Предмет и методы экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть этапы зарождения экономической теории, раскрыть содержание предмета и методов экономической теории.

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

Не менее важным аспектом данного метода познания выступает  необходимость селективного рассмотрения экономических явлений или процессов  под определенным углом зрения при одновременном игнорировании всех других свойств. Так, при исследовании структуры общественного способа производства производительные силы рассматриваются в качестве его вещественного содержания, производственные отношения — в качестве общественной формы, а технико-технологическая сторона производительных сил (технологический строй производства) в этом случае опускается.

Чтобы абстракция была научной, необходимо определить границы абстрагирования, доказать, что рассмотрение экономического явления или процесса в определенном аспекте или под определенным углом зрения не изменяет их внутренней сущности, законы развития и функционирования.

 Методы анализа и синтеза предполагают изучение социально-экономических явлений как по частям – это анализ (от греческого analysis – разложение, расчленение), так и в целом – синтез (от греческого synthesis – соединение, сочетание, составление). Например, сопоставление экономических показателей работы отдельных шахт – это анализ, а определение общеотраслевых результатов хозяйствования всей угольной промышленности России – синтез

                                                                                                      Рисунок 2

Понятие анализа  и синтеза


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Благодаря сочетанию  методов анализа и синтеза обеспечивается системный, комплексный подход к сложным (многоэлементным) объектам исследования. Такие объекты (системы) рассматриваются как комплекс взаимосвязанных частей (подсистем) единого целого, а не как механическое соединение каких-то разрозненных элементов. Важность комплексного подхода обусловлена тем, что вся экономика по существу состоит из множества больших и малых систем (народное хозяйство – из отраслей, отрасли – из предприятий, предприятия – из цехов, стоимость товара – из элементов затрат, рынок – из многих секторов, ниш, участников и т.д.).

С методом анализа  и синтеза логически связано  деление экономической теории на микро- и макроэкономику (от греческого mikros – малый и makros - большой), которые предполагают два разных уровня рассмотрения хозяйственных систем.

             Рисунок 3

Два уровня (две сферы) экономических исследований.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Так, микроэкономика имеет  дело с отдельными элементами (частями) этих систем. Она изучает:

а) такие обособленные экономические единицы, как отрасль, предприятие, домашнее хозяйство;

б) отдельные рынки (например, рынок зерна);

в) производство, сбыт или  цену конкретного продукта и т.п.

Микроэкономический подход, таким образом, близок к методу анализа.

В отличие от этого  макроэкономика исследует хозяйственные системы в целом, или так называемые агрегаты (от латинского aggregatus - присоединенный), то есть совокупности экономических единиц. К таким агрегатам относятся мировая экономика, национальное хозяйство, а также крупные подразделения последнего – государственный сектор, домохозяйства (взятые в совокупности), частный сектор и пр. Макроэкономика, базируясь на методе синтеза, оперирует обобщающими, или агрегатными, показателями типа: валовой объем продукции, национальный доход, суммарные расходы. Кроме того в макроэкономическую сферу входит и рассмотрение общих понятий – стоимость, рынок, бюджет, налоги и т.д.

Деление экономической  науки на микро- и макросферы не следует  абсолютизировать. Они тесно взаимосвязаны. Многие проблемы вторгаются в об сферы, хотя и на разных уровнях обобщения. Куда, к примеру, отнести вопросы прибыли? Ведь чтобы сравнить доходы двух конкретных заводов (микроэкономика), надо использовать общее понятие прибыли, а его вырабатывает макроэкономика.

Индукция  и дедукция являют собой два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения. Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу – это индукция (от латинского inductio - наведение), или обобщение. Оно позволяет нам, по выражению Достоевского, «собрать свои мысли в точку». А рассуждение в обратном направлении (от общего положения к частным выводам) называют дедукцией (от латинского deductio - выведение). Следовательно, смысл индукции и дедукции вытекает из самой этимологии этих слов. Так, факты увеличение роста цен на молоко, хлеб, овощи и пр. наводят на мысль о росте дороговизны в стране (индукция). Из общего же положения о растущей стоимости жизни можно вывести отдельные показатели повышения потребительских цен по каждому продукту (дедукция).

Исторический и логический методы (или подходы) тоже применяются в единстве. Здесь подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности сопровождаются логическими обобщениями, то есть оценкой этих процессов в целом и общими выводами. Например, детальное исследование конкретного хода и особенностей строительства социализма в ХХ веке в разных обществах – это исторический подход. А выводы на его основе (о неэффективности экономики в соцстранах, о повседневной утрате стимулов к труду, о товарных дефицитах и пр.) – подход логический.

Наконец, весьма широкое применение  в экономических науках имеет графический метод (от греческого grapho – пишу, черчу, рисую). Он отображает хозяйственные процессы и явления с помощью различных систем, таблиц, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала. Так, график зримо демонстрирует зависимость тех или иных величин друг от друга, отражая, скажем, связь между ценами на билеты и числом театральных зрителей


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нетрудно видеть, что  здесь имеет место обратно  пропорциональная (или отрицательная) связь: чем выше цены, тем меньше зрителей. Это обуславливает нисходящий характер кривой. В других случаях  мы встретим прямо пропорциональные (или положительные) зависимости, которые на графике выглядят уже восходящими линиями (например, с ростом сбыта продукции доходы предприятия тоже растут).

 

 

Заключение

В заключении, подводя  итоги нужно обратить внимание на следующие моменты, а именно:

Объектом изучения экономической  теории является анализ тесной взаимосвязи  механизма функционирования рынка  с наличием на рынках и соответствующих  им сегментах совершенной и несовершенной  конкуренции, степени монополизированности отдельных хозяйственных сфер, форм и методов ценовой и неценовой конкуренции, путей и способов экономического реформирования рыночных отношений. Поэтому структурно экономическая теория включает в себя микроэкономику и макроэкономику.

Микроэкономика исследует поведение  отдельных производителей, экономические закономерности формирования предпринимательского капитала и конкурентной среды. В центре ее анализа цены отдельных товаров, затраты, издержки, механизм функционирования фирмы, ценообразование, мотивация труда. На микроуровне в исходной основе складываются пропорции, которые определяют пропорции общественного уровня. Таким образом, микроэкономика - часть экономики, исследующая, во-первых, такие обособленные экономические единицы, как домашние хозяйства, фирмы, отрасли, и, во-вторых, отдельные рынки, конкретные цены и конкретные товары и услуги.

Макроэкономика занимается исследованием функционирования национальной экономической системы на основе формирующихся микропропорций. Объектом ее изучения выступают национальный продукт, общий уровень цен, инфляция, занятость..

Микроэкономика и макроэкономика взаимообусловлены в реальной экономической среде и взаимодействуют друг с другом. На макроэкономическом этапе уровень, характер и сила этого взаимодействия в той или иной степени подвергаются государственному регулированию посредством экономических стабилизаторов и регуляторов.

Экономическая теория как наука  занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем  они думают в своей повседневной жизни. Но предметом ее исследований являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни. Каждый сколько-нибудь достойный человек отдает хозяйственной деятельности лучшие свои качества, и здесь, как и в других областях, он подвержен влиянию личных привязанностей, представлений о долге и преданности высоким идеалам. Правда, самые способные изобретатели и организаторы усовершенствованных методов производства и машин посвящают этому делу все свои силы, движимые скорее благородным духом соревнования, нежели жаждой богатства как такового. Но при всем этом самым устойчивым стимулом к ведению хозяйственной деятельности служит желание получить за нее плату, которая представляет собой материальное вознаграждение за работу. Она затем может быть израсходована на эгоистичные или альтруистические, благородные или низменные цели, и здесь находит свое проявление многосторонность человеческой натуры. Однако побудительным мотивом выступает определенное количество денег. Именно это определенное и точное денежное измерение самых устойчивых стимулов в хозяйственной жизни позволило экономической науке далеко опередить все другие науки, исследующие человека. Но экономическую науку нельзя приравнять к точным естественным наукам, ибо она имеет дело с постоянно меняющимися, очень тонкими свойствами человеческой натуры.

 

Список использованной литературы

  1. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2009. – 384 с.
  2. Войтов А. Г. Экономика. Общий курс. (Фундаментальная теория экономики): Учебник. - 8-е перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. - 600 с.
  3. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. - М.: Юрист, 2001. – 304 с.
  4. Нухович Э.С., Смитиенко Б.М., Эскиндиров М.А. Мировая экономика на рубеже XX-XXI веков. М., 2005.– 420 с.
  5. 5. Толмачева Р.П. Экономическая история. Учебник; Дашков и К; Издание 4-е, 2007. - 464 c
  6. 1. Автономов В.С. Введение в экономику: Учебник для 10,11 классов общеобразовательных учреждений; Вита-Пресс, 2010. - 256 c.
  7. Леденева М.В.; Богатырева, О.В. Мировая экономика и международные экономические отношения стран региона: творческие задания; Волгоградское научное издательство, 2009. - 75 c.
  8. Липсиц И.В. Экономика: Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. В 2 книгах. Книга 1; М.: Вита-Пресс; Издание 9-е, перераб., 2005. - 320 c.
  9. Маршалл Альфред, Основы экономической науки; М.: Эксмо, 2007. - 832 c.
  10. Под ред. Иванова С.И. Основы экономической теории; М.: Вита-Пресс, 2004. - 650 c.



Информация о работе Предмет и методы экономической теории