Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 17:37, доклад
В этих условиях достаточно широкие массы особенно легко поддаются на популизм. Последний может использоваться как левыми, так и правыми силами. Достаточно наглядным примером популизма в современной российской социально-политической жизни могут служить многочисленные выступления лидера ЛДПР В.В. Жириновского.
Агеевой Виктории. 1 группа, 4 курс, ФУ
Популизм как экономическое явление в России.
Популизм - (от лат. populus - народ ) - линия политической деятельности, более или менее прямо и открыто сориентированная на настроение широких масс, на завоевание их признания, поддержки, популярности среди них, часто с помощью выдвижения громких, упрощенных, реально невыполнимых, демагогических лозунгов и требований. В этом плане необходимо строго различать популизм и популярность. Если последнее заключает в себе положительное содержание и не может не поощряться в демократическом обществе, ибо выражает обычно заслуженную известность, обоснованное доверие и признание народа, то популизм, чаще всего означает, заигрывание с массами, стремление завоевать популярность ради нее самой и, как правило, не считаясь с моральной оценкой средств ее достижения, а то и обманным путем ради прихода к власти или ее удержания, достижения корыстных целей и т д. Благоприятной почвой для популизма является кризисное состояние общества, проведение правящими кругами непопулярной, вызывающей острое недовольство масс политики. В этих условиях достаточно широкие массы особенно легко поддаются на популизм. Последний может использоваться как левыми, так и правыми силами. Достаточно наглядным примером популизма в современной российской социально-политической жизни могут служить многочисленные выступления лидера ЛДПР В.В. Жириновского.
В каких условиях возникает популизм
В научной литературе рассматривается множество условий, которые способствуют возникновению популизма. Основные три аспекта:
(1) бедственное социально-
(2) непрозрачность политических институтов, в некоторых случаях напрямую провоцирующая возникновение популизма
(3) восприятие харизматическими
лидерами риторики особого
Популизм в России
Произошло резкое усиление популистской риторики и популистских партий. Это проявляется и в той полемике, которая ведется в обществе относительно итогов и перспектив экономической политики, и в перечне партий, который прошли в Государственную Думу по итогам парламентских выборов.
Откровенно популистскими являются КПРФ, блок «Родина» и ЛДПР – организации, или вообще не имеющие экономической программы, или такие, чья программа носит отчетливо выраженный перераспределительный характер.
Можно говорить об усилении как экономического, так и политического популизма. Это проявлялось в националистической риторике, в воспевании бедности, в призывах посадить в тюрьму отдельных политиков и предпринимателей, в требованиях пересмотра итогов приватизации, повышения налогов и увеличения бюджетных расходов. Даже сделав поправку на накал предвыборных страстей, нельзя не увидеть поворот электоральных предпочтений. Можно отметить, что больших успехов добились именно те силы, которые апеллировали к опыту и успехам СССР как сверхдержавы, способной вести войну со всем миром. Активное использование такого рода ностальгии были характерно для всех партий, прошедших в Думу.
О начале возрождения левой экономической идеологии можно говорить в связи с двумя важными вопросами предвыборной полемики.
С одной стороны, был остро поставлен вопрос о пересмотре итогов приватизации.
И хотя пересмотр ее в значительных масштабах представляется маловероятным, интерес избирателей к этой теме был продемонстрирован в полной мере – в том числе и в Москве. Действительно, вопрос об итогах приватизации не в меньшей мере, чем олигархов хозяйственных, касается и олигархов хозяйственно-политических, наиболее ярким представителем которых является Ю.М.Лужков.
С другой стороны, впервые активно заявили о себе силы, выступающие за повышение налогового бремени. Если КПРФ и выступала за рост бюджетных расходов, то делала она это преимущественно на уровне лозунгов, без указания конкретных механизмов решения этой задачи. Блок «Родина» открыто провозгласил лозунг пересмотра налоговой системы в сторону фактического повышения налогов.
Успех популистской риторики явился своеобразной реакцией на преодоление кризиса и тягот прошедшего десятилетия. В прошлом, когда угроза экономической катастрофы была очень велика, избиратели в значительной своей массе поддерживали ответственные политические силы, которые не скрывали своей антипопулистской позиции. Теперь же, на волне продолжающегося пять лет экономического роста, создается иллюзия, что можно расслабиться и поиграть в популизм, поддержать тех, кто обещает всего «много и быстро».
Информация о работе Популизм как экономическое явление в России