Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 13:26, курсовая работа
Сегодня человек не может считать себя приобщенным к образованию и культуре, если он не изучил и не понял законов общественного развития, не овладел знаниями экономической теории. Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные вопросы, касающиеся природы, общества и их взаимодействия. Все это в полной мере относится и к комплексу наук, изучающих экономику. С давних времен люди пытались выяснить, от чего зависит развитие человеческого общества, по каким законам развивается экономика.
Жизнь людей чрезвычайно разнообразна, сложна и противоречива. Она охватывает экономику, политику, культуру и т.д. Различные стороны общественной жизни изучаются различными науками. Одной из таких наук является экономическая наука.
Введение………………………………………………………………………………..3
1. Исторические аспекты возникновения экономической теории………………….5
1.1 Понятие, предмет и функции экономической теории……………………………5
1.2 Исторические предпосылки возникновения экономической теории…………...9
1.3 Важнейшие этапы становления общей экономической теории………………..13
2. Современное состояние экономической теории……………………………...….17
2.1 Методы экономических исследований…………………………………………..17
2.2 Современная экономическая теория……………………………………………..20
3. Перспективы развития экономической теории………………………………......23
Заключение……………………………………………………………………………26
Библиографический список………………………………………………………….2
Экономический закон - необходимая существенная, постоянно повторяющаяся, причинно следственная связь экономических процессов и явлений.
В материальной основе для нормального развития человеческой цивилизации является прогрессивное развитие общественного производства. Для того, чтобы раскрыть закономерность открытия общественного производства, необходимо рассматривать развитое производство, как таковое вообще.
Производство вообще это научная абстракция представляющая собой совокупность всеобщих черт присущих производству, не зависящих от его специфических форм. Эти всеобщие черты производства дают представление об экономических условиях производства жизненных благ необходимых для прогресса человечества. В то же время они позволяют определить единое для всех ступеней развитие цивилизации присущее производству свойство, причем специфическое свойство. А с другой стороны это позволяет определить то всеобщее что даст возможность ясно и глубже увидеть и понять существующие различия, которые разграничивают эти ступени общественного развития. Изучая производство надо четко понять, что его конечной целью является потребление. И только при условии нормального свободного потребления производство может быть нормальным. Между производством и потреблением лежит сложная, теоретически противоречивая связь, и при всей важности производства оно имеет смысл только в том случае, если есть свободное потребление, так как свободное потребление цель и движущиеся мотивы производства.
Оно определяет объем, структуру и качество общественного производства. Потребление материальных благ не однозначно, следует различать производительное и личное потребление.
Производительное потребление это есть процесс производства, где потребляемые средства производства (орудия и предметы труда), а также производственное потребление силы человека, т.е. расход его физической и духовной силы. Личное потребление оно напротив происходит не на производстве, а за его пределами. Личное потребление включает в себя потребление людьми пищи, одежды, жилища и т.д. В производственном потреблении продукт создается, а в личном - уничтожается. В производстве потребляют средства производства, а люди потребляют предметы потребления. Взаимосвязь между производством и потреблением взаимно обуславливаются т.е. производство определяет потребление, но в то же время потребление определяет и производство. Производство порождает потребность в произведенных продуктах, т.е. создает импульс потребления.
Производство всегда ведет за собою потребление, определяющее в конечном счете его объем и многообразие, а потребление активно влияет на производство. Прекращается производство вещи ненужной для потребления, утратившей свое значение как полезного продукта[4].
В то же время потребление, каких либо продуктов требует дальнейшего их создания и по мере удовлетворения старых потребностей побуждает и вызывает к жизни новые потребности людей. Связующими звеньями между производством и потреблением являются распределение и обмен. Под распределением следует понимать распределение произведенных материальных и нематериальных ценностей на принципе господствующей формы присвоения, т.е. собственности. Таким как присваиваются продукты труда, какая часть из них идет на производительное и личное потребление, вот эти вопросы составляют содержание процесса распределения продуктов в любом общественном производстве.
Распределение активно влияет на производство, оно может способствовать росту производства и в то же время оно может тормозить это производство.
Обмен и распределение входят непосредственно в процесс производства, а также составляют его существенные черты, и зависят, также, от непосредственного производства даже в тех случаях, когда они выходят за его границы.
Любое общественное производство человеческой цивилизации для своего осуществления должно иметь определенные условия при которых процесс производства мог бы протекать нормально. Этими условиями являются:
1) отношение человека к природе;
2) отношения между людьми.
Для осуществления процесса производства необходимы три простейших момента:1) сам труд, 2) средства труда, 3) предмет труда.
1.3 Важнейшие этапы становления общей экономической теории
Вопросы экономики неизменно привлекают внимание людей, поэтому экономическая теория занимает видное место в системе наук.
Сегодня приходится отмечать, что отечественная экономическая теория находится в сложном положении. Сформировавшиеся в советский период школы и направления экономической мысли выполняли социальный заказ - исследование процессов планового хозяйства, выработка рекомендаций по совершенствованию плановой экономики, критический анализ капиталистического хозяйства. Исследования политэкономов базировались на экономическом учении К. Маркса. Шоковый распад плановой экономики, переход к рыночным принципам хозяйствования обусловил необходимость пересмотра принципов отечественной экономической науки.
Экономическая теория в своем развитии прошла ряд этапов:
1. Истоки
экономической науки следует
искать в учениях мыслителей
стран Востока, Древней Греции
и Древнего Рима. Ксенофонт (430-354
гг. до н. э) и Аристотель (384-322 гг.
до н. э) впервые вводят в научный
оборот термин «экономия», что
означает искусство ведения
2. Экономическая
теория как наука сложилась
в период становления
3. Учение
меркантилистов сводится к
4. Учение
Вильяма Петти (1623-1686) является переходным
мостиком от меркантилистов к
классической политической
5. Новое
направление в развитии
6. Дальнейшее
развитие экономическая наука
получила в трудах Адама Смита
(1729-1790) и Давида Рикардо (1772-1783 гг.).
А. Смит в книге «Исследование
о природе и причинах
7. Опираясь
на высшие достижения
Кризисный период в развитии науки - частная форма проявления кризиса экономики, общества в целом. При всем том кризис - это не катастрофа, его можно рассматривать и как катарсис, очищение науки от конъюнктурных элементов, удержание в ней только того, что имеет подлинную ценность и обеспечивает ее дальнейшее прогрессивное развитие. Нельзя утверждать, что теория К. Маркса - ненаучная, полностью утратившая свое значение сегодня. О значении марксистской экономической мысли свидетельствует хотя бы то, что П. Самуэльсон выделяет в истории экономической мысли лишь три имени: А. Смита, К. Маркса, Дж.М. Кейнса, которых он характеризует как интеллектуальных гигантов.
Сегодня отечественная экономическая наука активно использует выводы и рекомендации зарубежной экономической теории. И это не случайно. Выход России из социально-экономического кризиса большинство ученых и политиков видят в становлении социально ориентированной рыночной экономики, то есть такой экономической системы, которая преобладает в большинстве современных экономически развитых стран. Значит необходимо изучать не только отечественный, но и зарубежный опыт экономического развития. Надлежит пересмотреть принципы экономической науки с учетом всего ценного, что выработано на протяжении длительной истории становления и развития экономической теории и на основе современных достижений мировой экономической науки.
Предметом научных исследований меркантилистов было богатство, национальное богатство. Продолжили их традицию и физиократы, перенеся научные интересы из сферы обращения в сельскохозяйственное производство. Представители классической школы расширили предмет экономической теории до исследования условий производства и накопления, а также распределения богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства.
Понимание сущности национального богатства, его форм и условий создания в экономической мысли менялось. Если меркантилисты в качестве реального богатства рассматривали только деньги, а еще лучше - золото, то классики считали богатством материальный продукт производства. В современных экономических системах все большее значение приобретают услуги - невещественный результат экономической деятельности. В развитых обществах в национальное богатство стали включать информацию, другие виды интеллектуального продукта. Впоследствии и представители других направлений экономической науки стали уделять все больше внимания отношениям людей (экономических субъектов) в процессе их экономической деятельности и в общественной жизни в целом, так как результативность экономического развития во многом предопределяется характером отношений между людьми.
2. Современное состояние экономической теории
2.1 Методы экономических исследований
В экономических процессах можно обнаружить два своеобразных слоя отношений между людьми: первый из них - поверхностный, внешне видимый, второй - внутренний, скрытый от наружного наблюдения.
Изучение внешне видимых экономических отношений, естественно, доступно каждому человеку. Поэтому уже с детства у людей складывается обыденное экономическое мышление, которое основано на непосредственном знании хозяйственной жизни. Такое мышление, как правило, отличается субъективным характером, в котором проявляется индивидуальная психология человека. Оно ограничено личным кругозором человека, часто основывается на отрывочных и односторонних сведениях;
Экономическая теория стремится за внешней видимостью хозяйственных явлений обнаружить сущность - их внутреннее содержание, а также причинно-следственные зависимости одних явлений от других.
Научные методы. Во всякой науке используется определенная совокупность методов исследования. Эти методы подразделяются на: всеобщие (философские), вооружающие все области познания, например, метафизический и диалектический методы; общенаучные - исторический, логический, математический и др.; и специфические - для каждой отрасли науки. В экономической теории применяются два, хотя и противоположных, но взаимосвязанных философских метода - метафизика и диалектика.
Метафизика рассматривает все явления разрозненно, в состоянии покоя и неизменяемости. Это необходимо в тех случаях, когда анализируется какая-то часть системы в отдельности или выясняется внутренняя структура хозяйственных отношений. Также поступают, например, при классификации типов собственности, форм организации хозяйства, функций денег, типов рынков, форм заработной платы.
Экономическая теория полнее отражает действительность, когда берет на вооружение диалектику - учение о наиболее общих закономерностях становления и развития всех явлений природы, общества и мышления. Немецкий философ Георг Гегель (1770-1831 гг.) - создатель систематической теории диалектики центральное место в этой теории отводил противоречию. Последнее он рассматривал как единство взаимоисключающих и одновременно взаимно предполагающих друг друга противоположностей. Противоречие Гегель оценивал как «мотор», как внутренний импульс всякого развития. Это, разумеется, в полной мере относится к реальной хозяйственной деятельности и к экономической теории.
Диалектический метод отражает противоречия в их неразрывном единстве. Это позволяет на практике избегать односторонних и ошибочных решений, объединять в целостность, казалось бы, несоединимые стороны явления. Поэтому в хозяйственной деятельности возникают различные формы, позволяющие находить компромисс (соглашение между различными сторонами, достигаемое путем уступок).
Важную роль в изучении экономики играют общенаучные методы. В их числе - исторический метод, который позволяет выяснить, как возникают и развиваются хозяйственные системы. Такой подход помогает конкретно и наглядно представить все особенности каждой системы на разных этапах ее исторического развития, в том числе отличительные черты современной экономики.
Экономическая теория и практика убедительно показывают, что полностью несостоятельны все попытки рассматривать экономику как нечто исторически не изменяющееся. Напротив, экономические принципы и законы по-разному действуют в зависимости от фактора времени (в краткосрочном и долгосрочном периодах).
Информация о работе Перспективы развития экономической теории