Особенности инфляции в России. Антиинфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства. Актуальность этого вопроса в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизма развития инфляции, ее особенностей и основных направлений антиинфляционной политики в России с учетом мирового опыта.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3
1 Инфляция как экономическое явление……………………………………….4
1.1 Понятие инфляции и ее измерение. Уровень инфляции в России………...4
1.2 Классификация видов инфляции и ее критерии…………………………...7
2 Причины и последствия инфляции в России………………………………..11
2.1 Причины инфляции. Инфляция спроса и инфляция предложения………11
2.2 Последствия инфляции для России……………..………………………...15
3 Антиинфляционная политика……………………………………………..17
3.1 Бюджетная политика………………………………………………………18
3.2 Кредитно-денежная политика…………………………………………….18
3.3 Политика цен и доходов…………………………………………………….21
3.4 Шоковая терапия» и градуирование денежной массы…..………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………...………………………………..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………27

Файлы: 1 файл

Курсач по макроэкономике!!!!.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

С точки зрения четвертого критерия различают ожидаемую и неожидаемую инфляцию. Под ожидаемой инфляцией понимается инфляция, которая предсказывается и прогнозируется заранее, неожидаемая – наоборот.

Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит  особого вреда экономике, а несбалансированная и неожидаемая особо опасна, чревата большими издержками адаптационного плана.[6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Причины и последствия инфляции в России

 

    1. Причины инфляции. Инфляция спроса и инфляция предложения

 

К важнейшим инфляционным причинам относятся следующие:

  1. Диспропорциональность - несбалансированность государственных расходов и доходов - т.е. дефицит государственного бюджета. Часто этот дефицит покрывается за счет использования “печатного станка” что приводит к увеличению денежной массы и как следствие - инфляции.
  2. Инфляционно опасные инвестиции -  преимущественно милитаризация экономики. Военные ассигнования ведут к созданию дополнительного платежеспособного спроса, а как следствие - увеличению денежной массы.
  3. Отсутствие чистого свободного рынка и совершенной конкуренции как его части.  Современный рынок в значительной степени олигополистичен. Поскольку олигополист заинтересован в сокращении производства и предложения товаров создается дефицит используемый им  для поддержания или поднятия цены на товар.
  4. Импортируемая инфляция, роль которой возрастает с ростом открытости экономики и вовлечения ее в мирохозяйственные связи той или иной страны. Возможности для борьбы у государства довольно-таки ограничены. Метод ревальвации собственной валюты, иногда применяемый в таких случаях, делает импорт более выгодным, одновременно затрудняя экспорт.
  5. Инфляционные ожидания - возникновения у инфляции самоподдерживающегося характера. Население и хозяйственные субъекты привыкают к постоянному повышению уровня цен. Население требует повышения заработной платы и запасается товарами впрок ожидая их скорое подорожание. Производители же опасаются повышения цен со стороны своих поставщиков, одновременно закладывая в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на комплектующие и раскачивают тем самым маховик инфляции.[12]

Выше говорилось, что  инфляция является результатом нарушения  равновесия между спросом и предложением. Равновесие может нарушаться прежде всего со стороны спроса. В этом случае возникает инфляция спроса. Другая ситуация создается, когда растут издержки производства, т. е. поднимается цена предложения, возникает инфляция предложения. Глубина несоответствия спроса и предложения в немалой степени зависит от степени развития и глубины трех видов монополизма в экономике:

- монополизм государства (на эмиссию бумажных денег, внешнюю торговлю, налоги; на рост непроизводственных, прежде всего военных и прочих расходов, связанных с функциями современного государства);

того или иного уровня заработной платы, прежде всего через  договоры с предпринимателями на 3- 5 лет или иной срок;

- монополизм крупнейших фирм на определение цен и собственных издержек.

        Все три отмеченные монополии  взаимосвязаны и каждая по-своему  может влиять на динамику спроса  и предложения, смещая точку  их равновесия вверх по оси цен.

Инфляция спроса предусматривает нарушение равновесия между спросом и предложением со стороны спроса. Основными причинами  здесь могут быть расширение государственных  заказов (военных и социальных), рост покупательной способности трудящихся (рост заработной платы) в результате согласованных действий профсоюзов. Вследствие этого в обращении возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, повышаются цены. В такой ситуации, когда уже имеет место занятость в сфере производства, производители не могут отреагировать на увеличившийся спрос ростом предложения товаров, и это выражается в росте общего уровня цен.

Рис.1 Инфляция спроса

Где: Р1 и Р2- цены на товары и услуги;

Q1 и Q2-реальный ВВП;

AD1 и AD2-совокупный спрос;

AS - совокупное предложение;

Е1 и Е2- равновесные  точки.

 В результате  инфляции спроса возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, растут цены. Характерно, что занятость в такой ситуации полная, ибо стимулируемая высокой ценой промышленность максимально должна загружать производственные мощности. В России это было не так, поскольку не было конкуренции и демонополизации: дефицитный спрос нарастал, незагруженность мощностей увеличивалась, номинальная доходность операций возрастала. Предприятиям выгоднее было меньше произвести и дороже продать каждую единицу продукции. В такой ситуации вероятнее прогноз на снижение занятости.[5]

 Сущность инфляции предложения заключается в росте издержек, поэтому ее и называют также инфляцией издержек. Одним из факторов инфляции издержек является рост цен на сырье массового применения (например, металлы, минеральное, сельскохозяйственное сырье) и энергоносители (нефть, газ), закупаемые за рубежом, или рост издержек на их добычу в связи с ухудшением природных условий. Другим и гораздо более важным фактором инфляции издержек является сокращение объемов производства, так как постоянные расходы в этом случае не изменяются и, следовательно, издержки на единицу продукции растут. Кроме того, при спаде производства проявляет себя ''эффект храповика'', который заключается в сопротивлении рабочих уменьшению заработной платы и тем самым ее росту на единицу продукции. Поэтому сокращение совокупного рыночного спроса, имеющего место во время кризисов, тоже ведет к увеличению издержек и цен, а не к их уменьшению.

 

Рис.2 Инфляция издержек.

 

Где: Р1 и Р2- цены на товары и услуги;

Y1 и Y2- реальный ВВП;

AS1 и AS2- совокупное предложение;

AD- совокупный спрос;

Е1 и Е2- равновесные  точки. [2]

 

    1. Последствия инфляции для России

 

Экономические и социальные последствия инфляции сложны и разнообразны. В нашей стране инфляционный процесс превратился в настоящее время в основное препятствие на пути поступательного развития экономики. По сути дела, инфляция стала в наших условиях формой выражения целого ряда явлений. Небольшие ее темпы содействуют росту цен и норм прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры. По мере углубления инфляция превращается в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.

Кроме того, в условиях инфляции обесцениваются сбережения населения, потери несут  банки и учреждения, предоставляющие  кредиты.

Инфляция имеет и социальные последствия: она ведет к перераспределению  национального дохода, является как бы сверхналогом для населения, что обуславливает отставание темпов роста номинальной, а также реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги. В России последствия инфляции для социальной сферы были наиболее серьезными. Население СССР в основном не испытывало влияния инфляции на своем кошельке. Оказавшись в рыночных условиях и не имея при этом фактического опыта действий в условиях инфляции, россияне в большинстве своем потеряли значительную часть личных сбережений. За счет инфляционных процессов в России произошло обогащение небольшого слоя населения, владевшего более оперативной информацией и знаниями объективных экономических законов.

Негативное влияние  инфляции на все стороны социально-экономического развития страны, на функционирование всех ее экономических и управленческих структур, на уровень жизни народа диктуют необходимость разработки и реализации антиинфляционной программы, которая включала бы меры по ограничению и преодолению инфляции, а также механизм защиты от инфляции различных звеньев экономики и защиты населения, в первую очередь, малообеспеченного.

Программа борьбы с инфляцией  должна включать защитный механизм, который  обеспечивал бы нормальное функционирование различных звеньев экономики в условиях инфляции и ограждал интересы населения. В этом механизме должны быть учтены и согласованы интересы всех звеньев и структур экономики в увязке с интересами населения. Например, система индексации издержек, цен и оценок основных и оборотных фондов предприятий и фирм должна быть увязана с индексацией заработной платы работающих. Такой механизм должен содержать определенные гарантии компенсации ущерба, возникающего в связи с инфляцией.

Однако мировая практика показывает, что размеры индексации потерь от инфляции должны быть меньше темпов обесценения денег. Только в этом случае инфляционный процесс не будет носить кумулятивный характер, и темпы обесценения денег удастся постепенно снизить до приемлемого уровня.  [14]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Антиинфляционная политика

 

Негативные социальные и экономические последствия  инфляции вынуждают правительства  разных стран проводить определенную экономическую политику. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент  самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых  мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов. Очень важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешенно.

Важно отметить, что основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими  причинами. Целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь быть:

  • сокращение инфляционного потенциала
  • предсказуемость динамики инфляции.
  • снижение темпов инфляции
  • стабилизация цен

Стратегическая цель антиинфляционной политики — привести темпы роста денежной массы в  соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два общих подхода.

 

 

 

    1. Бюджетная политика

 

В рамках первого предусматривается  активная бюджетная  политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица.  При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усиливать инфляцию. Если сокращение бюджетного дефицита будет осуществляться путем сокращения государственных расходов, то издержки такой политики лягут на сферу, финансируемую за счет бюджета (предприятия, имеющие доступ к дешевым кредитам и дотациям, бюджетники, социальная сфера). Если она будет осуществляться за счет роста налогов на прибыль и экспортных тарифов, издержки в основном понесут предприниматели и работники негосударственных предприятий. [1]

 

    1. Кредитно-денежная политика государства

 

Второй подход рекомендуется  сторонниками монетаризма. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Если мероприятия бюджетной политики непосредственно направлены на рынок благ, то при проведении кредитно-денежной политики объектом регулирования является денежный рынок. Суть кредитно-денежной политики состоит в воздействии на экономическую конъюктуру через  изменение количества находящихся в обращении денег (эмиссия).  В экономиках рыночного типа центральные банки воздействуют на инфляцию косвенно, при помощи различных инструментов,  причем влияние мер денежно-кредитной политики сказывается не сразу, а с определенными временными лагами, которые различны в разных странах и в разных условиях.  Традиционными инструментами денежно-кредитной политики, влияющими на размер и структуру денежной массы, являются:

  • Операции на открытом рынке ценных бумаг. Покупая последние, банк увеличивает денежную базу, продавая – сокращает ее. Широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг. Учетно-процентная или дисконтная политика. Заключается в регулировании учетной ставки процента (в РФ – ставка рефинансирования). Учетная ставка – это ставка, по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у центрального банка. Если центральный банк повышает учетную ставку, то объем заимствований уменьшается. В результате произойдет сокращение денежной массы в стране, так как уменьшатся операции коммерческих банков по предоставлению кредитов. При этом получая более дорогие заимствования, сами коммерческие банки будут повышать свои ставки по кредитам, что приведет к уменьшению спроса. При снижении учетной ставки процесс идет в обратном направлении.
  • Норма обязательного резервирования. Обязательные резервы – это та часть суммы  депозитов, которую коммерческие банки обязаны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращении денег. Снижение нормы резервов действует в обратном направлении.
  • Валютная политика (валютное регулирование). Целевые показатели валютного курса (фиксированные или фиксированные с возможностью корректировок (скользящая привязка)) предусматривают следование денежно-кредитной политики страны валюты-якоря. Целевые показатели обменных курсов лишают ЦБ самостоятельности в денежно-кредитной политике на собственном финансовом рынке; создают возможности для внешних спекулятивных атак. Достижение реального валютного курса ставится в зависимость от уровня внутренних цен. Что касается фиксированных курсов с возможностью корректировки, то после валютного кризиса 1991 г. большинство стран от них отказалось именно из-за чрезмерно высокой зависимости от внешних спекулятивных атак. [3]
  • Таргетирование инфляции - установление целевых показателей. Получило в последние 5-6 лет большое распространение как метод регулирования национального финансового рынка: в настоящее время таргетирование инфляции применяют около 21 стран (8 развитых и 13 развивающихся). Таргетирование инфляции предусматривает непосредственное следование целевым показателям инфляции. ЦБ обязан следовать одному цифровому показателю инфляции или его установленному диапазону. Таргетирование способствует укреплению доверия к данному финансовому рынку, так как показывает, что низкий уровень инфляции – главная цель политики регулирования финансового рынка в данной стране. Однако таргетирование инфляции не может быть эффективным в странах, которые не обладают устойчивостью финансового рынка.

Информация о работе Особенности инфляции в России. Антиинфляционная политика