, в 1994 г. предприниматели, отметившие остроту
налогового бремени, в среднем несколько хуже оценивали экономическое
положение своих МП. Однако во всех последующих опросах подобной связи
оценок уже не наблюдалось. Эти интервью показали, что примерно с начала
1995 г. предприниматели переместили основное острие своей критики налоговую
систему в целом.
Негативные оценки
разных сторон налоговой
важнейшим аспектам: механизм налогообложения (сюда включены нестабильность
налоговой политики, сложность и нечеткость правил и процедур
налогообложения, количество видов налогов); собственно величина налогов;
институциональный аспект (он включает вопросы информационного обеспечения,
организации работы налоговых служб, взаимоотношения с налоговыми
ведомствами и отдельными чиновниками).
Что касается селективной функции налоговой политики, то, как известно,
малый бизнес имеет определенные льготы по налогу на прибыль, которые
распространяю на МП в первые годы работы, а также в приоритетных видах
деятельности. По оценкам экспертов, данными льготами пользуются не более
30% МП. Предоставляют налоговые льготы и региональные (местные) органы
власти. В то же время налоговые льготы всегда лидируют в перечне
предпочитаемых руководителями мер государственной поддержки малого бизнеса:
за эту меру высказались почти 83% предпринимателей во всероссийском опросе
вне зависимости от экономического положения предприятий. В опросе по
региональным программам поддержки предпринимательства необходимость
снижения уровня местных налогов отметили почти 63% респондентов. При этом
каждый пятый предприниматель посчитал реальным добиться снижения уровня
этих налогов для своего МП, тогда как каждый второй придерживался
противоположного мнения. Исходя из этого, необходимо оказывать всяческое
содействие со стороны законодательной и исполнительной власти.
Для активизации производственной и инвестиционной деятельности малых и
средних предприятий усилия Правительства Российской Федерации должны быть
направлены на:
создание необходимых условий для использования малыми предприятиями
бездействующих и недозагруженных основных фондов, в том числе и при
осуществлении санационных мероприятий в отношении предприятий-банкротов;
концентрацию ресурсов государственной поддержки на формирование в малом
предпринимательстве современного высокотехнологичного товаропроизводящего и
инновационного секторов;
формирование условий и стимулов для расширения производственно-
технологической и инновационной кооперации малого предпринимательства с
крупным производством;
информационное обеспечение субъектов малого предпринимательства (развитие
региональных банков данных на единой классификационной основе);
упрощение налогообложения малого бизнеса, замену многочисленных налогов
единым, упрощение системы бухгалтерского учета и отчетности для малых
предприятий;
формирование благоприятного порядка налогообложения организаций, входящих в
инфраструктуру поддержки малого предпринимательства;
создание нормативной базы, обеспечивающей государственную поддержку
инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, а также
привлечение и использование для этих целей иностранных кредитов.
Для выработки основных направлений и определения приоритетов в развитии
малых и средних предприятий в субъектах Российской Федерации с учетом
основных характеристик можно выделить три группы регионов.
Первая группа характеризуется достаточно высоким уровнем развития малых
предприятий, выполнением комплексных региональных программ и инвестиционных
проектов с использованием бюджетных и внебюджетных источников
финансирования.
Для второй группы характерны начальная стадия развития малого бизнеса и
системы его государственной поддержки, незначительный объем бюджетного и
внебюджетного финансирования региональных программ.
Третья группа характеризуется сложными общеэкономическими и социальными
условиями, низким уровнем развития малых предприятий, региональные
программы поддержки малого предпринимательства не подкреплены
организационными структурами, нормативно-правовыми актами и финансовыми
ресурсами.
В среднесрочной перспективе будет осуществлен перенос центра тяжести
финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства, построенной на
принципах бюджетного федерализма, на региональный и муниципальный уровень.
Это позволит направить налоговые сборы и платежи от малых предприятий в
бюджеты субъектов Российской Федерации. Приоритетный комплекс задач связан
с формированием целостной системы финансово-кредитной и инвестиционной
поддержки малых предприятий, включающей создание гарантийно-инвестиционных
банков, региональных и муниципальных гарантийных фондов, страховых компаний
и обществ взаимного кредитования.
Планируется активизировать предоставление гарантий Правительством
Российской Федерации по иностранным инвестиционным кредитам для
быстроокупаемых инвестиционных проектов малых предприятий, прежде всего
производственного и инновационного направлений, по переработке
сельскохозяйственной продукции, производству продуктов питания, других
социально значимых товаров и услуг.
Серьезное внимание уделяется укреплению собственной финансовой базы
развития малых и средних предприятий, развитию микрокредитования,
способствуя задействованию внутреннего потенциала экономического роста.
Важное место в реализации инвестиционной политики занимает финансовый
лизинг.
Лизинговые операции позволяют привлечь значительные объемы
негосударственных целевых инвестиций для перевооружения и модернизации
основных фондов предприятий, в том числе малых, перераспределить часть
финансовых потоков в реальный сектор экономики, расширить налогооблагаемую
базу за счет развития нового вида хозяйственной деятельности.
В рамках реализации Федеральной программы государственной поддержки малого
предпринимательства в Российской Федерации, региональных программ поддержки
малого предпринимательства, комплекса мер по развитию лизинга в Российской
Информация о работе Особая роль малого бизнеса в экономике России