Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 06:55, курсовая работа
Цель данного исследования – раскрыть сущность и главные причины безработицы в сегодняшних условиях, объяснить их взаимную обусловленность. Теоретическое значение изучения проблемы "Занятость и безработица" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.
Объектом исследования выступает понятие безработицы, а субъектом - Российская Федерация, в частности Калужская область.
Структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы, касающиеся определения понятий занятости и безработицы, во второй – вопрос о социально-экономических последствиях безработицы, а также методах борьбы с ней. В третьей главе представлен анализ современной ситуации в области занятости в РФ и проблема доведения безработицы до оптимального уровня через государственное регулирование занятости.
Введение
Глава 1. Сущность занятости и безработицы.
1.1 Сущность, основные формы и причины безработицы и занятости
1.2 Социально-экономические последствия безработицы
Глава 2 Особенности безработицы в современной экономике России
2.1 Динамика занятости и безработицы в России
2.2 Государственное регулирование занятости
Заключение
Список использованной литературы
yx = 7,5 – 0,13х, где х – прирост ВВП в % к предыдущему году, yx – зависимость безработицы (в% от экономически активного населения) от прироста ВВП (в %).
Анализ показал, что между ВВП и безработицей присутствует взаимосвязь: коэффициент корреляции равен -0,86, что говорит о тесной связи между анализируемыми показателями и об обратной зависимости.
Согласно этому уравнению можно спрогнозировать уровень безработицы в будущем. Так, при увеличении темпа прироста ВВП на 10%, уровень безработицы опустится до 6,2% (yx = 7,5 – 0,13 * 10 = 6,2), по сравнению с предыдущим показателем.
Анализ уровня безработицы в России говорит о том, что измерение в % соотношении количества безработных от экономически активного населения недостаточно. Имеет значение количество вакансий на 100 человек. Работодатели не рассматривают кандидатов на место без опыта работы, отсюда растет количество безработных в стране. В целях снижения количества безработных в стране, государственную политику следует проводить путем обучением молодых специалистов: предлагать им работу по специальности на определенный срок, с заработной платой ниже, чем у работников с опытом работы, заниматься их обучением в это время. По истечению этого срока проводить конкурсный отбор кандидатов на вакантное место.
В Алтайском крае численность официально зарегистрированных безработных снижается, - сообщили ИА REGNUM 10 апреля 2013 года в Центре занятости населения края.
По состоянию на 1 апреля текущего года численность официально зарегистрированных безработных граждан составила 30,7 тыс. человек. Это на 14 % ниже, чем на соответствующую дату прошлого года (на 01.04.2012 - 35,6 тыс. человек).
По мнению и.о. начальника управления Алтайского края по труду и занятости населения Н.И. Толокольниковой, ситуация на рынке труда характеризуется как стабильная.
Положительная динамика по сравнению с соответствующим периодом прошлого года наблюдается по различным показателям.
Так, потребность работодателей в работниках, заявленная в течение отчетного периода, увеличилась на 13 % и составила 27,0 тыс. человек (в январе-марте 2012 года - 23,9 тыс. человек). Основная доля приходится на здравоохранение и предоставление социальных услуг (16 %), обрабатывающие производства (16 %), оптовую и розничную торговлю (15 %) и образование (10 %).
Численность граждан, трудоустроенных при содействии службы занятости населения в январе-марте 2013 года, составила 13,2 тыс. человек. Это 57,5 % от численности граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы (в январе-марте 2012 года - 50,1 %).
Для поддержания доходов граждан и выполнения социально значимых работ создано более 3 370 временных и постоянных рабочих мест.[7]
К обучению по направлению центров занятости профессиям, востребованным на рынке труда, приступили около 1800 граждан. В числе получателей услуги по профессиональной подготовке - 35 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет и планирующих возвращение к трудовой деятельности, 58 работников организаций, находящихся под угрозой увольнения. С целью получения документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию, обучение прошли 20 работников. Это позволит им повысить свою конкурентоспособность на рынке труда и сохранить занятость.
Численность граждан, признанных безработными в течение отчетного периода, составила 14,0 тыс. человек, что на 2,7 тыс. человек (16 %) меньше, чем за первые три месяца 2012 года (16,7 тыс. человек).
Уровень зарегистрированной безработицы на 1 апреля 2013 года составил 2,6% от численности экономически активного населения. Это на 0,2 процентного пункта ниже, чем на соответствующую дату прошлого года (на 01.04.2012 - 2,8%).
По сравнению с аналогичной датой прошлого года улучшилась ситуация с предполагаемым высвобождением работников (по результатам мониторинга).
2.2 Государственное регулирование занятости. Биржи труда
В правовом государстве действует система социальных амортизаторов (защитных устройств), которые применяются для обеспечения экономической безопасности трудящихся. Первым элементом такой системы является регулирование занятости. Сущность задачи достижения полной занятости в масштабе макроэкономики состоит в обеспечении сбалансированности трудоспособного населения и количества необходимых для него рабочих мест. Для решения этой задачи требуется принимать комплекс мер по снижению уровня безработицы.
Они многообразны и различны, в зависимости от того, какой тип безработицы имеется в виду. Так как безработица в современной экономике вызвана не только несовершенством рынка труда, но и макроэкономическими факторами, государство должно разрабатывать комплекс мер, включающих элементы микроэкономической и макроэкономической политики.
Макроэкономические меры позволяют снизить безработицу, вызванную дефицитом агрегированного спроса (кейнсианскую безработицу). Так, целенаправленная фиксированная политика может увеличить агрегированный спрос в экономике посредством увеличения государственных расходов и снижения ставок налогов. В результате вырастет спрос на труд и занятость. С помощью монетарной политики, увеличив предложение денег в экономике, можно сократить банковский процент, что приведёт к росту склонности к потреблению, а значит, и агрегированного спроса и занятости.
Микроэкономические меры – это те государственные мероприятия, которые касаются непосредственно рынка труда. С их помощью можно уменьшить уровень как циклической, так и естественной безработицы. Государственная политика на рынке труда делится на активную и пассивную. Меры активной политики занятости нацелены на снижение уровня безработицы, а меры пассивной политики ориентированы на смягчение ее негативных последствий.[8]
К активным мерам относятся:
а) Информационная и организационная помощь в поиске работы. Создание специальных государственных структур для этих целей, использование единых информационных технологий, охватывающих все регионы и аккумулирующих данные о безработице и об имеющихся вакансиях.
б) Субсидирование образования путём проведения государственных программ, целью которых является сокращение платы за обучение с тем, чтобы будущие работники приобретали необходимые знания и навыки для работы в развивающихся отраслях экономики.
в) Государственное законодательство, дающее всем индивидам равные права быть нанятыми на работу, независимо от расы, национальности, пола и т.д.
г) Обучение и переобучение для тех, кто не может найти работу по причине отсутствия необходимой квалификации.
д) Прямое субсидирование заработной платы и снижение налогов для фирм, принимающих на работу представителей ущемлённых групп населения, испытывающих особенно острую структурную безработицу.
е) Помощь в открытии собственного бизнеса для безработных (консультации, безвозвратные ссуды, льготные кредиты, льготное налогообложение, создание специальных «бизнес-инкубаторов»).
Информационная и организационная помощь нацелена на уменьшение уровня фрикционной безработицы. Все остальные названные выше меры – прежде всего на борьбу со структурной безработицей. Вместе с тем субсидии занятости и общественные работы могут использоваться и для сокращения циклической компоненты – в этом случае они используются не для узких целевых групп населения, а для всех, кто ищет работу.
Активные меры призваны помочь человеку вернуться или вновь войти в состав рабочей силы. Найти работу и дать возможность самому зарабатывать на жизнь себе и своей семье (а также платить налоги государству). Эти меры экономически эффективны - растёт заработная плата, ВНП, доходы госбюджета и благосостояние общества.
Кроме того, государство всегда помогает безработным с помощью пассивных мер. К ним относятся:
а) Выплата пособий по безработице и дополнительных пособий на содержание семьи. По закону о занятости в РФ, пособие безработным в течение первых трёх месяцев выплачивается в размере 75 % от его прежней заработной платы, следующие 3 месяца – 60 %, и ещё полгода – в размере 45%. Однако в любом случае пособие не может быть ниже минимальной заработной платы и выше средней заработной платы по региону. Если же человек не работал больше года или не работал вовсе, пособие назначается в размере минимальной заработной платы.
б) Досрочные пенсии, которые позволяют сократить численность экономически активного населения, не задействованного в общественном производстве.
в) Популярная в последние годы мера, названная «work-sharing», буквально - «разделение работ». Государство создаёт стимулы к работе в режиме неполной занятости (полдня вместо полного или 2-3 дня в неделю). Таким образом, одно и то же число рабочих мест позволяет нанять больше людей.
Это - меры социальной защиты. Но с точки зрения чисто экономической, они неэффективны. Они не побуждают людей больше трудиться – наоборот, часть из них выходят из состава рабочей силы, становятся иждивенцами работающих членов общества.
Также методы обеспечения полной занятости определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны.
Пигу и его последователи, считающие, что корень зла в высокой заработной плате, предлагают:
1. содействовать снижению заработной платы;
2. разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, которого они добиваются, оборачивается ростом безработицы;
3. государству трудоустраивать работников, претендующих на невысокий доход, в частности, поощрять развитие социальной сферы.
Из рекомендаций Пигу широко применяется деление ставки заработной платы и рабочего времени между несколькими работниками. Использование частичного рабочего дня сокращает безработицу даже при сохранении неблагоприятной конъюнктуры.[9]
В 1950-х годах в политике государственного регулирования применялись кейнсианские методы. Кейнсианцы считали, что саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Уровень занятости зависит от так называемого «эффективного спроса» (упрощенно - уровня потреблений и инвестиций).
Дж.- М. Кейнс писал: «Хроническая тенденция к неполной занятости, характерная для современного общества, имеет свои корни в недопотреблении...».
Недопотребление выражается в том, что по мере повышения доходов у потребителя у него в силу психологических факторов «склонность к сбережению» превышает «побуждение к инвестициям», что влечет спад производства и безработицу.
Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность кризиса саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость государственного экономического воздействия для достижения полной занятости.
Прежде всего следует повысить эффективный спрос, снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции. Кейнсианцы вводят понятие «мультипликатор занятости», который рассматривается как прирост всей занятости по отношению к первичной занятости в отраслях, сильно взаимосвязанных друг с другом, в которые произведены инвестиции.
Согласно взглядам автора «Общей теории занятости, процента и денег», «подлинная» инфляция возникает только тогда, когда экономика страны достигает уровня полной занятости, до этого момента рост денежной массы влияет не на уровень цен, а на объем производства. Небольшая («ползучая») инфляция имеет, с точки зрения кейнсианцев, полезный эффект, сопутствуя росту производства и дохода.
Монетаристы рассматривали инфляцию как «неизбежную плату» за достижение высокого уровня занятости. Как уже было сказано, в 1967 году М. Фридман высказал мысль о существовании «естественного уровня безработицы», который жестко определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерами государственной политики. Если правительство старается поддержать занятость выше ее «естественного уровня» с помощью традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен.
С позиции монетаристов, чем выше темпы инфляции, тем в большей степени участники воспроизводственного процесса учитывают в своих действиях предстоящий рост цен и стараются его нейтрализовать с помощью специальных оговорок в трудовых соглашениях, контрактах и т.п. Следовательно, с течением времени стимулирующий эффект инфляции, на который делали упор кейнсианцы, ослабевает. Чтобы активизировать производство, правительство вынуждено прибегать к дополнительным скачкам инфляции, что ведет ко все более крупным дозам дефицитного финансирования из бюджета. Видя «бессмысленность» политики стимулирования спроса, Фридман считал нерациональным достижение полной занятости.
Среди аргументов монетаристов по поводу несостоятельности кейнсианской политики ставился акцент на непредсказуемость результатов государственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении эффекта этих мер. Позднее монетаристы указывали также на эффект вытеснения частных инвестиций вследствие оттока материально-денежных ресурсов в сферу государственных операций: то, что выигрывает хозяйство от увеличения госинвестиций, оно теряет из-за сокращения вливаний из частного сектора.
Однако при всех своих положительных чертах теория естественной нормы безработицы снимает с капитализма ответственность за судьбы миллионов безработных и объявляет нехватку вакантных рабочих мест результатом «свободного выбора» людей, добровольно отказывающихся участвовать в трудовом процессе.
Монетаристские методы регулирования занятости достаточно радикальны, но не несут в себе, в то же время адекватной эффективности. Монетаристы обвиняют рабочих в том, что они воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Они предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать несопоставимые потери для народного хозяйства. Следует отметить, что современные концепции регулирования занятости, базирующиеся на различных теориях, сходятся в понимании того, что государственное макроэкономическое регулирование рынка труда целесообразно в краткосрочном периоде, там, где параметры безработицы существенно превышают естественный уровень, т.е. растет ее циклическая составляющая.
Информация о работе Особенности безработицы в современной экономике России