Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 20:56, курсовая работа
Интернационализация экономики разных стран сопровождается интенсивным развитием международного рынка труда, оказывающим все более заметное влияние не только на мировую экономику в целом, но и на экономики разных стран. В этой ситуации развитые страны проводят ярко выраженную иммиграционную политику, ориентированную на привлечение иностранной рабочей силы, в основном квалифицированной.
Введение
По мере глобализации мировой экономики все более важным фактором экономического, социального и демографического развития многих стран становится трудовая миграция.
Интернационализация
экономики разных стран сопровождается
интенсивным развитием междунар
Мы рассмотрим
привлечение иностранных
Трудовая миграция — вид миграции, представляющий собой совокупность территориальных перемещений людей, связанный с занятостью и поисками работы. Трудовая миграция может быть вызвана стремлением изменить как параметры собственного рабочего места, так и внешними по отношению к месту жительства условиями: социокультурными, жилищно-бытовыми, экологическими, природно-климатическими и др. Различают внутреннюю трудовую миграцию — в пределах одного государства и международную — с пересечением государственной границы.
Внутренняя
трудовая миграция регулируется национальным
законодательством и подзаконны
Международная трудовая миграция может носить постоянный характер, т.е. она связана с переездом на постоянное место жительства из одной страны в другую. Временный характер носят трудовая миграция по контрактам, ограниченным во времени (в этом случае используется термин «гостевые рабочие», от нем. gastarbeiter); сезонная миграция; миграция приграничных рабочих («фронтальеров»).
1.2 Иностранная рабочая сила на рынке труда субъектов Российской Федерации | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
во-первых, демографическим кризисом, вызванным резкой убылью населения и его старением, и, во-вторых, необходимостью перехода экономики на инновационную модель развития. Демографический кризис в сочетании с миграционной убылью в ряде регионов России уже привел к дефициту трудовых ресурсов (например, в Дальневосточном федеральном округе). Согласно прогнозу численности населения, подготовленному Федеральной службой государственной статистики, с проблемой нехватки кадров скоро столкнутся все субъекты Российской Федерации. К 2030 году численность населения в трудоспособном возрасте в России сократится примерно на 15 млн от 69 млн человек . Очевидно, что такие
потери трудовых ресурсов приведут к замедлению
темпов экономического роста и осложнят
переход страны к инновационной экономике.
Российские предприятия и организации
уже сейчас вынуждены искать источник
рабочей силы за пределами страны и привлекать
на работу иностранных специалистов. Оценить масштабы последней весьма проблематично. В дальнейшем речь пойдет только о легальных мигрантах, сведения о которых заявлены в Федеральную миграционную службу и Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
В науке до сих пор не сложилось однозначного мнения относительно влияния иностранной рабочей силы на российский рынок труда. Одни авторы, например, Г.С. Витковская и К.А. Крылов, считают, что мигранты способствуют росту напряженности на региональных рынках труда, к тому же мигрантами часто оказываются лица, не способные найти работу в своей «родной» стране и таким образом, они импортируют безработицу в более благополучные страны и регионы, снижая тем самым средний уровень оплаты труда в них [2, 3]. Другие авторы —
Е.Ю. Егорова, Е.В. Тюрюканова, Ж.А.
Зайончковская, отмечают, что к
миграции, как правило, склонны
более квалифицированные - увеличение объемов производства
валового регионального продукта при
включении мигранта в трудовой процесс
; Во-первых, в России имеются безработные, которых можно задействовать на те вакансии, которые сейчас заняты иностранцами. Во-вторых, необходимо
повышать производительность И, в-третьих, российский рынок труда должен быть открыт только для высококвалифицированных специалистов, от труда остальных категорий мигрантов можно отказаться. Рассмотрим,
насколько состоятельны данные
аргументы. Главное
из них — это низкая Что же касается увеличения производительности труда, то эта мера остается актуальной только для промышленности и сельского хозяйства, на долю которых приходится всего 32% что составляет 6% ВВП страны соответственно. Сервисный
сектор экономики может Также Российской
Федерации не стоит Но дело
не только в естественной Существует ряд других причин, способствующих привлечению иностранной рабочей силы: - высокие темпы роста экономики отдельных субъектов Федерации, требующие постоянного вливания новых трудовых ресурсов; - миграционная или естественная убыль коренного населения, сужающая величину предложения рабочей силы на региональном рынке труда; -нехватка специалистов соответствующего уровня квалификации на рынке труда региона; - увеличение доли иностранного капитала в экономике субъектов Российской Федерации; - необходимость замещения вакантных должностей, не пользующихся спросом у местного населения; - образование национальных диаспор в регионах и этнического бизнеса, предлагающих рабочие места для «своих». Основную
часть приезжих составляют Наиболее
привлекательными в этом плане
для них являются регионы
Однако в отдельных субъектах федерации сложились свои особенности спроса на иностранную рабочую силу по уровню образования. Например, в г. Москве, Мурманской области, Карачаево-Черкесской Республике, Чеченской Республике и Республике Тыва свыше 50% привлекаемых мигрантов составляют лица с высшим образованием. Свыше 60% привлекаемых специалистов имеют среднее профессиональное образование в Калининградской области, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Бурятия, Кемеровской области и Приморском крае. О преимущественной потребности в работниках с начальным профессиональным образованием на 2010 год заявили Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия — Алания, Республика Мордовия, Еврейская автономная область и Республика Хакасия. Свыше 70% привлекаемых на работу
мигрантов имеют только полное среднее
образование в Калужской, Рязанской, Тамбовской,
Саратовской, Волгоградской областях
и Республике Адыгея. Если сопоставить данные по уровню занятости среди иностранных и российских граждан по сферам деятельности, то становится очевидным, что в ряде регионов страны формируются уже не просто ниши, а целые сферы, занятые иностранными работниками. Особенно острая зависимость от труда иностранцев наблюдается в строительной сфере. В 38 субъектах Федерации уровень занятости иностранных работников в строительстве превышает уровень занятости среди российских граждан. В Удмуртской
Республике, Ямало-Ненецком автономном
округе, Нижегородской и Кемеровской
областях доля занятых Иными словами, отток мигрантов
из строительной сферы просто парализует
ее работу в большинстве субъектов Российской
Федерации. Самый распространенный миф, который существует в этой сфере — это то, что заработная плата мигрантов значительно ниже заработной платы коренного населения, именно поэтому работодателю выгоднее нанимать внешних мигрантов, чем местных жителей. Однако, сведения, заявленные
работодателями в Федеральную службу
по труду и занятости об условиях найма
иностранной рабочей силы, данное положение
не подтверждают (табл. 2).
Таблица 3
Из таблицы 3 следует, что в России имеются регионы, в которых в 2010 году среднемесячная заработная плата местных специалистов установилась ниже, чем заработная плата иностранных. Это относится,
прежде всего, к тем субъектам
Российской Федерации, которые вынуждены
привлекать на работу иностранных специалистов
с высоким уровнем квалификации
на условиях повышенной оплаты труда
из-за отсутствия требуемых работников
на региональных рынках труда. Республике Ингушетия (6107 руб.), Республике Северная Осетия — Алания (6452 руб.), Волгоградской области (6571 руб.) и Республике Калмыкия (6708 руб.), самая высокая — в Москве (29623 руб.), Сахалинской области (30232 руб.), Республике Коми (32 488 руб.) Архангельской области (64649 руб.). Таким образом, дифференциация по заработной плате иностранных работников в территориальном разрезе составляет 10,6 раз. А для российских работников этот показатель составляет всего 5,2 раза. Следовательно, для внешних мигрантов вопрос о том, в каком регионе они осуществляют свою трудовую деятельность, имеет гораздо большее значение, чем для российских граждан. Это связано
с тем, что работодатели при
установлении заработной платы
иностранному гражданину С другой стороны, если речь идет о привлечении иностранного специалиста с высоким уровнем квалификации, то его уровень оплаты труда будет еще выше (или, по крайней мере, не ниже), чем у российских специалистов. Это обусловлено тем, что работодатель: - во-первых, прибегает к найму работника с трудовыми характеристиками, отсутствующими у местных работников, - во-вторых, вынужденно учитывает уровень оплаты труда такого специалиста в его родной стране, а также в других странах, например, - в Европе или США, которые могут
составить России конкуренцию в приглашении
квалифицированных специалистов на работу. Так, если
иностранный гражданин, Разница между патентом и разрешением в том, что срок действия патента составляет всего 1–3 месяца, но он может неоднократно продлеваться путем уплаты фиксированного авансового платежа (тысяча рублей за каждый предстоящий месяц работы) в налоговый орган. Максимальный срок действия патента — 12 месяцев, после чего иностранный гражданин должен обратиться за получением нового патента. Введение патентов позволит легализовать
тех мигрантов, которые раньше добывали
себе «липовые» разрешения на работу,
а фактически трудились у физических лиц.
Так, только за первый месяц нововведений
в Краснодарском крае на оформление патента
подали заявление около 400 иностранных
граждан, из которых 29 уже получили оформленный
документ. В Новосибирской области заявление
было подано 1800 иностранными рабочими,
и уже оформлено порядка 1000 патентов. В
Тюменской области за патентом пока обратилось
только 219 человек. Проверим рабочую
гипотезу о том, что иностранные
работники, занимая рабочие места
в российской экономике, способствуют
росту безработицы среди Если данная
гипотеза верна, то между По уровню
безработицы все субъекты Первую группу составили регионы, в которых уровень безработицы в 2008 году был ниже среднероссийского уровня (6,3%). Иными словами, это регионы с наиболее благоприятной ситуацией на рынке труда. Во вторую
группу попали регионы, в И третью группу
составили регионы, в которых
уровень безработицы превышал среднероссийский
уровень более чем в 1,5 раза, что
свидетельствует о кризисной
ситуации на рынках труда данных субъектов
Федерации. В первую группу вошли регионы, в которых доля иностранных работников в общей численности занятых меньше среднероссийского уровня (3,5%). Это регионы наименее зависимые от труда внешних мигрантов. Вторую группу
составили субъекты Федерации,
в которых доля иностранных
работников в общей И, наконец, третью
группу образовали регионы, в которых доля занятых иностранных
работников в общей численности занятых
в экономике превышает в 1,5 раза среднероссийский
уровень, что свидетельствует об их сильной
зависимости от труда внешних мигрантов. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
где φ2 — показатель взаимной сопряженности, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечание: Для удобства в таблице 4 жирным шрифтом выделены частоты изучаемых признаков (количество регионов соответствующей группы) и их суммы по столбцам и по строкам; курсивом — квадраты этих частот; обычным шрифтом — результат деления квадратов частот на суммы частот по столбцам. Итоговый столбец А содержит суммы частот изучаемых признаков (выделено жирным шрифтом) и суммы результатов деления (обычный шрифт). Итоговый столбец В отражает результат деления нижнего числа на верхнее из столбца А по каждой группе, например, 0,736 = 44,924÷61. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Поскольку значение коэффициента взаимной сопряженности А.А. Чупрова значительно меньше 0,3, то связь между рассматриваемыми признаками нельзя считать экономически значимой. Следовательно,
выдвинутую гипотезу о том, что иностранные
работники, занимая рабочие места
в российской экономике, способствуют
росту безработицы среди
1.4 Разработка рекомендаций по совершенствованию механизма привлечения иностранных специалистов в российские регионы Во-первых, потребность
в иностранных работниках Во-вторых, невозможно
определить потребность В-третьих, квоты абсолютно не работают в отношении граждан СНГ, так как в отношении них действует безвизовый режим въезда в Россию, что не позволяет отследить истинные причины их пребывания в стране (отдых или трудоустройство). Мигранты из стран СНГ предпочитают вообще не заявлять о себе в органы Федеральной миграционной службы и работают нелегально, что позволяет им не платить налог на доходы физических лиц, который, для всех нерезидентов, кроме высококвалифицированных специалистов, составляет 30%. Для работодателя
привлечение на работу В-четвертых, в России остаются высокими издержки легального найма мигрантов. Официально установленная государственная пошлина за выдачу разрешений на привлечение и использование иностранных работников для работодателя составляет 6000 руб. за каждого привлекаемого иностранного работника. Однако постоянные изменения в оформлении документов, незнание всех тонкостей миграционного законодательства и простая нехватка времени вынуждают работодателей прибегать к услугам фирм-посредников. Стоимость
услуг фирмы-посредника по В этой
связи Президент Российской
1.5 Заключение По моему мнению, России следует отказаться от системы квотирования рабочих мест, а перейти на систему расчета потребностей в рабочей силе. При этом рабочую силу не нужно делить на российскую и иностранную. Внешние мигранты должны рассматриваться как составная часть рынка труда, поэтому они должны пользоваться услугами службы занятости наравне с гражданами России. Например, в случае, если иностранный гражданин потерял работу, но желает продолжить свою трудовую деятельность в России, он должен иметь возможность обратиться в органы государственной службы занятости за получением информации об имеющихся вакансиях без предварительного выезда за пределы Российской Федерации. Что же
касается выплаты пособия по
безработице иностранным При этом для них возможно установление специальных условий регистрации в качестве безработных (например, лимитирование срока выплаты пособия по безработице, по истечении которого иностранный гражданин должен покинуть территорию Российской Федерации, если не нашел работу). Выплата пособия
по безработице также может стать
существенным экономическим стимулом для нелегальных мигрантов
в их желании легализовать трудовые отношения. Но обучение
необходимо не только для | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Литература |