Понятия, основные черты и условия формирования монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 15:50, реферат

Описание работы

Расширенная трактовка монополии сводит ее к понятию экономической привилегии вообще, проявляющейся в самых различных сферах деятельности. При таком подходе монополия как преимущественное, нередко исключительное, право в какой-либо сфере деятельности государства, ведомства, предприятия, позволяющее им навязывать конрагентам особые условия взаимоотношений, выгодные для монополиста.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 24.74 Кб (Скачать файл)

 

Глава1. Понятия, основные черты и условия формирования монополий.

 

    1. . Сущность монополий.

 

        Термин «монополия» происходит от греческих слов: «моно»-один, «полио»-продаю. Однако этот термин в настоящее время рассматривается  и более широко. В экономической литературе существует два подхода при определении монополии: расширенная и суженная трактовки.

       Расширенная трактовка монополии сводит ее к понятию экономической привилегии вообще, проявляющейся в самых различных сферах деятельности.  При таком подходе монополия как преимущественное, нередко исключительное, право в какой-либо сфере деятельности государства, ведомства, предприятия, позволяющее им навязывать конрагентам особые условия взаимоотношений, выгодные для монополиста.

       Суженная трактовка монополии сводит понятие монополии к экономической привилегии хозяйствующего субъекта, существующей только в одной из сфер экономической деятельности – на рынке. [17, 251]

      Виды  монополий:

      Вид монополии  зависит  от  рыночной  структуры   и  формы  конкуренции. Существуют  разные виды монополии,  которые   можно  классифицировать  на  три основных: естественная, легальная,  искусственная.

   1)  Естественная  монополия: ею обладают собственники  и хозяйственные организации,  имеющие в  своем распоряжении  редкие и  свободно  не  воспроизводимые   элементы  производства (например, редкие  металлы, особые земельные участки  под виноградники).  Сюда также   относятся   отрасли   инфраструктуры,   имеющие   особо   важное   и стратегическое  значение  для  всего  общества  (железнодорожный  транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Существование  естественных  монополий

оправдывается тем, что они  дают огромный экономический  выигрыш  от  больших масштабов  производства.  Здесь  создают  товары  и  меньшими затратами  по сравнению с расходами  ресурсов, которые были  бы  на  множестве  аналогичных фирм.

      2) Легальные  (от  лат.  legalis  – законный)  монополии образуются  на

законном основании. Это исключительные права государства на производство денег, наркотических средств, ядерного вооружения , водки (водочная монополия) и т.п.

    3)  Искусственные  монополии.  Под этим условным  названием  (которое  отделяет  эти  организации  от естественных  монополий) имеются в виду объединения  предприятий,  создаваемые ради  получения монополистических выгод.  Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм:  картели, синдикаты, концерны, конгломерат, трест, пул.

 

    1. Характерные черты.
  1. Одна фирма и много покупателей, то есть на рынке имеется единственный производитель, реализующий свой товар множеству покупателей.
  2. Отсутствие товаров - заменителей, то есть продукция носит уникальный характер.
  3. Отсутствие свободы входа в рынок, то есть существуют практически непреодолимые барьеры на входе. Входные барьеры следующие:

- экономия от масштаба  ( самый распространенный вид);

- правовые ограничения: патенты, тарифы и квоты в международной торговле;

- высокие издержки входа  – экономические предприятия.  В некоторых отраслях (например, в авиационной промышленности) начало  производства может стоить очень  дорого;

- реклама и дифференциация  продуктов. Рекламная деятельность  способствует формированию уверенности  и уважения покупателей по  отношению к известным торговым  маркам. Дифференциация продуктов  способна усиливать рыночную  власть существующих производителей  и создавать барьеры входа;

- контроль монополистом  источников поступления необходимого  сырья или других специализированных ресурсов;

- высокие транспортные  расходы, способствующих формированию  изолированных местных рынков, в  результате чего единая в технологическом  смысле отрасль, может представлять  множество локальных монополистов.

4. Фирма - монополист устанавливает  цену на свой товар, а не  принимает ее как данную, как  рыночную реальность.

5. Совершенная информированность. [15,141]

 

1.3.  Условия формирования монополий.

   Существуют 4 фактора,  каждый из которых или их сочетание приводит к тому, что фирма становится монополией.

      Во-первых, монополия может стать  результатом нововведений и новаций. Не все индивиды обладают одинаково творческими или инициативными качествами. Принципиальное открытие нового товара или технологии, защищенное патентом, дающим исключительное право получения выгоды на всех стадиях использования изобретения, порождает монополию. Пока кто-то способен производить принципиально новый и уникальный продукт, держать технологию его создания «в секрете» — до тех пор существует возможность монополии.

      Вторая экономическая сила, которая имеет возможность создать монополию, — это экономия от масштаба. Существуют отрасли, в которых рыночный спрос может быть недостаточным для

поддержания большого числа (или даже нескольких) эффективных  фирм. Возможна ситуация, при которой  в отрасли способен эффективно работать лишь один производитель. Такая ситуация получила название «естественной монополии» и характерна для многих общественных благ (энергетика, железнодорожный транспорт и т. п.). К примеру, в городе самым эффективным решением будет создание одной водопроводной городской сети, а не двух-трех конкурирующих между собой: невозможно представить ситуацию, при которой, к примеру, четные дома на Невском проспекте обслуживались бы одной водопроводной компанией, а нечетные — ее

конкурентом. Если такая  ситуация и возникнет, то двум конкурирующим  между собой фирмам все же выгоднее будет слиться, превратиться в монополию, так как при этом они способны существенно снизить свои издержки производства.

      Естественная монополия существует, когда экономия от масштаба позволяет одной фирме удовлетворять весь рыночный спрос. Другими словами, экономия от масштаба настолько значительна по отношению к рыночному спросу, что на рынке не может эффективно существовать больше одного производителя.

       Третьим фактором возникновения монополии является исключительная собственность на важнейшие средства и приметы производства. Одним из наглядных примеров такой монополии является деятельность фирмы «Де Бирс Даймонд Майнз», которая контролирует большинство мировых разработок по добыче и поставке необработанных алмазов. Монополистами данного рода можно считать и владельцев виноградников в провинции Шампань.

       Четвертым фактором существования монополии является государственная политика. Государство может создавать и поддерживать монополии, предоставляя исключительные права экономической деятельности определенным фирмам. Это достигается путем предоставления таким фирмам лицензий .или определенных привилегий . [7,261]


Информация о работе Понятия, основные черты и условия формирования монополий