Правовые основы экономической безопасности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 17:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: охарактеризовать особенности правовых основ обеспечения экономической безопасности и специальных органов обеспечения безопасности в Российской Федерации.
Задачи работы:
Рассмотреть нормативно-правовую основу экономической безопасности России.
Обозначить и систематизировать элементы экономической безопасности.
Классифицировать угрозы экономической безопасности.
Обозначить специальные органы обеспечения безопасности в Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

правовые основы ЭБ.docx

— 66.96 Кб (Скачать файл)

Для реализации Государственной  стратегии должны быть разработаны  количественные и качественные параметры (пороговые значения) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны, характеризующие:

 ·                     динамику и структуру валового внутреннего продукта, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и тому подобное;

·                     состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциала страны;

 ·                     способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам;

 ·                     состояние финансово-бюджетной и кредитной систем;

 

 

 

1.2 Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности качество жизни населения.  

 Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации осуществляется по следующим основным направлениям:

1)                Выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности. 
 
  2)                Организация работы в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации.  Экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Понятие специальных органов обеспечения безопасности в Российской Федерации

Для исследования правовых основ организации  управления в системе специальных  органов обеспечения безопасности, как, впрочем, и для исследования любого явления необходимо определиться с понятийным аппаратом, четко очертить границы той или иной категории. В первую очередь считаю целесообразным определиться с понятием «безопасность».

Конституция Российской Федерации  определяет Россию как демократическое, федеративное, правовое государство  с республиканской формой правления, в котором человек, его права  и свободы являются высшей ценностью. Соблюдение, защита, при необходимости  восстановление прав и свобод прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Гарантией  защиты прав и законных интересов  личности, общества, государства служит система органов обеспечения  безопасности в РФ.

Определение «безопасность государства» в официальных изданиях РФ появилось  в Кратком словаре специальных  терминов для руководящего состава  Вооруженных Сил РФ, изданном в 1994 году. Вот это определение: «Безопасность  государства национальная - состояние, при котором обеспечивается защита жизненно важных интересов государства  и гражданского общества в экономической, политической, военной, экологической, гуманитарной и других областях». 6

Закрепляет правовые основы обеспечения  безопасности личности, общества и  государства в РФ КРФ, Закон «О безопасности» от 5 марта 1992 года, ряд  других законов и нормативных  актов РФ, регулирующих отношения  в области безопасности, конституции, законы и нормативные акты республик  в составе РФ и субъектов РФ, принятые в рамках их компетенции  по данному вопросу, а также международные  договоры и соглашения, заключенные  или признанные РФ.

В законодательном порядке определена система безопасности и её функции, установлен порядок организации  и финансирования органов обеспечения  безопасности, а также контроля и  надзора за их деятельности.

2.1 Ст.1 Закона «О безопасности» устанавливает, что безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

 

 

6. Экономика национальной безопасности»  //Военная мысль - 2005,№3 стр64

Под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование  и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство его конституционный  строй, суверенитет и территориальная  целостность. Безопасность является важнейшей  потребностью человека, общества, государства. Без ее обеспечения не может быть ни благосостояния ни развития. Отношения  безопасности призваны гарантировать  людям возможность трудиться, удовлетворять  свои потребности, наслаждаться жизнью, совершенствоваться. 7

Основной смысл безопасности заключается  в отсутствии опасности. Если же возникают  угрозы интересам или существованию  личности, общества, государства, то, стремясь защититься от них, люди нанимают охрану, создают защитные органы и т.д. чем  достигается состояние защищенности. Однако этим можно достичь лишь шаткого  равновесия между угрозами и средствами противодействия им. Для кардинального  же решения проблемы безопасности необходимо устранить саму угрозу, создав тем  самым состояние безопасности. Для  этого нужно, чтобы субъекты безопасности (человек, общество, государство) хотели и умели это делать, обладали могуществом. В условиях лавинообразного нарастания всевозможных опасностей без адекватного  роста могущества, способности преодолевать и снимать возникающие угрозы интересам и существованию человечества оно неминуемо подойдет катастрофе.

Итак, безопасность означает: во - первых, отсутствие опасности для нормальной жизнедеятельности человека (коллектива, общества, человечества); во - вторых, надежную защищенность при возникновении  угроз; в - третьих, способность преодолевать и устранять угрозы, имея для этого  адекватные средства, структуры, силы, то есть, обладая могуществом.

Можно предложить следующее определение  могущества: способность преодолеть всевозможные угрозы нормальному функционированию общества и жизни его граждан, опираясь на имеющиеся в готовности силы и средства, адекватные возникающим  угрозам.

В зависимости от источников угроз  различают внутреннюю и внешнюю  безопасность; по уровню интересов  следует выделять личную, коллективную, национальную, региональную и глобальную безопасность; по функциональному признаку - экономическую, политическую, военную,

7. Экономика национальной безопасности»  //Военная мысль - 2005, №3 стр74

информационную, экологическую, энергетическую и многие другие виды.

Национальная безопасность представляет собой многоуровневую систему, которая  формируется в русле объективных  процессов, как под прямым, так  и опосредованным воздействием множества  факторов. В их числе географические, природно-климатические, демографические., социально - политические, экономические, военно-политические, этнические, нравственно - этические и иные условия, культурные, национальные, религиозные традиции и так далее.

Главными элементами этой системы  являются личность как био социальная система, социальная группа, общество, государство, народ. В то же время сама национальная безопасность - это элемент макросистемы, который функционирует в динамичной взаимосвязи с другими её составляющими. Отсюда можно определить национальную безопасность как совокупность связей и отношений, характеризующих такое состояние личности, социальной группы, общества, государства, народа, при котором обеспечивается их устойчивое, стабильное существование, удовлетворение и реализация их потребностей, способность к эффективному парированию внутренних и внешних угроз, саморазвитию и прогрессу. 8

Образующие внутреннюю структуру  национальной безопасности системы - личность, социальная группа, общество, государство, народ - являются субъектами и в то же время объектами национальной безопасности.9

Каждая из них важна, своеобразна, самоценна, относительно самостоятельна, имеет сложнейшую структуру. И все  же некоторым их них принадлежит  особая роль. К примеру, личность входит в качестве общего, базового элемента в остальные системы, оказывает  на них определяющее влияние, то есть играет системообразующую роль. Государство  в силу присущих ему функций управления и защиты выступает регулятором  внутренних и внешних взаимосвязей национальной безопасности, ее основным субъектом. Народ - главный создатель  и хранитель национального достояния  и достоинства - является стержневым объектом национальной безопасности, определяющим её параметры как системы. Будучи элементами собственной структуры национальной безопасности, все перечисленные системы могут быть классифицированы как внутренние. Принципиально важно, что вместе они дают не просто арифметическую сумму, а некий качественно новый интегральный результат целостность, способность к развитию и гармонизации, устойчивость, защищенность от деструктивных воздействий.

8 «Национальная безопасность: ценности, интересы и цели» //Военная  мысль - 2005г - №6 - стр29

 9.«Краткая сыскная энциклопедия», Москва, Издатель Шумилова И.И., 2000г стр.51

Наряду с указанными существует целый ряд систем более высокого порядка, которые являются по отношению  к системе национальной безопасности внешними. Это, прежде всего регион - система, включающая весь спектр взаимоотношений  народов и государств определенного  района земного шара; мировое сообщество -- глобальная система, объединяющая все  государства, все народы нашей планеты; природа - система, охватывающая среду  обитания человечества.

Безопасность государства - необходимое  и динамичное состояние его относительной  неуязвимости, определяющее характер взаимодействия с внешним миром. Оно выражается в соотношении  стратегических целей государства, его экономических, военных, политике - дипломатических и других возможностей с возможностями и влиянием вероятных  противников и конкурентов, союзников  и партнеров, а также нейтральных  государств.

Безопасность государства преимущественно  обеспечивается совместными действиями внешнеполитических, силовых и координирующих органов государства путем гибкого  использования экономических, военных  и политических (дипломатических, информационных, пропагандистских, общественных) средств  в условиях явного или скрытного, прямого или косвенного воздействия  разнообразных внешних факторов, неблагоприятно сказывающихся на обстановке в стране, на принятии решений в  сфере обеспечения жизнедеятельности  и развития государства, а также  его системы безопасности. Безопасность государства может рассматриваться  как мера его влиятельности в  международных отношениях.

Таким образом, Безопасность государства - урегулированная нормами права  система общественных отношений, выражаемая в защищенности жизненно важных интересов  государства (конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность, обороноспособность и др.) как основного  института политической системы  современного российского общества от внешних и внутренних угроз, позволяющая  ему функционировать и развиваться.

Безопасность государства является одним из важнейших элементов  системы безопасности (национальной) России. Безопасность достигается проведением  единой государственной политики в  области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. 10

Безопасность общества - урегулированная нормами права и морали система общественных отношений, выражаемая в защищенности жизненно-

10. «Национальная безопасность: ценности, интересы и цели» //Военная  мысль - 2005г - №6 - стр43

важных  интересов человека, общественного  порядка, нормального функционирования государственных органов и общественных организаций от угроз, исходящих  от деяний лиц, совершающих правонарушения или нарушающих нормы морали, явлений  негативного природного и техногенного характера.

Безопасность охраняемого лица (личности) - его защищенность от физического  или психологического насильственного  или иного посягательства, угрожающего  его жизни, здоровью или создающего угрозу нанесения иного вреда, позволяющая  ему беспрепятственно принимать  решения и совершать необходимые  действия. Обеспечивается системой нормативно - правовых, организационных, режимно - охранных, оперативно - розыскных, технических  иных мероприятий.

2.2 Ст. 2 Закона «О безопасности» определяет, субъектов обеспечения безопасности.

Основным субъектом обеспечения  безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через  органы законодательной, исполнительной и судебной властей.

Государство в соответствии с действующим  законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Граждане, общественные и иные организации  и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и  обязанностями по участию в обеспечении  безопасности в соответствии с законодательством  Российской Федерации, законодательством  республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов  государственной власти и управления краев, областей, автономной области  и автономных округов, принятыми  в пределах их компетенции в данной сфере. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении  безопасности в соответствии с законом.

Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней  безопасности.

Законодателем определяются основные направления деятельности органов  государственной власти и управления в данной области, формируются или  преобразуются органы обеспечения  безопасности и механизм контроля и  надзора за их деятельностью.

Безопасность достигается проведением  единой государственной политики в  области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. 11

Информация о работе Правовые основы экономической безопасности России