Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 15:50, реферат
Расширенная трактовка монополии сводит ее к понятию экономической привилегии вообще, проявляющейся в самых различных сферах деятельности. При таком подходе монополия как преимущественное, нередко исключительное, право в какой-либо сфере деятельности государства, ведомства, предприятия, позволяющее им навязывать конрагентам особые условия взаимоотношений, выгодные для монополиста.
Глава1. Понятия, основные черты и условия формирования монополий.
Термин «монополия» происходит от греческих слов: «моно»-один, «полио»-продаю. Однако этот термин в настоящее время рассматривается и более широко. В экономической литературе существует два подхода при определении монополии: расширенная и суженная трактовки.
Расширенная трактовка монополии сводит ее к понятию экономической привилегии вообще, проявляющейся в самых различных сферах деятельности. При таком подходе монополия как преимущественное, нередко исключительное, право в какой-либо сфере деятельности государства, ведомства, предприятия, позволяющее им навязывать конрагентам особые условия взаимоотношений, выгодные для монополиста.
Суженная трактовка монополии сводит понятие монополии к экономической привилегии хозяйствующего субъекта, существующей только в одной из сфер экономической деятельности – на рынке. [17, 251]
Виды монополий:
Вид монополии
зависит от рыночной структуры
и формы конкуренции.
1) Естественная
монополия: ею обладают
оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары и меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.
2) Легальные (от лат. legalis – законный) монополии образуются на
законном основании. Это исключительные права государства на производство денег, наркотических средств, ядерного вооружения , водки (водочная монополия) и т.п.
3) Искусственные
монополии. Под этим условным
названием (которое отделяет
эти организации от
- экономия от масштаба ( самый распространенный вид);
- правовые ограничения: патенты, тарифы и квоты в международной торговле;
- высокие издержки входа
– экономические предприятия.
В некоторых отраслях (например,
в авиационной промышленности) начало
производства может стоить
- реклама и дифференциация
продуктов. Рекламная
- контроль монополистом
источников поступления
- высокие транспортные
расходы, способствующих
4. Фирма - монополист устанавливает цену на свой товар, а не принимает ее как данную, как рыночную реальность.
5. Совершенная информированность. [15,141]
1.3. Условия формирования монополий.
Существуют 4 фактора, каждый из которых или их сочетание приводит к тому, что фирма становится монополией.
Во-первых, монополия может стать
результатом нововведений и
Вторая экономическая сила, которая имеет возможность создать монополию, — это экономия от масштаба. Существуют отрасли, в которых рыночный спрос может быть недостаточным для
поддержания большого числа (или даже нескольких) эффективных фирм. Возможна ситуация, при которой в отрасли способен эффективно работать лишь один производитель. Такая ситуация получила название «естественной монополии» и характерна для многих общественных благ (энергетика, железнодорожный транспорт и т. п.). К примеру, в городе самым эффективным решением будет создание одной водопроводной городской сети, а не двух-трех конкурирующих между собой: невозможно представить ситуацию, при которой, к примеру, четные дома на Невском проспекте обслуживались бы одной водопроводной компанией, а нечетные — ее
конкурентом. Если такая ситуация и возникнет, то двум конкурирующим между собой фирмам все же выгоднее будет слиться, превратиться в монополию, так как при этом они способны существенно снизить свои издержки производства.
Естественная монополия существ
Третьим фактором возникновения монополии является исключительная собственность на важнейшие средства и приметы производства. Одним из наглядных примеров такой монополии является деятельность фирмы «Де Бирс Даймонд Майнз», которая контролирует большинство мировых разработок по добыче и поставке необработанных алмазов. Монополистами данного рода можно считать и владельцев виноградников в провинции Шампань.
Четвертым фактором существования монополии является государственная политика. Государство может создавать и поддерживать монополии, предоставляя исключительные права экономической деятельности определенным фирмам. Это достигается путем предоставления таким фирмам лицензий .или определенных привилегий . [7,261]
Информация о работе Понятия, основные черты и условия формирования монополий