Популизм как экономическое явление в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 17:37, доклад

Описание работы

В этих условиях достаточно широкие массы особенно легко поддаются на популизм. Последний может использоваться как левыми, так и правыми силами. Достаточно наглядным примером популизма в современной российской социально-политической жизни могут служить многочисленные выступления лидера ЛДПР В.В. Жириновского.

Файлы: 1 файл

Популизм как экономическое явление в России.doc

— 35.00 Кб (Скачать файл)

Агеевой Виктории. 1 группа, 4 курс, ФУ

Популизм  как  экономическое явление в России.

Популизм - (от лат. populus - народ ) - линия политической деятельности, более или менее прямо и открыто сориентированная на настроение широких масс, на завоевание их признания, поддержки, популярности среди них, часто с помощью выдвижения громких, упрощенных, реально невыполнимых, демагогических лозунгов и требований. В этом плане необходимо строго различать популизм и популярность. Если последнее заключает в себе положительное содержание и не может не поощряться в демократическом обществе, ибо выражает обычно заслуженную известность, обоснованное доверие и признание народа, то популизм, чаще всего означает, заигрывание с массами, стремление завоевать популярность ради нее самой и, как правило, не считаясь с моральной оценкой средств ее достижения, а то и обманным путем ради прихода к власти или ее удержания, достижения корыстных целей и т д. Благоприятной почвой для популизма является кризисное состояние общества, проведение правящими кругами непопулярной, вызывающей острое недовольство масс политики. В этих условиях достаточно широкие массы особенно легко поддаются на популизм. Последний может использоваться как левыми, так и правыми силами. Достаточно наглядным примером популизма в современной российской социально-политической жизни могут служить многочисленные выступления лидера ЛДПР В.В. Жириновского.

В каких  условиях возникает популизм

В научной литературе рассматривается  множество условий, которые способствуют возникновению популизма. Основные три аспекта:

(1) бедственное социально-экономическое  положение или кризисы, которые  сотрясают, например, Латинскую Америку

(2) непрозрачность политических  институтов, в некоторых случаях  напрямую провоцирующая возникновение популизма

(3) восприятие харизматическими  лидерами риторики особого стиля,  отличающей именно популистские  движения.

Популизм  в России

Произошло резкое усиление популистской риторики и популистских партий. Это проявляется и в  той полемике, которая ведется  в обществе относительно итогов и перспектив экономической политики, и в перечне партий, который прошли в Государственную Думу по итогам парламентских выборов.

Откровенно популистскими  являются КПРФ, блок «Родина» и ЛДПР – организации, или вообще не имеющие  экономической программы, или такие, чья программа носит отчетливо  выраженный перераспределительный  характер.

Можно говорить об усилении как экономического, так и политического популизма. Это проявлялось в националистической риторике, в воспевании бедности, в призывах посадить в тюрьму отдельных политиков и предпринимателей, в требованиях пересмотра итогов приватизации, повышения налогов и увеличения бюджетных расходов. Даже сделав поправку на накал предвыборных страстей, нельзя не увидеть поворот электоральных предпочтений. Можно отметить, что больших успехов добились именно те силы, которые апеллировали к опыту и успехам СССР как сверхдержавы, способной вести войну со всем миром. Активное использование такого рода ностальгии были характерно для всех партий, прошедших в Думу.

О начале возрождения левой  экономической идеологии можно  говорить в связи с двумя важными  вопросами предвыборной полемики.

С одной стороны, был остро поставлен вопрос о пересмотре итогов приватизации.

И хотя пересмотр ее в  значительных масштабах представляется маловероятным, интерес избирателей к этой теме был продемонстрирован в полной мере – в том числе и в Москве. Действительно, вопрос об итогах приватизации не в меньшей мере, чем олигархов хозяйственных, касается и олигархов хозяйственно-политических, наиболее ярким представителем которых является Ю.М.Лужков.

С другой стороны, впервые  активно заявили о себе силы, выступающие  за повышение налогового бремени. Если КПРФ и выступала за рост бюджетных расходов, то делала она это преимущественно на уровне лозунгов, без указания конкретных механизмов решения этой задачи. Блок «Родина» открыто провозгласил лозунг пересмотра налоговой системы в сторону фактического повышения налогов.

Успех популистской риторики явился своеобразной реакцией на преодоление кризиса и тягот прошедшего десятилетия. В прошлом, когда угроза экономической катастрофы была очень велика, избиратели в значительной своей массе поддерживали ответственные политические силы, которые не скрывали своей антипопулистской позиции. Теперь же, на волне продолжающегося пять лет экономического роста, создается иллюзия, что можно расслабиться и поиграть в популизм, поддержать тех, кто обещает всего «много и быстро».


Информация о работе Популизм как экономическое явление в России