Предпринимательская деятельность: сущность, формы и современные тенденции развития в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 23:11, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика предполагает становление и развитие предприятий различных организационно-правовых форм, основанных на разных видах частной собственности, появление новых собственников – как отдельных граждан, так и трудовых коллективов предприятий. Возник и такой вид деятельности, как предпринимательство.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Содержание и признаки предпринимательства 5
1.1 Экономическая природа предпринимательства, его сущность 5
1.2 Мотивы и цели предпринимательской деятельности 8
1.3. Социально-экономическая эволюция предпринимательства 10
1.4 Формы предпринимательства 12
1.5 Виды предпринимательства 17
Глава 2. Современные тенденции развития предпринимательства в России .22
2.1. Уровень предпринимательской активности в России 22
2.2 Проблемы развития предпринимательства в России 24
Глава 3 Тенденции развития предпринимательства в России 28
3.1 Перспективы развития предпринимательства в РФ после вступления во ВТО………………………………………………………………………………30
Заключение 33
Список литературы 35
Приложение 36

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_peredelka.docx

— 124.11 Кб (Скачать файл)

 

1.5.3 Финансово-кредитное предпринимательство.

Финансовое предпринимательство - это особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают валютные ценности, национальные деньги (российский рубль) и ценные бумаги (акции, облигации и др.), продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит. При этом имеется в виду не только и не столько продажа и покупка иностранной валюты за рубли, хотя и это тоже финансовая сделка, а непредвиденный круг операций, охватывающий все многообразие продажи и обмена денег, других видов денежных средств, ценных бумаг на другие деньги, иностранную валюту, ценные бумаги. Суть финансовой предпринимательской операции состоит в том, что предприниматель приобретает основной фактор предпринимательства в виде различных денежных средств (денег, иностранной валюты, ценных бумаг) за определенную денежную сумму у обладателя денежных средств. Приобретенные денежные средства продаются затем покупателям за плату, превышающую денежную сумму, затраченную первоначально на покупку этих денежных средств, в результате чего образуется предпринимательская прибыль.

В случае кредитного предпринимательства предприниматель привлекает денежные вклады, выплачивая обладателям вкладов вознаграждение в виде депозитного процента вместе с последующим возвратом вклада. Привлеченные деньги выдаются затем в долг покупателям кредитов под кредитный процент вместе с последующим возвратом вклада. Привлеченные деньги выдаются затем в долг покупателям кредитов под очередной процент, превышающий депозитный. Разница между депозитным и кредитным процентом служит источником прибыли предпринимателей-кредиторов.

Финансово-кредитное предпринимательство относится к числу самых сложных. Для организации финансово-кредитного предпринимательства образуется специализированная система организаций: коммерческие банки, финансово-кредитные компании (фирмы), валютные биржи и другие специализированные организации. Предпринимательская деятельность банков и других финансово-кредитных организаций регулируется как общими законодательными актами, так и специальными законами и нормативными актами Центрального банка России и Минфина РФ. В соответствии с законодательными актами предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг должна осуществляться профессиональными участниками. Государство в лице Минфина РФ выступает также в качестве предпринимателя на рынке ценных бумаг, в этом качестве выступают субъекты РФ и муниципальные образования, выпуская в оборот соответствующие ценные бумаги.

 

Глава 2. Современные тенденции развития предпринимательства в России

2.1. Уровень предпринимательской активности в России

По уровню предпринимательской активности Россия остается на одном из последних мест в мире.17

Кризис показал: никакого запаса предпринимательской активности в нашей стране нет. Казалось бы, с падением ВВП уровень предпринимательской активности должен расти, но в России в 2009 г. он вырос совсем ненамного, утверждает она. Если в 2008 г. по общему уровню предпринимательской активности Россия занимала последнее место с показателем 4,4% (столько опрошенных причисляют себя к предпринимателям), то в 2009 г. показатель увеличился до 5,3%. России удалось опередить лишь одну страну — ЮАР. Уровень ранней предпринимательской активности (показывает долю предпринимателей, начинающих новое дело) практически не изменился: в 2008 г. таких было 3,5%, а в 2009 г. — 3,69%. По этому показателю Россия на 46-м месте из 51 возможного. Хуже показатель у Дании, Бельгии, Японии и ЮАР.18

Практически не изменилось и распределение предпринимателей по мотивам — доля “предпринимателей по возможности” уменьшилась с 70% до 69%. Остальные открывают бизнес вынужденно — не могут найти других источников заработка.

Более детальное исследование мотивов “предпринимателей по возможности” показало, что изменения все же произошли. На 1-е место вышло стремление к независимости — им руководствуются 44%, 42% хотят увеличить доход, 9% стремятся компенсировать потери дохода. В 2008 г. к увеличению дохода стремились 50% предпринимателей, к независимости — 24%, к поддержанию дохода на прежнем уровне — 21%. Причину столь резких изменений следует искать в ухудшении отношений между сотрудниками и работодателями в кризис. Многие сотрудники оказались под угрозой увольнения, самые предприимчивые из них сделали все возможное, чтобы обезопасить себя от подобного риска.

Как и ожидалось, кризис особого энтузиазма российским предпринимателям не добавил: 63% ранних предпринимателей и 80% устоявшихся отметили, что начинать бизнес сейчас сложнее, чем год назад, отмечают исследователи.19 Когда респондентов попросили оценить степень инновационности их продукта/услуги, 11,43% российских ранних предпринимателей заявили, что их предложение вне конкуренции. Этот показатель вдвое выше, чем, например, в Индии. Впрочем, со временем такой оптимизм быстро проходит. Среди российских устоявшихся предпринимателей тех, кто считал бы свое предложение по-настоящему инновационным, вообще не остается.

Россияне уже не доверяют крупным работодателям, но и до создания собственного дела руки у них пока не доходят, говорит Сергей Борисов, президент “Опоры России”. Спад предпринимательской активности налицо: по оценке Борисова, за первое полугодие 2009 г. в России было зарегистрировано на 45% меньше новых компаний, чем за аналогичный период прошлого года. А вот число компаний, которые были закрыты, за год увеличилось в 2,5 раза, говорит он.20 Неплохие в целом законы, освобождающие предпринимателей от налогового бремени, пока в полную силу не заработали, заключает он.

Столько низкие показатели предпринимательской активности в России означают, что существуют проблемы развития малого бизнеса.

 

2.2 Проблемы развития предпринимательства в России

Что же конкретно мешает малому предпринимательству нормально развиваться?

Проблемы малого бизнеса можно разделить на следующие группы:21

1) Организационные, связанные  с юридическим оформлением и  регистрацией, открытием счета в  банке.

2) Материально-техническое  обеспечение: нехватка производственных  помещений и оборудования, низкая  квалификация персонала; низкая  правовая защищенность деятельности.

3) Финансовые (инвестиционные) проблемы и проблемы капитализации  сбережений индивидуальной ликвидности: затруднения в легализации капитала  для регистрации предприятия, проблема  формирования стартового капитала, установление связей с поставщиками.

4) Кредитная необеспеченность.

Сами представители малых предприятий распределяют по важности свои проблемы следующим образом:22

    • Недостатки налоговой системы;
    • Отсутствие оборотных средств;
    • Низкий платежеспособный спрос населения;
    • Высокая арендная плата;
    • Экономическая политика государства;
    • Недоступность кредитов;
    • Дороговизна сырьевых ресурсов;
    • Слабое развитие внутреннего рынка;
    • Высокие тарифы на перевозки;
    • Отсутствие производственных площадей;

 

Для нормальной деятельности бизнеса необходимо обеспечить оптимальное сочетание интересов государства, потребителей и субъектов предпринимательства. А для этого следует ввести упорядоченную и эффективную нормативно-правовую базу малого предпринимательства, которая будет стимулировать развитие бизнеса и создавать благоприятные условия для тех, кто готов начать и продолжить свое дело.23

Проблемы возникают из-за того, что права чиновника четко не оговорены и не ограничены по отношению к предпринимателям. А вопрос прав предпринимателей и обязанностей чиновника законодательно не урегулирован. Возьмем классический пример, когда неверные действия чиновника довели предпринимателя до банкротства. Никакой суд не сможет в таком случае заставить чиновничью структуру и тем более самого чиновника восстановить убытки предпринимателя. Такая система должна быть ликвидирована. Чиновник должен знать, что он несет всю полноту ответственности за нарушение законных интересов предпринимателя.

Упрощению жизни предпринимателей также будет способствовать упрощение процесса регистрации: регистрация должна осуществляться в одном регистрационном ведомстве и срок ее должен быть ограничен (например, десятью днями). Целый ряд функций по регистрации, лицензированию, контролю (сейчас монополизированных государством) должен перейти в совместное ведение, а некоторые из них – в исключительное ведение общественных организаций предприятий. То есть требует решения проблема перераспределения функций в системе жизнеобеспечения малого бизнеса.

Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджментской неопытностью и профессиональной некомпетентностью собственников малых предприятий, поэтому подготовка кадров имеет большое значение для предприятий.

 

В связи с поддержкой свободной конкуренции не стоит забывать о необходимости усовершенствования государственной антимонопольной политики и регулирования сферы деятельности естественных монополий.

 

В качестве основного фактора, препятствующего нормальной работе малых торговых организаций, подавляющее число предпринимателей отмечают высокие налоги.

Необходимо разработать систему налогообложения так, чтобы она стимулировала предприятия производить продукцию. Исходя из интересов развития малого предпринимательства, в процессе пересмотра и обновления указанных законодательных норм следует сосредоточить внимание не на отдельных видах налогов, пошлин, лицензионных и аналогичных запретов и ограничений, а на ряде общих положений, ликвидирующих сегодняшний законодательный произвол. Освобождение же от налогов, налоговые льготы отдельным МП создают им незаслуженные конкурентные преимущества, противоречащие конституционным положениям о развитии конкуренции и свободе экономической деятельности. Кроме того, этот механизм не освобождает частных товаропроизводителей от вмешательства государства, а ставит их в еще большую зависимость.24

Опрос представителей малого предпринимательства выявил влияние различных факторов на уровень ценовой реализации товаров и услуг (в процентах к числу респондентов):

    • затраты на производство и реализацию – 15,3
    • цены конкурентов – 16,5
    • спрос со стороны покупателей – 15,4
    • коммунальные тарифы – 5,2
    • арендная плата – 8,1
    • оптовые цены поставщиков – 14,6
    • налоги – 10,2
    • изменение курса валют – 14,7

 

Следовательно, в экономике существуют огромные ценовые накрутки из-за внешних факторов, хотя при этом, прибыль предприятия может быть равной нулю. Это снижает платежеспособный покупательный спрос населения, для решения этой проблемы нужно стараться снизить влияние экзогенных факторов, например, снизить опять же налоги. В направлении совершенствования налоговой системы уже ведется работа. Но результаты нельзя оценить однозначно.

Особое внимание необходимо уделить проблеме кредитования малого предпринимательства. Специфические особенности предприятий малого бизнеса, а именно высокая степень риска и неустойчивость на рынке, делают его непривлекательным для кредиторов. Кредитная необеспеченность вынуждает уходить в тень или оформлять низкую рентабельность для прикрытия подпольного бизнеса. Кредитов нет, поэтому малые предприятия обращаются к теневому капиталу. Банки отказываются работать с малыми предприятиями, не входящими в контролирующий их банк корпорацию: чужим малым предприятиям предлагаются неприемлемые условия. Этот процесс обостряется в период учреждения малого предприятия, выхода на рынок и при макроэкономических кризисах, поэтому необходимо усилить поддержку в этом направлении.

Проблема также заключается в непонимании и неправильном использовании малым бизнесом кредитов: успешные предприятия не берут кредиты, часто замедляя этим темпы роста, а неуспешные – берут, и этим ухудшают свое положение из-за усугубления проблем финансовой неустойчивости.

Но, не смотря на сложившиеся проблемы, в России предпринимательство развивается. Рассмотрим тенденции его развития.

Глава 3 Тенденции развития предпринимательства в России

Предпринимательская сфера в России развивается довольно бурно. Достаточно сказать, что каждый год прирост произведенной продукции и услуг увеличивался примерно на один процент от общего национального валового продукта, как это исчисляли раньше. Сегодня все коммерческие структуры дают прирост по неполным данным примерно 4-6% валового национального дохода. Возросло и количество тех, кто уже занимается предпринимательством. По неофициальным данным в коммерческих структурах различных форм собственности и деятельности насчитывается около 5 млн., работающих в которых насчитывается примерно 20 млн. человек.25

К основным негативным тенденциям можно отнести: низкий рост малых предприятий, занимающихся непосредственным производством товаров. В общей численности коммерческих структур их насчитывается примерно 30%, в основном это строительные организации. Весьма неоднородны и коммерческие структуры так называемого посреднического толка, хотя в целом это положительная тенденция. В условиях, когда разрушены почти все горизонтальные связи между предприятиями, часть из них берут на себя именно посреднические коммерческие структуры, которые проталкивают товар в сферу торговли. Вместе с тем, большая доля посреднических структур занимается явной спекуляцией. В основном такие коммерческие структуры перепродают произведенные на государственных предприятиях товары. Пользуясь возможностью разрешенной правительством перепродавать продукцию, произведенную на государственных предприятиях в коммерческие структуры, госпредприятия создают при себе малые коммерческие образования. Последние, как правило, весьма недорого продают продукцию, произведенную дешевой рабочей силой, а коммерческие структуры через ряд посредников перепродают эту продукцию, нередко даже не вывозя ее со склада производящего завода, другим коммерческим структурам или заводам госсектора, при этом в десятки раз завышая цены. Естественно прибыль делится среди доверенных лиц, в том числе и среди администрации госпредприятия.

Информация о работе Предпринимательская деятельность: сущность, формы и современные тенденции развития в России