Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 18:04, реферат
Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные вопросы, касающиеся природы, общества и их взаимодействия. Все это в полной мере относится и к комплексу наук, изучающих экономику. С давних времен люди пытались выяснить, от чего зависит развитие человеческого общества, по каким законам развивается экономика. Жизнь людей чрезвычайно разнообразна, сложна и противоречива. Она охватывает экономику, политику, культуру и т. д. Различные стороны общественной жизни изучаются различными науками. Одной из таких наук является экономическая теория.
Есть разные определения содержания экономической теории.
Введение
3
1. Предмет экономической теории
5
2. Функции экономической теории
8
2.1. Основные функции экономической теории
8
3. Методология экономической теории
13
3.1. Методология, как наука экономической теории
13
Заключение
22
Список используемой литературы
Таким образом, процесс
познания представителями противостоящих
друг другу экономических школ осуществляется
в рамках определенного идеологического
Своеобразие экономической теории как теоретической науки состоит в том, что она не дает ответа на каждый конкретный вопрос. Но она призвана дать нечто большее — снабдить научным подходом к решению любого из этих вопросов, дать концепцию. Следовательно, познавательная функция предполагает, во-первых, не только изучение поведения хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровнях, но и исследование системы экономических отношений в целом, формирование систем и категорий, т. е. концепции, в чем преуспела политэкономия и отстает современная наука. Во-вторых, познавательная функция предполагает изучение и описание системы экономических противоречий (например, между трудом и капиталом, спросом и предложением, накоплением и потреблением и т. д.). В прошлом экономические противоречия капитализма исследовались достаточно глубоко и обстоятельно. В настоящее время доминирует противоположная тенденция — нежелание обнажать противоречия, присущие западным образцам экономики.
Заключительная функция экономической теории — практическая. Ее содержанием является обеспечение экономической политики и управление производством на различных уровнях экономики. Экономистов часто критикуют за их взаимоисключающие советы политикам. Рональд Рейган однажды пошутил, что если бы в игру “Счастливый случай” сыграли экономисты, то ее ведущий получил бы на 100 вопросов 3000 ответов.
Почему экономисты так часто дают политикам противоречивые советы?
Среди множества причин можно выделить несколько наиболее значимых, как объективного, так и субъективного свойства.
Например, в Думе обсуждается Закон о налогообложении. Необходимо определить, что положить в основу налогооблагаемой базы: расходы фирмы (домашнего хозяйства) или их доходы? Мнения экспертов-экономистов, как правило, расходятся. Сторонники налога на расход полагают, что такой закон приведет к росту сбережений, так как люди снизят расходы, и следствием этого станет рост производительности труда и уровня жизни. Защитники идеи налога на доход считают, что такие изменения в законодательстве вряд ли окажут существенное влияние на уровень сбережений и стимулирование производства. Эти две группы экономистов по-разному оценивают возможную реакцию фирм (домашних хозяйств) на корректировку налогов, поэтому предлагают политикам различные советы.
Другой пример. Думой принят закон о единой для всех ставке подоходного налога. Между тем, советы экономистов в процессе обсуждения законопроекта отличались значительной полярностью. Представители профсоюзов полагали, что нивелировка ставки налога для низко- и высокооплачиваемых слоев населения приведет к дальнейшему усилению его имущественного расслоения. Напротив, защитники предпринимательства лоббировали интересы среднего и крупного бизнеса, полагая, что сокращение ставки налога будет стимулировать инвестиции в производство. В обоих случаях эксперты искали объективные аргументы в защиту своей позиции. В то же время различные рекомендации экспертов политикам могут быть вызваны причинами чисто субъективного характера: наличием у них несовпадающих мировоззренческих ценностей, принадлежностью к различным политическим партиям, а иногда даже к криминальному капиталу. Однако, в целом цель работы экономиста — выработка не индивидуальной, а социальной и общегосударственной политики.
3. Методология экономической теории
3.1 Методология, как наука экономической теории
Методология – учение о способах, приемах, методах, которые применяют те или иные науки для изучения своего предмета. Также можно дать еще одно определение методологии.
Методология – общий подход к изучению экономических явлений, основанный на особых принципах построения и способах познания. Она предполагает наличие общего подхода к изучению экономических явлений, единое понимание действительности, единую философскую основу. Методология призвана помочь решить главный вопрос: с помощью, каких научных способов, приемов познания действительности экономическая теория добивается истинного освещения функционирования и дальнейшего развития той или иной экономической системы.
Методология экономической теории
представляет собой совокупность способов,
приемов познания экономических
отношений людей и
Приступая к изложению
методологии экономической
ЖИВОЕ
СОЗЕРЦАНИЕ
АБСТРАКТНОЕ
МЫШЛЕНИЕ
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,
ПРАКТИКА
На стадии живого созерцания происходит сбор фактов, фиксирующих внешние проявления различных сторон экономических процессов. На этой стадии познания вырабатывается чувственно – наглядное представление об экономических явлениях, их отдельных свойствах. В данном случае мышление носит конкретный характер, оно выступает в таких формах чувственного созерцания, как восприятие, представление об окружающей нас экономической действительности.
Существенные связи между двумя явлениями или отдельными сторонами одного и того же явления, закономерности их развития находят свое выражение в системе понятий, суждений, умозаключений, т.е. в формах абстрактного мышления. В процессе теоретического познания путем мышления вырабатываются обобщенные понятия, отвлеченные от конкретных явлений, но отражающие их основополагающие, сущностные черты и свойства. В результате на стадии абстрактного мышления вырабатывается идеальная действительность, т.е. образная ее модель, сформулированная в научных абстракциях: экономических категориях, принципах, моделях, законах. Таким образом, на этой стадии мы получаем мысленно представляемую, а не реальную действительность, ибо последняя настолько богата и многообразна, что ее просто невозможно описать с помощью какой-либо идеальной модели. При этом главное заключается в том, что в этом нет никакой необходимости, ибо наша «обедненная» идеальная модель призвана отразить в себе лишь то существенное, что свойственно изучаемой нами экономической действительности.
Итак, получив идеальное, мысленное представление об изучаемом экономическом процессе или явлении, мы вынуждены сопоставить его с конкретной хозяйственной действительностью. Таким образом, происходит возвращение к покинутой нами созерцаемой действительности, о которой уже знаем гораздо больше, нежели когда впервые с ней столкнулись в начале процесса познания. Из хаотичного нагромождения конкретных деталей и нюансов изучаемой экономической действительности она превращается в упорядоченную, систематизированную действительность. Эту идеальную модель мы как бы «примеряем» к хозяйственной практике с целью определить, насколько она отвечает требованиям последней. Раскрытая сущность (категории, принципы, законы) получает форму знания, подтвержденного практикой и, следовательно, являющегося истинным. И тем не менее не стоит во всем уповать на реальность. Это обусловлено, во-первых, степенью идентификации восприятия самой реальности, во-вторых, той крайностью, в которую мы иногда впадаем, отторгая идеальность как способ существования реальности.
Для наглядности рассмотрим процесс познания при выработке такой экономической категории, как труд. Предположим, что мы первые исследователи трудовой деятельности, когда в научном обороте просто не существовало понятия «труд». Как бы давно или недавно это ни было, мы всегда столкнемся с весьма разнообразной деятельностью людей. Конкретные виды деятельности мало имеют общего между собой. Во-первых, люди обладают определенными знаниями и опытом в отличных друг от друга сферах деятельности. Во-вторых, они используют в своей деятельности совершенно различные инструменты. В-третьих, у них разные объекты, на которые направлена их деятельность. В-четвертых, результатом их деятельности являются существенно отличающиеся друг от друга продукты.
Очевидно, для раскрытия сущности трудовой деятельности людей необходимо отвлечься от многообразия, красочности или неприглядности трудовой деятельности и сосредоточиться на том, что объединяет все ее виды. Итак, первое, на что следует обратить внимание, - это то что все люди вполне осознанно, а не инстинктивно занимаются своей деятельностью. Отсюда первая черта — это сознательность. В то же время осмысленная деятельность направлена непременно на достижение вполне определенной цели — производство тех или иных благ.
Поэтому еще раз отметим, что труд — это сознательная, целесообразная деятельность человека, направленная на производство тех или иных благ с целью удовлетворения своих потребностей. Эта научная абстракция в форме экономической категории подтверждается хозяйственной практикой. Следовательно, практика установила истинность нашего умозаключения.
Итак, мы рассмотрели метод исследования, который направлен на раскрытие сущности экономических явлений и процессов. Он включает весь путь познания: движение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному. Метод изложения имеет дело с уже выработанными понятиями и теоретическими положениями, поэтому для него теряет всякий смысл повторение пути процесса познания. Метод изложения призван полученные результаты исследования воспроизвести в логически стройной и непротиворечивой системе экономических категорий, принципов, законов.
Однако в ходе изложения возможно появление определенных сомнений, противоречий, нестыковок между отдельными научными результатами исследования, которые могут породить новые гипотезы либо желание удостовериться в истинности имеющихся утверждений, либо стремление уточнить данное научное положение. В этом своем проявлении метод изложения выступает в качестве составляющей метода исследования. Причем такого рода исследование часто ограничивается уровнем абстрактного мышления и получает как бы самостоятельное значение.
В методологии общей экономической теории можно выделить четыре главных подхода:
1.Позитивистский
2.Структуралистический
3.Диалектический
4.Синтетический
Позитивистский подход основывается на философии позитивизма (“позитивной” философии), признающей в качестве главного источника знания данные конкретных (эмпирических) наук, не нуждающиеся в собственно методологическом обосновании. Позитивизм сформировался в первой половине 19 века (О. Конт, Г. Спенсер и др.), позднее приняв форму неопозитивизма или логического позитивизма (Р. Карнап, М. Шлик и др.), а затем постпозитивизма (Т. Кун, К. Поппер и др.).
Наиболее характерные черты позитивистского подхода:
феноменализм (отражение конкретных факторов как феномена);
верификация (непосредственное сведение научных знаний к конкретным знаниям);
прагматизм (значимость знания в зависимости от узкопрактических последствий).
Позитивистский подход широко использует формально – логические
методы, носящие универсальный характер. Наиболее характерными для него специфическими локальными методами (особенно в неопозитивистской и постпозитивистской трактовках) являются:
инструментализм (сведение научных понятий к функциям инструментов анализа);
операционализм или операционный анализ (определение научных понятий лишь через описание операций, производимых с данными понятиями);
экспликация (описание явлений
посредством использования
ситуационный анализ, или “полевые исследования” (анализ конкретно складывающихся ситуаций).
В экономической теории позитивистский подход во всех его
разновидностях получил широкое распространение. Это проявилось в ориентациях на изучение конкретно – экономических функциональных взаимосвязей, активное использование экономико-математического моделирования, поиск решений в конкретных экономических ситуациях и т.п., а также в невнимании к выявлению и обоснованию глубинных закономерностей экономики, системообразующих экономических отношений, критериев и векторов социально – экономического развития. Указанные характеристики в заметной мере присущи исследованиям неоклассического направления экономической науки.
Структуралистический подход представляет собой методологическое направление, делающее акцент на выявление структуры системы, т.е. ее внутреннего строения, совокупности отношений между ее элементами. Наиболее видными представителями этого подхода, сложившегося в различных областях научного знания в первой половине 20 века, являются К. Леви – Строс, М. Фуко, Т. Парсонс, Р. Мертон.