Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 22:00, реферат
В 306 г. к власти в Римской империи пришел сын одного из цезарей Константин. Опираясь на восточную провинциальную знать, он стал искать поддержки у христианских общин. В 313 г. император объявил эдикт о свободе вероисповедания, который исключал возможность новых гонений на христиан.
Во время борьбы за власть Константин не имел постоянной резиденции. Рим императоры покинули давно, еще в конце III в. Восточная часть империи (меньше, чем западная), подвергалась набегам варварских племен, была более однородна по своей культуре и более развита в экономическом отношении.
Введение 2
1. Создание Византии 3
1.1. Постепенное заселение Константинополя 3
1.2. Отделение Византийской империи от Римской 4
1.3. Экономика и местное управление Византии 4
2. Управление Византией при различных династиях 5
2.1. Император Юстиниан (годы правления 527 – 565) 5
2.2. Эпоха династии Ираклия (610-717) 6
2.3. Сирийская (исаврийская) династия (717—802) 7
2.4. Македонская династия (867 – 1056) 8
Заключение 10
Список литературы 11
«Финансовый университет при правительстве РФ»
Факультет «Менеджмент»
Федеральное Государственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования
«Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации»
Кафедра «Государственное и муниципальное управление»
Реферат
по дисциплине Теория менеджмента
Тема: Особенности создания и управления Византией
при различных династиях
Выполнил студент ЗБ3-МН1-16
Машковцев Аркадий
Научный руководитель
Преподаватель Чернышов А.Г.
Москва 2015
Оглавление
В 306 г. к власти в Римской империи пришел сын одного из цезарей Константин. Опираясь на восточную провинциальную знать, он стал искать поддержки у христианских общин. В 313 г. император объявил эдикт о свободе вероисповедания, который исключал возможность новых гонений на христиан.
Во время борьбы за власть Константин не имел постоянной резиденции. Рим императоры покинули давно, еще в конце III в. Восточная часть империи (меньше, чем западная), подвергалась набегам варварских племен, была более однородна по своей культуре и более развита в экономическом отношении. Константин решил основать новую столицу здесь, на месте древнегреческого города Византии. Он был надежно защищен природой и находился на пересечении морских и сухопутных дорог. Город строили около десяти лет. Были воздвигнуты грандиозные, королевские сооружения: императорский дворец, термы, библиотека, большой ипподром. Из государственных земель в Каппадонии Константин раздавал наследственные имения с условием содержать дом в новой столице, сначала названной Новым Римом, а затем Константинополем. Был создан Константинопольский сенат, в который вошли представители новой знати, обязанной своим благополучием римскому императору.
11 мая 330 г. – день освящения
и официального провозглашения
города новой столицей. Историки
называют Византию чуть ли
не единственным государством
в истории, точная дата рождения
и конца которого известны. Империя
появилась вместе с
Город рос очень медленно, и в него приходилось буквально “заманивать” население различными льготами и подачками. Число его жителей не превышало 30-50 тыс. человек, что невозможно сравнить с населением Рима (от 400 до 800 тыс. жителей). Будущее Константинополя после смерти Константина в 337 году было очень неопределенным. Новый император мог перенести столицу в любое другое место, однако не сделал этого. Удобное положение Константинополя, а также тот факт, что преемство власти упрочилось в династии Константина, сыграли свою роль и в упрочении Константинополя как императорской столицы. Со второй половины IV в. его население стало довольно быстро расти.
При императоре Диоклетиане (284-305 гг.) власть была поделена между двумя цезарями и двумя августами. С основанием Константинополя у восточных провинций появился единый культурный центр. Создание константинопольского сената знаменовало консолидацию их господствующей верхушки – сенаторского сословия. Константинополь и Рим стали двумя центрами политической жизни – “латинского” Запада и “греческого” Востока. В IV веке в обеих половинах империи утвердились два разных направления христианства: на Западе – ортодоксальное-никейское, на Востоке – арианство. К концу IV века разногласия стали настолько существенны, что разделение империи в 395 году было воспринято как естественное явление. Власть над Западом получил преемник последнего императора Феодосия Гонорий, а его брат Аркадий стал первым императором Востока. С этого времени история каждого из образовавшихся государств пошла своим путем.
В экономике Византии натуральное хозяйство было преобладающим, но было развито и товарное. Сочетание товарно-денежных отношений с практически средневековыми, феодальными формами ведения хозяйства и эксплуатации составляло наиболее характерную ее черту. В сфере финансов господствовала монометаллическая система на золотой основе, а византийская золотая номисма была международной валютой того времени. Соответственно в Византии (особенно раннего периода) наблюдался относительно высокий уровень банковского дела. Стремясь способствовать развитию банков, византийское правительство (например, при императоре Никифоре Фоке, который правил с 963 по 969 гг.) боролось с тенденциями к изъятию денег из обращения. В сборнике уставов ремесленных корпораций X в. содержится запрет копить деньги «на время нужды», не сдавая их на хранение трапезитам. Стабильности денежного обращения устойчивости валюты придавал особое значение и Лев VI Мудрый (866—912), называя деньги «нервом всех дел».
Управленческая мысль Византии отражала особенности становления отдельных феодальных институтов, отход от ориентации на философскую традицию и на античность, своеобразие развития византийского феодализма в целом. Это была идеология общества, чья экономика в силу особых исторических условий сочетала натурально-хозяйственную основу с элементами развитого товарно-денежного хозяйства. Социальная тенденция византийских мыслителей состояла в том, чтобы способствовать консолидации феодализма, упрочению классовых основ Византии.
Местный государственный аппарат империи в IV—VII вв. делился на префектуры и провинции, т.е., целиком базировался на позднеримской системе управления. Гражданская власть была отделена от военной власти и обладала в то время приоритетом над последней. Во главе местного управления империи находились два префекта претория. Эти высшие гражданские чиновники обладали широкой административной, финансовой и судебной властью.
Возможно, своего наивысшего расцвета Византия достигла при императоре Юстиниане. Сначала на престоле оказался его дядя – Юстин. Детей он не имел, и, чтобы основать династию, усыновил своего взрослого племянника из простой крестьянской семьи. Племянника звали Управда, но Юстин дал ему имя Юстиниан и сделал его своим соправителем. Юстиниан по требованию дяди получил образование и под его присмотром прошел путь через всю систему управления империей с самых низов.
Императором Юстиниан стал в зрелом возрасте – в 45 лет. С его именем связано бессмертное деяние, некогда задуманное Цезарем, которое могло быть совершенно только теперь, 500 лет спустя: полное собрание римского права в виде большого сборника законов – Corpus juris Romani («Свод Юстиниана»), над составлением которого с самого начала его царствования трудились целые комиссии замечательных юристов. В основных чертах оно было закончено к 534 году. Собрав в наглядном сопоставлении результаты развития тысячелетнего права, Юстиниан закрепил одно из великих достояний человечества, в принципе положил конец рабству.
При императоре Юстиниане Византия имела наибольшие территориальные владения за всю тысячелетнюю историю.
Одновременно с военными успехами Юстиниан занялся укреплением государственного аппарата и усовершенствовал налогообложение. Эти реформы были настолько непопулярными, что привели к восстанию «Ника», что чуть не стоило ему трона.
Произведены административные реформы:
• Соединение военной и гражданской должностей.
• Запрещение платы за должности, повышение окладов чиновникам свидетельствуют о его стремлении ограничить коррупцию и произвол.
• Чиновнику запрещалось покупать землю в месте, где он служил.
Воздвиг Собор святой Софии. Православной церковью считается святым. Данте Алигьери в своей «Божественной комедии» поместил Юстиниана в Рай. Согласно Данте, главными заслугами Юстиниана перед историей были реформа права и походы Велизария.
В VII в. вместо старой системы местного управления зародилась новая, фемная система. Фемы возникли как военные округа и были первоначально намного крупнее старых провинций. Во главе фемов стояли стратиги, которые держали в своих руках всю полноту военной и гражданской власти. Военизация местного управления империи была следствием обострения внешнеполитической обстановки.
Организация фем обычно связывается с ираклейской династией. Фемный строй означает вызванную обстоятельствами времени областную организацию, в которой у провинциальных наместников появилось больше военной власти, приведшее в конце концов к полному подчинению им гражданских должностных лиц. Процесс этот не был внезапным, он шел постепенно. Само греческое слово "фема" в течение долгого времени обозначало военный отряд, базировавшийся в провинции; и только позднее этим словом стали называть не только военную часть, но и провинцию, где эта часть находилась. Таким образом, под фемами начали подразумевать административные деления империи.
Главным византийским источником для данного вопроса является сочинение "О фемах", написанное императором Х века Константином Багрянородногым. Кроме того, в основу этого сочинения положены географические сочинения V и VI веков, временами буквально списанные. Поэтому для истории фемного строя в VII веке сочинение венценосного писателя дает немного сведений, хотя у него также начало фемной организации связывается с именем Ираклия.
В дальнейшем, фемная организация местного управления начинает ослабевать и в XI в. окончательно приходит в упадок.
Лев III, представитель сирийской династии, был мудрым законодателем. Уже во времена Юстиниана Великого, т. е. в VI веке, латинский язык его кодекса был для большинства провинций империи или совсем непонятным, или малопонятным языком. В провинциях, особенно на Востоке, старые местные обычаи заменяли официальный закон, как было на примере Сирийского Законника V века. Тиражируемые на греческом языке новеллы отмечали лишь акты текущего законодательства. Между тем, после того как на протяжении VII века империя шаг за шагом теряла свои восточные провинции, Сирию с Палестиной и Египет, на юге - Северную Африку и на севере - северные области Балканского полуострова, она благодаря этому становилась более "греческой" по языку. Необходимо было выпустить для общего пользования подданным сборник законов на греческом языке с целью сделать законодательство более доступным для населения.
Лев III, прекрасно осознав необходимость такого законника, поручил дело составления последнего комиссии из выбранных им лиц. Результатом работы комиссии было опубликование от имени "мудрых и благочестивых императоров Льва и Константина" законодательного сборника, названного Эклога. Хотя в ней было закреплено рабство, она отражала более высокую ступень развития феодальных отношений, в частности, процедура отпуска рабов на волю значительно упрощалась. В целом, она отразила в себе изменения, произошедшие в политической и общественной жизни Византийской империи, позволив законодательству приблизиться к нормам христианской морали.
В X в. Византия была поистине всемирной империей, и ее влияние распространялось почти на весь культурный мир. Ее внутренняя организация, полученная к этому времени, не менее прочно обеспечивала ее могущество.
Император, также называвшийся басилевсом, был очень влиятельной особой. Наследник римских цезарей, он был живым воплощением закона и главой армии. В силу соприкосновения с восточными монархиями он превратился в деспота и всемогущего самодержца. Христианство освятило его сан и дало ему еще больший престиж.
Император обладал всей полнотой власти; в тех случаях, когда бразды правления попадали в твердые руки, это единство сказывалось на империи положительно, т.к. в империи не было силы, способной оказать противодействие этой верховной власти. Сенат был всего лишь государственным советом, составленным из послушных чиновников высокого ранга; народ был чернью, часто непокорной и мятежной. Церковь, несмотря на высокое место, принадлежавшее ей в византийском обществе, была больше, чем когда-либо, подчинена государству. Только армия сохраняла свою силу, которая иногда проявлялась при восстаниях.
Это деспотическое правление, непоколебимое как в духовной, так и в светской области, обслуживалось опытной администрацией, отличавшейся превосходной дисциплиной и прочной централизацией. В столице, вокруг государя, министры (начальники, крупных учреждений) руководили государством, передавая волю императора из столицы дальше по всей стране. Под их надзором трудились многочисленные канцелярии, где разбирались подробности дел и выносились решения. Так же, как и некогда Рим, Византия управляла миром посредством мощно организованной бюрократии. В провинциях, где система фем стала главной основой административной организации (в середине X в. насчитывалось 30 фем: 18 в Азии и 12 в Европе), вся власть сосредотачивалась в руках стратига, назначаемого непосредственно императором и подчиняющегося только ему. В этой административной лестнице каждый чиновник зависел от императора, и этот прекрасно подобранный, подготовленный и преданный своему делу персонал, поощряемый к добросовестной службе возможностью продвигаться на более высокие ступени иерархии званий и чинов, ревностно справлялся с двойной ролью, предписываемой ему волей императора.
Информация о работе Особенности создания и управления Византией при различных династиях