Особенности развития малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 15:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование процессов становления и развития предпринимательства в Чувашской Республике.
Практический интерес к недавнему прошлому, современному состоянию и перспективам развития малого и среднего бизнеса Чувашской Республики обусловил структуру настоящей работы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к пониманию сущности предпринимательства. 6
1.1 Понятие и сущность малого предпринимательства 6
1.2 Этапы развития малого и среднего предпринимательства в России 10
Глава 2. Оценка ситуации в сфере малого предпринимательства в России и Чувашской Республике 13
2.1 Анализ малого предпринимательства в ЧР 13
2.2 Проблемы развития малого и среднего предпринимательства 21
Глава 3. Государственная поддержка предпринимательства в Чувашии 25
3.1 Государственные органы, регулирующие предпринимательскую деятельность в регионе 25
3.2 Формы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства 31
Заключение 41
Библиографический список 43
Приложение 44

Файлы: 1 файл

курсач .doc

— 499.50 Кб (Скачать файл)

В заключении хотелось бы отметить, что  регулирующая роль государства является неотъемлемым атрибутом любой развитой рыночной экономики. Система органов государства непосредственно осуществляет политику в области регулирования общественных отношений, в нашем случае в области предпринимательства.

 

3.2 Формы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

 

Уровень развития общества, как известно, во многом определяется эффективностью правового регулирования общественных отношений, потому что именно правовой элемент государственного регулирования  предпринимательства создает то поле, на котором функционируют другие составляющие этой системы, он ограничивает их излишнюю активность, закладывает основу для дальнейшего развития и совершенствования всей системы воздействия на общество10.

Нормативно-правовая поддержка  предпринимательства со стороны государства заключается в создании такой нормативно-правовой базы, которая, регулируя деятельность малых предприятий на всех этапах его жизненного цикла, обеспечивала бы при этом наиболее благоприятные возможности для развития этого сектора экономики11.

В систему правового регулирования  предпринимательства в Чувашской  Республике входят в первую очередь  Программы поддержки  предпринимательства  в Чувашской Республике.

Последняя подобная программа  - «Республиканская программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на 2005 – 2010 годы».

Программа разработана исходя из необходимости  совершенствования механизмов реализации государственной политики Чувашской  Республики в части развития и  поддержки малого предпринимательства и более тесной ее взаимосвязи с общими задачами социально-экономического развития республики на долгосрочную перспективу.

В целом по Программе можно отметить  следующее.

1. Основные задачи Программы сформулированы достаточно ясно:

    • совершенствование системы государственной поддержки;
    • развитие информационной инфраструктуры в целях получения субъектами малого и среднего предпринимательства необходимой информации, что на наш взгляд является немаловажным для развития предпринимательства;
    • развитие механизмов финансово-имущественной поддержки субъектов предпринимательства;
    • формирование условий для развития малого и среднего предпринимательства в производственно-инновационной и научной сферах;
    • развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для организации и управления малым и средним предпринимательством.

2. В разделе «Содержание проблемы  и обоснование необходимости  ее решения программным методом» рассмотрены некоторые актуальные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в республике, подведены некоторые итоги реализации мероприятий Республиканской программы государственной поддержки малого предпринимательства в Чувашской Республике на 2002-2004 годы, отмечена положительность эффективности мер.

Но вместе с тем, анализ результатов мероприятий, достигнутых (не достигнутых) в ходе реализации названной программы раскрыт   недостаточно.

3. Согласно поставленным задачам, в разделе «Система программных мероприятий» подробно представлен ряд мероприятий по развитию сферы предпринимательской деятельности в Чувашской Республике.

Вместе с тем, Программа, утвержденная Государственным Советом Чувашской  Республики, реализуется в соответствии с основными принципами, установленными Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Это способствует реализации правового регулирования предпринимательства в Чувашской Республике на едином правовом пространстве Российской Федерации.

4. Исходя из ключевых мероприятий Программы, в ходе ее реализации предполагается ежегодное использование средств бюджета республики, федерального бюджета, а также внебюджетных источников (Таблица 1).

 

Общие объемы затрат по источникам финансирования Программы

2005 - 2010 годы

Этапы реализации по годам (тыс. руб.)

2005

2006

2007

2008

2009

2010

1

2

3

4

5

6

7

8

Итого

868398,6

134938,3

118438,2

146509,1

134916

165361

168236

в том числе:

             

из федерального бюджета

158347,2

20805

14737,2

28685

23035

35055

36030

из республиканского бюджета ЧР

164196,4

32573,3

17025

26048,1

20000

33350

35200

из внебюджетных источников

545855

81560

86676

91776

91881

96956

97006


 

Таблица 1 - Источники финансирования «Республиканской программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на 2005 – 2010 годы»

Источник: минэкономразвития Чувашской Республики.

5. В целом по содержанию Программы  нужно отметить, что она выполнена  грамотно, но представленный документ  ближе к понятию «концепция»,  так как содержит только направления поддержки предпринимательства, без их качественной или количественной оценки.

Считаем необходимым отметить, что обоснованность роста планируемых налоговых поступлений от субъектов предпринимательства в общей сумме доходов консолидированного бюджета Чувашской Республики к 2010 году до 45,3%, предусмотренного Программой на 2005-2010 годы, вызывает сомнение.

Темп роста налоговых поступлений  от субъектов  предпринимательства  в доходах консолидированного бюджета  Чувашской Республики в среднем  на протяжении последних четырех лет составляет 1% в год (в 2005 году – 9%, в 2006 году – 10%, в 2007 году – 11%, в 2008 году – 11,7%), что позволяет спрогнозировать рост данных поступлений к 2010 году в пределах 15-17% к общей сумме налоговых доходов консолидированного бюджета Чувашской Республики12.

При осуществлении анализа Программы  можно сделать следующие выводы.

Проводимая Правительством Чувашской  Республики государственная поддержка  предпринимательства, в том числе  на перспективу до 2010 года, в целом  соответствует общегосударственной политике Правительства.

В современных условиях с точки  зрения снижения бюджетной нагрузки и исключения непосредственного  финансирования субъектов предпринимательства  наиболее оптимальным видом стимулирования и поддержки  предпринимательства является предоставление государственных гарантий.

При доработке Республиканской программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на 2005 – 2010 годы предлагаем:

    • провести анализ результатов, достигнутых (не достигнутых) в ходе выполнения ранее реализованной программы;
    • в разделе «Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения» в качестве органа, осуществляющего контроль за выполнением Программы на 2005-2010 годы, включить Счетную палату Чувашской Республики.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства включает в  себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку, поддержку  в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников.

Финансовая  поддержка

 

 В Чувашской Республике субъектам  малого и среднего предпринимательства предоставляются следующие виды финансовой поддержки:

    • субсидирование части затрат субъектов малого предпринимательства (СМП) по уплате процентных ставок по кредитам, полученным в кредитных организациях и потребительских кооперативах (Приложение № 3 к постановлению Кабинета Министров ЧР  от  06.11.2007  № 285)13;
    • субсидирование части затрат СМП, потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных, связанных с выплатой вознаграждения по выданной банковской гарантии и договору поручительства организациям, обеспечивающим исполнение обязательств  по кредитным  договорам, договорам займа и лизинга;
    • субсидирование части затрат экспортно-ориентированных СМП, связанных с сертификацией произведённой продукции (Приложение № 2 к постановлению Кабинета Министров ЧР  от  06.11.2007  № 285);
    • возмещение СМП затрат на участие в региональных, межрегиональных и зарубежных выставках (Приложение № 1 к постановлению Кабинета Министров  ЧР  от  06.11.2007  № 285);
    • предоставление грантов начинающим СМП на создание собственного бизнеса (утверждён постановлением Кабинета Министров ЧР от  14.09.2007  № 234);
    • предоставление грантов муниципальным образованиям для поддержки муниципальных программ развития малого предпринимательства (утверждён постановлением Кабинета Министров ЧР от  14.09.2007  № 233).

Имущественная поддержка

 

В соответствии с законодательством  Российской Федерации оказание имущественной  поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях14.

Органы исполнительной власти субъектов  Российской Федерации и органы местного самоуправления также вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства15.

В целях реализации на территории Чувашской Республики законодательства Российской Федерации приняты следующие нормативные правовые акты16:

  1. Закон Чувашской Республики от 23 сентября 2008 г. № 47 «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в собственности Чувашской Республики или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства»;
  2. постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 сентября 2008 г. № 285 «Об утверждении перечней государственного имущества Чувашской Республики для предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»;
  3. постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 ноября 2008 г. № 342  «Об утверждении Порядка передачи в аренду объектов недвижимости, включенных в перечень государственного имущества Чувашской Республики для предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»;
  4. постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 1 декабря 2008 г. № 359  «О порядке формирования, ведения и обязательного опубликования перечней государственного имущества Чувашской Республики, предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства».

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 сентября 2008 г. № 285 «Об утверждении  перечней государственного имущества Чувашской Республики для предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»:

    • сформирован перечень государственного имущества Чувашской Республики для предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
    • сформирован перечень государственного имущества Чувашской Республики для передачи его на баланс в безвозмездное пользование на долгосрочной основе управляющим компаниям, отобранным на конкурсной основе для управления бизнес-инкубаторами, относящимся к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
    • установлен субъектам малого предпринимательства, занимающимся производственной деятельностью, ремеслами и оказанием бытовых услуг населению (при объеме не менее 70,0 процента), в течение первого года деятельности с момента государственной регистрации льготный коэффициент при расчете арендной платы – 0,5, в последующие годы – 0,9.

Информация о работе Особенности развития малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике