Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 13:00, курсовая работа
Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства. Актуальность этого вопроса в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизма развития инфляции, ее особенностей и основных направлений антиинфляционной политики в России с учетом мирового опыта.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3
1 Инфляция как экономическое явление……………………………………….4
1.1 Понятие инфляции и ее измерение. Уровень инфляции в России………...4
1.2 Классификация видов инфляции и ее критерии…………………………...7
2 Причины и последствия инфляции в России………………………………..11
2.1 Причины инфляции. Инфляция спроса и инфляция предложения………11
2.2 Последствия инфляции для России……………..………………………...15
3 Антиинфляционная политика……………………………………………..17
3.1 Бюджетная политика………………………………………………………18
3.2 Кредитно-денежная политика…………………………………………….18
3.3 Политика цен и доходов…………………………………………………….21
3.4 Шоковая терапия» и градуирование денежной массы…..………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………...………………………………..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………27
С точки зрения четвертого критерия различают ожидаемую и неожидаемую инфляцию. Под ожидаемой инфляцией понимается инфляция, которая предсказывается и прогнозируется заранее, неожидаемая – наоборот.
Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит особого вреда экономике, а несбалансированная и неожидаемая особо опасна, чревата большими издержками адаптационного плана.[6]
К важнейшим инфляционным причинам относятся следующие:
Выше говорилось, что инфляция является результатом нарушения равновесия между спросом и предложением. Равновесие может нарушаться прежде всего со стороны спроса. В этом случае возникает инфляция спроса. Другая ситуация создается, когда растут издержки производства, т. е. поднимается цена предложения, возникает инфляция предложения. Глубина несоответствия спроса и предложения в немалой степени зависит от степени развития и глубины трех видов монополизма в экономике:
- монополизм государства (на эмиссию бумажных денег, внешнюю торговлю, налоги; на рост непроизводственных, прежде всего военных и прочих расходов, связанных с функциями современного государства);
того или иного уровня заработной платы, прежде всего через договоры с предпринимателями на 3- 5 лет или иной срок;
- монополизм крупнейших фирм на определение цен и собственных издержек.
Все три отмеченные монополии
взаимосвязаны и каждая по-
Инфляция спроса
предусматривает нарушение
Рис.1 Инфляция спроса
Где: Р1 и Р2- цены на товары и услуги;
Q1 и Q2-реальный ВВП;
AD1 и AD2-совокупный спрос;
AS - совокупное предложение;
Е1 и Е2- равновесные точки.
В результате инфляции спроса возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, растут цены. Характерно, что занятость в такой ситуации полная, ибо стимулируемая высокой ценой промышленность максимально должна загружать производственные мощности. В России это было не так, поскольку не было конкуренции и демонополизации: дефицитный спрос нарастал, незагруженность мощностей увеличивалась, номинальная доходность операций возрастала. Предприятиям выгоднее было меньше произвести и дороже продать каждую единицу продукции. В такой ситуации вероятнее прогноз на снижение занятости.[5]
Сущность инфляции предложения заключается в росте издержек, поэтому ее и называют также инфляцией издержек. Одним из факторов инфляции издержек является рост цен на сырье массового применения (например, металлы, минеральное, сельскохозяйственное сырье) и энергоносители (нефть, газ), закупаемые за рубежом, или рост издержек на их добычу в связи с ухудшением природных условий. Другим и гораздо более важным фактором инфляции издержек является сокращение объемов производства, так как постоянные расходы в этом случае не изменяются и, следовательно, издержки на единицу продукции растут. Кроме того, при спаде производства проявляет себя ''эффект храповика'', который заключается в сопротивлении рабочих уменьшению заработной платы и тем самым ее росту на единицу продукции. Поэтому сокращение совокупного рыночного спроса, имеющего место во время кризисов, тоже ведет к увеличению издержек и цен, а не к их уменьшению.
Рис.2 Инфляция издержек.
Где: Р1 и Р2- цены на товары и услуги;
Y1 и Y2- реальный ВВП;
AS1 и AS2- совокупное предложение;
AD- совокупный спрос;
Е1 и Е2- равновесные точки. [2]
Экономические и социальные последствия инфляции сложны и разнообразны. В нашей стране инфляционный процесс превратился в настоящее время в основное препятствие на пути поступательного развития экономики. По сути дела, инфляция стала в наших условиях формой выражения целого ряда явлений. Небольшие ее темпы содействуют росту цен и норм прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры. По мере углубления инфляция превращается в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.
Кроме того, в условиях инфляции обесцениваются сбережения населения, потери несут банки и учреждения, предоставляющие кредиты.
Инфляция имеет и социальные последствия: она ведет к перераспределению национального дохода, является как бы сверхналогом для населения, что обуславливает отставание темпов роста номинальной, а также реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги. В России последствия инфляции для социальной сферы были наиболее серьезными. Население СССР в основном не испытывало влияния инфляции на своем кошельке. Оказавшись в рыночных условиях и не имея при этом фактического опыта действий в условиях инфляции, россияне в большинстве своем потеряли значительную часть личных сбережений. За счет инфляционных процессов в России произошло обогащение небольшого слоя населения, владевшего более оперативной информацией и знаниями объективных экономических законов.
Негативное влияние инфляции на все стороны социально-экономического развития страны, на функционирование всех ее экономических и управленческих структур, на уровень жизни народа диктуют необходимость разработки и реализации антиинфляционной программы, которая включала бы меры по ограничению и преодолению инфляции, а также механизм защиты от инфляции различных звеньев экономики и защиты населения, в первую очередь, малообеспеченного.
Программа борьбы с инфляцией должна включать защитный механизм, который обеспечивал бы нормальное функционирование различных звеньев экономики в условиях инфляции и ограждал интересы населения. В этом механизме должны быть учтены и согласованы интересы всех звеньев и структур экономики в увязке с интересами населения. Например, система индексации издержек, цен и оценок основных и оборотных фондов предприятий и фирм должна быть увязана с индексацией заработной платы работающих. Такой механизм должен содержать определенные гарантии компенсации ущерба, возникающего в связи с инфляцией.
Однако мировая практика показывает, что размеры индексации потерь от инфляции должны быть меньше темпов обесценения денег. Только в этом случае инфляционный процесс не будет носить кумулятивный характер, и темпы обесценения денег удастся постепенно снизить до приемлемого уровня. [14]
Негативные социальные
и экономические последствия
инфляции вынуждают правительства
разных стран проводить определенную
экономическую политику. Антиинфляционная
политика насчитывает богатый
Важно отметить, что основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими причинами. Целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь быть:
Стратегическая цель антиинфляционной политики — привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два общих подхода.
В рамках первого предусматривается активная бюджетная политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усиливать инфляцию. Если сокращение бюджетного дефицита будет осуществляться путем сокращения государственных расходов, то издержки такой политики лягут на сферу, финансируемую за счет бюджета (предприятия, имеющие доступ к дешевым кредитам и дотациям, бюджетники, социальная сфера). Если она будет осуществляться за счет роста налогов на прибыль и экспортных тарифов, издержки в основном понесут предприниматели и работники негосударственных предприятий. [1]
Второй подход рекомендуется сторонниками монетаризма. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Если мероприятия бюджетной политики непосредственно направлены на рынок благ, то при проведении кредитно-денежной политики объектом регулирования является денежный рынок. Суть кредитно-денежной политики состоит в воздействии на экономическую конъюктуру через изменение количества находящихся в обращении денег (эмиссия). В экономиках рыночного типа центральные банки воздействуют на инфляцию косвенно, при помощи различных инструментов, причем влияние мер денежно-кредитной политики сказывается не сразу, а с определенными временными лагами, которые различны в разных странах и в разных условиях. Традиционными инструментами денежно-кредитной политики, влияющими на размер и структуру денежной массы, являются:
Информация о работе Особенности инфляции в России. Антиинфляционная политика