Понятие конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 16:47, контрольная работа

Описание работы

Рынок представляет собой определенный способ взаимодействия производителей и потребителей продукции.
Рыночный порядок взаимодействия экономических субъектов предполагает
наличие конкуренции, экономического соперничества производителей,
потребителей, производителей и потребителей. Вопрос конкурентности в
экономике — это вопрос, в каком количестве представлены на рынках различных
товаров и услуг независимо действующие производители и потребители, а также
вопрос степени свободы их прихода на эти рынки и ухода. Частную
собственность, свободное ценообразование, конкуренцию принято считать
столпами рыночной системы.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………


Сущность конкуренции …………………………………………….


Функции конкуренции ……………………………………………..


Основные модели рынка ……………………………………………


7 Свободная (чистая) конкуренция ………………………………….


8 Монополия ……………………………………………………. …….


9 Олигополия …………………………………………………… …….


10 Чистая монополия ……………………………………………. …..


Способы ведения конкурентной борьбы ………………………….


12 Добросовестная и недобросовестная конкуренция ………..........


Заключение …………………………………………………………


Список литературы ………………

Файлы: 1 файл

экономическая теория.docx

— 40.51 Кб (Скачать файл)

государству,  сам  рынок,  как  показывает  прошлый  и   современный   опыт,

недостаточно дееспособный в защите конкуренции.

 

 

                     Способы ведения конкурентной  борьбы

 

 

   Конкуренция в переводе  с латинского языка  значит "сталкиваться" и как

было уже отмечено выше означает борьбу между товаропроизводителями  за

наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция

выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать

производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.

   Конкуренция является определяющим  фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.

   Конкуренцию можно условно  разделить на добросовестную  конкуренцию и

недобросовестную конкуренцию.

 

 

 

 

 

 

 

        1 Добросовестная  конкуренция и недобросовестная  конкуренция

 

 

 Основными методами являются:

  - повышение качества продукции

  - снижение цен ("война  цен")

  - реклама

  - развитие до- и послепродажного  обслуживания

  - создание новых товаров  и услуг с использованием достижений  НТР и т.д.

 

  Одной из традиционных форм  конкурентной борьбы является  манипулирование ценами, т.н. "война цен". Она осуществляется многими способами: понижением цен, локальными изменениями цен, сезонными распродажами, предоставлением большего объема услуг по действующим ценам, удлинением сроков потребительского кредита и др. В основном ценовая конкуренция используется для выталкивания с рынка более слабых соперников или проникновения на уже освоенный рынок.

  Более эффективной и более  современной формой конкурентной  борьбы является борьба за качество предлагаемого на рынок товара. Поступление на рынок продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, т.к. "формирование" качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и научно-технической информации. В качестве примера можно привести тот факт, что известная японская фирма "SONY" осуществляла разработку видеомагнитофона одновременно по 10 конкурирующим направлениям.

   В настоящее время получили  очень большое развитие различного  рода

маркетинговые исследования, целью  которых является изучения запросов

потребителя, его отношения к  тем или иным товарам, т.к. знание

производителем подобного рода информации позволяет ему более  точно

представлять будущих покупателей  его продукции, более точно представлять и прогнозировать ситуацию на рынке  в результате его действий, уменьшать риск неудачи и т.д.

   Большую роль играет до- и послепродажное обслуживание  покупателя, т.к.

необходимо постоянное  присутствие  производителей в сфере обслуживания

потребителей. Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требований потребителей по условиям поставок: сокращение, регулярность, ритмичность поставок (например комплектующих деталей и узлов). Послепродажное обслуживание- создание различных сервисных центров по обслуживанию купленной продукции, включая обеспечение запасными частями, ремонт и т.п.

   В связи с большим влиянием  на общественность средств массовой

информации, прессы реклама является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы, т.к. с помощью рекламы можно определенным образом формировать

мнение потребителей о том или  ином товаре, причем как в лучшую, так и в

худшую стороны, в качестве доказательства можно привести следующий пример:

   Во времена существования  ФРГ  у  западногерманских  потребителей большим спросом пользуется французское пиво. Западногерманские производители делали все, чтобы не допустить французское пиво на внутренний рынок ФРГ. Ни реклама немецкого пива,  ни патриотические призывы "немцы, пейте немецкое пиво", ни манипулирование ценами ни к чему не привели. Тогда пресса ФРГ стала делать упор на то, что французское пиво содержит различные вредные для здоровья химические вещества, в то время как немецкое якобы является исключительно чистым продуктом. Начались различные акции в прессе, арбитражные суды, медицинские экспертизы, В результате всего этого спрос на французское пиво все-таки упал - на всякий случай немцы перестали покупать французское пиво.

    Но наряду с методами  добросовестной конкуренцией существуют  и другие, менее законные методы ведения конкурентной борьбы:

 

  Основными методами являются:

    - экономический (промышленный  шпионаж)

    - подделка продукции  конкурентов

    - подкуп и шантаж

    - обман потребителей

    - махинации с деловой  отчетностью

    - валютные махинации

    - сокрытие дефектов и  т.д.

 

   К этому можно также  добавить и научно-технический  шпионаж, т.к. любая

научно-техническая разработка только тогда является источником прибыли,

когда она находит применение в  практике, т.е. когда научно-технические  идеи воплощаются на производстве в виде конкретных товаров или новых технологий.

 

 

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Заключение

 

    Конкуренция является  необходимым и определяющим условием  нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.

     Чрезмерная монополизация,  появление конкурентной борьбы  между

монополиями, без соответствующего контроля со стороны государства  может привести к созданию так сказать "государства в государстве", чем в принципе и являются ТНК. Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делают эту продукцию неконкурентоспособной на мировом рынке, утрачиваются стимулы нахождения более эффективных решений функционирования в экономике и др.

    Говоря о негативных  методах  ведения конкурентной  борьбы необходимо

отметить, что все-таки пока есть конкуренция, будет существовать и

промышленный шпионаж, т.е.  эти  два явления связаны между  собой, нельзя,

конечно, отрицать эффективность промышленного  шпионажа, например он

оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. И все же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить развития ни в отраслевых, государственных и глобальных масштабах, не может заменить научно-исследовательские работы, открытия, т.к.  если все время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведет к регрессу.

    В целом же, конкуренция  несет меньше негативных моментов, чем

положительных; конкуренция - значительно меньшее зло, чем монополия,

злоупотребляющая своим положением в экономике.

     Конкуренция - определяющее  условие поддержания динамизма  в экономике,

и в условиях конкуренции создается  большее национальное богатство  при

меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и

плановой экономикой.

 

 

 

 

 

 

                              Список литературы

 

 

1.   Гасанов Р.М  Промышленный  шпионаж на службе монополий.

        М.: Международные  отношения. 1986

2.   Зайдель. Х , Теммен.Р  Основы учения об экономике. М.: Дело ЛТД. 1994

3.   Львов. Ю.А Основы экономики  и организации бизнеса. С-П. Формика. 1992

4.   Маконнелл. К., Брю. С. Экономикс : принципы, проблемы и политика.

       М.: Республика. 1992. Т. 1

5.  Портер. М Международная конкуренция.  М.:1994

6.  Робинсон. Дж. Экономическая теория  несовершенной конкуренции. М. 1986

7.  Рузавин. Г.И.  Основы рыночной экономики. М.: ЮНИТИ. 1996.


Информация о работе Понятие конкуренция