Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 08:35, курсовая работа
Главной задачей данной курсовой работы является выявление особенностей Российского рынка труда в условиях кризиса.
Для достижения поставленной в данной работе цели, необходимо последовательно выполнить следующие задачи:
1. Определить основные характеристики рынка труда, его роль в функционировании экономической системы.
2. Проанализировать влияние экономического кризиса на рынок труда.
3. Рассмотреть антикризисные меры государства в сфере занятости.
Введение 3
Глава 1 Характеристика рынка труда 4
1.1.Рынок труда: субъекты, факторы 4
1.2.Роль рынка труда в функционировании экономической системы 10
Глава 2 Особенности рынка труда в России 10
2.1.Влияние экономического кризиса на рынок труда 10
2.2.Антикризисные меры государства в сфере занятости 20
Заключение 25
Список литературы 27
Рост зарегистрированной безработицы продолжался в большинстве субъектов Российской Федерации до апреля-мая 2009 г. В 13 регионах максимальная численность таких безработных пришлась на конец марта, в 44 - на середину апреля. Среди регионов в наиболее сложном положении оказались Вологодская и Нижегородская (увеличение числа безработных с октября 2008 г. в 3,9 раза), Ярославская (в 3,7 раза), Челябинская, Свердловская, Тверская, Калининградская области и Республика Татарстан (в 3 - 3,5 раза).
В конце октября 2009 г. этот показатель достиг минимального значения (2 млн. 14 тыс. человек) и, начиная с конца октября, рост численности зарегистрированных безработных в целом по РФ опять возобновился. При этом вплоть до конца 2009 г. происходило увеличение темпов еженедельного прироста с 0,4 - 0,7% в конце ноября до 1,1% в конце декабря (рис. 1). В среднем ежемесячная численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости в 2009 г., составила 2 млн. 032 тыс. чел.
По данным еженедельного мониторинга высвобождения работников организаций, в целом по Российской Федерации в 2009 г. более 69 тыс. организаций, в которых осуществляют трудовую деятельность свыше 13,7 млн. работников, предоставили информацию о состоявшихся и предстоящих увольнениях работников. Всего с начала октября 2008 г. до конца 2009 г. общая численность уволенных работников достигла 881 тыс. чел. При этом из числа уволенных 244 тыс. чел. были трудоустроены, в том числе 139 тыс. - в прежней организации. Более 11 тыс. организаций заявили о переводе части работников на режим неполной занятости. Суммарная численность этой категории граждан составила свыше 1,6 млн. чел. Численность работников, предполагаемых к высвобождению, по данным на 30 декабря 2009 г. по стране составляла 488 тыс. чел. (рис. 2).
Анализ статистических данных показывает, что в 2009 г. в среднем ежемесячно увольнялось немногим более 67 тыс. работающих (наибольшее высвобождение - в марте и августе, а наименьшее в сентябре и ноябре); численность работников, предполагаемых к высвобождению, в целом по России продолжает оставаться на уровне 470 тыс. человек, хотя и замедлились темпы их прироста; после относительно небольшого снижения в июле-сентябре 2009 г., с октября численность работающих неполное рабочее время опять возросла и колеблется в пределах 1,3 - 1,37 млн. чел.; находящихся в отпусках без сохранения содержания и в простое с февраля 2009 г. существенно не растет и колеблется в пределах 90 - 140 тыс. чел., находящихся в отпусках без сохранения содержания, и 170 - 290 тыс. работников, которые находятся в простое.
Показателем, характеризующим стабилизацию положительных тенденций на рынке труда, является соотношение обратившихся за содействием в поиске подходящей работы и нашедших ее. В целом в 2009 г. за содействием в поиске подходящей работы обратилось почти на 2,5 млн. человек больше, чем в 2008 г. (8 477 422 человека в 2009 г. против 6 031 028 человек в 2008 г., рост составил 140,6% к уровню прошлого года). При этом из обратившихся нашли работу почти на 872 тысячи человек больше, чем в 2008 г. (рост составил 122,6% к уровню прошлого года). Приведенные данные позволяют говорить о результативности деятельности органов занятости населения по трудоустройству граждан в условиях резкого сокращения количества вакантных рабочих мест в 2009 г.
Вместе с тем необходимо отметить, что это трудоустройство было достигнуто в основном за счет организации временных рабочих мест. Если в 2008 г. все нашедшие постоянную и временную работу распределялись примерно в равных долях (из 3 852 819 чел. 1 949 131 или 50,5% трудоустроены на постоянную работу), то в 2009 г. доля трудоустроенных на постоянную работу составила уже гораздо меньшее значение - 39,5%. При этом в абсолютном значении эта цифра в 2009 г. уменьшилась несущественно и составила 1 870 327 чел. Основная масса граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в 2009 г., была трудоустроена на временные рабочие места, и их численность в 2009 г. составила 2 854 073 человека. Средняя продолжительность участия граждан во временных работах в 2009 г. также возросла в 2 - 2,5 раза в сравнении с предыдущими годами.
В 2009 г. среди обращающихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы возросли доли незанятых (с 75,4 в 2008 г. до 77,6% в 2009 гг.), работавших по рабочим профессиям (с 43,5 до 48,7%), служащих (с 19,1 до 21,4%) и уволенных в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности работников (с 6,2 до 9,2%). При этом доли ранее не работавших, ищущих работу впервые, а также стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва снизились (с 37,4 до 29,9% и с 22,3 до 19,0% соответственно).
Изменения в структуре безработных граждан в 2009 г. полностью повторяют и усиливают тенденции, которые сложились в 2008 г. Прежде всего, следует отметить существенное снижение долей женщин (с 60,3 в 2008 г. до 54,6% в 2009 г.), жителей сельской местности (с 50,2 до 39,4%), лиц, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва (с 35,9% до 23% соответственно). Вместе с тем доли уволившихся по собственному желанию, имеющих профессиональное образование, уволенных в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности существенно увеличились (на 4, 6 и даже 7 п.п.).
Такое соотношение свидетельствует о том, что основная масса безработных, зарегистрированных в органах занятости населения в 2009 г., относится к числу бывших работников предприятий реального сектора экономики, прервавших трудовые отношения (уволившихся по собственному желанию, уволенных в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности).
Анализ состава и темпов прироста безработных граждан позволяет говорить о том, что в случае отсутствия дополнительных мер по снижению напряжения на рынке труда (содействие сохранению работников на предприятиях через региональные программы дополнительных мер) уровень регистрируемой безработицы в 2009 г. был бы выше. При этом статистические данные не подтверждают опасения, высказывавшиеся в конце 2008 г., о том, что увеличение размера пособия по безработице "всколыхнет" длительное время неработающих, жителей сельской местности, а также маргинализированные слои населения, побудив их в массовом порядке обращаться в службу занятости населения и встать на регистрационный учет в качестве безработных. Численность этих категорий граждан в общей численности безработных снизилась не только в процентном, но и в абсолютном выражении.
Распределение безработных по продолжительности безработицы показывает, что преобладает доля состоящих на учете от 1 до 4 месяцев (35%) и от 4 до 8 (23,4%). Средняя продолжительность безработных в 2009 г. существенно не увеличилась и составила 5,5 месяцев (5,3 месяца в 2008 г.). При этом изменение продолжительности безработицы варьируется по категориям безработных более существенно.
Особого внимания заслуживает динамика в 2007 - 2009 гг. структуры распределения безработных граждан по продолжительности периода безработицы (рис. 4). В качестве основного достижения в работе органов занятости в 2008 г. можно было считать почти двукратный рост доли безработных, состоящих на учете до 1 месяца, и существенное снижение долей численности безработных, числящихся на учете более длительные сроки, особенно от 4 до 8 месяцев и от 8 месяцев до 1 года. Однако 2009 год изменил наметившуюся в 2008 г. позитивную тенденцию. Данные, приведенные на рис. 4, наглядно иллюстрируют смещение долей безработных, состоящих на учете, к более длительным периодам - это означает, что процесс трудоустройства существенно замедляется, и возможности для безработных граждан быстрее трудоустроиться в 2009 г. сократились.
В 2009 г. существенно изменилось распределение безработных по уровню образования и, соответственно, квалификации (рис. 5). Наибольшие доли в численности безработных составляли имеющие среднее (28,2%) и начальное профессиональное (20,5%) образование. Вместе с тем в 2009 г. продолжилась тенденция роста безработных всех уровней образования. Существенно увеличилась доля безработных с высшим образованием (почти на 5% по сравнению с 2008 г. и почти на 7% - с 2007 г.). Выросли доли имеющих среднее профессиональное и начальное профессиональное образование. Одновременно с этим доли безработных, не имеющих образования, существенно уменьшились.
Отмеченные тенденции и соотношение долей безработных по уровню образования показывают, что в службы занятости пришли далеко не представители маргинализированных слоев населения, а бывшие работники реального сектора, квалифицированные специалисты. Это, в свою очередь, наглядно иллюстрирует характер влияния экономического кризиса на ситуацию в реальном секторе экономики.