Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 11:49, контрольная работа
Данная тема занимает особое место в структуре общей экономической теории, так как она является своеобразным методологическим введением в изучаемый курс. Необходимо выяснить, что исследует экономическая теория, какие проблемы она дл этого использует, какую роль играет в развитии общества. Сегодня человек не может считать себя приобщённым к образованию и культуре, если он не изучил и не овладел знаниями экономической теории.
В процессе изучения экономической теории решаются следующие основные задачи:
познание экономических категорий, принципов и законов;
анализ экономической теории и моделей;
овладение методами экономического исследования.
Введение………………………………………………………………............3
Предмет экономической теории……………………………………………..8
Функции экономической теории…………………………………………...17
Методология экономической теории……………………………………....21
Заключение…………………………………………………………………..29
Список использованной литературы………………………………
Однако при органической единства всех функций между ними есть определенные различия. Объективный разделение функций создает возможность определенного отрыва во времени между достижениями в разработке мировоззренческих, познавательных и методологических проблем и реализацией их в хозяйственно-практической и идеологической функциях. Более того, проблема внедрения научных результатов и в хозяйственной, и в идеологическую практику довольно сложная. Опыт показывает, что между научной разработкой проблем и воплощением их проходит немало времени. Еще больший разрыв во времени между научной разработкой проблем и реализацией их в хозяйственной практике.
Следовательно, задача заключается в том, чтобы ускорить воплощение научных разработок в хозяйственную практику.
Методология и методы экономической теории
Методология экономической теории – наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений. Она предполагает наличие общего подхода к изучению экономических явлений, единое понимание действительности, единую философскую основу. Методология призвана помочь решить главный вопрос: с помощью каких научных способов, приемов познания действительности экономическая теория добивается истинного освещения функционирования и дальнейшего развития той или иной экономической системы.
В методологии экономической теории можно выделить четыре главных подхода:
1) субъективистский (с позиций субъективного идеализма);
2) неопозитивистско-эмпирический (с позиций неопозитивистского эмпиризма и скептицизма);
3) рационалистический;
4) диалектико-материалистический.
При субъективистском подходе в качестве исходного пункта анализа экономических явлений берется хозяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир, причем суверенное «я» относительно независимо, отсюда все равны. Объектом экономического анализа является поведение субъекта экономики («гомоэкономикса»), и поэтому экономическая теория рассматривается как наука о человеческой деятельности, определяемой границами потребностей. Главная категория при таком подходе – потребность, полезность. Экономика становится теорией выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом из различных вариантов.
Неопозитивистско-эмпирический подход основан на более тщательном изучении явлений и их оценке. Во главу ставится технический аппарат исследования, который из инструмента превращается в предмет познания (математический аппарат, эконометрика, кибернетика и т.д.), а результатом исследования выступают различного рода эмпирические модели, которые здесь являются главными категориями. Этот подход предполагает деление на микроэкономику – экономические проблемы на уровне фирмы и отрасли и макроэкономику – экономические проблемы в масштабе общества.
Рационалистический подход ставит целью открытие «естественных» или рациональных законов цивилизации. Это требует исследования экономической системы в целом, экономических законов, регулирующих данную систему, изучения экономической «анатомии» общества. Экономические таблицы Ф. Кенэ – вершина такого подхода.
Целью экономической деятельности человека является стремление получить пользу, а целью экономической теории – не изучение человеческого поведения, а изучение законов, регулирующих производство и распределение общественного продукта (Д. Рикардо). Такой подход признает деление общества на классы, в отличие от субъективистского, представляющего общество как совокупность равных субъектов. Главное внимание при таком подходе уделяется стоимости, цене, экономическим законам.
Диалектико-материалистический подход считается единственно правильным в решении научных проблем на основе не эмпирического позитивизма (опыта), а объективного анализа, характеризующего внутренние связи явлений, существующих в реальности. Экономические процессы и явления постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, т.е. находятся в постоянном движении, и в этом заключается их диалектика.
Методологию нельзя смешивать с методами – инструментами, совокупностью приемов исследования в науке и их воспроизведением в системе экономических категорий и законов.
Экономическая теория использует широкий спектр методов научного познания.
1. Формальная логика – это изучение мысли со стороны ее структуры, формы. Основателем формальной логики считается Аристотель, открывший своеобразную форму умозаключения (силлогизм) и сформулировавший основные законы логики.
Формальная логика разработала обширный набор методов и приемов познания:
1. Анализ и синтез. Анализ – это мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единую целостную картину.
2. Метод индукции и дедукции. Мет
Метод дедукции – метод рассуждений, с помощью которого гипотеза проверяется реальными фактами. Дедукция (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.
Анализ и синтез, индукция и дедукция применяются в экономической теории в единстве.
3. Сравнение – метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов.
4. Аналогия – метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное.
5. Гипотеза – это метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений и процессов.
6. Доказательство – обоснование истинности одной мысли с помощью других.
7. Законы формальной логики (закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания).
2. Диалектический метод. Диалектика – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Впервые диалектический метод был успешно применен в рамках политической экономии К. Марксом.
Методы диалектической логики:
1. Восхождение от абстрактного к конкретному. Метод абстракции (от лат. abstractio - отвлечение) широко применяется в экономике. Исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется. Так возникают такие общие понятия, как производство вообще, потребности, распределение, обмен и др. При помощи абстрактного мышления шаг за шагом происходит раскрытие сущности экономических явлений, что требует формирования определенных логических понятий, более или менее полно отражающих реальную экономическую действительность в ее развитии.
Логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны экономической жизни общества, называются экономическими категориями. Такими категориями являются, например, спрос, предложение, кредит, собственность, рынок, заработная плата, прибыль и многие другие.
2. Единство исторического и логического. Исторический и логическийметоды рассматриваются в единстве, поскольку исторически исходный пункт исследования совпадает с исходным пунктом логического исследования. Используя исторический метод, экономическая теория исследует хозяйственные процессы и явления в той последовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались и сменялись одни другими. Такой подход позволяет конкретно и наглядно представить все особенности различных экономических систем. Но он имеет недостаток, который сводится к тому, что обилие описательного материала и частных исторических подробностей может затруднить серьезное теоретическое изучение хозяйства.
Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному. Применительно к предмету экономической теории это означает, что во всей совокупности экономических явлений и процессов необходимо выделить в первую очередь наиболее простые явления, возникающие раньше других и являющиеся основой для их возникновения. Например, при анализе рынка таким экономическим явлением является обмен товаров.
3. Системный метод исследования появился в ХХ веке. К системным методам относятся:
1. Математические
и статистические приемы и
средства исследования. Экономи
Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.
Экономическая модель представляет собой упрощенное описание действительности, свободное от всех тех элементов, которые в рамках данного исследования представляются исследователю несущественными. В экономической модели чрезвычайно важны предпосылки, на которых она основывается. Именно предпосылки экономической модели оговаривают степень ее абстрактности, т.е. оторванности от реального объекта моделирования.
Экономическая модель строится
на базе информации о ходе экономических
процессов. Устанавливая причинно-следственные
связи, модель, позволяет объяснить
наблюдаемый результат. Результатом
построения модели является прогноз
поведения экономических
В связи с построением
моделей важно отметить роль функционального
анализа в экономической
Функции – это переменные величины, зависящие от других переменных величин.
Применительно к экономике, например, можно отметить функциональную связь между ценой и спросом. Спрос зависит от цены. Если повышается цена на товар, то величина спроса при прочих равных условиях на него уменьшается. При этом цена является независимой переменной, или аргументом, а спрос – зависимой переменной, или функцией. Таким образом, спрос есть функция цены. Но спрос и цена могут меняться местами. Чем выше спрос, тем выше при прочих равных условиях цена. Следовательно, цена может быть функцией спроса.
Экономико-математическое моделирование как метод экономической теории получило широкое распространение в XX в.
Большинство моделей, принципов экономической теории могут быть выражены графически, в виде математических уравнений, поэтому при изучении теории экономики важно знать математику и уметь составлять графики.
2. Экономический эксперимент. При изучении экономической жизни людей, их групп и всего общества возможны, разумны и необходимы экономические эксперименты, хотя далеко не всегда можно предвидеть все вероятные результаты этих экспериментов.
Экономический эксперимент
– это искусственное
Заключение
Объектом изучения
экономической теории является анализ
тесной взаимосвязи механизма
Микроэкономика исследует поведение отдельных
производителей, экономиче-ские закономерности
формирования предпринимательского капитала
и конкурент-ной среды. В центре ее анализа
цены отдельных товаров, затраты, издержки,
меха-низм функционирования фирмы, ценообразование,
мотивация труда.
На микроуровне в исходной основе складываются
пропорции, которые опреде-ляют пропорции
общественного уровня. Макроэкономика
занимается исследовани-ем функционирования
национальной экономической системы на
основе форми-рующихся микропропорций.
Объектом ее изучения выступают национальный
про-дукт, общий уровень цен, инфляция,
занятость. Макропропорции как бы вырастают
из микропропорций, но приобретают самостоятельный
характер.
Микроэкономика и макроэкономика взаимообусловлены
в реальной экономи-ческой среде и взаимодействуют
друг с другом. На макроэкономическом
этапе уро-вень, характер и сила этого
взаимодействия в той или иной степени
подвергаются государственному регулированию
посредством экономических стабилизаторов
и ре-гуляторов.
Следовательно, общая экономическая теория
выступает в качестве методологи-ческого
фундамента целого комплекса экономических
наук.
Экономическая теория как наука занимается
изучением того, как люди сущест-вуют,
развиваются и о чем они думают в своей
повседневной жизни. Но предметом ее исследований
являются главным образом те побудительные
мотивы, которые наиболее сильно и наиболее
устойчиво воздействуют на поведение
человека в хо-зяйственной сфере его жизни.
Каждый сколько-нибудь достойный человек
отдает хозяйственной деятельности лучшие
свои качества, и здесь, как и в других
областях, он подвержен влиянию личных
привязанностей, представлений о долге
и преданно-сти высоким идеалам. Правда,
самые способные изобретатели и организаторы
усо-вершенствованных методов производства
и машин посвящают этому делу все свои
силы, движимые скорее благородным духом
соревнования, нежели жаждой богатст-ва
как такового. Но при всем этом самым устойчивым
стимулом к ведению хозяйст-венной деятельности
служит желание получить за нее плату,
которая представляет собой материальное
вознаграждение за работу. Она затем может
быть израсходова-на на эгоистичные или
альтруистические, благородные или низменные
цели, и здесь находит свое проявление
многосторонность человеческой натуры.
Однако побудительным мотивом выступает
определенное количество денег. Именно
это определенное и точное денежное измерение
самых устойчивых стиму-лов в хозяйственной
жизни позволило экономической науке
далеко опередить все другие науки, исследующие
человека. Но экономическую науку нельзя
приравнять к точным естественным наукам,
ибо она имеет дело с постоянно меняющимися,
очень тонкими свойствами человеческой
натуры.