Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 14:37, реферат
Экономическая теория, подобно любой другой науке, имеет свой специфический предмет исследования и использует при анализе этого предмета особые приемы изучения, совокупность которых составляет ее метод. Предмет и метод тесно связаны друг с другом и в совокупности определяют границы той отрасли знаний, которая представлена экономической теорией.
Целью моей работы является осветить место и роль человека в экономике, дать представление об экономической теории как науке, её предмете и методе, показать основные закономерности экономической организации общества, дать обзор важнейших направлений и школ в экономической теории.
Введение………………………………………………………………3
Предмет экономической теории……………………………………4
Метод экономической теории………………………………………7
Заключение…………………………………………………………..14
Список литературы…………………………………………………..15
Основными функциями экономической теории являются: познавательная, позволяющая расширять наши познания в области сложных экономических процессов в постоянно меняющемся мире; методологическая, дающая теоретическую основу для исследований в прикладных экономических науках; практическая, позволяющая сделать правильный выбор при проведении государственной политики; прогностическая, делающая возможным предвидение в области краткосрочного и долгосрочного экономического развития.
Метод экономической теории
Слово «метод» (от греческого тетпоаое - «путь к какой-либо цели») означает способы познания, инструменты, совокупность приемов исследования явлений природы и общественной жизни. Каждая наука имеет свой метод, особенности которого неразрывно связаны с ее предметом. Метод науки призван обеспечить все более глубоко постижение предмета, он сам рождается и совершенствуется в ходе получения новых знаний, в известной степени предмет сам формирует метод и, наоборот, используемый метод исследования позволяет все более четко определять границы и содержание самого предмета. Научная разработка метода экономической теории восходит к трудам древнегреческого ученого Аристотеля (384-322 гг. до нашей эры).
Он впервые сформулировал основные принципы познания экономической и других форм общественной жизни с помощью науки о законах и формах мышления - логики. Разработанные Аристотелем приемы познания, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и другие широко используются до сих пор при анализе экономических явлений и процессов. Конечно же, в ходе развития и усложнения предмета экономической теории совершенствовались приемы и методы его познания, способы проверки истинности получаемых в ходе научного анализа результатов. Следует различать метод экономической науки в широком смысле слова, как совокупность инструментов, приемов исследования и метод как синоним приема научного анализа, способа обработки данных (математический метод, например), формы демонстрации результатов анализа (графический метод). В дальнейшем изложении материалов настоящего параграфа слово «метод» будет использоваться во втором, узком его значении.
Экономическая теория выработала достаточно большое количество
приемов поиска нового знания, отражающих специфику ее предмета.
Действительно, экономические аспекты человеческой деятельности не могут подвергаться анализу с помощью, например, химических реакций, сопротивления на разрыв или баллистических параметров, как это делается в технических и естественных науках. Экономическая теория - наука гуманитарная, общественная, что сужает возможности экспериментирования в ходе изучения экономической жизни,
Экономическая наука использует разнообразные приемы познания
окружающей действительности, важнейшими из которых являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.
Анализ - это такой метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей. Примером может служить изучение закономерностей формирования рыночного спроса путем исследования различных определяющих его факторов - цен, доходов потребителей, их предпочтений и др.
Синтез - это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое.
Так, рыночный спрос и его динамика могут быть правильно поняты лишь при его рассмотрении как единства входящих в него и определяющих его компонентов - цен, доходов потребителей и др. Анализ и синтез выступают как две взаимосвязанных стороны процесса познания.
Индукция - метод познания, базирующийся на умозаключениях от частного к общему. Например, полезность для конкретного потребителя каждого последующего экземпляра, приобретаемого им аналогичного блага уменьшается. Отсюда можно прийти к выводу о том, что все потребители данного товара готовы будут продолжать покупать этот товар только при условии снижения цен на него.
Дедукция (в применении которой, как известно, был силен Шерлок Холмс) - метод познания, предполагающий умозаключения от общего к частному. Например, общее заключение: военные имеют отличную осанку. Увидев на улице человека даже в гражданской одежде, вы можете по его прекрасной выправке заключить, что он имеет отношение к армии. Кстати, именно так Шерлок Холмс угадал бывшую профессию доктора Ватсона, военного врача.
Аналогия - метод познания, предполагающий перенос свойств с известного явления или процесса на неизвестные. При этом могут использоваться достижения в различных областях знаний. Так, широко применяется сравнение денежного обращения с кровообращением в человеческом организме. Равновесие на рынке условно аналогично равновесию в физическом его понимании.
Экономическая деятельность людей сложна и многообразна и изобилует противоречиями. Существует множество разных отраслей производства, между которыми на определенных принципах происходит распределение находящихся в ограниченном количестве ресурсов. Каждая отрасль состоит из десятков или тысяч крупных и мелких производителей, связанных друг с другом технологически, организационно или с помощью финансовых интересов. Каждый из входящих в отрасль производителей преследует свои собственные интересы, конкурируя с другими производителями. Миллионы потребителей заинтересованы в приобретении высококачественных товаров по низким ценам, а производители заинтересованы в противоположном. Меняются вкусы, предпочтения, пристрастия, диктует свои требования изменчивая мода. Деятельность правительства вносит изменения в уровень доходов населения и условия осуществления предпринимательской деятельности. Плохие погодные условия могут повлиять на размеры производства в сельском хозяйстве, изменить сложившуюся структуру потребительских расходов, повлиять на спрос на отдельные виды продукции. Неравномерный экономический рост меняет уровень занятости, что, в свою очередь, неизбежно влияет на колебания спроса, научно-технический прогресс меняет структуру производства, влияет на занятость и спрос на ресурсы и конечную продукцию. Список составляющих хозяйственной жизни можно продолжать почти до бесконечности. При этом все названные и неназванные элементы и обстоятельства экономической деятельности находятся в тесной связи друг с другом и испытывают влияние друг друга. Для того, чтобы не запутаться в мириадах фактов, не утонуть в их многообразии и противоречивости экономическая наука, желающая попять сущность явлений экономической жизни и сформулировать причинно-следственные связи между ними, широко использует метод научной абстракции. Он состоит в выделении главного в объекте исследования и отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного. Уровень абстрагирования может быть различным в зависимости от тех задач, которые ставит перед собой исследователь, Чем более общий характер носят выявляемые закономерности, тем большим может быть уровень абстрагирования. Конечно, абстракция всегда беднее конкретной реальности, но без нее невозможно сформулировать научные категории, которыми оперирует экономическая наука. Эти категории выражают сущность отдельных сторон исследуемых объектов. Так, например, имеющая широкое применение категория «величина спроса», отражающая зависимость между количеством товара, которое готовы купить потребители, и ценой его единицы, предполагает абстрагирование от многих параметров, характеризующих поведение потребителей на рынке, - изменений в их доходах, вкусах, предпочтениях, наличии традиций, личностных особенностей отдельных потребителей и т. д.
Метод научной абстракции используется и для построения экономических моделей - упрощенных представлений о взаимосвязях между экономическими переменными. Экономические переменные представляют собой какие-либо натуральные или денежные величины, имеющие количественную оценку, например, объем производства, заработная плата, издержки, цены и т. д. Некоторые переменные в модели могут быть представлены в качестве заданных (они называются параметрами). Параметры могут определяться как внешними {экзогенными), так и внутренними (эндогенными) причинами. Так, размер издержек на продукцию фирмы может зависеть от величины налога на прибыль, устанавливаемой государством, т. е, задается экзогенное, и от применяемой технологии, которая выступает как эндогенный фактор.
Экономические модели создаются для выявления принципов, лежащих в основе экономической деятельности и предсказания последствий изменения тех или иных ее элементов. Научные выводы и заключения, формулируемые на базе исследования моделей, получили название гипотез, т. е. пробных утверждений о наличии (или отсутствии) тех или иных причинно-следственных связей между определенными процессами и явлениями экономической реальности. Примером может служить, например, гипотеза эффективного рынка, утверждающая, что цены акций на фондовой бирже учитывают и отражают всю имеющуюся публично доступную информацию. Истинность или ложность выдвинутой гипотезы проверяется путем сопоставления ее с реальными фактами экономической действительности, выявления ее соответствия или несоответствия этим фактам. Способ проверки гипотезы на истинность называется верификацией. Способ проверки гипотезы на ложность называется фальсификацией. Сумма проверенных (верифицированных) гипотез образует теорию, т. е. совокупность объединенных одним общим принципом научных положений, служащих объяснением ряду фактов экономической действительности. Нам предстоит изучить множество теорий, используемых экономической наукой - теорию потребительского выбора, теории фирмы, теорию рациональных ожиданий и др.
При анализе явлений экономической жизни может сложиться положение, при котором достаточно достоверное объяснение фактам дают несколько разных по степени сложности теорий. В этом случае предпочтение обычно отдается наиболее простой теории в соответствии с принципом «бритвы Окквма», названном так по имени английского философа Уильяма Оккама, предложившего еще в четырнадцатом веке «сбривать» усложняющие теорию подробности, не являющиеся абсолютно необходимыми для объяснения наблюдаемых фактов и связей между ними.
В ходе создания экономических моделей и разработки теорий экономическая наука познает действующие экономические законы, -
объективно существующие устойчивые причинно-следственные связи
между явлениями экономической жизни- Закон спроса, например, показывает обратную зависимость между ценой большинства товаров (есть и исключения, подробнее о которых - в гл. 5) и объемом покупательского спроса на них. Важно подчеркнуть объективный характер экономических законов - они существуют и действуют независимо от воли, сознания или желания отдельных людей, объединений людей или государства. Эти законы могут быть познаны экономической наукой, но они не могут быть созданы ею. Выявление экономических законов является важнейшей функцией экономической науки и имеет огромное практическое значение, поскольку лишь на основе анализа этих законов можно формировать эффективную экономическую политику.
При построении экономических моделей, выработке теорий, выявлении экономических законов экономическая наука широко использует метод функционального анализа, отражающий принцип взаимной зависимости экономических явлений. Функцией называется переменная величина, зависящая от других переменных величин. Таким образом, функция выступает как зависимая переменная от аргумента - независимой переменной. Например, функция спроса определяет спрос в зависимости от влияющих на него факторов (аргументов) - ожиданий потребителей, уровня их доходов, предпочтений и вкусов, цен товаров-заменителей и др. В экономической теории чаще всего определяется функциональная зависимость между двумя категориями, при этом остальные аргументы предполагаются неизменными. Это происходит потому, что одновременный анализ воздействия на функцию или большинства аргументов настолько усложнил бы сам процесс познания, что он стал бы практически невозможным. Примером вышесказанного может служить выявление влияния на спрос (функция) уровня цены на данный товар (аргумент). Все остальные, кроме цены, аргументы считаются неизменяемыми. В данном случае можно сказать коротко - спрос есть функция цены. Однако часто функция и аргумент могут меняться местами. Зависимой переменной может стать цена - ведь при прочих равных условиях она тем выше, чем больше спрос на данный товар. В этом случае цена есть функция спроса.
Функциональные зависимости очень наглядно проявляются при использовании графических построений в рамках эконометрического моделирования экономических процессов. Эконометрика - наука об экономических измерениях, результатами этой науки широко пользуется
экономическая теория. Использование графиков позволяет представить
функциональные связи, как в статике, так и в динамике, определяемой
изменением различных показателей. Графический метод, используемый
экономистами, имеет одну интересную особенность - здесь независимая переменная (аргумент) обычно откладывается на оси ординат, а зависимая (функция) - на оси абсцисс, что связано со сложившимися в
экономической науке традициями.
Выше неоднократно встречалось выражение «при прочих равных
условиях». Это очень важный принцип, часто используемый в экономических исследованиях для выяснения функциональных связей между экономическими явлениями. Действительно, если мы хотим проследить воздействие уровня цены на спрос, нам придется предположить, что все остальные аргументы, влияющие на спрос, кроме цены, неизменны. В противном случае нам не только не удастся обнаружить одновременное влияние всех определяющих спрос факторов на его размеры (по причинам, изложенным в предыдущем абзаце), но и выделить воздействие собственно ценового фактора на спрос. На практике очень трудно обеспечить «чистоту эксперимента», поскольку «прочие равные условия» находятся в состоянии постоянного движения, - меняются вкусы, предпочтения, мода, ожидания потребителей. В результате точность выводов экономической науки уступает строгости результатов таких наук, в которых можно обеспечить лабораторную чистоту эксперимента, например физики, химии и др.
При выявлении причинно-следственных связей между экономическими явлениями можно часто наблюдать временной разрыв (более или менее продолжительный) между причиной и следствием. Повышение цены, например, может почти мгновенно привести к сокращению величины спроса, а поступление в обращение необеспеченной товарной массой суммы денег вызовет инфляционный рост цен лишь через несколько месяцев. Однако и в том, и в другом случае причина предшествует следствий. Значит ли это, что если одно событие наступает позже другого, то именно оно является его причиной? Вовсе нет. Подобно тому, как звонок будильника не является причиной наступления утра, многие последовательно наступающие экономические события могут и не находиться в причинно-следственной связи. Так, если после повышения цен на кожаные куртки, например, возросли объемы их продаж, то неправильным будет вывод о том, что рост цен явился причиной увеличения спроса. Такой причиной могут быть совсем иные обстоятельства, скажем, капризы моды, сделавшие кожаные куртки товаром повышенного спроса. Выявление причинно-следственных связей в экономике, таким образом, является весьма непростой задачей.
Трудности экономического анализа проявляются и в процессе обобщения, то есть формулирования выводов, равно справедливых как для отдельных элементов какого-либо явления, так и для всего явления в целом. Далеко не всегда правильность отдельных теоретических положений для части и целого совпадают. Используя предыдущий пример, можно сделать вывод о том, что новый производитель кожаных курток, решившийся заняться их изготовлением по причине высокой доходности этого вида деятельности, получит прибыль. Но для совокупности фирм этой отрасли появление новых производителей будет означать рост предложения отрасли и, при прочих равных условиях, снижение цен и уменьшение размеров прибыли, а, возможно, и появление убытков.