Особая роль малого бизнеса в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 01:29, курсовая работа

Описание работы

Россия переживает тяжелейшие времена. Но не перевелись те, кто готов, засучив рукава, взяться за тяжелейшую работу по возрождению России. Для успеха им нужны не туманные рассуждения, а простые ответы на простые вопросы: откуда возьмутся рабочие места для всех сильных и энергичных? И не просто рабочие места, а в срок и хорошо оплачиваемые. Как избавить десятки миллионов слабых от нищеты и унижения? Как обеспечить граждан нормальным жильем? Как задавить казнокрадство и организованную преступность?
Во многих развитых странах это самая активная часть населения, которая, делая свой бизнес аккуратно, пополняет государственную казну. А у нас при слове «предприниматель» возникает одна ассоциация - навьюченные тюками

Содержание работы

Введение.
Особая роль малого бизнеса в экономике России.
Качественные характеристики российского малого предприятия.
Характерные особенности малых предприятий.
Гибкость приспособления к рыночной конъюнктуре.
Инновационная роль малого предпринимательства.
Особенности целеполагания.
Особенности менеджмента.
Особенности финансирования деятельности.
Особенности трудовых отношений.
Особенности налоговой политики государства по отношению к деятельности малого предприятия.
Прогноз развития малого предприятия.
Социальная значимость малого предпринимательства.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа бизнес.docx

— 56.65 Кб (Скачать файл)

С 1992 г. во всех опросах  представителей малого бизнеса в  целом и его различных групп  проблема налогообложения прочно занимает первое место. 
Налоги, сужающие финансовые возможности фирмы, - это болевая точка предпринимателей и в развитых рыночных экономиках. Однако специфика российского малого бизнеса состоит в том, что проблема налогообложения отнюдь не исчерпывается непосильным налоговым бременем. Для российских предпринимателей налоги — это «государственный рэкет», поскольку собирая их, государство неудовлетворительно выполняет ряд своих функций. 
Руководители МП также подвергают критике налоговую систему: механизмы и процедуру расчета и взимания налогов, как и работу налоговых ведомств и их персонала.

Так, в результатах  проведенного опроса 180 предпринимателей отмечается как чрезмерный налоговый  пресс, так и частое изменение  соответствующих законов и нормативных  актов, нечеткость формулировок, сложность  восприятия инструкций и нормативных  документов, а особенно порочная практика введения их «задним числом». Обращалось внимание на зависимое положение  МП во взаимоотношениях с налоговой  инспекцией, работники которой монополизируют имевшуюся информацию, интерпретируют двусмысленности законодательства в пользу бюджета, часто сами принимают  ошибочные решения. Некоторые предприниматели  обвиняли чиновников в предвзятом отношении  к малому бизнесу.

Эта характеристика относилась собственно к периоду  становления налоговой системы, создаваемой на глазах у предпринимателей, которые к ней приспосабливаясь, вынуждены были нести сопутствующие  издержки. Для начинающих предпринимателей преодоление названных проблем  организационно- информационного плана  всегда представляет организационные  трудности.

Материалы интервью показывают, что предприниматели, хотя и рассматривают налоги как непосильные, постепенно к ним приспособились, выработали пути адаптации уходя  в теневую деятельность. Это подтверждается сравнением оценок остроты налогового бремени и экономического положения  МП, данных их руководителями. Оказалось, в 1994 г. предприниматели, отметившие остроту  налогового бремени, в среднем несколько  хуже оценивали экономическое положение  своих МП. Однако во всех последующих  опросах подобной связи оценок уже  не наблюдалось. Эти интервью показали, что примерно с начала 
1995 г. предприниматели переместили основное острие своей критики налоговую систему в целом.

Негативные оценки разных сторон налоговой системы  были получены по трем важнейшим аспектам: механизм налогообложения (сюда включены нестабильность налоговой политики, сложность и нечеткость правил и  процедур налогообложения, количество видов налогов); собственно величина налогов; институциональный аспект (он включает вопросы информационного  обеспечения, организации работы налоговых  служб, взаимоотношения с налоговыми ведомствами и отдельными чиновниками).

Что касается селективной  функции налоговой политики, то, как известно, малый бизнес имеет  определенные льготы по налогу на прибыль, которые распространяю на МП в  первые годы работы, а также в приоритетных видах деятельности. По оценкам экспертов, данными льготами пользуются не более 
30% МП. Предоставляют налоговые льготы и региональные (местные) органы власти. В то же время налоговые льготы всегда лидируют в перечне предпочитаемых руководителями мер государственной поддержки малого бизнеса: за эту меру высказались почти 83% предпринимателей во всероссийском опросе вне зависимости от экономического положения предприятий. В опросе по региональным программам поддержки предпринимательства необходимость снижения уровня местных налогов отметили почти 63% респондентов. При этом каждый пятый предприниматель посчитал реальным добиться снижения уровня этих налогов для своего МП, тогда как каждый второй придерживался противоположного мнения. Исходя из этого, необходимо оказывать всяческое содействие со стороны законодательной и исполнительной власти. 
Для активизации производственной и инвестиционной деятельности малых и средних предприятий усилия Правительства Российской Федерации должны быть направлены на: создание необходимых условий для использования малыми предприятиями бездействующих и недозагруженных основных фондов, в том числе и при осуществлении санационных мероприятий в отношении предприятий-банкротов; концентрацию ресурсов государственной поддержки на формирование в малом предпринимательстве современного высокотехнологичного товаропроизводящего и инновационного секторов; формирование условий и стимулов для расширения производственно- технологической и инновационной кооперации малого предпринимательства с крупным производством; информационное обеспечение субъектов малого предпринимательства (развитие региональных банков данных на единой классификационной основе); упрощение налогообложения малого бизнеса, замену многочисленных налогов единым, упрощение системы бухгалтерского учета и отчетности для малых предприятий; формирование благоприятного порядка налогообложения организаций, входящих в инфраструктуру поддержки малого предпринимательства; создание нормативной базы, обеспечивающей государственную поддержку инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, а также привлечение и использование для этих целей иностранных кредитов. 
Для выработки основных направлений и определения приоритетов в развитии малых и средних предприятий в субъектах Российской Федерации с учетом основных характеристик можно выделить три группы регионов. 
Первая группа характеризуется достаточно высоким уровнем развития малых предприятий, выполнением комплексных региональных программ и инвестиционных проектов с использованием бюджетных и внебюджетных источников финансирования. 
Для второй группы характерны начальная стадия развития малого бизнеса и системы его государственной поддержки, незначительный объем бюджетного и внебюджетного финансирования региональных программ. 
Третья группа характеризуется сложными общеэкономическими и социальными условиями, низким уровнем развития малых предприятий, региональные программы поддержки малого предпринимательства не подкреплены организационными структурами, нормативно-правовыми актами и финансовыми ресурсами. 
В среднесрочной перспективе будет осуществлен перенос центра тяжести финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства, построенной на принципах бюджетного федерализма, на региональный и муниципальный уровень. 
Это позволит направить налоговые сборы и платежи от малых предприятий в бюджеты субъектов Российской Федерации. Приоритетный комплекс задач связан с формированием целостной системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малых предприятий, включающей создание гарантийно-инвестиционных банков, региональных и муниципальных гарантийных фондов, страховых компаний и обществ взаимного кредитования. 
Планируется активизировать предоставление гарантий Правительством 
Российской Федерации по иностранным инвестиционным кредитам для быстроокупаемых инвестиционных проектов малых предприятий, прежде всего производственного и инновационного направлений, по переработке сельскохозяйственной продукции, производству продуктов питания, других социально значимых товаров и услуг. 
Серьезное внимание уделяется укреплению собственной финансовой базы развития малых и средних предприятий, развитию микрокредитования, способствуя задействованию внутреннего потенциала экономического роста. 
Важное место в реализации инвестиционной политики занимает финансовый лизинг. 
Лизинговые операции позволяют привлечь значительные объемы негосударственных целевых инвестиций для перевооружения и модернизации основных фондов предприятий, в том числе малых, перераспределить часть финансовых потоков в реальный сектор экономики, расширить налогооблагаемую базу за счет развития нового вида хозяйственной деятельности. 
В рамках реализации Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, региональных программ поддержки малого предпринимательства, комплекса мер по развитию лизинга в Российской 
Федерации создается система межрегиональных опорных лизинговых центров в специализированных региональных лизинговых компаний. Эти процессы и факторы в наибольшей мере способствуют позитивным структурным изменениям в направлении дальнейшего увеличения числа малых предприятий в промышленности и строительстве. Возможна стабилизация и даже небольшое увеличение доли малых предприятий в сферах науки и научного обслуживания, транспорта и связи. При этом вероятно дальнейшее снижение доли малого предпринимательства в торговой и посреднической деятельности. 
В этих целях необходимо в соответствии с законодательством предусматривать создание в регионах инновационных центров, которые будут обеспечивать координацию взаимодействия и поддержку участников инновационной деятельности. Наряду с активизацией инновационной деятельности в крупных организациях необходимо создать условия для привлечения к этому процессу субъектов малого предпринимательства, в том числе и за счет выделения малых организаций из крупных фирм. 
Политика государственной поддержки малого бизнеса осуществляется на базе налоговых льгот, создания (хотя еще и в незавершенном виде) цивилизованного законодательного пространства, информационной поддержки, обучения кадров, формирования сети бизнес-парков, налаживания эффективной координации в этой области между федеральным центром и субъектами Федерации, а также с местными органами власти.

Практика государственного содействия немонополистическому сектору  экономики развитых стран показывает, что правительственный выбор  основных направлений этого содействия происходит на основе исследований данного  круга проблем. Поэтому важнейшая  задача органов власти определить приоритетные направления развития малого бизнеса. В России к таким направлениям отнесены: производство и переработка  сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления; лекарственных препаратов и медицинской  техники; оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг; строительство  объектов жилищного, производственного  и социального назначения.

Соответственно, одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса  является прямая финансовая помощь, которая  осуществляется посредством льготного  субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного  налогообложения.

Важным инструментом государственного содействия малым  предприятиям в большинстве промышленно  развитых стран является система  государственных заказов. Данная форма  отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный  рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и  многое другое. 
Достаточно широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям.

Прогноз развития малого предпринимательства.

Хотя задача прогнозирования малого предпринимательства  представляет значительный общественный интерес, в практике прогнозных расчетов она должного отражения не получила. Б программных документах Государственного комитета по развитию и поддержке  малого предпринимательства (ГКРП) и  в периодической печати приводятся количественные оценки будущего состояния  малого бизнеса, но их трудно назвать  научно обоснованным прогнозом прежде всего потому, что отсутствует  ссылка на использованный метод прогнозирования  и его информационную базу. Так, в  Основных направлениях развития малого предпринимательства России до 2000 года, разработанных ГКРП в 1996 г., число  МП к концу 1997 г. оценивалось в 1150-1200 тыс., а к 2000 г. - 1400 - 1600 тыс. Этот не самый  оптимистический из существующих прогнозов  к началу 2000 г. значительно разошелся  с динамикой статистических данных.

1.3. Социальная  значимость малого предпринимательства 
Количественное определение МП удобно своей простотой, но недостаточно для уяснения специфических особенностей малого бизнеса в той роли, которую он играет в производственной системе. Его дополняют качественные определения. 
Существенны, в частности, различия между МП и крупным бизнесом в том, что касается целей производства, характера менеджмента, организации производственного процесса, отношений руководства с персоналом предприятия, особенностей финансирования.

Для МП выбор  целей и способов деятельности определяется окружающей средой. Если МП занимает или  стремится занять на рынке доминирующее положение и строит свою стратегию  на основе этой цели, то малый бизнес исходит из имеющихся возможностей, приспосабливаясь и импровизируя в  соответствии с меняющейся конъюнктурой. Разработка рыночной стратегии на перспективу  становится для него целесообразной лишь по мере наращивания объема производства, перехода в статус среднего предприятия.

Управление МП обычно бывает единоличным или сосредоточенным  в руках некоторых лиц, которые  осуществляют прямой контроль над всеми  сторонами деятельности фирмы. Очень  часто совмещаются управленческие и инженерно- технические функции. Для выполнения более специальных  операций 
(бухгалтерский учет, разработка рациональных форм документооборота, организация офисной деятельности, закупка и эксплуатация конторской техники и т. п.), для решения нестандартных инженерных проблем МП может привлекать внешних консультантов, но постоянно их в своем штате не содержит.

Отношения руководителей  МП с персоналом нередко имеют  патриархальную окраску и строятся по принципу «большой семьи», что усиливает  трудовую мотивацию и вовлеченность  наемных работников в дела предприятия. На МП обычно нет влиятельных профсоюзных  ячеек, которые в крупных производственных комплексах в значительной степени  формируют деловой климат. Это  отражается на интенсивности трудового  процесса (на МП она обычно выше), среднем уровне заработной платы (которая выше на КП) состоянии социального обеспечения (МП, не достигшие определенной численности занятых, как правило, не платят обязательных социальных взносов и не практикуют заключения коллективных договоров). Во многих странах МП интенсивно используют дешевый труд надомных рабочих, в том числе «теневых». 
Часто в таком качестве выступают иммигранты, нанимаемые на самых невыгодных для них условиях.

В то же время  особая роль «человеческого фактора», присущая сфере малого бизнеса, привлекает в нее большое число молодых, динамичных людей. Их влечет желание  стать независимыми, возможность  реализоваться, быстро поднять благосостояние семьи, осуществить на практике какую-либо техническую идею и т. п. Большинство  готово ради этого идти на риск, работать с повышенной интенсивностью. Для  многих важно и то, что в периоды  кризиса малый бизнес приспосабливается  и выживает главным образом за счет временного снижения заработной платы или увеличения продолжительности  рабочего времени, а не за счет сокращения производства и массовых увольнений, как обычно поступают крупные  фирмы.

Отличительной чертой МП является характер его финансирования: источниками инвестиций служат семейные сбережения и (что гораздо реже) банковские ссуды, а не выпуск акций, типичный для  КП. С точки зрения возможности  получения банковских ссуд, к которым  приходится обращаться предприятиям любого размера, МП находится не в самом  выгодном положении. 
Доверие банков увеличивается прямо пропорционально росту объема коммерческих операций предприятия.

Формы малого предпринимательства  чрезвычайно разнообразны - от традиционно  торговой лавочки или ремесленной  мастерской до инновационной фирмы, создаваемой двумя-тремя специалистами  высокой квалификации и вырастающей  затем в транснациональную корпорацию с огромным объемом продаж 
(примерами могут служить «Сони», «Эппл»). Компьютерная революция, начавшаяся в ведущих странах Запада в 70-х гг., выдвинула на первый план 
МП, кооперированные с крупным производством на основе специализации и субподряда. Имеются и независимые МП, играющие роль технологических лидеров в своей отрасли. Таковы, например, узкоспециализированные металлургические мини-заводы, которые не уступают КП по показателям качества и значительно превосходят их по экономичности (на них приходится около 13% мирового производства арматурной стали).

Социальная значимость МП обусловлена, прежде всего, самим  фактом сосредоточения в этом секторе  преобладающей части рабочих  мест. В годы энергетического кризиса, когда в базовых отраслях развернулась крупномасштабная структурная и  технологическая перестройка, на первый план вышла способность малых  и мельчайших предприятий впитывать  рабочую силу, ускоренно высвобождавшуюся в ходе реорганизации КП. Во всех ведущих странах обнаружилась обратно  пропорциональная связь между размерами  предприятий и динамикой численности  их персонала: на КП занятость сокращалась, а на МП - росла. В США в 1980-1995 гг. на МП было создано 35 млн новых рабочих  мест, в то время как КП и государственные  структуры потеряли их около 6 млн; при  этом почти 1/3 прироста пришлась на фирмы  с числом занятых до 20 человек. В  странах ЕС в 1994-1998 гг. сектор МП увеличивался в среднем почти на 300 тыс. предприятий  ежегодно. Особенно быстро расширялась  сфера производственных и потребительских  услуг.

Информация о работе Особая роль малого бизнеса в экономике России