Потребление. Сбережение. Инвестиции. Совокупность спроса, совокупное предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 09:09, доклад

Описание работы

Потребление (С) - это общее количество товаров, купленных и потребленных в течение определенного периода.
Потребление зависит от двух факторов: субъективного и объективного. К субъективному фактору относится психологическая склонность людей к потреблению, а к объективным факторам - уровень дохода, наличные средства, цены, норма процента, запасы богатства и др.
Потребление движется в том же направлении, что и доход, а также зависит от предельной склонности населения к потреблению.
Средняя склонность к потреблению (АРС) на данный момент выражается как отношение размеров потребления к величине дохода:
АРС = Потребление /Доход.

Файлы: 1 файл

Доклад.docx

— 22.90 Кб (Скачать файл)

Доклад на тему

Потребление. Сбережение. Инвестиции. Совокупность спроса, совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке.

 

I) Потребление

Потребление (С) - это общее количество товаров, купленных и потребленных в течение определенного периода.

Потребление зависит от двух факторов: субъективного и объективного. К  субъективному фактору относится  психологическая склонность людей  к потреблению, а к объективным  факторам - уровень дохода, наличные средства, цены, норма процента, запасы богатства и др.

Потребление движется в том же направлении, что и доход, а также зависит  от предельной склонности населения  к потреблению.

Средняя склонность к потреблению (АРС) на данный момент выражается как  отношение размеров потребления  к величине дохода:

АРС = Потребление /Доход.

Предельная склонность к потреблению (МРС) есть соотношение между изменением потребления и вызвавшим его  изменением дохода:

МРС = Изменение в потреблении /Изменение  в доходе.

Здесь отражена следующая зависимость: когда реальный доход общества увеличивается  или уменьшается, его потребление  будет также увеличиваться или  уменьшаться, но в меньшей степени, чем доход.

Сбережение - это та часть дохода, которая не потребляется.

Склонность к сбережению - это  психологический фактор, означающий желание человека сберегать.

Средняя склонность к сбережению (APS) есть отношение сум-мы сделанных сбережений к величине дохода.

APS = Сбережения /Доход.

Предельная склонность к сбережению (MPS) есть отношение любого изменения  в сбережениях к тому изменению  в доходе, которое его вызвало:

MPS = Изменения в сбережениях  /Изменения в доходе.

Показатели "предельная склонность к потреблению" и "предельная склонность к сбережению" показывают, какую  часть дополнительной единицы дохода домашние хозяйства потребляют, а  какую - сберегают.

II) Сбережения

Сбережения - это та часть дохода, которая в данный момент не потребляется. Это не что иное, как отсроченное потребление. За счет сбережений обеспечиваются в будущем производственные и потребительские нужды. Сбережения производятся фирмами (с целью последующего инвестирования накопленного дохода в расширение масштабов производства), домашними хозяйствами и населением (для покупки земли, недвижимости, предметов длительного пользования).

Потребление и сбережения находятся между собой в тесной связи и зависимости и формируются  под влиянием одних и тех же факторов. Потребление используется для удовлетворения текущих нужд, сбережения - для будущих. Взаимосвязь располагаемого дохода и потребления образует функцию потребления. Зависимость сбережений от получаемого дохода называется функцией сбережений. Обе эти функции характеризуют динамику соотношения расходов и отложенного спроса. Для определения динамики в прогнозных расчетах исчисляют склонность к потреблению и сбережению.

Средняя склонность к потреблению (АРС) отражает желание семей приобретать товары. Она выражается отношением потребляемой части дохода (расходов на потребление) ко всей величине дохода:

Предельная склонность к потреблению (МРС) выражает отношение любого изменения в потреблении к тому изменению в величине дохода, которое обусловило изменение потребления:

Величина потребительских  расходов определяется уровнем дохода, МРС всегда будет меньше единицы, так как Y>C. Если МРС=0, то все приращение дохода пойдет в сбережения; если МРС=1, то все приращение дохода расходуется  на потребление.

Средняя склонность к сбережению (АРS) представляет отношение сбережений к доходу:

Предельная склонность к сбережению (МРS) выражает отношение любого изменения в сбережениях к изменению в доходах:

График показывает зависимость сбережений от размера дохода .

Формула функции записывается как S = -C0 + MPS*Y. Наклон графика определяется предельной склонностью к сбережению, например, 0.2. Точка Е - уровень нулевого сбережения (равенство доходов и расходов). Слева от этой точки заштрихованная область, которая называется отрицательным сбережением (т.е. расходы превышают доходы). Автономное потребление представлено как отрицательное сбережение при нулевом доходе.

 

 

III) инвестиции

Инвестиции - это вложение денежных средств в приобретение основных средств производства (машин, оборудования), в строительство зданий и сооружений, а также финансовые инвестиции в приобретение ценных бумаг.

Источником инвестиционных вложений выступают накопления сбережений и амортизация. Амортизация - инвестиционные ресурсы по возмещению использованного основного капитала. Чистые инвестиции - вложения с целью увеличения капитала за счет нового строительства, установки дополнительного оборудования и д.т. Амортизация и чистые инвестиции образуют валовые инвестиции. Инвестиции, не зависящие от уровня дохода и составляющие при любом его уровне некоторую постоянную величину, называются автономными инвестициями. Предельная склонность к инвестированию определяется как доля прироста расходов на инвестирование.

 

Следует отметить, что предельные склонности к потреблению и сбережению не изменяются на краткосрочных отрезках времени, поэтому их рассматривают  как постоянные величины на протяжении долгосрочного периода.

При распределении ВНП  важное внимание уделяется изысканию  факторов его дальнейшего увеличения. Таким источником являются инвестиции.

Для закрытой экономики сбережения совпадают с инвестициями, где  инвестиции I зависят от ставки процента r, а сбережения - от дохода:

Тождество сбережений и инвестиций обеспечивается прежде всего тем, что все, что частными агентами не потребляется, а направляется на хранение, рассматривается как инвестиции в запас. Они суммируются с инвестициями в основной и оборотный капитал, хотя никакого значения для роста производства не имеют.

Зависимость дохода и инвестиций выражается и в мультипликаторе. Это коэффициент, отражающий зависимость  между изменением инвестиций и изменением величины дохода.

IV)Совокупный спрос

Совокупный спрос – это общий объем товаров и услуг в национальном масштабе, который потребители, предприятия и государство могут купить при различных уровнях цен.

Совокупный спрос (AD) представляет собой сумму всех спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарных рынках. В агрегированном виде совокупный спрос включает:

AD = C + I + G + X,

где AD – совокупный спрос; C – совокупный спрос домохозяйств; I – спрос  на капитальное оборудование; G –  спрос на товары и услуги со стороны  государства; X – чистый экспорт, разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным  спросом на иностранные товары.

На совокупный спрос оказывают  влияние различные факторы, которые  можно разделить на две группы.

К первой группе относятся те факторы, которые формируют спрос на уровне отдельного товара (доход потребителей, вкусы потребителей, цены на товары-заменители).

Ко второй группе относятся факторы, оказывающие воздействие в целом  на совокупный спрос (AD). Если национальный доход растет, то и AD растет. Если доход  покупателя повышается, то и спрос  на товары увеличивается.

Важнейшим положением является то, что  стоимостная величина всех продаж за определенный период времени должна равняться произведению массы денег (M), находящихся в обращении, на число  оборотов (V) этих денег за данный период времени. Другими словами, если вся  денежная масса (М) совершит пять полных оборотов, то объем годовых продаж конечных товаров в стране составит MV.

Если, например, денежная масса М = 200 млрд руб., скорость оборота денег V =5, тогда MV = 200 х 5 = 1000 млрд руб. = стоимости всех продаж конечных товаров за год.

В соответствии с количественной теорией  денег совокупный спрос можно  выразить как

AD = MV / P

где P – уровень цен.

Кроме этого, следует иметь в  виду, что на совокупный спрос оказывают  влияние ценовые и неценовые  факторы.

К ценовым факторам относятся:

«Эффект процентной ставки». При росте  уровня цен потребители и производители  вынуждены брать деньги в кредит, что ведет к повышению процентной ставки, снижению покупательной способности, сокращению инвестиций. В результате совокупный спрос уменьшается.

«Эффект богатства». При повышении  уровня цен стоимость акций, облигаций, финансовых активов падает, население  беднеет и совокупный спрос сокращается.

«Эффект импортных товаров». При  повышении уровня цен внутри страны спрос на отечественные товары сокращается, а на более дешевые импортные  – возрастает, что ведет к снижению совокупного спроса.

К неценовым факторам относятся:

Изменения в потребительских расходах, связанные с изменением уровня благосостояния: рост населения, рост доходов, изменения  в подоходном налоге.

Изменения в инвестиционных расходах, т. е. в объеме закупок, средств производства, связанные с изменением уровня налогов на бизнес, уровнем использования производственных мощностей.

Изменения в государственных расходах, вызываемые преимущественно политическими  решениями.

4. Изменения в расходах на  чистый экспорт, обусловленные  уровнем доходов в стране, изменением  валютного курса.

Неценовые факторы смещают кривую совокупного спроса AD либо вправо от A1D1, когда спрос увеличивается, либо влево от A2D2, когда спрос уменьшается

V) Совокупное предложение

Совокупное предложение – это общее количество товаров и услуг, которое может быть предложено предпринимательским и государственным секторами при разных уровнях цен.

Совокупное предложение (АS) может быть приравнено к величине валового национального продукта (ВНП) или к величине национального дохода (НД):

AS = ВНП = НД.

На величину совокупного предложения  оказывают влияние ценовые и  неценовые факторы.

Среди ценовых факторов, во-первых, выделяют действующие на микроуровне и вызывающие изменение предложения на рынке отдельного товара (технология производства, издержки и т. д.). Во-вторых, к ним относятся действующие на макроуровне факторы, их качество и количество. В данном случае качество характеризуется производительностью факторов (более квалифицированная рабочая сила и более совершенная техника). Увеличение количества и повышение качества факторов приводит к росту производственных мощностей, а следовательно, к росту AS.

VI) Стабилизационная политика

Стабилизационная политика представляет собой управление уровнем совокупного спроса в экономике при помощи бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики с целью смягчения или даже устранения колебаний уровня экономической активности (реального ВВП и занятости), связанных с экономическим (деловым) циклом.  Главная цель стабилизационной политики состоит в «точной настройке» совокупного спроса для того, чтобы не допустить:

1.     недостаточности совокупного спроса по сравнению с потенциальным ВВП (чтобы избежать потери в выпуске продукции и безработицы);

2.     избыточности совокупного спроса по сравнению с потенциальным ВВП (для предотвращения инфляции);   Конечно, идеальной была бы политика, которая обеспечивала бы такой рост совокупного спроса, который точно соответствовал бы росту потенциального ВВП (сплошная прямая линия на рисунке 8.7). Однако разработка и осуществление стабилизационной политики сталкиваются с рядом проблем, связанных с точностью прогноза экономического развития, точным определением времени и объёма осуществляемых мероприятий. Действительные результаты этой политики выглядят скромнее: в лучшем случае государству удается смягчить спады и бумы.

VII) Равновесие на товарном рынке

Равновесие на товарном рынке- это ситуация, в которой уровень совокупных расходов достаточен для закупки продукции, произведенной при полной занятости ресурсов. 
 
Совокупные расходы включают потребление и сбережения населения, а произведенная продукция зависит от инвестиций организаций.  
Равновесие на товарном рынке- это оптимум стремления рыночной экономики, который достигается крайне редко. Даже если оно возникнет, то немедленно изменятся заработная плата, цены и рыночная ставка процента, и вслед за спадом совокупного спроса произойдет быстрый и крайне незначительный спад производства, что стабилизирует ситуацию. 

Рынок товаров находится в состоянии  равновесия, если при действующем  уровне цен величина предполагаемого  выпуска продукции (Y) равна величине совокупного спроса.  

 Для того чтобы графически  показать равновесие на товарном  рынке, необходимо наряду с  графическим изображением совокупного  спроса (кривая AD) построить график совокупного предложения (AS) в тех же координатах. На рисунке 9.6 график  совокупного предложения (AS) представляет собой кривую, показывающую общий объём производства отечественных товаров и услуг (ЧНП = Y), предлагаемых производителями при различных уровнях совокупного спроса. Кривая AS строится из начала координат под углом в 450. По достижении потенциального уровня выпуска (Y*) кривая AS превращается в вертикаль.

 


Информация о работе Потребление. Сбережение. Инвестиции. Совокупность спроса, совокупное предложение