Потребление алкоголя: история и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Характеризуя степень научной разработанности проблематики алкоголизма, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете.
Цель данной курсовой работы – изучить исторически сложившуюся проблему потребления алкоголя, также рассматривая ее на современном этапе времени и выявить пути ее решения.

Файлы: 1 файл

экон теор готовая.docx

— 135.10 Кб (Скачать файл)

Введение 

     Сегодня в России существует множество неразрешенных  проблем, периодически озвучиваемых в  гражданском обществе, Президентом  в посланиях Федеральному Собранию, в научной и публицистической литературе и т.д. Наряду с такими проблемами как бедность, низкий уровень  жизни населения, высокий уровень  преступности, возросший процент  инвалидизации россиян отмечается проблема алкоголизации нации.

     Проблема  потребления алкоголизма в России, как и большинство социальных проблем, носит системный характер, затрагивающий все стороны жизни  человека.

     Проблема  потребления алкоголя в России, как  вопрос национальной угрозы, впервые озвучивается в 90-е годы ХХ века, когда процентный уровень алкоголизации нации достигает 22.7% населения России .

     Сегодня вопросы посвященные проблематике алкоголизма и путям ее решения  изучаются и освящаются специалистами  разного профиля и напрацвления – от медицинских работников до правоохранительных органов и президента. Исходя из того, что алкоголизм – проблема системная и многоуровневая решают ее медицинские, социальные работники, психологи, социальные педагоги, конечно законодательные и исполнительные органы.

     В России проблема алкоголизма научно начинает исследоваться с 19 века социально  направленными петербургскими исследователями, исторически первым деятельность «по  искоренению пьянства», как и  многие другие социальные реформы в  нашей стране начал проводить  Петр I.  Долгие годы, столетия «бремя» избавления от алкогольной зависимости лежало на плечах церкви, позднее ближе к 18 веку ощущается светский характер в антиалкогольной политики.

     Характеризуя  степень научной разработанности  проблематики алкоголизма, следует  учесть, что данная тема уже анализировалась  у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете.

     Цель  данной курсовой работы – изучить  исторически сложившуюся проблему потребления алкоголя, также рассматривая ее на современном этапе времени и выявить пути ее решения.

     Объектом  изучения работы являются и проблемы в обществе.

     Предметом стала социальная проблема потребления алкоголя.

     В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий  и методов, и проблематика данного  исследования по-прежнему несет актуальный характер.

     Представляется, что анализ тематики потребления алкоголя достаточно актуален и представляет научный и практический интерес. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

История употребления и злоупотребления  алкоголя

История развития человечества связана с употреблением  и злоупотреблением алкогольными напитками. История развития Российского государства формировала те условия при которых алкоголизм и наркомания стали общенациональной проблемой. Сама история нашего государства говорит о том, что культура употребления спиртных напитков и те социальные условия которые существуют, медленно и верно привели к тому, что мы имеем на сегодняшний день. Алкоголь-слово арабское. Означает оно - изысканнейший и вкуснейший. Начало целенаправленного получения сброженных напитков содержащих алкоголь многие историки относят ко времени формирования сельского хозяйства; т.е. приблизительно 6-10 тыс. лет до нашей эры. Из разбавленного водой мёда получали медовую брагу, из ячменя нечто вроде нашего пива, кочевники делали из кобыльего молока кумыс. Они использовались в качестве пищевых продуктов, а так же для жертвоприношений.

Однако алкоголь всегда был дурманом и надо сказать, что это вещество помогало человеку преодолеть, особенно в начальный  период развития человечества, безотчётные  страхи перед силами природы, перед  невзгодами того времени, а так же для осуществления контактов  между людьми. На основе исторических документов можно твёрдо считать, что  целенаправленноему получению спиртных напитков порядка 6 тыс. лет. Во многих древних документах Египта, Месопотамии, Китая, Греции, а так же в Библии мы находим упоминания о употреблении спиртных напитков и даже о злоупотреблении ими. Достаточно вспомнить, что первое чудо которое сделал Иисус Христос это превращение воды в вино. Из истории известно, что ещё в древние времена было отмечено отрицательное воздействие алкоголя и наркотических веществ на организм человека. Так Геродотом впервые было описано дурманящее действие дыма от сжигаемой конопли. В Спарте специально спаивали рабов для того, чтобы показать к чему это может привести, и воспитывали на этих примерах молодежь. В Индии жестоко наказывали женщин употреблявших алкоголь. В древнем Китае за 1116 лет до н.э. существовал указ императора, который назывался "извещение о пьянстве". Он гласит: " Наш народ в высшей степени распущен и потерял свою добродетель, что нужно приписать невоздержанности и употреблению хмельных напитков. Между тем разрушение государств больших и малых следует отнести к той же причине - употреблению этих напитков". Император в этом указе грозит пьяницам строгим наказанием, вплоть до смертной казни.

Попробуем рассмотреть - почему же алкоголь стал неотъемлемой частью культуры народов и так или иначе обожествлялся. В латинском языке (который имеет очень мало синонимов, где каждое слово имеет строго своё значение) спиритус имеет два значения - дух и спирт. И это показывает, что всегда в истории развития человечества спиртные напитки носили обожествлённый характер. Далеко ходить за примерами не надо. Водка - это ласкательное слово от слова вода. Во многих культурах отождествлялись понятия живой и мертвой воды. Водка относилась к живой воде.

Вообще спиртные напитки играли и играют немалую  роль в истории и традициях  любого народа. Это связано с тем, что в ходе развития человечества у разных народов возникали разные культовые напитки посвящённые  божествам воды, божествам влаги. Люди старались принести этим божествам  такую жидкость, которая свидетельствовала  бы об его искусстве, об его умении, изобретательности и эта жидкость должна быть ценна и она должна быть вкусна. Люди старались показать божеству, что они достойные ученики  и приверженцы божества. Напитки  эти были итогом обработки человеком  природных жидкостей различного вида. В странах, где был дикий, а потом окультивированный виноград стали изготавливать виноградное вино, в тропиках с успехом использовалось пальмовое вино, а в более умеренных широтах и в северных районах использовались соки ягод, молоко. Из этих субстрактов люди изготавливали напитки с совершенно новыми свойствами, иными вкусовыми качествами. Конечно занимались этим прежде всего жрецы и они были профессиональными посредниками между Богом и людьми. Они же являлись хранителями спиртных напитков. Так возникли культовые напитки на заре человеческой истории. Позднее они были перенесены на другие очень значимые в жизни человека события и стали посвящаться и другим, а не только водяным божествам. Напитки стали употреблять во все торжественные и знаменательные моменты в жизни человека. Во время похорон - при так называемых тризнах. В культуре любого языческого народа, в том числе у руского народа загробный мир находился не на небе; он находился под землёй. И для того, чтобы попасть туда надо было переплыть реку которая охранялась чудовищем. Надо было сделать так, чтобы это чудовище усыпить, усыпить его бдительность. А что могло использоваться для усыпления бдительности хранителя реки? Конечно же лучше всего подходил алкоголь. И привычка напиваться на похоронах, она ещё сохранилась.

Все народные, древние  культовые напитки были связаны  по своему происхождению с природными условиями обитания народов. В России за счет того, что было колосальное количество лесов и они были на огромных пространствах, в первую очередь использовался очень доступный вид напитка - берёзовица. Она изготавливалась из берёзового сока. Но этот напиток имел очень существенный недостаток. Во первых это сезонный напиток, во вторых он быстро прокисал и третье - он требовал гигантских ёмкостей. Более притягательным напитком для человека в то время был продукт сделанный из мёда. Лесных пчёл было в достатке и бортничество всегда существовало на Руси. На Руси зто был широко распространённый промысел. Доводили сок ягод до состояния морса, после этого смешивали с мёдом, заливали в ёмкости и выдерживали от 5 до 25 лет. Это так называемые ставленые мёды. Крепкость этого напитка была от 50 до 60 градусов. Это в достаточной степени крепкий и дурманящий напиток. Описание потребления этого напитка, встречающееся в различных исторических источниках показывает, что даже небольшое количество этого напитка делало ноги ватными, наступал дурман и очень тяжёлый выход из этого состояния. Тяжелые сахара давали о себе знать и человек долгое время находился под дурманом. Слово мёд - индоевропейское. По гречески - это хмельной напиток. Само название - мёд говорит, что это хмельной напиток. Его и добывали-то именно из-за этого. Питный мёд вытеснил, очень быстро, берёзовицу и удерживался очень долгое время, до принятия христианства на Руси. [13]

 

В 12 веке (после  крещения Руси) произошло изменение  культового напитка перешли на греческое  вино - мальвазиу, а позже уже в 18-19 веках этим напитком стал кагор. Надо сказать, что именно так считалось можно отождествлять цвет и вкус с кровью Христа. И такое изменение культового напитка не прошло бесследно. Сам выбор веры на Руси - был связан с массой интересных вещей. Например: когда князь Владимир стоял перед выбором веры (иудаизм, мусульманство, христианство) и мусульмане ему сказали, что нельзя есть свинину и пить вино и Вы знаете эту знаменитую фразу князя Владимира - на Руси питие есть. Иудаизм не был принят на Руси по единственной причине - табу у евреев это то, что сквашено, что подвержено брожению. Иудаизм предусматривает например разрешение пить коньяк и араку - иниковую водку, но не разрешено пить даже квасу. А вся история Росийского государства она как бы замешана на квасе. Надо сказать, что вот такой переход с одного напитка на другой это первая значительная революция в древнерусском обществе. Во первых она потрясла умы народа с идеологической точки зрения, бывший священный культовый напиток становился формально общедоступным и не священным. Причём сосредотачивался он в руках наиболее властной и богатой части населения. И получалось, что пьянство было доступно для тех людей у которых либо набит кошелёк, либо он не зависим от других людей. [1. c. 56]

Получилось так, что на Руси впервые вместо культового напитка предполагавшего, что пьянство есть редкое и исключительное явление связанное с определёнными праздниками - появился напиток который можно употреблять хоть каждый день. Ни что не сдерживало. И, надо ещё отметить, что хранителями питного мёда были всегда жрецы и в эти праздники от князя до смерда и даже раба все имели право пить но в строго определённое время. Причём напиток выдавался бесплатно. Теперь появились рыночные отношения. Мёд выступил продуктом товарообмена. Мёд стали продавать за границу, он стал экспортным товаром и вместо натурального хозяйства появились денежные отношения; стали брать дань в деньгах. У населения брали налоги мёдом. Мед вступил в кольцо товарно денежных отношений.

Не смотря на то, что христианство было введено  в России в XII веке, существовали такие  факторы которые нельзя нельзя не учитывать - это притяжённость пространства. При огромной территории в достаточной степени редкое, но многочисленное население. И ещё то, что периферия всегда не подчинялась столичным властям, либо решение столичных властей изменялось до неузнаваемости. Эти факторы всегда существовали в нашей стране. Верховную власть на Руси можно было ощутить только в столице или крупных городах, а на периферии это просто слова, поэтому христианство на Руси тормознулось на два века. И если в Киеве это произошло в XII веке то по всей России потребовалось два столетия для перехода на новый культовый напиток.

На Руси наряду с мёдом и другими напитками  очень широкое распространение  имели квасы. Квасов на Руси было более 600 сортов. Квас был не только повседневным напитком утоляющим жажду, но главное  он служил той общепринятой пищевой  жидкостью на базе которой готовилась вся пища. Квас повсеместно и непременно присутствовал в каждом доме в количестве не менее 200-250 литров. Приготавливался он порциями не менее 500-1000 литров одновременно. Это происходило потому, что тогдашние семьи насчитывали 25-ЗО человек. Чтобы обеспечить бесперебойную подачу пищи нужно было именно такое количество кваса для приготовления холодной и горячей пищи. При отсутствии пищи в доме хлебным квасом питались, сдабривая его различными травами (мята, чебрец, липовый цвет, смородина, душица и т.д.). Квас помогал и при голоде, и при полуголодном существовании, ведь это был жидкий хлеб, более того он был насыщен всевозможными ферментами и витаминами, биологически активными веществами. Обычная норма потребления кваса достигала 5 литров в сутки на человека. Его употребляли и вместе с едой и в качестве еды. Отсюда запивать за столом солёное, жирное, мучное в русском народе было принято только квасом, до тех пор пока не появилась водка. И надо сказать, что питный мёд, а потом варёные и ставленные меда подавались всегда либо до еды, как аперитив для возбуждения аппетита, либо на десерт. Во время еды ни на пирах, ни при застольях мёд не подавался. Это сыграло очень злую шутку с Русским народом. Ведь мёд пили - алкоголь ради алкоголя в течение почти 700 лет. Водку, когда она появилась, стали пить голой - без закуски. Её стали пить вместо еды, а не вместе с едой.

Спиртные напитки  с высоким содержанием алкоголя, такие как водка, в Европе появляются в XIII веке, а в XVI веке водка появляется уже и на Руси. С середины XVI века с появлением в Росии водки её производство налаживалось на специальных винокуренных заводах. Царь Иван Васильевич Грозный после взятия Казани в 1552 году основал первый русский кабак. Кабак - слово татарское и происходит оно от названия сосуда сделанного из тыквы. Надо сказать, что татарский кабак - это постоялый двор в котором подавались спиртные напитки и всевозможные кушанья. Первый кабак был открыт Иваном Грозным в Москве (сейчас там находится 5-ти звёздочный отель "Балтика"- не далеко от Кремля, а в переводе балтика - это топь и грязь). Кабак в самом начале основан был для опричников. Опричнина - это метод удержания власти при помощи террора и насилия, люди которые шли в опричнину обычно люди без моральных устоев. Для них ограбить церковь, монастырь ничего не стоило. Они были как бы вне закона и вне той патриархальной Руси в которой веками складывались моральные ценности. Для них этих ценностей практически не существовало. Более того, когда кабаки стали приносить очень большие доходы, был издан специальный указ Ивана Грозного - чтобы смердам и другим людям разрешено было посещать кабаки. С этого времени появляется совершенно новый вид деятельности государства - открывается винная монополия. Винная монополия - это полностью государственная привилегия на изготовление спиртных напитков, цены, определение объёмов производства и точек продажи. Это полная государственная регалия. Откупная система - это когда можно откупить у государства право на производство спиртных напитков. Откупщик, выкупив это право устанавливает сам цены и обьёмы продаж.

Информация о работе Потребление алкоголя: история и современность