3. Страховые компании, для которых
характерна специфическая форма
привлечения средств - продажа
страховых полисов. Полученные
доходы они вкладывают, прежде
всего, в облигации и акции
других компаний, государственные
ценные бумаги.
4. Пенсионные фонды, которые
различаются по организации, управлению
и структуре активов. Так, имеются
застрахованные пенсионные фонды,
(управляемые страховыми компаниями)
и незастрахованные (управляемые
предприятиями или по их доверенности
-- банками), фундированные (их средства
инвестированы в ценные бумаги) и нефундированные
(пенсии выплачиваются из текущих поступлений
и доходов) и многие другие.
5. Инвестиционные компании, размещающие
среди мелких держателей свои
обязательства (акции) и использующие
полученные средства для покупки
ценных бумаг народного хозяйства.
Мелкие инвесторы охотно покупают
обязательства инвестиционных компаний,
так как из-за значительной
диверсификации (вложение средств в
различные предприятия) достигается известное
рассредоточение активов, снижается опасность
потери сбережений из-за банкротств фирм,
в чьи акции вложен капитал.
Таким
образом, кредитная система состоит,
во-первых, из банковской системы, имеющей
обычно два уровня:
- центральный банк;
- коммерческие банки.
Многоуровневость
и сложность взаимосвязей внутри кредитной
системы создает возможности для ее широкого
использования, позволяет своевременно
вводить в действие большой набор различных
кредитно-денежных рычагов регулирования,
воздействовать на экономический механизм,
как на систему. Из чего следует комплексный
характер кредитной политики.
Глава
2. Методы
и инструменты кредитно-денежной политики
государства.
Методы денежно-кредитной политики — совокупность
приемов и операций, посредством которых
субъекты денежно-кредитной политики
воздействуют на объекты для достижения
поставленных целей.
- Прямые методы — административные меры в форме различных директив Центрального Банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Временные лаги — это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.
- Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации, повышения степени независимости центральных банков.
Так же различают
общие и селективные методы:
- Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.
- Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.
Операции на открытых рынках.
Продажа
(покупка) ЦБ государственных ценных
бумаг на открытых рынках коммерческими
банками уменьшает (увеличивает) резервы
банков, а следовательно, уменьшает (увеличивает)
кредитные возможности банков, увеличивая
(уменьшая) процентную ставку. Этот метод
денежной политики применяется в краткосрочном
периоде и обладает большой гибкостью.
Изменение минимальной резервной
нормы.
Увеличение
резервной нормы центральным
банком уменьшает избыточные резервы
(которые можно отдать в ссуду),
тем самым способность банка
расширять денежную массу путем
кредитования снижается. Это средство
регулирования денежной массы обычно
применяют в долгосрочном периоде.
Изменение учетной ставки.
Ставка,
взимаемая ЦБ за ссуды, представленные
коммерческим банкам, называется учетной
ставкой. С понижением учетной ставки
увеличивается спрос коммерческих
банков на кредиты ЦБ. Одновременно
увеличиваются резервы коммерческих
банков и их способность давать кредит
предпринимателям и населению. Снижается
и банковский процент за кредит.
Предложение денежной массы в
стране возрастает. Наоборот, когда
нужно снизить деловую активность,
уменьшив денежную массу в стране,
центральный банк повышает учетную
ставку. Повышение учетной ставки
является также приёмом борьбы с
инфляцией. В зависимости от экономической
ситуации центральный банк прибегает
к политике «дешёвых» и «дорогих»
денег.
Политика дешёвых денег
Проводится
в период низкой конъюнктуры. Центральный
банк увеличивает предложение денег
путём покупки государственных
ценных бумаг на открытом рынке, понижения
резервной нормы, понижения учётной
ставки. Тем самым понижается процентная
ставка, достигается рост инвестиций
и повышение деловой активности.
Политика дорогих денег
Проводится
Центробанком, прежде всего, как антиинфляционная
политика. Для того чтобы сократить
денежное предложение, ограничивается
денежная эмиссия, осуществляется продажа
государственных ценных бумаг на
открытом рынке, увеличивается минимальная
резервная норма, увеличивается
учётная ставка.
Наряду
с перечисленными методами государственного
регулирования, имеющими внутриэкономическую
направленность, существуют специальные
меры внешнеэкономического регулирования.
К ним можно отнести меры стимулирования
экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-хау»,
управленческих услуг. Это - кредитование
экспорта, гарантирование экспортных
кредитов и инвестиций за рубежом, введение
и отмена квот, изменение величины
пошлины во внешней торговле.
Основные инструменты
денежно-кредитной политики ЦБР.
В соответствии со статьей
35 Федерального закона «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке
России)» (в ред. Федерального закона
от 26.04.95 N 65-ФЗ) основными инструментами
и методами денежно-кредитной политики
Банка России являются:
-нормативы обязательных
резервов, депонируемых в Банке России
(резервные требования);
-процентные ставки по
операциям Банка России;
-операции на открытом
рынке;
-рефинансирование банков;
-валютное регулирование;
-установление ориентиров
роста денежной массы;
-прямые количественные
ограничения.
Обязательные резервы.
Политика минимальных резервов впервые
была опробована в США в 30-е годы,
и сразу после второй мировой
войны ее внедрили в практику центральные
банки всех ведущих капиталистических
стран. Минимальные резервы - это
вклады коммерческих банков в центральном
банке, размер которых устанавливается
законодательством в определенном
отношении к банковским обязательствам.
Первоначально практика резервирования
средств, предназначалась для страхования
коммерческих банков. ЦБ берет на себя
функцию аккумулирования минимального
резерва, который не подлежит кредитованию.
Другая функция подобного
резервирования заключается в том,
что, изменяя процент резерва, ЦБ
влияет на сумму свободных денежных
средств коммерческих банков. В период
бума для его «охлаждения» ЦБ повышает
норму резерва, а в период кризиса
- наоборот. Повышение нормы резерва
на 1 - 2 процентных пункта - действенное
средство ограничения кредитной экспансии.
Как правило, норма минимальных резервов
дифференцируется.
Норма обязательных резервов
широко используется государством для
увеличения или уменьшения свободной
денежной массы. Естественно, увеличение
нормы обязательного резервирования
влечет за собой уменьшение свободной
денежной массы. Обязательные резервы - это часть суммы депозитов, которую
коммерческие банки должны хранить в виде
беспроцентных вкладов в Центральном
Банке.
Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов
депозитов. Они различаются по величине,
в зависимости от видов вкладов (например,
по срочным они ниже, чем по вкладам до
востребования). В современных условиях
обязательные резервы выполняют не столько
функцию страхования вкладов (эту функцию
выполняют специализированные финансовые
институты, которым банки отчисляют определенный
процент от вкладов), сколько служат для
осуществления контрольных и регулирующих
функций Центрального Банка, а также для
межбанковских расчетов.
Банки могут хранить
и избыточные резервы - некоторые суммы сверх обязательных
резервов, например, для непредвиденных
случаев увеличения потребности в ликвидных
средствах. Однако это лишает банки суммы
дохода, который они могли бы получать,
пуская эти деньги в оборот. Поэтому с
ростом процентной ставки уровень избыточных
резервов обычно снижается.
Чем выше устанавливает
Центральный банк норму обязательных
резервов, тем меньшая доля средств
может быть использована коммерческими
банками для активных операций. Увеличение
нормы резервов уменьшает денежный
мультипликатор и ведет к сокращению
денежной массы. Таким образом, изменяя
норму обязательных резервов, Центральный
Банк оказывает воздействие на динамику
денежного предложения.
Ms = [(cr +1)/(cr +rr)] x MB ,
где Ms - предложение денег,
cr - коэффициент депонирования
( наличность -депозиты ),
rr - норма резервирования
( резервы - депозиты ),
MB - денежная база.
На практике нормы обязательных
резервов пересматриваются довольно редко,
поскольку сама процедура носит
громоздкий характер, а сила воздействия
этого инструмента через мультипликатор
значительна.
Глава 3. Особенности кредитно-денежной
политики ЦБ РФ на современном этапе.
Центральный Банк РФ (Банк
России) - государственное кредитное
учреждение, наделенное правом выпуска
банкнот, регулирования денежного
обращения, кредита и валютного
курса, хранения официального золотовалютного
резерва. Является банком банков, агентом
правительства при обслуживании
госбюджета.
Центральный Банк РФ наделяется
также правом выпуска денег и
государственных ценных бумаг, устанавливает
нормативную величину кредитного спроса,
хранит денежные резервы коммерческих
банков и предоставляет им кредиты,
является кассовым центром. Основная его
задача - это проведение государственной
политики в области эмиссии, кредита,
денежного обращения.
Статус, задачи, функции, полномочия
и принципы организации и деятельности
Банка России как публично-правовой
организации законодательно определяются
Конституцией Российской Федерации, Федеральным
законом "О Центральном Банке
Российской Федерации (Банке России)"
и другими федеральными законами.
Согласно Конституции Российской Федерации
главной задачей Банка России
является защита и обеспечение устойчивости
рубля. Основными целями деятельности
Банка России являются: укрепление
покупательной способности и
курса рубля по отношению к
иностранным валютам; развитие и
укрепление банковской системы России;
обеспечение эффективного и бесперебойного
функционирования системы расчетов.
Реализация этих целей осуществляется
Банком России независимо от органов
государственной власти. Получение
прибыли не входит в цели деятельности
Банка России.
Принцип независимости - ключевой
элемент статуса Центрального Банка
Российской Федерации - проявляется, прежде
всего, в том, что Банк России не входит
в структуру федеральных органов
государственной власти и выступает
как особый институт, обладающий исключительным
правом денежной эмиссии и организации
денежного обращения. Банк России является
юридическим лицом и выступает
как субъект публичного права. Уставный
капитал и иное имущество Банка
России являются федеральной собственностью.
Полномочия по владению, пользованию
и распоряжению имуществом Банка
России осуществляются самим Банком
России; изъятие и обременение
обязательствами имущества Банка
России без его согласия не допускаются.
Финансовая независимость Центрального
Банка Российской Федерации выражается
также в том, что он осуществляет
свои расходы за счет собственных
доходов и не регистрируется в
налоговых органах.
Банк России подотчетен
Государственной Думе Федерального
Собрания Российской Федерации, которая
назначает на должность и освобождает
от должности Председателя Банка
России (по представлению Президента
Российской Федерации) и членов Совета
директоров Банка России, а также
назначает аудитора Банка России и утверждает
годовой отчет Центрального банка Российской
Федерации и аудиторское заключение.
Функции Банка России:
· во взаимодействии с Правительством
Российской Федерации разрабатывает и
проводит единую государственную денежно-кредитную
политику, направленную на защиту и обеспечение
устойчивости рубля;
· монопольно осуществляет
эмиссию наличных денег и организует
их обращение;
· является кредитором последней
инстанции для кредитных организаций,
организует систему рефинансирования;
· устанавливает правила
осуществления расчетов в Российской
Федерации;
· устанавливает правила
проведения банковских операций бухгалтерского
учета и отчетности для банковской
системы;
· осуществляет государственную
регистрацию кредитных организаций,
выдает и отзывает лицензии кредитных
организаций и организаций, занимающихся
их аудитом;
· осуществляет надзор за
деятельностью кредитных организаций;
· регистрирует эмиссию
ценных бумаг кредитными организациями
в соответствии с федеральными законами;