Отечественные экономисты начала XX века: М. И. Туган - Барановский

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 17:48, реферат

Описание работы

Экономическая наука России переживала небывалый подъем. Одним из самых ярких ученых-экономистов того времени был профессор М.И.Туган-Барановский (1865-1919). Вместе со своими учениками и последователями он внес крупный вклад в развитие макроэкономических исследований, создав теории рынка, накопления, циклов, кризисов, конъюнктуры; разработав первоосновы экономического прогнозирования.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Биография М.И. Туган-Барановского……………………………………………..4
Глава 2. Основные сочинения М. И. Туган – Барановский……………………………….8
Глава 3. Экономические взгляды М. И. Туган – Барановского…………………………..11
Заключение……………………………………………………………………………………18
Список литературы……………………………………………………………………………19

Файлы: 1 файл

Туган.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский Государственный  Университет

Экономический факультет

 

Кафедра экономической теории

 

Специальность: «Бизнес России и  стран содружества»

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

на тему:

«Отечественные экономисты начала XX века: М. И. Туган - Барановский»

 

 

 

 

 

 

Студентка магистратуры: _______, Акберова Т. Н.., 1 курс,

                                     (подпись)                              

Преподаватель: ___________, Богомазов Г.Г., д.э.н., проф.

                 (подпись)             

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………...3

Глава 1. Биография М.И. Туган-Барановского……………………………………………..4

Глава 2. Основные сочинения М. И. Туган – Барановский……………………………….8

Глава 3. Экономические взгляды  М. И. Туган – Барановского…………………………..11

Заключение……………………………………………………………………………………18

Список литературы……………………………………………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

ХХ в. отмечен в истории человечества величайшими научными свершениями  и прежде всего в естественных науках, новыми географическими открытиями, новыми шедеврами в области литературы и искусства. При этом история свидетельствует: основные события глобального масштаба были непосредственно связаны с нашей страной и нашим народом.

Экономическая наука  России переживала небывалый подъем. Одним из самых ярких ученых-экономистов того времени был профессор М.И.Туган-Барановский (1865-1919). Вместе со своими учениками и последователями он внес крупный вклад в развитие макроэкономических исследований, создав теории рынка, накопления, циклов, кризисов, конъюнктуры; разработав первоосновы экономического прогнозирования. Перу М.И.Туган-Барановского принадлежат уникальные труды по истории социалистических учений, теории кооперации, истории промышленного капитализма в России. Его научное и публицистическое наследие не потеряло актуальности, оставаясь востребованным и в наши дни, о чем свидетельствует библиография его трудов и аналитических материалов о них, публиковавшихся в разных странах в течение всего XX столетия. Поражает точность предвидения ученого: многие положения его учения можно использовать для решения социально-экономических проблем в современных условиях. Более того, они оказались понятыми только благодаря тем изменениям, которые происходят в настоящее время в экономике и в обществе в целом. Это, например, представления о многообразии форм собственности и организации сельскохозяйственного производства. На протяжении всей истории мирового кооперативного движения вопросы развития сельскохозяйственного кооперативного движения являлись объектом пристального внимания со стороны теоретиков кооперативной мысли и практиков кооперативного движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Биография М.И. Туган-Барановского

Михаил Иванович Туган-Барановский, русский экономист, историк, автор работ по истории и теории социализма, родился 8 января 1865 года в селе Соленое (Соляновка) Харьковской губернии в семье отставного штаб-ротмистра гусарского полка Ивана Яковлевича Туган-Барановского. Семья принадлежала к старинному роду, корни которого прослеживаются с XV века. Отец Туган-Барановского Ибрагим Якубович в связи с принятием православия переименовал себя в Ивана Яковлевича. После окончания гимназии в 1883 г. Туган-Барановский поступил на первый курс естественного отделения физико-математического факультета Петербургского университета. Его товарищами по университету были студенты, ставшие вскоре очень известными людьми. Это будущие писатели В.В. Вересаев и А.С. Серафимович, ученый-естественник И.Н. Чеботарев.

В конце 1885 г. были организованы студенческие землячества, члены которых выезжали «в народ» агитировать против монархии. Но когда в деревне под Петербургом крестьяне закричали: «На вилы их!», агитаторы-студенты бросились бежать. Туган-Барановский говорил потом, что этот случай его многому научил.

Во время выступления Союза землячеств на панихиде 17 ноября 1886 г. по случаю 25-летней годовщины со дня смерти Н.А. Добролюбова Туган-Барановский был задержан и отправлен в полицейский участок. Его выслали в Харьковскую губернию по месту проживания родителей. Высылка означала исключение из Петербургского университета. Отцу Туган-Барановского удалось выхлопотать для сына разрешение продолжить обучение в Харьковском университете  

В 1888 году он закончил физико-математический факультет Харьковского университета, получил звание кандидата естественных наук. Почти одновременно с обучением на физико-математическом факультете, он экстерном сдал экзамены на юридическом факультете.

Однако сферой своей деятельности М. И. Туган – Барановский избрал политическую экономию.

В 1890 году выходит его первая статья "Учение о предельной полезности", в которой намечается синтез теории трудовой стоимости, выдвинутой классической школой, и теории предельной полезности австрийской школы. 

В 1893 году приказом по Министерству финансов он был определен на службу в Департамент торговли и мануфактур, а указом Правительствующего сената утвержден в чине коллежского секретаря по степени кандидата.

В 1894 году Михаил Иванович получил ученую степень магистра при Московском университете за работу «Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь». Данная работы была написана им главным образом на основе изучения первоисточников в Британском музее во время полугодового его пребывания в Лондоне весной и летом 1892 года. В предисловии к первому изданию Туган - Барановский выражал особую благодарность П. Б. Струве. Он стал первым русским ученым с мировым именем (книга в 1901 году переведена на немецкий язык, а затем и на французский). В первой своей книге он следовал идеям II тома «Капитала» К. Маркса, но и отмечал, что механизм кризисов кроется в недостатке банковских ресурсов. Отстаивал идею необходимости развития капитализма в России, отвергал тезис народников о прочности крестьянской общины, полезности ее сохранения посредством переделов земли. Рассмотрев хозяйственную эволюцию Англии, Туган-Барановский в противовес народникам утверждает тезис о реальном существовании и быстром росте русского капитализма.

В 1895 году М. И. Туган – Барановский стал приват – доцентом Санкт – Петербургского университета, где вел собственный семинар. В том же году его принимают в члены Императорского Вольного Экономического Общества. Читал курсы также в Женском училище коммерческого счетоводства и на Высших женских курсах. 

В 1897 году он решает полностью перейти на научную и преподавательскую работу и увольняется из Министерства финансов.

В 1898 году был произведен за выслугу лет в коллежские асессоры. В этом же году защитил докторскую диссертацию в Московском университете на основе монографии ««Русская фабрика в прошлом и настоящем». Его оппонентом был профессор Московского университета А. И. Чупров. Книга «Русская фабрика в прошлом и настоящем» стала итогом исследования русского капитализма. Кустарная промышленность, несмотря на широкое развитие в России, неизбежно проходит различные ступени подчинения капиталу. Капиталистическая фабрика является более высокой формой организации производства.

В 1899 году за политическую неблагонадежность он был отстранен от преподавания.

Весной 1901 г. он вновь принял участие в студенческой демонстрации у Казанского собора. Туган - Барановский и Струве были арестованы, затем правительство запретило им проживание в обеих столицах, университетских городах, а также Риге и Ярославле. Струве выехал за границу, а Туган - Барановский поселился в с. Лохвицы Полтавской губернии. Полтавский период был творчески очень плодотворным.

 

 

Во время Революции 1905—1907 гг. Туган - Барановский вернулся к преподаванию в Петербургском университете и в Политехническом институте, а также преподавал на Бестужевских высших курсах и в Народном университете. В 1906 году был в партии кадетов.

С 1908 года становится членом руководства «Комитета сельских, ссудосберегательных и промышленных товариществ.

В 1909 году создал специальное научно - общественное печатное периодическое издание и стал во главе журнала "Вестник кооперации", по признанию современников, лучшего из подобных изданий не только в Росси, но и за границей. В журнале публиковались материалы о кооперативном движении в России и на Западе, а также статьи теоретического характера. Он был также основателем и редактором совершенно уникального для того времени сборника "Новые идеи в экономике", помещавшего статьи видных русских и западных экономистов.

Михаил Иванович стоял у истоков  образования кооперативных институтов в Москве и Киеве. Кроме того, его  привлекали к чтению экономических  дисциплин на кооперативных курсах в Народном университете им. А. Л. Шанявского.

В 1912 году отстаивал свои позиции по вопросу разработки кооперативного законодательства на I Всероссийском съезде деятелей по делам мелкого кредита и сельскохозяйственной кооперации в Петербурге. В этом же году Совет университета избрал его профессором, но министерство не утвердило это постановление – виной тому были его политические взгляды.

Самый острый для  страны вопрос - аграрный - побуждает  его в апреле 1917 г. возглавить аграрный комитет при Вольном экономическом обществе, задачей которого становится разработка программы разрешения данного вопроса. В этом же году на Всероссийском кооперативном съезде он был избран в Совет кооперативных съездов. В августе 1917 г. Туган-Барановский принял предложение главы Украинской Центральной Рады руководить финансами.

Он активно  включился в работу на Украине, преподавал в Киевском университете, в 1918 г. стал деканом юридического факультета Киевского университета. В этом же году в Москве был основан кооперативный институт, где его выбрали членом ученого совета.

В конце 1917 — январе 1918 г. был министром финансов. Свое увлечение кооперативным движением реализовал в должности председателя Центрального кооперативного украинского комитета и редактора журнала «Украинская кооперация».

После падения  Центральной Рады Туган-Барановский  в январе 1918 г. приехал в Москву, читал лекции, председательствовал в совете кооперативных съездов. В эти дни он близко сошелся с анархистом П. Кропоткиным. В июле 1918 г. Туган-Барановский поселился в имении в Лохвице, затем вернулся в Киев. Отошел от политической деятельности: получил кафедру в университете, одновременно являлся деканом юридического факультета, занимался созданием Украинской Академии наук. В те дни он закончил работу «Влияние политэкономии на естествознание и философию», которая была опубликована уже после его смерти.

Умер 21 января 1919 в Одессе в вагоне поезда от стенокардического приступа, которым в составе украинской делегации ехал на Версальскую мирную конференцию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Основные сочинения  М. И. Туган – Барановский

  • Социализм как положительное учение (1918). Попытался проанализировать и классифицировать все известные теории социализма: от эпохи античности до К.Маркса и П. Кропоткина. Вместе с тем он высказал свой взгляд на развитие событий в России. Исторический момент — август 1917 г., по его мнению, характеризуется большим влиянием социалистов. Туган-Барановский и в связи с этим пытается просчитал, перспективы немедленного введения социализма сверху — путем декретов. Приведенный анализ интересен тем, что он сделан экономистом и по сей день поражает своей глубиной и проницательностью. В этой же работе он доказывает,что идеи А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна и других так называемых социалистов-утопистов являются не менее научными, чем проекты К. Маркса и Ф. Энгельса. В этой же книге он рассматривает систему государственного социализма как одну из форм общественного устройства. Он считает, что элементы принуждения сохраняются до тех пор, пока сам человек не научится подчинять свои интересы общественным.
  • Теоретические основы марксизма (1905). Уже после 90-х гг. Туган-Барановский отходит от ортодоксального восприятия идей Маркса и одним из первых выдвигает идею соединения трудовой теории стоимости с теорией предельной полезности именно в этой книге. Он утверждал, что предельные полезности свободно воспроизводимых хозяйственных благ пропорциональны их трудовым стоимостям. 
  • Русская фабрика в прошлом и настоящем (1898). Итогом исследования русского капитализма стала книга именно эта книга. Кустарная промышленность, несмотря на широкое развитие в России, неизбежно проходит различные ступени подчинения капиталу. Капиталистическая фабрика является более высокой формой организации производства.
  • «Очерки из новейшей истории политической экономии и социализма» (1903). Здесь Туган – Барановский обосновал   свои идеи в области истории политической экономии. Ученый  считал, что эта книга не может быть учебником, ибо в ней нет систематической истории экономических и социалистических учений: «Я начинаю свои „Очерки" с А. Смита и останавливаюсь в них лишь на том, что мне казалось более важным и существенным. Но она может, как я надеюсь, оказаться небесполезной в качестве книги для чтения и руководства для самообразования». В этой же работе Туган-Барановский обосновывал преимущество своих терминов над терминами К. Маркса.
  • Социальная теория распределения (1913). Туган-Барановский построил концепцию разноуровневости цен и ценностей (стоимостей) и их методической несоединимости с теорией распределения. Он модифицировал схемы воспроизводства Маркса, введя три подразделения общественного производства, подверг критике Марксов «закон тенденции нормы прибыли к понижению».
  • Русская революция и социализм (1917). В данной работе Михаил Иванович проанализировала и обобщил опыт мирового кооперативного движения, различные теоретические концепции, дал их классификацию, определил пути развития кооперации в будущем, придавал большое значение развитию кооперативного движения в России, связывал ее будущее именно с кооперированием крестьянского хозяйства в сочетании с государственно регулируемым капитализмом в промышленности, полагая, что до социализма Россия не дозрела, а должна превратиться в «великую крестьянскую демократию».
  • «Основы политической экономии» (1909). В этой книге Михаил Иванович собрал и обобщил оригинальные экономические теории. Здесь же получили развитие и оригинальное осмысление теория ценности и теория трудовой стоимости. Концепция Туган-Барановского основывается на их синтезе.
  • «Учение о предельной полезности хозяйственных благ как причине их ценности» (1890).   Впервые к анализу проблем теории ценности и стоимости Туган-Барановский обратился именно в этой научной работе. Трудовая теория стоимости трактовалась им таким образом, что в большей мере согласовывалась с теорией предельной полезности. Марксистскую теорию трудовой ценности   Туган-Барановский называл верной, но интерпретировал ее в своей статье как теорию издержек производства.
  • «Современный социализм в своем историческом развитии» (1904). Здесь Туган – Барановский развивает идею о том, что теория прибавочной стоимости еще ничего не дает для утверждения социалистического идеала, она лишь констатирует факт эксплуатации, исследует ее механизм. И только идея равноценности человеческой личности, которая дает нашему моральному сознанию понимание того, что эксплуатация должна быть уничтожена, может быть теоретическим обоснованием социализма.
  • «Социальные основы кооперации» (1916). В этой книге ученые утверждает, что социалистическое мировоззрение глубоко индивидуалистично по своей сути, т.к. во главу угла оно ставит, прежде всего, человека с его потребностями и способностями, который является одновременно и высшей целью, и важнейшей производительной силой. Полагал, что человечество находится сейчас на начальном этапе перехода от агрессивного типа социального взаимодействия к кооперативному, понимаемому как свободная самоорганизация индивидов, когда общество «должно до конца превратиться в добровольный союз свободных людей - стать насквозь кооперативом... Таков социальный идеал, который полностью никогда не воплотится, но и в приближении к которому и заключается весь исторический процесс человечества».
  • «Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь» (1894). В первой части книги была проанализирована история кризисов английского хозяйства с начала XIX в. Вторая часть труда отводилась непосредственно теории рынков и теории кризисов, которые Туган-Барановский относил к числу тем, наименее разработанных в политэкономии. Он следовал идеям II тома «Капитала» К. Маркса, но и отмечал, что механизм кризисов кроется в недостатке банковских ресурсов. Отстаивал идею необходимости развития капитализма в России, отвергал тезис народников о прочности крестьянской общины, полезности ее сохранения посредством переделов земли. Рассмотрев хозяйственную эволюцию Англии, Туган-Барановский в противовес народникам утверждает тезис о реальном существовании и быстром росте русского капитализма.

Также М. И. Турбан – Барановским были написаны следующие научные работы:

  • В поисках нового мира (1913);
  • Д.С. Милль, его жизнь и деятельность(1892);
  • Основная ошибка абстрактной теории капитализма Маркса (статья) (1899)
  • Бумажные деньги и металл (1917)
  • Прудон, его жизнь и деятельность (1891)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Экономические взгляды М. И. Туган - Барановского

Основными направлениями  научной деятельности Туган –  Барановского были исследования в области  теории рынков и кризисов, проблем  развития капитализма, истории социалистических учений, кооперации.

М.И.Туган-Барановский  о социализме.

Известный русский  экономист М.И.Туган-Барановский  большое внимание уделяет проблемам  экономического и социально-политического  развития России. В 1906 г. он выпустил специальную работу "Современный социализм в своем историческом развитии", а в 1918 г. - "Социализм как положительное учение". В этих работах социализм рассматривался в узком и широком смысле слова. Социализм в узком смысле слова представал как специфическая форма товарного хозяйства, в которой сочетаются элементы капитализма и индекализма. Под последним понималась система, в которой рабочие данного предприятия непосредственно принимают участие в его управлении и распределении полученного продукта.

Конечный продукт развития - социализм - в широком смысле слова представал как некий анархический коммунизм, где новый уровень производительных сил сочетается с появлением нового типа человека. Происходит органичное сочетание централизованного государственного управления с использованием средств производства кооперативами трудовых коллективов.

В отличие от представителей народничества  М.И.Туган-Барановский считает, что Россия уже встала на путь развития капитализма и весь вопрос заключается в том, что несет капитализм - гибель или «с ним загорается заря надежды». В традициях русской социально-экономической мысли он критикует капиталистическую систему хозяйства, отмечая, что при данном строе огромное большинство населения обречены постоянно служить средством для увеличения 6лагосостояния других общественных классов, несравненно менее многочисленных. Поэтому неизбежен переход к социалистическому обществу. Цель социализма, как отмечает М.И.Туган-Барановский, устроить жизнь на началах свободы, правды и справедливости. Он считал, что в основе социализма как учения о справедливом обществе должна лежать этическая идея, сформулированная И.Кантом - Идея о равноценности человеческой личности, о человеческой личности как цели в себе. М.И.Туган-Барановский пишет, «...что люди равны по своим правам на жизнь и счастье, равны по тому уважению, к каким мы должны относиться к интересам их всех, они равны по бесконечной ценности, которой обладает личность каждого из них». При социализме, по его мнению, развитие каждой отдельной личности становится главной общественной целью.

Информация о работе Отечественные экономисты начала XX века: М. И. Туган - Барановский