Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 20:48, реферат
Михаил Михайлович Сперанский родился 1 января 1772 года в селе Черкутино Владимирская губерния. Сперанский по происхождению был сын сельского священника. По окончании обучения в Петербургской «главной семинарии» (духовной академии) был оставлен в ней преподавателем и в то же время состоял частным секретарем у князя А.Б. Куракина. С помощью Куракина Сперанский попал на службу в канцелярию сената и вышел из духовного ведомства. Талантливый и образованный, он обращал на себя внимание необыкновенными способностями и трудолюбием. При образовании министерств (1802) Сперанского пригласили в министерство внутренних дел. где он стал одним из виднейших сотрудников министра графа Кочубея. Вскоре (1806) он стал лично известен императору Александру, который постепенно приблизил его к себе и сделал как бы первым своим министром.
«План финансов» М.М.Сперанского, его значение для финансовой системы России.
Михаил Михайлович Сперанский являлся выдающимся российским государственным деятелем. Его труды оказали значительное влияние на дальнейшее развитие России.
Михаил Михайлович Сперанский родился 1 января 1772 года в селе Черкутино Владимирская губерния. Сперанский по происхождению был сын сельского священника. По окончании обучения в Петербургской «главной семинарии» (духовной академии) был оставлен в ней преподавателем и в то же время состоял частным секретарем у князя А.Б. Куракина. С помощью Куракина Сперанский попал на службу в канцелярию сената и вышел из духовного ведомства. Талантливый и образованный, он обращал на себя внимание необыкновенными способностями и трудолюбием. При образовании министерств (1802) Сперанского пригласили в министерство внутренних дел. где он стал одним из виднейших сотрудников министра графа Кочубея. Вскоре (1806) он стал лично известен императору Александру, который постепенно приблизил его к себе и сделал как бы первым своим министром. Сперанский получил от государя поручение выработать общий план государственного преобразования,
Основываясь на своем жизненном и обширном административно-управленческом опыте, Сперанский пришел к убеждению, что политические реформы в России необходимо начать с реорганизации центральных органов управления. Так же М.М. Сперанский был убежденным конституционалистом. Во всех его политических трактатах и проектах государственных преобразований проводилась мысль о верховенстве закона над самодержавной властью.
В основу государственного устройства страны Сперанский предлагал положить принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть осуществляется через систему выборных органов: на местах создаются волостные, окружные и губернские Думы, а в центре – Государственная Дума – высший законодательный представительный орган страны.
Судебная власть, по проекту М.М. Сперанского, реализуется системой судов, состоящих из назначаемых чиновников и выборных присяжных заседателей. Высший судебный орган страны – Сенат – избирается членами губернских Дум.
В области
общественного устройства М.М. Сперанский
предлагал сохранить
М.М. Сперанский высказывался за поэтапное реформирование. 1 января 1810 года в России был учрежден Государственный Совет, просуществовавший до Февральской революции 1917 года. При нем создавалась государственная канцелярия, а граф Сперанский назначался первым государственным секретарем с широкими полномочиями. По принятому манифесту Государственный Совет провозглашался как законосовещательная инстанция при монархе. Госсовет мыслился как верхняя палата будущего российского парламента. В течение года должны были образоваться нижняя (выборная) палата – Государственная Дума, а также окружные и губернские Думы. Но второй части плана не суждено было осуществиться.
Следующий проект конституции для России разрабатывался в 1818 году. М.М. Сперанскому поручалось составление "Проекта учреждений наместничеств". Однако к этому времени Александр I уже охладел к своим благим замыслам.
Серьезным реформаторским шагом М.М. Сперанского стало упорядочение государственных финансов. Глубокие и разносторонние знания М.М. Сперанского позволяли ему вести обширную переписку с европейскими учеными, а в своих трудах выступать теоретиком и историком финансов и денежного обращения в России.
Проведение финансовых и экономических преобразований в империи диктовалось насущной потребностью и необходимостью. Многочисленные войны, присоединение к континентальной блокаде, к тому же неумелое управление и хозяйствование привели финансы России в бедственное, если не сказать катастрофическое положение. С каждым годом увеличивался государственный долг.
Для выработки
путей решения финансовых проблем
государства был призван
В "Плане
финансов" рассматривались
Первым шагом на пути реализации "Плана финансов" явилось сокращение государственных расходов на 20 млн рублей. Необходимый капитал погашения создавался за счет, можно сказать, приватизации, т.е. распродажи государственного имущества в частную собственность. Продаже подлежали казенные леса, арендные имения и др. Купцам первой гильдии, государственным крестьянам, иностранным подданным разрешалось покупать казенные имения с крестьянами и владеть ими на основе крепостного права. Была проведена новая перепись, выявившая число налогоплательщиков, вводилась пошлина на винокуренное производство. Государство расширило прямые займы у населения, повысив процентную ставку по облигациям государственных займов. Одним из первых М.М. Сперанский выдвинул идею расширения кредитных операций, увидев в коммерческом кредите мощную двигательную силу экономики.
В "Записке о монетном обращении" М.М. Сперанский обосновал положение разменной монеты. Серебряный рубль предлагалось сделать главной монетной единицей; мелкую медную монету – заменить серебряной, для чего увеличить ее количество в обращении. Конечная задача – введение кредитных денег вместо ассигнаций. Подобные меры способствовали выравниванию курса серебра и ассигнаций, восстанавливали доверие к последним, облегчали их размен на монету.
Реформаторские старания Сперанского дали быстрые результаты. Уже в 1811 году дефицит государственного бюджета сократился до 6 млн рублей, доходы возросли до 300 млн. Сперанский также занимался разработкой таможенного тарифа и торгового уложения. Заслуга его в развитии и улучшении функционирования отечественной финансово-экономической системы состояла еще и в том, что впервые при нем были положены начала отчетности и проверки состояния финансовых дел в стране. Впервые вводилась практика обсуждения бюджета страны Государственным Советом. Это обеспечивало контроль и уменьшало произвол в финансовых делах.
Многие идеи М.М. Сперанского – как политические так и экономические – значительно опережали время, в которое он жил. Одним из первых он выступил с идеей и обоснованием необходимости создания центрального банка страны. Только в 1860 году, через 21 год после ухода из жизни великого реформатора, в России бы создан Государственный банк.
Идеи государственного переустройства
на основах конституционной
Помимо давления консервативных кругов есть еще одна существенная причина, помешавшая проведению реформ в жизнь. Разработка проектов Сперанского в сфере общественно-политических преобразований проходила втайне от общества, что не давало возможности передовой его части выступить в поддержку реформ и защиту реформатора. Отсутствие гласности (слово, введенное в оборот самим же Сперанским), погубило его.
М.М. Сперанский был сослан
в Нижний Новгород, а затем в
Пермь, где принял должность сибирского
генерал-губернатора. В 1821 году возвратился
в Петербург, вновь заняв высокие
посты в бюрократической
Почти не получившие практического
воплощения при жизни, идеи великого
реформатора оказали в
Идеи М.М. Сперанского продолжали жить и будоражить передовые умы России второй половины XIX века. Свою частичную реализацию они нашли в реформах Александра II, на много десятилетий предвосхитив судебную реформу и Манифест 17 октября 1905 года.
В лице Михаила Михайловича Сперанского Россия потеряла истинно государственного человека.
Информация о работе «План финансов» М.М.Сперанского, его значение для финансовой системы России