Понятие внутриотраслевой конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 14:12, реферат

Описание работы

Внутриотраслевая конкуренция — борьба между частными товаропроизводителями, создающими товары одного вида, за наиболее выгодные условия их производства и сбыта; борьба между капиталистами одной отрасли производства за извлечение наибольшей прибыли на вложенный капитал. Внутриотраслевая конкуренция ведет к образованию единой рыночной цены на товары данного вида, в основе которой лежит общественная (рыночная) стоимость этих товаров, определяемая количеством общественно необходимого труда, затрачиваемого на производство единицы товара.

Файлы: 1 файл

Понятие внутриотраслевой конкуренции.docx

— 20.56 Кб (Скачать файл)

 

 

Понятие внутриотраслевой конкуренции

 

Внутриотраслевая  конкуренция — борьба между частными товаропроизводителями, создающими товары одного вида, за наиболее выгодные условия их производства и сбыта; борьба между капиталистами одной отрасли производства за извлечение наибольшей прибыли на вложенный капитал. Внутриотраслевая конкуренция ведет к образованию единой рыночной цены на товары данного вида, в основе которой лежит общественная (рыночная) стоимость этих товаров, определяемая количеством общественно необходимого труда, затрачиваемого на производство единицы товара.

Общественная (рыночная) стоимость  — стоимость основной массы товаров, произведенных в данной отрасли  производства; индивидуальная стоимость  товаров, произведенных при общественно  нормальных в данной отрасли условиях производства и составляющих основную массу ее товаров. В каждой отрасли  производства имеется множество  предприятий с различными уровнями техники, организации труда и  производства, с неодинаковым по квалификации составом рабочих и т. д. Все эти  различия обусловливают неодинаковые издержки производства и уровни производительности труда на этих предприятиях. В силу этого на разных предприятиях каждой отрасли на производство единицы  однородной продукции одинакового  качества требуется различное количество труда. Поскольку индивидуальные затраты  труда неодинаковы, постольку неодинакова  и индивидуальная стоимость единицы  однородного изделия у различных  товаропроизводителей. Однако на одном  и том же рынке, в один и тот  же период времени одинаковые товары не могут продаваться по различным  индивидуальным стоимостям. Все товары данного вида продаются по единой цене. В ее основе лежит общественная стоимость товара, которая определяется не индивидуальными условиями производства, а общественно необходимыми, т. е. условиями производства, при которых создается преобладающая масса товаров в каждой отрасли производства. Эта общественная стоимость образуется в результате внутриотраслевой конкуренции между отдельными товаропроизводителями за извлечение наибольшей прибыли на вложенный капитал.

Внутриотраслевая конкуренция—одна из форм стихийного действия закона стоимости. Предприятия с высокой производительностью труда и соответственно низкой индивидуальной стоимостью товаров при реализации своей продукции но рыночным ценам или даже по несколько сниженным ценам получают добавочную прибыль, источник которой — избыточная прибавочная стоимость. Предприятия же с низкой производительностью труда и соответственно высокой индивидуальной стоимостью продукции при реализации ее по рыночным ценам теряют часть созданной прибавочной стоимости и получают низкую норму прибыли, а иногда даже не в состоянии возместить издержки производствам.

Для более глубокого понимания  механизма внутриотраслевой конкуренции, следует раскрыть сущность понятия избыточная прибавочная стоимость. Она представляет собой излишек прибавочной стоимости, присваиваемый отдельными капиталистами на своих предприятиях в результате снижения индивидуальной стоимости товара по сравнению с его общественной стоимостью, разновидность относительной прибавочной стоимости. В отличие от относительной прибавочной стоимости, получаемой за счет повышения производительности труда в масштабе всего общественного производства, источником избыточной прибавочной стоимости является более высокая производительность труда на данном предприятии по сравнению со средней производительностью труда в целом по отрасли. Образующаяся при этом разница между общественной и индивидуальной стоимостями товара реализуется на рынке, где цена товара устанавливается в соответствии с его общественной стоимостью. В преимущественном положении оказывается тот капиталист, который извлекает больше прибавочной стоимости на равновеликий капитал. Конкурентная борьба между капиталистами заставляет их внедрять достижения науки и техники в производство, совершенствовать технологический процесс и организацию производства и труда. Создание избыточной прибавочной стоимости — явление временное, ибо как только производственные достижения становятся достоянием основной массы предприятий данной отрасли, избыточная прибавочная стоимость исчезает. Она вновь может возникнуть на том или другом предприятии, если на них вводятся новые, более совершенные машины или методы производства, снижающие индивидуальную стоимость товаров. Избыточная прибавочная стоимость играет важную роль в развитии капиталистического способа производства и обострении его противоречий. Погоня капиталистов за ее получением способствует развитию производительных сил капитализма и росту производительности общественного труда. Однако каждый шаг в развитии производительных сил капитализма осуществляется стихийно, неравномерно и поэтому связан с растратой общественного труда, и рост его производительности происходит медленнее, чем он мог бы происходить при планомерном и наиболее полном использовании достижений науки и техники. Немалую роль в этим играет сохранение капиталистами производственной и коммерческой тайны, с тем чтобы другие капиталисты не смогли использовать новейшие достижения науки и техники. Присвоение избыточной прибавочной стоимости способствует укрупнению производства, концентрации капитала, так как только крупный капитал оказывается в состоянии наиболее полно применить все новое и передовое в производстве. В ходе конкурентной борьбы крупные капиталисты имеют возможность устанавливать цены на свои товары ниже общественной стоимости, жертвуя частью избыточной прибавочной стоимости и добиваясь разорения своих противников. С ускорением научно-технического прогресса и внедрением достижений науки и техники в производство крупные монополии получают возможность извлекать огромные сверхприбыли, поскольку мелким и средним предприятиям часто не под силу произвести большие затраты, связанные с совершенствованием производства па повой технической основе. Извлечение капиталистами избыточной прибавочной стоимости усиливает антагонизм между пролетариатом и буржуазией, поскольку присвоение капиталистом сверх обычной нормы излишка прибавочной стоимости повышает степень эксплуатации наемного труда капиталом.

Внутриотраслевая конкуренция  ведет к разорению простых  товаропроизводителей и мелких капиталистов, к концентрации производства и капитала, к углублению классовых противоречий буржуазного общества; победу в ней  одерживают предприятия с высокой  степенью концентрации капитала. Эта конкуренция, с одной стороны, служит стимулом к техническому прогрессу и повышению производительности труда на капиталистических предприятиях, а с другой — выступает как тормоз развития производительных сил, поскольку порождает коммерческую тайну, препятствует повсеместному быстрому внедрению достижений науки и техники в данную отрасль хозяйства, влечет за собой расхищение производительных сил и сопровождается прямыми разрушительными последствиями, особенно в условиях господства крупного монополистического капитала, когда методы внутриотраслевой конкуренции становятся наиболее жестокими.

Таким образом экономическими основными результатами внутриотраслевой конкуренции являются: образование рыночной стоимости, рыночной цены, дифференциация производителей, рост органического строения капитала как на отдельном предприятии так и в отрасли в целом.

 

Процесс формирования рыночной стоимости

 

Рассмотрим процесс формирования рыночной стоимости. В каждой отрасли  существует ряд предприятий, производящих однотипные товары, но имеющие различную  техническую оснащенность. В следствии этого затраты труда на производство единицы данного товара или другими словами индивидуальная стоимость 1- го и то же вида товара на разных предприятиях различны, но одинаковые товары не могут реализовываться на рынке по различным ценам, в соответствии с их индивидуальными стоимостями. При реализации произведенной продукции между капиталистами неизбежно возникает конкурентная борьба в результате которой устанавливается примерно одинаковая цена на однородную продукцию. В основе этой цены лежит не индивидуальная, а общественная (рыночная) стоимость товара.

На рынке всегда представлены фирмы производители с разным уровнем технической вооруженности. То есть, на разных предприятиях устанавливается  различная производительность труда. Есть 3 группы производителей: средний  уровень, лучший и худший. Допустим, что одна группа предприятий тратит на производство товара 8 часов, вторая – 10, а третья – 12. Понятно, что в  более выгодном положении оказывается  первая группа. Для того, чтоб определить какая группа будет определять общественно  необходимые затраты и, следовательно, величину рыночной стоимости, надо вспомнить, как определяются общественно необходимые  затраты труда. Они определяются средними затратами. Средними же считаются  затраты, которые устанавливаются  на подавляющей массе предприятий  отрасли. Следовательно величину рыночной стоимости определят именно та, группа предприятий, которая производит подавляющую массу товаров данного вида. Рыночная стоимость будет ближе к индивидуальной стоимости продукции предприятий именно этой группы. Цена формируется теми кто большую часть продуктов выбрасывает на рынок. Таким образом формируется общественная стоимость и ее денежная форма – цена.

Предприятия у которых индивидуальная стоимость ниже рыночной стоимости получают кроме обычной еще и избыточную прибыль в размере разности между рыночной и индивидуальной стоимостью. Предприятия технически менее оснащенные, у которых индивидуальная стоимость товара выше чем рыночная стоимость, получают прибыль ниже среднего уровня или же становятся банкротами.

Преобладание той или  иной группы предприятий зависит  от спроса. Если спрос на товар незначителен или сокращается, может оказаться, что часть или вся продукция  третьей группы с большими затратами  труда, а, следовательно, и с большей  стоимостью, окажется не востребованной. Производители третьей группы начнут разоряться. Тогда на средний уровень  затрат труда будут влиять предприятия  только двух первых групп. Хотя в этих группах техника и уровень  производительности труда остались неизменными, величина рыночной стоимости  должна будет изменяться в сторону  понижения, в сторону большего приближения  к уровню индивидуальной стоимости  первой группы.

Но если спрос, напротив, вырастет, на рынке могут появиться  производители с ещё более  худшими техническими условиями, средние  затраты труда возрастут, и рыночная стоимость вырастет.

Если напротив, будет иметь  место рост спроса и вследствие этого повышение цен, то предприятия, которые при более низкой цене были убыточны, могут стать прибыльными. В этом случае изменится общая техническая структура данной отрасли, изменятся средние затраты труда, ибо теперь в образовании средних затрат участвуют затраты не только первых двух групп предприятий, но и последней группы. Тогда опять-таки при неизменном техническом уровне и уровне производительности труда в первых двух группах, средние затраты труда возрастут и, следовательно, увеличится рыночная стоимость.

Рыночная стоимость в  обоих случаях меняется за счёт того, что происходит реальное изменение  уровня производительности труда в  среднем по отрасли. Масштабы спроса же влияют только на величину рыночной цены.

Рыночная стоимость тяготеет к той группе, которая производит наиболее значительную часть товарной массы данного вида. Однако рыночная стоимость не обязательно совпадает с индивидуальной стоимостью той или иной группы. Она может тяготеть к любой группе, но ее конкретная величина зависит от той средней, которая получится в результате деления суммы индивидуальных стоимостей всей товарной массы на все число товаров данной отрасли. Это правильно, конечно, при предпосылке, что произведенное количество товаров данного вида соответствует спросу.

Экономический механизм образования рыночной стоимости есть вместе с тем и механизм образования избыточной прибавочной стоимости. Предприятия, у которых индивидуальная стоимость ниже рыночной стоимости получают избыточную прибавочную стоимость.

Рассматривая рыночную стоимость и рыночную цену производства следует отметить, что все сказанное о процессе образования единой рыночной стоимости из разных индивидуальных стоимостей остается верным и тогда, когда средние цены тяготеют непосредственно не к стоимости, а к цене производства. Принципиально механизм остается тем же самым. Однако во втором случае уровень средней цены, складывающейся в отрасли, образуется под влиянием не только внутриотраслевой, но и межотраслевой конкуренции. Это касается конкретного уровня средней цены, но не взаимоотношения между индивидуальной стоимостью и рыночной стоимостью, с одной стороны, и между индивидуальной ценой производства и рыночной ценой производства — с другой. Взаимоотношения эти ничем принципиально друг от друга не отличаются. Поэтому в условиях, когда развилась межотраслевая конкуренция и средние цены стали равны ценам производства, внутриотраслевая конкуренция развертывается вокруг превращения индивидуальных цен производства в рыночные цены производства.

Изучение внутриотраслевой конкуренции раскрывает механизм получения  сверхприбыли, служащей движущим мотивом повышения уровня техники, и связанного с этим роста органического состава капитала.


Информация о работе Понятие внутриотраслевой конкуренции