Понятие и характеристики услуг. Развитие и регулирование сферы услуг в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 09:58, контрольная работа

Описание работы

Происходит все большее расширение основ воспроизводства рыночных и нерыночных услуг. При этом рыночные услуги отвоевывают все более значительную для себя долю в общем объеме услуг.
По международным данным статистики свыше 40% иностранных инвестиций вкладываются в развитие сферы услуг, что подтверждает актуальность, интерес и видение перспективы развития данного сектора экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 4
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ…………………………………………. 6
Понятие и характеристики услуг. Развитие и регулирование сферы услуг в современной экономике……………………………………. . 6
Регулирование сферы услуг………………………………………….. 10
Виды услуг…………………………………………………………….. 12
Роль сферы услуг в экономике………………………………………. 14
Особенности рынка услуг……………………………………………. 17
РАЗВИТИЕ СФЕРЫ УСЛУГ В РОССИИ…………………………. 18
Особенности развития сферы услуг в России………………………. 18
Развитие сферы услуг как фактор экономического роста…………. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………. 24

Файлы: 1 файл

Экономика Роман.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

 

    1. РАЗВИТИЕ СФЕРЫ УСЛУГ В РОССИИ.

 

    1. Особенности развития сферы услуг в России.

С 1994 года г. Россия перешла на международную хозяйственную классификацию видов экономической деятельности, в соответствии с которой к материальному производству отнесены промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство и производственные виды бытового обслуживания.

Остальные отрасли национальной экономики, в том числе транспорт, связь, информационно-вычислительное обслуживание, торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки, ЖКХ отнесены к сфере услуг.

Сфера услуг включает также отрасли, которые были порождены развитием рыночных отношений - операции с недвижимым имуществом, общая коммерческая деятельность по обеспечению функции рынка и т.д.

Наряду с чисто рыночным сектором в современной смешанной экономике выделяют так называемый общественный сектор, где производятся общественные блага, финансируемые преимущественно за счет государственного бюджета. Это гарантирует доступность общественных благ всем слоям общества независимо от их платежеспособности и имущественного положения.

Общественный сектор включает услуги органов - государственного управления, обороны и внутренней безопасности, услуги учреждений фундаментальной науки, санитарно-экологические и противоэпидемиологические услуги.

Многие блага и услуги занимают промежуточное положение между чистыми общественными благами, нерыночными услугами, с одной стороны, и частными благами, чисто рыночными услугами - с другой. Речь идет о, так называемых, смешанных благах. К ним относятся услуги сетевых производств - транспортных, газовых, электрических, тепловых, трубопроводных и т.д., где по технико-экономическим соображениям невозможно реализовать принципы конкурентности, а также социально значимые услуги, обладающие крупномасштабным внешним эффектом - образование, здравоохранение и неразвлекательные виды культуры, в частности, библиотечное, музейное обслуживание, услуги парков культуры и отдыха, национальных заповедников.

В процессе реформирования российской экономики доля сектора услуг выросла. Это создает видимость приближения структуры российской экономики к соответствующей структуре постиндустриальных стран. Однако, во-первых, рост доли услуг в российской экономике связан с резким сокращением производства в промышленности и сельском хозяйстве; во-вторых, - за счет роста услуг, связанных с товарно-денежным обращением, финансированием и посредническими операциями, в том числе со спекулятивными сделками.

Более быстрый рост сферы услуг реален, тем более, что появляются новые виды деятельности и новые инвестиционные возможности. Особенно ускоренно сейчас развиваются рынки информационных и телекоммуникационных, медицинских, интеллектуальных услуг, связи, Интернет, рынки продажи автомобилей, особенно иномарок. Стремительно развивается индустрия развлечений.

 

    1. Развитие сферы услуг как фактор экономического роста.

Развитие сферы услуг сегодня является весьма актуальным для развития всего народнохозяйственного комплекса, так как роль этого сектора в современной экономике связана не только с его преобладанием в структуре хозяйства, а также и с тем, что в услугах формируются такие ключевые факторы экономического роста, как научное знание, нематериальные формы накопления, информационные технологии, а также глобализация хозяйственной деятельности.

Все многообразие услуг в современной экономике можно сгруппировать следующим образом: транспорт, связь, оптовая и розничная торговля, кредитно-финансовая сфера, страхование, бытовые услуги, культурно-рекреационные услуги и блок услуг социального профиля - образование, здравоохранение, социальные услуги.

На протяжении двух последних десятилетий сфера услуг является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка новыми товарами, с быстрым ростом НТП.

По темпам роста во многих странах лидирует комплекс весьма весомых новых деловых услуг, таких как службы маркетинга и рекламы, инженерно-строительные услуги, лизинговые операции, бухгалтерские и аудиторские услуги и т.д. Быстрей всего развиваются компьютерные услуги и услуги служб по подбору персонала. За последние годы на рассматриваемые отрасли в России приходилось 23% ВВП и 37% общей численности занятых, то есть эти показателе в 2-2,5 раза ниже, чем в странах Запада.

Поэтому России необходимо, прежде всего, преодолеть несоответствующую реальности теоретическую оценку сферы услуг как второстепенного сектора, а государство должно содействовать формированию и развитию малого бизнеса, который в сфере услуг занимает важные позиции.

Необходимо преодолеть отставание российской сферы услуг по научно-техническому уровню. Приоритетным направлением научно-технической политики, и конверсионных программ особенно, должна стать разработка современных технических средств для мелкого бизнеса, для конкретных операций в отраслях услуг. Особого внимания заслуживает разработка системы стимулов для внедрения инноваций в производство.

Применение маркетинга с учетом особенностей сферы услуг дает большой эффект, стимулирует производство и обновление ассортимента товаров и услуг. Его применение в управлении является необходимым условием успешного экономического развития.

Это позволило бы России успешно реализовать потенциал развития услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении данной работы можно сделать следующие основные выводы.

Услуги как вид человеческой деятельности имеют длительную историю. Однако, только последние тридцать лет им стали уделять наибольшее внимание. Все больше людей трудятся в сфере услуг. Практически все организации оказывают услуги в той или иной степени. Для организаций, занимающейся услугами важно понимать природу и сущность услуг, учитывать их специфику в оценке и продаже.

Любая организация, занимающаяся услугами, государственная или частная, большая или малая, должна понимать как управлять такими специфическими характеристиками, как неосязаемость, изменчивость, неразрывность производства и потребления, неспособность к хранению. Помочь в этом могут признанные системы классификаций.

По мере расширения сферы услуг возникают проблемы регулирования этого важного сектора экономики. Трудности разработки универсальной системы регулирования связаны с многообразием услуг и их неоднородностью, а также с нематериальным характером большинства видов услуг.

Сфера услуг - это совокупность отраслей национальной экономики, труд работников которых непосредственно направлен на создание особого вида продукта, потребляемого непосредственно в процессе его производства.

Для сферы услуг характерны более высокие прибыли, чем для промышленного, и тем более, сельскохозяйственного секторов экономики. Спектр услуг постоянно расширяется и занимает все большее место в ВНП государств.

Услуги - это различные виды деятельности человека, не создающие материальных благ и относящиеся к непроизводственной сфере. Качество услуг является весьма сложной социально-экономической категорией.

Развитие сферы услуг сегодня является весьма актуальным для развития всего народнохозяйственного комплекса так, как роль этого сектора в современной экономике связана не только с тем, что в услугах формируются ключевые факторы экономического роста.

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Аброскин А.А. Сфера услуг и  экономическое развитие. Обзор рынка сферы услуг. Итоги 2010 года. // Вопросы статистики. 2008. №10. С. 237-253

2. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/ Под общей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело  и Сервис, 2007.

3. Балаева О.Н., Предводителева М.Д. Управление организациями сферы  услуг. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2010.

4. Войтешонок Г.А. Организационные  основы и методы эффективного  использования факторов устойчивого  развития рыночной экономики. М.: Институт экономики РАН, 2001.

5. Гайдерова Е.А. Формирование сферы  услуг в условиях новой экономики  России. // Проблемы современной экономики. 2010. №4 (36). С. 58-67

6. Демидова Л.С. Кондратьев В.Б. Услуги  в современной экономике / Отв. ред. - Демидова Л.С Кондратьев В.Б. - М: ИМЭМО РАН, 2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДЕНИЕ 2

 

БЛОК 1.

 

1.   Своим учением об экономике и хрематистике Аристотель:

а) ориентировался на натуральное хозяйство

б) отмечал, что хрематистика заслуживает похвал

с) ориентировался на развитие товарно-денежных отношений

д) подчеркивал преимущества хрематистики над экономикой

Поясните свой выбор ответа

Ответ: правильный ответ – а)

Наибольший вклад в развитие экономической мысли Древней Греции внес величайший мыслитель древности Аристотель. Он родился в 384 г. до н.э. (умер в 322 г. до н.э.). Его политические взгляды изложены в работе "Политика" и других произведениях. Он - противник аристократического строя, олигархической власти, сторонник рабовладельческой демократии.

Выдающейся заслугой Аристотеля в развитии экономической мысли является его попытка проникнуть в сущность экономических явлений, вскрыть их закономерности. В этом Аристотель существенно отличался от своих предшественников (Ксенофонта, Платона), положив начало экономическому анализу, что проявилось в подходе к определению предмета экономической науки, в изучении обмена, форм стоимости и т.д.

Являясь сторонником натурального хозяйства, основанного на эксплуатации рабов, Аристотель рассматривал экономические явления с точки зрения наибольшей пользы. Всё, что соответствовало интересам укрепления хозяйства, принималось как естественное и справедливое. Напротив, всё, что расшатывало и разлагало хозяйство, относилось к разряду явлений противоестественных. С этой точки зрения оценивалось богатство и его источники, средства удовлетворения потребностей общества. Естественные явления Аристотель относил к экономике, которая раскрывала источники "истинного богатства", состоящего из потребительных стоимостей. Экономика обеспечивала изучение путей укрепления натурального хозяйства; возможности расширения производства потребительных стоимостей. Это соответствовало поддержанию умеренных размеров богатства, сторонником которых был Аристотель, отвергавший чрезмерное накопление денег, обогащение за счёт формы обращения, спекулятивной торговли, ростовщичества и т.п. Он допускал меновую торговлю, поскольку она не нарушала преобладающей роли потребительной стоимости, и относил её к экономике.

Противоестественные явления Аристотель связывал с чрезмерным развитием сферы обращения и включал в хрематистику, которая рассматривалась как искусство "делать деньги", создавать богатство, не имеющее границ. Он отвергал крупную, спекулятивную торговлю, преследующую цель накопления денежных богатств, осуждал ростовщичество. Являясь сторонником ведения хозяйства на основе экономики, великий мыслитель древности решительно выступал против того, что относилось к хрематистике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЛОК 2.

 

2.  На первый план в функционировании капиталистической экономики Дж. Кейнс выдвинул:

а) проблему оптимального распределения ресурсов

б) проблему эффективного предложения ресурсов

с) проблему формирования эффективного спроса

д) проблему максимизации продукции

Поясните свой выбор ответа

Ответ: правильный ответ – с)

Английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) стал широко известен в связи с опубликованием в 1919 г. книги "Экономические последствия Версальского мирного договора". Но знаменитым его сделал труд "Общая теория занятости, процента и денег" (1936), в котором Кейнс выдвинул вопрос о необходимости государственного вмешательства в экономику в целях исправления ее недостатков.

На первый план Кейнс поставил проблему "эффективного спроса", потребления и накопления. Он выдвинул макроэкономический метод исследования, т.е. исследование зависимостей и пропорций между макроэкономическими величинами — национальным доходом, сбережениями и накоплениями.

Кейнс утверждал, что с увеличением занятости растет национальный доход и, следовательно, увеличивается потребление. Но потребление растет медленнее, чем доходы, так как по мере роста доходов у людей усиливается стремление к сбережениям "Основной психологический закон, — пишет Кейнс, — состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той мере в какой растет доход". Последнее выражается в уменьшении эффективного (действительно предъявляемого, а не потенциально возможного) спроса, а спрос влияет на размеры производства и уровень занятости.

 

БЛОК 3.

 

3. Совокупная масса промышленного и торгового капитала оценивается в 400 млрд. ден. ед.  При средней норме прибыли в 15% масса промышленной прибыли составляет 54 млрд. ден. ед. За какую сумму торговые капиталисты должны приобретать и продавать промышленную продукцию, чтобы обеспечить себе норму прибыли, не менее средней?

Решение:

Зная, что при средней норме прибыли в 15% масса промышленной прибыли составляет 54 млрд. ден. ед. найдем массу промышленного капитала:

Мпр  = 360 млрд. ден. ед.

После чего найдем массу торгового капитала:

Мт= 400 – 360 = 40 млрд. ден. ед. Эта сумма, за которую торговые капиталисты должны приобретать промышленную продукцию.

Сумма, за которую торговые капиталисты должны продавать промышленную продукцию, чтобы обеспечить себе норму прибыли, не менее средней равна: 40 млрд. ден. ед. + 15% = 46 млрд. ден. ед.

Ответ: 40 млрд. ден. ед. – сумма за которую торговые капиталисты должны приобретать промышленную продукцию.

Информация о работе Понятие и характеристики услуг. Развитие и регулирование сферы услуг в современной экономике