Особенности рынка труда в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 08:35, курсовая работа

Описание работы

Главной задачей данной курсовой работы является выявление особенностей Российского рынка труда в условиях кризиса.
Для достижения поставленной в данной работе цели, необходимо последовательно выполнить следующие задачи:
1. Определить основные характеристики рынка труда, его роль в функционировании экономической системы.
2. Проанализировать влияние экономического кризиса на рынок труда.
3. Рассмотреть антикризисные меры государства в сфере занятости.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Характеристика рынка труда 4
1.1.Рынок труда: субъекты, факторы 4
1.2.Роль рынка труда в функционировании экономической системы 10
Глава 2 Особенности рынка труда в России 10
2.1.Влияние экономического кризиса на рынок труда 10
2.2.Антикризисные меры государства в сфере занятости 20
Заключение 25
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 539.38 Кб (Скачать файл)

В связи с мировым кризисом все страны и Россия в том числе демонстрируют резкий спад ВВП. В 2009 году уменьшение ВВП Российской Федерации составила 2,2%. Этот показатель меньше, чем в США (-2,6%), но больше, чем в Еврозоне – -2,1%.

По итогам первых двух месяцев 2009 года промышленное производство в РФ сократилось на 14,6%, в т. ч. в январе – на 16% и в феврале – на 13,2%. В обрабатывающих производствах спад в январе – феврале составил 21%, в т. ч. в январе – 24,1%, в феврале – 18,3%. Инвестиции в основной капитал упали на 14,7%, спад в строительстве составил 18,8%. В тоже время потребительский спрос, несмотря на сокращение доходов и потребительского кредита, сохранился (темп роста розничной торговли к январю – февралю прошлого года составил 100,3%). [3,9]

Вследствие резкого спада производства значительно ухудшится ситуация на рынке труда.

 Период конца 2008 г. и  всего 2009 г. оказался чрезвычайно  неблагоприятным для рынка труда  в подавляющем большинстве субъектов  Российской Федерации. Высвобождение  работников организаций, с одной  стороны, и снижение количества  заявленных работодателями вакантных  рабочих мест (свободных должностей), с другой, стало причиной значительного  роста напряженности на рынке  труда. В целом по Российской  Федерации число вакансий за  этот период снизилось с 1,4 млн. до 0,9 млн. рабочих мест, а напряженность  на рынке рабочей силы возросла  с 0,9 до 2,7 незанятых граждан на  одну вакансию. К середине апреля 2009 г. численность безработных, зарегистрированных  в органах службы занятости, достигла  максимального с начала года  значения и составила почти 2,3 млн. человек (увеличившись с октября 2008 г. в 1,8 раза). Уровень общей безработицы вырос с 6,6% (октябрь 2008 г.) до 9,4% (февраль 2009 г.) от численности экономически активного населения, достигнув (по методологии МОТ) 7,1 млн. чел. [1,с.55-58]

Рост зарегистрированной безработицы продолжался в большинстве субъектов Российской Федерации до апреля-мая 2009 г. В 13 регионах максимальная численность таких безработных пришлась на конец марта, в 44 - на середину апреля. Среди регионов в наиболее сложном положении оказались Вологодская и Нижегородская (увеличение числа безработных с октября 2008 г. в 3,9 раза), Ярославская (в 3,7 раза), Челябинская, Свердловская, Тверская, Калининградская области и Республика Татарстан (в 3 - 3,5 раза).

К осени 2009 г. ситуация на рынке труда Российской Федерации в целом стабилизировалась. С середины марта было зафиксировано снижение числа зарегистрированных безработных в отдельных субъектах РФ. С конца апреля примерно до середины сентября отмечалось его устойчивое снижение в целом по стране и более чем в двух третях субъектов. Также существенно снизился уровень общей безработицы, который к октябрю 2009 г. составил 7,7% от численности экономически активного населения, или в абсолютном выражении 5,8 млн. человек (по методологии МОТ).

В конце октября 2009 г. этот показатель достиг минимального значения (2 млн. 14 тыс. человек) и, начиная с конца октября, рост численности зарегистрированных безработных в целом по РФ опять возобновился. При этом вплоть до конца 2009 г. происходило увеличение темпов еженедельного прироста с 0,4 - 0,7% в конце ноября до 1,1% в конце декабря (рис. 1). В среднем ежемесячная численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости в 2009 г., составила 2 млн. 032 тыс. чел.

 

Рис. 1. Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (октябрь 2008 г. - декабрь 2009 г. по сравнению с периодом 2007 - 2008 гг.) [11]

Число вакансий, сократившись в январе-феврале до минимального значения (0,84 млн. против 1,4 млн. в октябре 2008 г.), в апреле вновь стало расти, достигнув к началу лета максимального значения 1,2 млн. Начиная с июля, показатель опять начал снижаться, вернувшись к концу 2009 г. практически к тем же значениям, что и в начале года (0,8 млн.). Соответственно, с учетом динамики численности зарегистрированных безработных граждан, коэффициент напряженности на рынке труда (число незанятых граждан, приходящихся на одну вакансию) сначала вырос со значения 1,9 (январь 2009 г.) до 2,7 (апрель 2009 г.), затем снизился до 2,1 (июнь 2009 г.) и далее продолжил рост, достигнув к концу года 2,6 (декабрь 2009 г.).

По данным еженедельного мониторинга высвобождения работников организаций, в целом по Российской Федерации в 2009 г. более 69 тыс. организаций, в которых осуществляют трудовую деятельность свыше 13,7 млн. работников, предоставили информацию о состоявшихся и предстоящих увольнениях работников. Всего с начала октября 2008 г. до конца 2009 г. общая численность уволенных работников достигла 881 тыс. чел. При этом из числа уволенных 244 тыс. чел. были трудоустроены, в том числе 139 тыс. - в прежней организации. Более 11 тыс. организаций заявили о переводе части работников на режим неполной занятости. Суммарная численность этой категории граждан составила свыше 1,6 млн. чел. Численность работников, предполагаемых к высвобождению, по данным на 30 декабря 2009 г. по стране составляла 488 тыс. чел. (рис. 2).

Рис. 2. Численность работников организаций, работающих неполное время, уволенных с начала высвобождения, предполагаемых к увольнению (по данным мониторинга, 2009 г., млн. чел.) [11]

 

Также приведены данные по изменению численности работников предприятий и организаций, находившихся в течение 2009 г. в отпусках без сохранения заработной платы и простое по вине работодателя (рис. 3).

 

Рис. 3. Изменение численности работников, находившихся в отпусках без сохранения заработной платы и в простое по вине работодателя [11]

 

Анализ статистических данных показывает, что в 2009 г. в среднем ежемесячно увольнялось немногим более 67 тыс. работающих (наибольшее высвобождение - в марте и августе, а наименьшее в сентябре и ноябре); численность работников, предполагаемых к высвобождению, в целом по России продолжает оставаться на уровне 470 тыс. человек, хотя и замедлились темпы их прироста; после относительно небольшого снижения в июле-сентябре 2009 г., с октября численность работающих неполное рабочее время опять возросла и колеблется в пределах 1,3 - 1,37 млн. чел.; находящихся в отпусках без сохранения содержания и в простое с февраля 2009 г. существенно не растет и колеблется в пределах 90 - 140 тыс. чел., находящихся в отпусках без сохранения содержания, и 170 - 290 тыс. работников, которые находятся в простое.

В условиях массового высвобождения работников, введения на ряде предприятий и организаций режимов неполной занятости, в 2009 г. возросла востребованность государственных услуг. За предоставлением этих услуг по содействию в поиске подходящей работы, временному трудоустройству, профессиональной ориентации и информированию о положении на рынке труда в 2009 г. в органы службы занятости в субъектах РФ обратилось свыше 14 млн. чел., что на 15% больше, чем в 2008 г. При этом численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, увеличилась в 2009 г. по сравнению с 2008 г. почти в полтора раза (8,5 млн. в 2009 г. против 6 млн. в 2008 г.).

Показателем, характеризующим стабилизацию положительных тенденций на рынке труда, является соотношение обратившихся за содействием в поиске подходящей работы и нашедших ее. В целом в 2009 г. за содействием в поиске подходящей работы обратилось почти на 2,5 млн. человек больше, чем в 2008 г. (8 477 422 человека в 2009 г. против 6 031 028 человек в 2008 г., рост составил 140,6% к уровню прошлого года). При этом из обратившихся нашли работу почти на 872 тысячи человек больше, чем в 2008 г. (рост составил 122,6% к уровню прошлого года). Приведенные данные позволяют говорить о результативности деятельности органов занятости населения по трудоустройству граждан в условиях резкого сокращения количества вакантных рабочих мест в 2009 г.

Вместе с тем необходимо отметить, что это трудоустройство было достигнуто в основном за счет организации временных рабочих мест. Если в 2008 г. все нашедшие постоянную и временную работу распределялись примерно в равных долях (из 3 852 819 чел. 1 949 131 или 50,5% трудоустроены на постоянную работу), то в 2009 г. доля трудоустроенных на постоянную работу составила уже гораздо меньшее значение - 39,5%. При этом в абсолютном значении эта цифра в 2009 г. уменьшилась несущественно и составила 1 870 327 чел. Основная масса граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в 2009 г., была трудоустроена на временные рабочие места, и их численность в 2009 г. составила 2 854 073 человека. Средняя продолжительность участия граждан во временных работах в 2009 г. также возросла в 2 - 2,5 раза в сравнении с предыдущими годами.

В 2009 г. среди обращающихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы возросли доли незанятых (с 75,4 в 2008 г. до 77,6% в 2009 гг.), работавших по рабочим профессиям (с 43,5 до 48,7%), служащих (с 19,1 до 21,4%) и уволенных в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности работников (с 6,2 до 9,2%). При этом доли ранее не работавших, ищущих работу впервые, а также стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва снизились (с 37,4 до 29,9% и с 22,3 до 19,0% соответственно).

Изменения в структуре безработных граждан в 2009 г. полностью повторяют и усиливают тенденции, которые сложились в 2008 г. Прежде всего, следует отметить существенное снижение долей женщин (с 60,3 в 2008 г. до 54,6% в 2009 г.), жителей сельской местности (с 50,2 до 39,4%), лиц, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва (с 35,9% до 23% соответственно). Вместе с тем доли уволившихся по собственному желанию, имеющих профессиональное образование, уволенных в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности существенно увеличились (на 4, 6 и даже 7 п.п.).

Такое соотношение свидетельствует о том, что основная масса безработных, зарегистрированных в органах занятости населения в 2009 г., относится к числу бывших работников предприятий реального сектора экономики, прервавших трудовые отношения (уволившихся по собственному желанию, уволенных в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности).

Анализ состава и темпов прироста безработных граждан позволяет говорить о том, что в случае отсутствия дополнительных мер по снижению напряжения на рынке труда (содействие сохранению работников на предприятиях через региональные программы дополнительных мер) уровень регистрируемой безработицы в 2009 г. был бы выше. При этом статистические данные не подтверждают опасения, высказывавшиеся в конце 2008 г., о том, что увеличение размера пособия по безработице "всколыхнет" длительное время неработающих, жителей сельской местности, а также маргинализированные слои населения, побудив их в массовом порядке обращаться в службу занятости населения и встать на регистрационный учет в качестве безработных. Численность этих категорий граждан в общей численности безработных снизилась не только в процентном, но и в абсолютном выражении.

Распределение безработных по продолжительности безработицы показывает, что преобладает доля состоящих на учете от 1 до 4 месяцев (35%) и от 4 до 8 (23,4%). Средняя продолжительность безработных в 2009 г. существенно не увеличилась и составила 5,5 месяцев (5,3 месяца в 2008 г.). При этом изменение продолжительности безработицы варьируется по категориям безработных более существенно.

Не изменилась продолжительность безработицы молодежи в возрасте 16 - 29 лет (в 2008 и 2009 гг. - 5,1 месяца), у жителей сельской местности в 2009 г. даже уменьшилась до 6 месяцев по сравнению с 6,1 месяца в 2008 г. Незначительно увеличилась продолжительность безработицы для безработных женщин - с 5,4 до 5,6 месяца в 2009 г. Существенно увеличилась она у жителей монопрофильных городов (населенных пунктов) - с 3,9 до 4,8 месяца в 2009 г., а также инвалидов - с 5,2 до 5,5 месяца в 2009 г.

Особого внимания заслуживает динамика в 2007 - 2009 гг. структуры распределения безработных граждан по продолжительности периода безработицы (рис. 4). В качестве основного достижения в работе органов занятости в 2008 г. можно было считать почти двукратный рост доли безработных, состоящих на учете до 1 месяца, и существенное снижение долей численности безработных, числящихся на учете более длительные сроки, особенно от 4 до 8 месяцев и от 8 месяцев до 1 года. Однако 2009 год изменил наметившуюся в 2008 г. позитивную тенденцию. Данные, приведенные на рис. 4, наглядно иллюстрируют смещение долей безработных, состоящих на учете, к более длительным периодам - это означает, что процесс трудоустройства существенно замедляется, и возможности для безработных граждан быстрее трудоустроиться в 2009 г. сократились.

Рис. 4. Изменение структуры распределения безработных граждан по продолжительности периода безработицы (2007 - 2009 гг.) [11]

 

В 2009 г. существенно изменилось распределение безработных по уровню образования и, соответственно, квалификации (рис. 5). Наибольшие доли в численности безработных составляли имеющие среднее (28,2%) и начальное профессиональное (20,5%) образование. Вместе с тем в 2009 г. продолжилась тенденция роста безработных всех уровней образования. Существенно увеличилась доля безработных с высшим образованием (почти на 5% по сравнению с 2008 г. и почти на 7% - с 2007 г.). Выросли доли имеющих среднее профессиональное и начальное профессиональное образование. Одновременно с этим доли безработных, не имеющих образования, существенно уменьшились.

Рис. 5. Распределение безработных, стоящих на учете в органах службы занятости, по уровню образования (2009 г.) [11]

 

Отмеченные тенденции и соотношение долей безработных по уровню образования показывают, что в службы занятости пришли далеко не представители маргинализированных слоев населения, а бывшие работники реального сектора, квалифицированные специалисты. Это, в свою очередь, наглядно иллюстрирует характер влияния экономического кризиса на ситуацию в реальном секторе экономики.

Статистические данные 2009 г. не подтвердили опасения относительно резкого увеличения доли молодежи, состоящей на учете в качестве безработных. Напротив, они свидетельствуют о том, что соотношение безработных молодых людей в возрасте 18 - 19 лет существенно снизилось - с 5,2 в 2008 г. до 3,9% в 2009 г.

Информация о работе Особенности рынка труда в России