Особенности инфляционных процессов в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи работы. Цель работы заключается в исследовании основных тенденций развития инфляционных процессов в российской экономике.
Указанная цель предполагает постановку и последовательное решение следующих задач исследования:
Исследовать сущность инфляции;
Рассмотреть причины, последствия и разновидности инфляции
Проанализировать современные способы преодоления инляции.
В качестве методологической базы использовались общенаучные методы, такие как системный и сравнительный анализ, индукция и дедукция, моделирование, синтез, проведение аналогий, статистические и графические методы обработки и предоставления информации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты сущности категории инфляции……………………………………………………………………...5
2. Причины, последствия и разновидности инфляции….….19
3. Современные способы преодоления инфляции………...…33
Заключение………………………………………………………………….37
Список использованной литературы…………………………….39

Файлы: 1 файл

Особенности инфляционных процессов в современной России.doc

— 320.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

2. Причины, последствия  и разновидности инфляции

 

Инфляция в России имеет сложный характер и подвержена влиянию многочисленных факторов: одни из них оказывают воздействие в долгосрочном периоде, другие — на коротком отрезке времени. Отдельные факторы носят эпизодический характер, но тоже оказывают сильное воздействие. На протяжении всего постсоветского периода состав факторов, определяющих поведение индекса потребительских цен и характер их влияния на инфляцию, постоянно менялся. Все факторы, влияющие на инфляцию в российской экономике, можно разделить на внешние и внутренние.

Несмотря на то, что внутренние цены в настоящее время подвержены внешнему влиянию со стороны мирового хозяйства, инфляция представляет собой феномен национального экономического механизма. Возрастающая интернационализация хозяйственной жизни не дает возможности инфляционным процессам протекать изолированно в каждой стране. По мере активизации внешнеэкономических связей, в условиях отсутствия металлического стандарта, они распространяются по всей системе мирового хозяйства. Мировая торговля становится все более заметным фактором инфляции и оказывает весьма значительное давление на внутренние цены. Таким образом, к внешним факторам инфляции относятся: степень открытости экономики, «долларизация», удорожание импортируемых товаров и др.

Одним из наиболее действенных институционально-структурных внешних факторов инфляции является степень открытости экономики. Чем выше эта степень, тем в большей мере внутренняя инфляция в данной стране зависит от уровня мировой инфляции. Иными словами, в странах с нестабильной экономикой либерализация внешней торговли, увеличение доли товаров, участвующих во внешней торговле, во внутреннем потреблении являются факторами, способствующими сдерживанию инфляционных тенденций, сведению ее к мировому уровню. В монетаристских моделях открытой экономики эта зависимость логично объясняется тем, что при проведении политики плавающего валютного курса и отсутствии несовершенств рынка денежная масса, независимо от источника ее происхождения12, через механизм платежного баланса равномерно распределяется между странами пропорционально их национальному доходу, обеспечивая равенство уровней инфляции. В терминах экономической теории положительное влияние степени открытости экономики на снижение инфляции можно объяснить следующим образом:

  • В странах с более открытой экономикой локальные предложения являются более эластичными функциями по уровню цен. Это связано с наличием большего количества реальных и потенциальных конкурентов, в качестве которых могут выступать не только отечественные, но и иностранные товары зарубежных компаний, освоивших отечественный рынок или готовых выйти на него. А значит, и совокупное предложение является более эластичным по цене.
  • В странах с открытой экономикой наличие большого количества товаров-субститутов приводит и к более эластичной функции спроса по цене. Причина этого кроется в поведении потребителя, у которого появляется реальный выбор, и фактор цены становится для него более значимым. Чем выше этот показатель эластичности, тем в меньшей степени увеличение спроса приводит к росту цены и объема продаж.
  • В странах с открытой экономикой период времени, который требуется для ответа предложения на изменения совокупного спроса гораздо меньше, чем в странах с закрытой экономикой. Причина заключается в поведении локальных рынков: в странах с открытой экономикой выше гибкость в управлении мощностями и ресурсными рынками (так как вовлечено большее количество продавцов). Следовательно, долгосрочный период, в котором возникает окончательное приспособление предложения к спросу, становиться более коротким.

По внешним признакам  к внешнеэкономической компоненте комплекса инфляционных причин относится  и широчайшая «долларизация» российской экономики. На территории России находится большое количество иностранной валюты, особенно наличной, превышающее рублевую денежную массу. Чрезмерная инфляция — изначальный стимул к долларизации экономики.

Долларизация может быть официальной, полуофициальной и неофициальной. При официальной (формальной, полной) долларизации страна отказывается от эмиссии национальных денег, а в обороте используется определенная иностранная валюта, или национальная валюта (иногда одни монеты) используется как второстепенная. При официальной долларизации государство отказывается от проведения самостоятельной денежно-кредитной политики и чаше всего ликвидирует центральный банк, теряет доходы от эмиссии национальных денег (сеньораж — разность между номиналом денег и расходами на их изготовление), оказывается в определенной экономической зависимости от страны-эмитента инвалюты, используемой во внутреннем денежном обороте. В ряде стран существует полуофициальная долларизация, которая определяется бивалютной системой, где по методике МВФ инвалюта является вторым легальным средством платежа, т.е. существует параллельное денежное обращение. Иностранная валюта в этих странах достаточно широко и свободно применяется в экономике, но обязательно является второстепенным средством платежа относительно национальных денег. Инвалюта часто используется как деньги банковских депозитов, а оплата труда, уплата налогов, некоторые расходы осуществляются только в национальных деньгах. Продолжает функционировать центральный банк, у которого остается возможность проведения, в определенных рамках, национального денежно-кредитного регулирования. Пример — Таджикистан, где наряду с таджикским рублем обращается российский рубль, при этом разрешено использование других иностранных валют13.

Положение с использованием инвалюты в денежном обороте России не является неофициальной (теневой) долларизацией, хотя и достаточно близко к ней. Масштабы долларизации впечатляют. По оценке Банка  России на руках население хранилось  на начало 2005 г. 25-50 млрд. долл., на конец 2006 — 27 млрд. долл. Эти деньги в основном используются как сбережения и частично в функции обращения, вывозе за рубеж при «челночном бизнесе» и туризме. Однако скорость обращения наличной инвалюты в России в несколько раз меньше, чем наличных рублей, так как наличная инвалюта больше применяется в функции сбережения, а наличные рубли используются как средство обращения.

Рис. 4 Внешние факторы инфляции в РФ.

 

К внутренним факторам инфляции при прочих равных условиях можно отнести: колебание денежной массы, увеличение заработной платы населения, рост тарифов на коммунальные услуги, увеличение издержек производства на предприятиях, увеличение государственных расходов, потребительские ожидания и ряд институциональных факторов инфляции (степень монополизации экономики и факторы, обуславливающие негибкость рынка труда), ускорение темпов роста численности занятого в экономике населения.

Наряду с  монетарной теорией инфляции для  объяснения инфляционной динамики в развитых странах широко используется теория ценообразования по принципу «издержки плюс наценка» и строятся затратные модели инфляции. Данную модель при прочих равных условиях можно применить и к Российской экономике.

Согласно  Г. Броверу и Н. Эриксону, исследуемая модель имеет следующий вид:

P = M*ULCa*Pbim*Pyut,

 

где: Р — уровень цен в экономике, M — наценка,ULC — затраты на рабочую силу, Pim — цена импортируемой продукции (сырья и комплектующих), Put,— коммунальные услуги (газ, электричество и др.). Коэффициенты а, b и у характеризуют коэффициенты эластичности инфляции по соответствующим переменным.

В первую очередь настоящий  подход используется для изучения инфляционной динамики в долгосрочной перспективе. В качестве решающих факторов инфляции издержек, согласно представленной выше модели, принимается динамика трех переменных величин: заработной платы, тарифов на коммунальные услуги и цен на импортные сырье и комплектующие.

Определенное  влияние на цены может оказать  стремление компаний к увеличению прибыли. Родоначальником учения о подобном типе инфляции в 1930-е годы стал американский экономист Г. Минз.

С использованием  методологии Г. Минза можно дать определение «управляемой инфляции» как увеличения цен, вызванного политикой руководства компаний, направленной на повышение объема и нормы прибыли. Важнейшим условием такой инфляции является наличие серьезной рыночной власти в руках крупнейших компаний, то есть монополий (олигополий). В условиях России «монопольная составляющая» инфляции носит несколько иной характер. Реализуется она на основе механизма регулирования на государственном уровне цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий. В первую очередь речь идет о повышении тарифов на электроэнергию, газ и транспорт. Так, цены и тарифы на платные услуги населению в 2009 г. повысились на 11,6 % (в 2008 г. – на 15,9 %, в 2007 г. – на 13,3 %)14. Удорожание платных услуг по итогам 2009 г. обусловило оценочно 2,9 процентного пункта, или 33,0 % общего прироста потребительских цен (в 2008 г. эти показатели составили 4,0 процентного пункта и 29,8 %).

Прирост регулируемых тарифов  на платные услуги в 2009 г. был равен, по оценке, 14,6 % (в 2008 г. – 14,5 %). Тарифы на жилищно-коммунальные услуги выросли на 19,6 %, что на 3,2 процентного пункта превысило соответствующий показатель 2008 года. Услуги пассажирского транспорта подорожали на 6,5 % (в 2008 г. – на 22,5 %).

В 2009 г. замедлился рост цен на все основные виды услуг, учитываемые при расчете базового индекса потребительских цен. Особенно заметным было замедление роста цен на санаторно-оздоровительные услуги, физкультуры и спорта, услуги организации зарубежного туризма.

Темп прироста цен  и тарифов на платные услуги населению в 2009 г. на 3,7 процентного пункта превысил общий темп удорожания потребительских товаров (в 2008 г. – на 3,5 процентного пункта).

Другим каналом, транслирующим рост регулируемых тарифов в индекс потребительских цен, является увеличение издержек производителей. Повышение стоимости факторов производства в общем случае ведет к росту промежуточных и далее конечных цен. Исходя из характера инфляционной динамики, можно предположить, что изменение регулируемых тарифов влияет на инфляцию и посредством роста инфляционных ожиданий. Последние увеличиваются с повышением тарифов и таким образом усиливают инфляционный фон.

Так, цены производителей промышленных товаров за 2009 г. повысились на 13,9 % (за 2008 г. – снизились на 7,0 %). В добыче полезных ископаемых цены увеличились на 49,2 %, тогда как в 2008 г. они снизились на 38,4 %. В добыче топливно-энергетических полезных ископаемых аналогичные показатели составили 61,0 и 42,2 %.

По итогам 2009 г. цены в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды повысились на 18,3 %. В 2008 г. этот показатель был меньше на 0,3 процентного пункта.

Цены производителей в обрабатывающих производствах по итогам 2009 г. повысились на 5,9 % против 1,9 % в предыдущем году. Среди обрабатывающих производств наиболее заметно подорожало производство нефтепродуктов – на 28,9 % (за 2008 г. цены производителей нефтепродуктов снизились на 27,7 %). Замедлился рост цен производителей продукции для потребительского рынка. Так, темпы прироста цен производителей пищевых продуктов, включая напитки, и табака сократились по сравнению с 2008 г. на 5,5 процентного пункта (до 6,8 %). В текстильном и швейном производстве, а также в производстве кожи, изделий из кожи и в производстве обуви аналогичные показатели составили 5,3 процентного пункта (5,5 %) и 3,5 процентного пункта (4,9 %) (Приложение 1)15.

Тарифы на грузовые перевозки возросли за 2009 г. на 17,4 % (за 2008 г. – на 32,3 %). Повышение тарифов на грузовые перевозки железнодорожным транспортом за 2009 г. составило 10,6 % (за 2008 г. – 22,1 %) (Приложение 2).

В декабре 2009 года прирост  потребительских цен был равен 0,4 %, а инфляция по итогам года составила 8,8 %. Таким образом, инфляция в отчетном году достигла абсолютного минимума за весь постсоветский период. Если сравнивать текущие значения с суммарными показателями инфляции за 2008 год, стоит отметить рекордное за последние девять лет замедление роста потребительских цен: 8,8 % против 13,3 %. Итоговые показатели инфляции за 2009 год  оказались существенно ниже не только темпов прироста за прошлые года, но и прогнозных значений. Так, согласно официальному прогнозу, опубликованному в начале 2009 года, инфляция прогнозировалась на уровне 13-14 %, а консенсус-прогноз инфляции, подготовленный Центром развития в феврале 2009 года, был равен 13,1 %16.

Несмотря на столь  впечатляющие итоги года, с точки  зрения характера инфляционных процессов 2009 год был крайне неоднородным. В первом квартале наблюдалось весьма ощутимое ускорение роста потребительских цен, происходящее на фоне масштабной девальвации национальной валюты. Начиная со второго полугодия, отмечалось снижение темпов прироста цен на товары и услуги, вызванное сокращение потребительского спроса. Так, среднемесячные темпы роста потребительских цен, очищенные от влияния сезонных факторов во втором полугодии снизились в два раза по сравнению с аналогичными показателями в первом полугодии отчетного года: 1,0 % против 0,5 %.

Если говорить о динамике цен на отдельные виды  потребительских товаров и услуг, то наиболее существенное замедление роста цен относительно показателей 2008 года отмечалось в секторе продовольственных товаров (6,1 % против 17,5 %). Учитывая долю продовольственных товаров в потребительской корзине домашних хозяйств (около 40 %), можно заключить, что замедление роста цен именно на данную группу товаров внесло наиболее заметный вклад в снижение агрегированного показателя инфляции.   Прирост цен на услуги в 2009 году составил 11,6 % против 15,9 % годом ранее.  При этом в секторе непродовольственных товаров итоговые показатели прироста цен  за отчетный год, напротив, опережали суммарные показатели за 2008 год: 9,7 % против 8,0 %.

 

 

 

 

 

Рис. 5 Инфляция потребительских цен по секторам экономики

 

Среди всех продовольственных  товаров в наименьшей степени  подорожали базовые продукты питания. Стоимость минимального набора продуктов питания увеличилась за год всего на 0,7 %  (в 2008 году прирост цен составил 17,5 %).

 

Таблица 2

ИПЦ и индексы  цен по группам, %

 

Январь-декабрь 2008 г.

Ноябрь 2009 г.

Декабрь 2009 г.

Январь-декабрь 2009 г.

ИПЦ всего:

13,3

0,3

0,4

8,8

в том числе:

Продовольственные товары (без плодовоовощных)

17,5

0,2

0,3

6,9

Непродовольственные товары

8,0

0,4

0,2

9,7

Платные услуги

15,9

0,1

0,5

11,6

Плодовоовощная продукция

7,7

0,9

3,0

-1,7

Информация о работе Особенности инфляционных процессов в современной России