Понятие бюджетирования. Виды бюджетов и порядок их составления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 11:35, реферат

Описание работы

Бюджетирование - это процесс планирования будущей деятельности предприятия, результаты которого оформляются системой бюджетов. Бюджеты составляются как для структурных подразделений, так и для компании в целом. Бюджеты подразделений сводятся в единый бюджет предприятия называемый основным или головным.

Файлы: 1 файл

Понятие бюджетирования.docx

— 15.75 Кб (Скачать файл)

Понятие бюджетирования. Виды бюджетов и порядок их составления

Бюджетирование - это процесс планирования будущей деятельности предприятия, результаты которого оформляются системой бюджетов. Бюджеты составляются как для структурных подразделений, так и для компании в целом. Бюджеты подразделений сводятся в единый бюджет предприятия называемый основным или головным.

К числу основных задач бюджетирования относится следующее:

- обеспечение текущего  планирования;

- обеспечения координации, кооперации и коммуникации подразделений  предприятия;

- обоснование затрат предприятия;

- создание базы для  оценки и контроля планов предприятия;

- исполнение требований  законов и контрактов.

С точки зрения последовательности подготовки документов для составления основного бюджета выделяют две составных части бюджетирования, каждая из которых является законченным этапом планирования:

1. Подготовка операционного  бюджета;

2. Подготовка финансового  бюджета.

Перечень операционных бюджетов, как правило, исчерпывается следующим списком:

- бюджет продаж;

- бюджет производства;

- бюджет производственных  запасов;

- бюджет прямых затрат  на материалы;

- бюджет производственных  накладных расходов;

- бюджет прямых затрат  на оплату труда;

- бюджет коммерческих  расходов;

- бюджет управленческих  расходов;

- прогнозный отчет о  прибыли.

К числу финансовых бюджетов относятся

- инвестиционный бюджет;

- бюджет денежных средств;

- прогнозный баланс.

Процесс бюджетирования начинается с составления бюджета продаж.

1. Бюджет продаж – операционный  бюджет, содержащий информацию о  запланированном объеме продаж, цене и ожидаемом доходе от  реализации каждого вида продукции. При составлении бюджета продаж  нужно ответить на следующие  вопросы:

- какую продукцию выпускать;

- в каких объемах она  будет реализована (с разбивкой  на определенные промежутки времени);

- какую установить цену  продукции;

- какой процент продаж  будет оплачен в текущем месяце, какой в следующем, стоит ли  планировать безнадежную задолженность.

2. Одновременно с бюджетом  продаж целесообразно составлять  бюджет коммерческих расходов, так  как, во-первых, бюджет коммерческих  расходов непосредственно связан  с бюджетом продаж; а во-вторых, коммерческие расходы планируются  теми же подразделениями.

3. Бюджет производства  – это производственная программа, которая определяет запланированные  номенклатуру и объем производства  в бюджетном периоде (в натуральных  показателях). Он опирается на  бюджет продаж, учитывает производственные  мощности, увеличение или уменьшение  запасов, а также величину внешних  закупок.

4. Одновременно с бюджетом  производства следует составлять  бюджет производственных запасов. Он должен отражать планируемые  уровни запасов сырья, материалов  и готовой продукции. Бюджет подготавливается  в стоимостном выражении и  призван количественно представить опасения снабженцев предприятия относительно перебоев в поставках сырья, неточности прогноза продаж и др. Информация бюджета производственных запасов используется также при составлении прогнозного баланса и отчета о прибылях и убытках.

5. Бюджет прямых затрат  на материалы – это количественное  выражение планов относительно  прямых затрат компании на  использование и приобретение  основных видов сырья и материалов.

6. Бюджет прямых затрат  на оплату труда – это количественное  выражение планов относительно  затрат компании на оплату  труда основного производственного  персонала.

При подготовке бюджета прямых затрат на оплату труда учитывают:

- он составляется исходя  из бюджета производства, данных  о производительности труда и  ставок оплаты труда основного  производственного персонала;

- в бюджете прямых затрат  на оплату труда выделяют фиксированную  и сдельную часть оплаты труда.

7. Бюджет производственных  накладных затрат – это количественное  выражение планов относительно  всех затрат компании, связанных  с производством продукции за  исключением прямых затрат на  материалы и оплату труда. Производственные  накладные расходы включают в  себя постоянную и переменную  части. Постоянная часть (амортизация, текущий ремонт и т.д.) планируется  в зависимости от реальных  потребностей производства, а переменная  часть использует подход, основанный  на нормативах.

8. Бюджет управленческих  расходов – это плановый документ, в котором приведены расходы  на мероприятия, непосредственно  не связанные с производством  и сбытом продукции.

9. Прогнозный отчет о  прибылях и убытках – это  форма финансовой отчетности, составленная  до начала планового периода, которая отражает результаты  планируемой деятельности. Прогнозный  отчет о прибылях и убытках  составляется для того, чтобы  определить и учесть выплату  налога на прибыль в оттоке  денежных средств в бюджете денежных средств. Прогнозный отчет о прибылях и убытках составляется на основе данных, содержащихся в бюджетах продаж, себестоимости реализованной продукции и текущих расходов. При этом добавляется информация о прочих прибылях, прочих расходах и величине налога на прибыль.

10. Бюджет денежных средств  – это плановый документ, отражающий  будущие платежи и поступление  денег. Приход классифицируется  по источнику поступления средств, а расход — по направлениям  использования. Ожидаемое сальдо  денежных средств на конец  периода сравнивается с минимальной  суммой денежных средств, которая  должна постоянно поддерживаться (размеры минимальной суммы определяются  менеджерами предприятия). Разность  представляет собой либо неизрасходованный  излишек денег, либо недостаток  денежных средств. Бюджет денежных  средств составляют отдельно  по трем видам деятельности: основной, инвестиционной и финансовой. Такое  разделение очень удобно и  наглядно представляет денежные  потоки. Данные по бюджету продаж, различным бюджетам производственных  и текущих расходов, а также  по бюджету капитальных затрат  отражаются в бюджете денежных  средств. Во внимание также должны  быть приняты выплаты дивидендов, планы финансирования за счет  собственных средств или долгосрочных  кредитов, а также другие проекты, требующие денежных расходов.

На заключительном этапе процесса бюджетирования составляется прогнозный баланс.

11. Прогнозный баланс –  это форма финансовой отчетности, которая содержит информацию  о будущем состоянии предприятия  на конец прогнозируемого периода.

 


Информация о работе Понятие бюджетирования. Виды бюджетов и порядок их составления