Предпринимательство и бизнес в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 10:28, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство – одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, остальные перешли в частное владение. Основную часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использование ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

Малые предприятия могут  быть созданы в результате выделения  из состава действующего предприятия, объединения, организации. В этих случаях та организация (предприятие), из которого выделилось малое предприятие, выступает его учредителем.

Для государственной  регистрации малого предприятия  следует предоставить последнему следующие  документы:

- приказ учредителей;

- учредительный договор;

- устав;

- квитанцию об уплате  госпошлины за регистрацию.

В учредительном договоре определяются отношения между предприятиями  и его учредителем, хозяйственника, финансовые связи, уставной капитал, отчисления из прибыли в пользу учредителя.

Уставом малого предприятия  устанавливаются цели его деятельности, порядок образования имущества  предприятия, порядок управления, возможности  выкупа, распределение прибыли, условиями  реорганизации и прекращения  деятельности и другие важнейшие вопросы.

Предприятия самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается  выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Процедурные вопросы  ликвидации предприятия разрешаются собственником имущества через назначенную им ликвидационную комиссию. Обоснованные претензии кредиторов к ликвидируемому малому предприятию удовлетворяются из его имущества.

При реорганизации предприятия  его права и обязанности переходят к правопреемникам.

Акционерное общество (закрытое и открытое).

Акционерное общество - добровольная организация юридических лиц  и граждан (в т.ч. и иностранных) для совместной деятельности путем  объединения их вкладов и выпуска  акций на всю стоимость уставного фонда.

В зависимости от того, кому принадлежат акции, акционерные  общества могут быть государственными, кооперативными, общественными, смешанными.

Акционерное общество может  создаваться для целей хозяйственной  и иной деятельности, не запрещенной законом. Акционерное общество, будучи юридическим лицом, вправе заключать любые предусмотренные законодательством сделки, самостоятельно решать вопросы организации управления, установления цен на производимую продукцию, оплаты труда, распределения чистой прибыли. Общество может иметь представительства, филиалы, учреждать дочерние общества на правах самостоятельных коммерческих организаций.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО):

Таким признается учрежденное  одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого разделен на доли, определенные учредительными документами; участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах размеров (стоимости) внесенных ими вкладов. Уставной капитал общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости вкладов его участников. ООО не обязано публичной ответственностью. Данная правовая форма наиболее распространена среди мелких и средних предприятий.

Акционерные общества создаются  двух типов - закрытие и открытые.

Акционерное общество, участниками  которого могут отчуждать принадлежащие  им акции без согласия других акционеров, признается открытым. Такое акционерное  общество вправе проводить подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом. Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

Акционерное общество, акции  которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым.

Акционерные общества и  общества с ограниченной ответственностью не имеют принципиальных различий. Разница лишь в том, что акционерные  общества формируют уставный фонд путем выпуска акций, владельцы которых могут быть заранее неизвестны. Общества с ограниченной ответственностью создают такой фонд только за счет пайщиков. Если существующие общества начнут выпускать акции, они превратятся в акционерные общества. Понятие «ограниченная ответственность» означает , что пайщик несет ответственность только в размере своего пая. На остальное его имущество ответственность не распространяется, в отличие от кооператива, члены которого отвечают за обязательства всем своим имуществом.

Совместные предприятия.

Предприятие с иностранными инвестициями создаются и действуют  в форме акционерных и других хозяйственных обществ и товариществ, предусмотренных законом на территории РФ.

Иностранные инвесторы  вправе принимать деловое участие  в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами на территории РФ, а также создавать предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам.

Совместное предприятие  может быть создано либо путем  его учреждения, либо в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акций) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций или приобретения такого предприятия полностью.

Учредительные документы  предприятий с иностранными инвестициями должны определять предмет и цели деятельности предприятия, состав участников, размер и порядок формирования уставного  фонда, размер долей участников, структуру, состав и порядок принятия решений, перечень вопросов, требующих единогласия, порядок ликвидации предприятия.

Вклады в уставной фонд оцениваются участниками на основе цен мирового рынка. При отсутствии таких цен стоимость вкладов  определяется по договоренности участников.

Предприятия с иностранными инвесторами вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Некоторые виды деятельности требуют получения лицензии, например, страховое и банковское дело.

Совместные предприятия  имеют право создавать дочерние предприятия, филиалы и представительства как на территории РФ, так и за рубежом.

Иностранные инвесторы  и предприятия наделяются землей, имеют право арендовать имущество, приобретать долю участия, акции  и иные ценные бумаги на фондовых биржах, участвовать в биржевых сделках в порядке и на условиях, установленных законодательством. Иностранные инвесторы могут участвовать в приватизации государственных и муниципальных предприятий на территории РФ.

Иностранные граждане могут  входить в орган управления предприятия  на условиях, определяемых индивидуальными договорами.

Таковы основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. От них следует отличать организационно-экономические  формы, характеризующие соглашения между предпринимателями в области  организации их деятельности. К основным из них следует отнести следующие:

Картель – соглашение между предпринимателями одной  отрасли о ценах, разделе рынков продукции, долях в общем объеме производства и т. п.;

Синдикат – объединение  сбыта продукции предпринимателями одной отрасли, с целью устранения излишней конкуренции между ними;

Консорциум – объединение  предпринимателей с целью совместного  проведения крупной финансовой операции;

Концерн – многоотраслевое  акционерное общество, контролирующие предприятия через систему участий.

  • ГЛАВА 3. БИЗНЕС В РОССИИ

  • 3.1 Малые предприятия в России на современном этапе: проблемы становления и развития малого бизнеса

 

Во всех развитых странах  малому бизнесу принадлежит немалый  удельный вес в суммарных показателях  функционирования экономики. Так, например, в США в настоящее время функционируют 25 млн. малых и средних предприятий и это составляет 99,6 % всех американских предприятий. На долю малого и среднего бизнеса в Америке приходится две трети всех занятых в экономике и больше половины валового национального продукта. Аналогичная ситуация характерна и для других индустриальных стран. В России темпы развития малого бизнеса и фактические показатели присутствия малых предприятий на рынке существенно занижены, по сравнению с западными странами. На долю малого бизнеса приходится всего лишь 6,2 % от общего объема произведенной продукции, количество работников малых предприятий в нашей стране представляет собой только 13 % от всех занятых в экономике, они производят 10-11 % валового внутреннего продукта.

Специфической особенностью развития сферы малых предприятий  в нашей стране является сосредоточение мелких фирм в области торгово-посреднических услуг – в ней функционирует  до 49 % мелких хозяйственных единиц. Среди других сфер деятельности распределение выглядит следующим образом: на промышленность приходится 15 % всех малых предприятий, на строительство – 15 %, науку и научное обслуживание – 4 %, транспорт и связь – 3 % и сельское хозяйство – 1,5 %. В целом на малых предприятиях России занято 6,5 млн. работников, в том числе в торговле и общественном питании – 35 %, промышленности – 22% и строительстве – 22 %. При этом прослеживается отчетливая тенденция снижения числа занятых на одном предприятии. Так, если в 1994 г. в среднем на одно предприятие приходилось 15 работников, то к 2000 г. их число сократилось до 7. Следует отметить неравномерность географического распределения субъектов малого бизнеса на территории Российской Федерации. Больше всего предприятий сосредоточено в Центральном экономическом районе – 36%, причем только в одной Москве эта цифра равна 20 %. Среди других регионов выделяются Санкт-Петербург, Северный Кавказ, Урал и Западная Сибирь – на эти регионы в совокупности приходится около трети всех малых предприятий.

Несмотря на увеличение общего числа малых предприятий в стране, темпы роста их количества замедлены. Малый бизнес в России поставлен в трудные условия существования, сопряженные с множеством проблем, которые заставляют малые фирмы уходить в тень, действовать за рамками законодательства, либо ведут к разорению и банкротству.

К главным проблемам  российского малого бизнеса относятся:

  • трудности нормативно-правового характера, т.е. непродуманность государственной политики в отношении малых предприятий, хотя в настоящее время мало кто отрицает значение развития малого бизнеса для развития российской экономики, а критика государственной власти в отношении слабой эффективности экономической политики не прекращается. Само государство все еще не уделяет в достаточной степени внимание этой проблеме. Следует признать, что система государственной поддержки малых предприятий в российской экономике продумана явно недостаточно, и ее эффективность оставляет желать лучшего.
  • неэффективность российской системы налогообложения, ведущая к чрезмерно завышенным налогам в отношении малого бизнеса и как следствие – создание стимула для развития теневого сектора экономики.
  • неоправданные административные барьеры, которые создаются государственными ведомствами в сфере регулирования предпринимательской деятельности, лицензирования и сертификации. Усугубляет положение избыточный контроль со стороны многочисленных государственных органов. В настоящий момент для создания собственного дела необходимо получение огромного количества различных регистрационных документов, к этому процессу подключено множество инстанций. Вкупе с проблемой сомнительной добропорядочности многих чиновников этот процесс превращается в очень серьезное препятствие для развития малого предприятия.
  • финансово-кредитное обеспечение малого бизнеса, причем здесь речь идет не только о финансовой поддержке государства, помимо бюджетных средств, небольшим предприятиям для существования нужна помощь со стороны коммерческих кредитных организаций, в первую очередь коммерческих банков. В настоящее время процесс кредитования малого бизнеса негосударственными структурами развит чрезвычайно слабо. Банковский сектор российской экономики занят крупными проектами и не уделяет должного внимания малым хозяйственным единицам.

Диаграмма №1. Динамика числа малых предприятий России, воспользовавшихся ссудами банков в период 1995-1999 гг. (в процентах).

 

 

Диаграмма №2. Факторы, определяющие отказ малых предприятий от кредитов (% опрошенных).

Диаграммы составлены на основе данных, полученных в результате опроса руководителей малых предприятий Российским независимым институтом социальных и национальных проблем. Эти графики иллюстрируют уже описанную ситуацию.

  • 3.2 Основные направления мер по решению проблем малых предприятий в России

 

После формулировки, рассмотрения и анализа проблем малых предприятий в современных российских условиях представляется целесообразным рассмотреть способы их решения, пути улучшения сложившейся ситуации. Необходимо обозначить дальнейшие приоритеты государственной политики в отношении малого предпринимательства, определить список безотлагательных решений, направленных на решение рассмотренных выше проблем.

В области проблем, связанных  с взаимоотношениями субъектов  малого предпринимательства и государственной  власти, логичным и эффективным решением выглядит формирование и дальнейшее развитие в России системы общественных объединений. Предпринимательские объединения, союзы, ассоциации и другие виды сообществ малых предприятий должны выполнять функцию заполнения пустот, существующих в настоящий момент между всеми уровнями государственной власти и представителями малого бизнеса.  Создаваемые общественные организации должны воздействовать на государство для получения гарантий стабильности предпринимательской деятельности в России. Эти институты призваны лоббировать интересы мелких фирм, добиваясь своевременного принятия соответствующих нормативно-правовых актов.

В области системы  государственной поддержки малых  предприятий приоритетными направлениями  должны стать следующие задачи. Во-первых, совершенствование нормативно-правовых актов. Правовая основа должна быть научно обоснованной и проверенной на практике. Необходимо устранить прецеденты противоречия друг другу отдельных нормативно-правовых актов. В свою очередь эти законодательные акты должны не только декларировать, но и реально гарантировать выполнение поставленных целей и задач политики государственной поддержки сектора малого предпринимательства, должны быть четко определены функции, права и ответственность всех элементов экономической системы. Во-вторых необходимо рациональное сочетание всех существующих мер поддержки малого предпринимательства, как прямых, так и косвенных. В-третьих, необходима разработка эффективных программ развития малых предприятий на всех уровнях экономической структуры государства.

Информация о работе Предпринимательство и бизнес в России