Потребности и ресурсы общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Условием жизни любого человека, семьи и общества в целом является удовлетворение потребностей людей в пище, одежде, жилище. Но "не хлебом единым жив человек". У каждого из нас есть вполне естественное стремление удовлетворять свои духовные потребности: читать книги, посещать кино и театр, совершать туристические поездки по своей стране или за границу. Люди должны познавать окружающий их мир, расширять и накапливать свои знания. Поэтому существует объективная потребность в образовании, изучении природы и общества. Любая страна имеет право на обеспечение своей безопасности, государство обязано заботиться об охране окружающей среды, о здоровье своих граждан и т.д., что предполагает существование жизненно важных потребностей общества.

Содержание работы

Введение
1. Потребности и производство, их взаимосвязь
1.1 Понятие потребностей и производства
1.2 Классификация потребностей и их структура
1.3 Законы потребления
2. Экономические ресурсы как основа экономической теории
2.1 Ресурсы в экономике и их классификация
2.2 Переплетение, мобильность и взаимозаменяемость экономических ресурсов
2.3 Понятие производственных возможностей. Кривая производственных возможностей
3. Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Проблема экономического выбора
Заключение

Файлы: 1 файл

потребности и ресурсы общества курсовая эконом теория.rtf

— 1.93 Мб (Скачать файл)

Количество благ, товаров и услуг, в которых испытывают потребность люди, непрерывно расширяется и растет как в количественном, так и в качественном отношении. Такая тенденция подтверждается многолетней историей человечества. В экономической теории такую тенденцию и закономерность называют законом возвышения потребностей. Действие этого закона подчеркивает не только стремление к количественному возрастанию потребления, но и не в меньшей степени изменение структуры потребностей, расширение их круга, разнообразия, смещение приоритетов, развитие взаимозаменяемости, качественное совершенствование.

Прогресс человечества, рост культуры и знаний, расширяющиеся возможности научно-технического прогресса неизбежно обусловливают возвышение потребностей как закономерность человеческой цивилизации.

Другим законом потребления называют - закон убывающей интенсивности, или закон насыщения потребности. Суть этого закона заключается в том, что человек, испытывая многие потребности, с наибольшей интенсивностью потребляет какую-то часть определенного товара, и по мере дальнейшего потребления этого же товара сначала происходит уменьшение желания, а потом и полного насыщения потребности. Конечно, некоторые потребности отдельного потребителя вполне можно удовлетворить полностью, насытить. Даже самому большому любителю пива достаточно десятка бутылок для насыщения. Вряд ли одной семье понадобится больше трех телевизоров или холодильников в квартире. Правда, что касается богатства и денег, то даже индивидуальное желание не имеет явно выраженного предела. Если же говорить о коллективных, общественных, государственных потребностях, то они действительно беспредельны.[9]

 

 

2. Экономические ресурсы как основа экономической теории

 

2.1 Ресурсы в экономике и их классификация

 

Производство предполагает использование ресурсов. Ресурсы, вовлечённые в производство, выполняют роль факторов производства. Ресурсы выступают в роли факторов производства, если они задействованы в производстве, если есть определённый результат.

Ресурсы подразделяются на:

- экономические (функционирующие);

- потенциальные (не вовлечённые в хозяйственный оборот);

Экономические ресурсы включают:

- природные ресурсы;

- трудовые (население в трудоспособном возрасте);

- материальные (все созданные человеком средства производства, являющиеся результатом производства);

- финансовые (денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства);

- информационные (научная, научно-техническая, проектно-конструкторская, статистическая, технологическая, информационная информация, а также др. виды интеллектуальных ценностей, необходимых для создания экономического продукта).

Природные ресурсы - это элементы функционирования природных систем, которые не созданы трудом человека, существуют независимо от него, но в той или иной степени используются человеком. Следует различать природные условия и природные ресурсы. Природные условия создают возможности для производственной деятельности человека. К ним относятся солнечное излучение, внутреннее тепло Земли, рельеф, климат, осадки. На определённой ступени развития производительных сил природные условия превращаются в природные ресурсы. Например, ветер используется для получения энергии. Природными ресурсами являются те силы, которые могут быть использованы в производственной и непроизводственной деятельности человека.

Природные ресурсы по характеру использования делятся на:

- реальные (вовлечённые в производственный процесс);

- потенциальные (в настоящее время не используются).

Природные ресурсы делятся на:

- исчерпаемые;

- неисчерпаемые;

- заменимые;

- незаменимые.

Здесь можно подойти к ресурсам как относительно и абсолютно ограниченным.

Исчерпаемые - это такие ресурсы, которые на каком-то этапе производственной деятельности могут быть полностью исчерпаны.

Исчерпаемые ресурсы:

- не возобновляемые ресурсы (земельные угодья, воздух, полезные ископаемые), абсолютно ограничены своим количеством;

- относительно возобновляемые ресурсы;

- воспроизводимые.

Неисчерпаемые состоят из трёх групп:

- космические (солнечная радиация, морские приливы и отливы);

- климатические (атмосферный воздух, энергия ветра, воды);

- водные ресурсы.

Заменимые - это ресурсы, которые можно заменить другими, экономически более выгодными.

Незаменимые - атмосферный воздух, питьевая вода. В экономическом плане природные ресурсы выполняют роль средств труда, предметов труда и условий жизни человека.[2]

 

2.2 Переплетение, мобильность и взаимозаменяемость экономических ресурсов

 

Ресурсы взаимо переплетены. Например, такой экономический ресурс, как знания, используется, когда природные ресурсы стремятся потребить более рационально на основе новых знаний (научных достижений). Знания являются важным элементом такого ресурса, как труд, когда его оценивают с качественной стороны и обращают внимание на квалификацию работников, которая зависит, прежде всего, от полученного ими образования (знаний). Знания (прежде всего технологические) обеспечивают повышение уровня использования оборудования, т.е. реального капитала. Наконец, они (особенно управленческие знания) позволяют предпринимателям организовывать производство товаров и услуг наиболее рационально.

Экономические ресурсы мобильны (подвижны), так как могут перемещаться в пространстве (внутри страны, между странами), хотя степень их мобильности различна. Наименее мобильны природные ресурсы, подвижность многих из которых близка к нулю (землю трудно переместить из одного места в другое, хотя и возможно). Более подвижны трудовые ресурсы, что видно из внутренней и внешней миграции рабочей силы в мире в заметных размерах. Еще более мобильны предпринимательские способности, хотя часто они перемещаются не сами по себе, а вместе с трудовыми ресурсами или/и капиталом (это связано с тем, что носителями предпринимательских способностей являются или наемные управляющие, или владельцы капитала). Наиболее мобильны два последних ресурса - капитал (особенно денежный) и знания.

Переплетение ресурсов и их мобильность отчасти отражают их другое свойство - взаимозаменяемость (альтернативность). Если фермеру нужно увеличить производство зерна, то он может сделать это так: расширить посевные площади (использовать дополнительные природные ресурсы), или нанять дополнительных работников (увеличить использование труда), или расширить свой парк техники и инвентаря (увеличить свой капитал), или улучшить организацию труда на ферме (шире использовать свои предпринимательские способности), или, наконец, использовать новые виды семян (применить новые знания). У фермера есть подобный выбор потому, что экономические ресурсы взаимозаменяемы (альтернативны).

Обычно эта взаимозаменяемость не бывает полной. Например, человеческие ресурсы не могут полностью заменить капитал, иначе работники останутся без оборудования и инвентаря. Экономические ресурсы заменяют друг друга вначале легко, а потом все труднее. Так, при неизменном числе тракторов можно увеличить число работников на ферме, обязав их работать в две смены. Однако нанять еще работников и организовать систематическую работу в три смены будет очень сложно, разве что резко увеличив им заработную плату.[1]

Предприниматель (организатор производства) постоянно встречает и использует указанные свойства экономических ресурсов. Ведь в условиях ограниченности этих ресурсов он вынужден отыскивать наиболее рациональную их комбинацию, используя взаимозаменяемость.

 

2.3 Понятие производственных возможностей. Кривая производственных возможностей

 

В рыночной экономике каждый из экономических ресурсов представляет собой большой ресурсный рынок - рынок труда, рынок капитала и т.д., состоящий, в свою очередь, из множества рынков конкретного ресурса. Например, рынок труда состоит из рынков работников разных специальностей - экономистов, бухгалтеров, инженеров и т.д.

Как уже отмечалось, на базе экономических ресурсов осуществляется производство экономических благ. При ограниченности (редкости) ресурсов приходится определять, какие именно блага производить и какие для этого есть производственные возможности.

Производственными возможностями называются возможности по производству благ (выпуску продукции). Необходимость постоянного выбора, какие ресурсы и в каких количествах использовать для производства благ, ярко демонстрирует модель под названием "кривая производственных возможностей".

 

Таблица 1. Производственные возможности страны по производству автомобилей и самолетов в год

Варианты

Самолёты, тыс. шт.

Автомобили, млн. .шт.

A

B

C

D

E

0

1

2

3

4

10

9

7

4

0


 

Рис.1. Кривая производственных возможностей

 

Упрощенно представим, что страна производит только два товара - автомобили и самолеты. Если она сконцентрирует все свои экономические ресурсы на выпуске только автомобилей, она сможет за год выпустить их 10 млн. шт. Если ей надо производить также 1 тыс. самолетов, то это возможно при сокращении выпуска автомобилей до 9 млн. шт. Для производства 2 тыс. самолетов придется сократить выпуск автомобилей до 7 млн. шт., а для производства 3 тыс. самолетов - до 4 млн. шт. При производстве 4 тыс. самолетов страна вынуждена вообще отказаться от выпуска автомобилей (табл.1 и рис.1).

Таким образом, для увеличения производства самолетов приходится отказываться от все большего количества автомобилей. Можно сказать, что стоимость выпускаемых самолетов определяется тем количеством автомобилей, от производства которых над отказываться.[8]

Альтернативная стоимость

Альтернативная стоимость - это то, "от чего приходится отказаться, чтобы получить желаемое". Недаром альтернативную стоимость нередко называют издержками упущенных возможностей. Так, в рассматриваемом примере производство 4 тыс. самолетов означает отказ от выпуска 10 млн. автомобилей.

Конечно, в реальной жизни упущенные возможности не ограничиваются одним или даже двумя видами продуктов, от производства которых приходится отказываться, они многочисленны. Поэтому при определении альтернативной стоимости рекомендуют принимать во внимание наилучшую из упущенных реальных возможностей. Так, при учебе в дневном вузе после школы девушка упускает возможность работать в этот период секретарем (а не грузчиком или сторожем) и получать соответствующую заработную плату. Заработная плата секретаря и будет для нее альтернативной стоимостью (альтернативными издержками) обучения на дневном отделении вуза. Альтернативные издержки в России часто называют вмененными, а альтернативную стоимость - вмененной.

Обратим внимание на то, что по мере увеличения производства блага его альтернативная стоимость возрастает. Так, в нашем примере производство 1 тыс. самолетов требует отказа от выпуска 1 млн. автомобилей, 2 тыс. самолетов - уже 3 млн. автомобилей, 3 тыс. самолетов - 6 млн. автомобилей, а для производства 4 тыс. самолетов нужно вообще отказаться от выпуска автомобилей, т.е. для производства каждой дополнительной тысячи самолетов нужно отказываться от все большего количества автомобилей. Можно сказать, что альтернативные издержки первой тысячи самолетов равняются 1 млн. автомобилей, а четвертой тысячи самолетов - уже 4 млн. автомобилей. Говоря по-другому, для выпуска каждой дополнительной единицы продукта приходится жертвовать все большим количеством другого, альтернативного продукта. Причины роста альтернативных издержек заключаются, прежде всего, в неполной взаимозаменяемости ресурсов.

Закон возрастающих альтернативных издержек. Закон убывающей отдачи

Увеличение альтернативных издержек по мере выпуска каждой дополнительной единицы продукции является известной, проверенной и учитываемой в хозяйственной жизни закономерностью. Поэтому данную закономерность именуют законом возрастающих альтернативных издержек.

Еще более известен закон, тесно связанный с вышеуказанным, - закон убывающей отдачи (производительности). Его можно сформулировать следующим образом: непрерывное увеличение использования одного ресурса в сочетании с неизменным количеством других ресурсов на определенном этапе приводит к прекращению роста отдачи от него, а затем и к ее сокращению. Этот закон базируется опять же на неполной взаимозаменяемости ресурсов. Ведь замена одного из них на другой (другие) возможна до определенного предела. Например, если четыре ресурса: земля, труд, предпринимательские способности, знания - оставить неизменными и увеличивать такой ресурс, как капитал (к примеру, число станков на заводе при неизменном числе станочников), то на определенном этапе наступает предел, за рамками которого дальнейший рост указанного производственного, фактора становится все меньше. Результативность работы станочника, обслуживающего все большее число станков, снижается, увеличивается процент брака, растут простои станков и т.д.

Допустим, что в фермерском хозяйстве выращивается пшеница. Рост применения химических удобрений (при неизменности остальных факторов) приводит к увеличению урожая. Рассмотрим это на примере (в расчете на 1 га):

 

Количество удобрений, мешки

0

1

2

3

4

5

6

7

Урожай пшеницы, Ц.

20

25

32

42

51

58

62

62

Прирост урожая, Ц.

-

5

7

10

9

7

4

0

Информация о работе Потребности и ресурсы общества