Предпринимательство: экономическое содержание, признаки, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 16:11, контрольная работа

Описание работы

Предпринимательство, предпринимательская деятельность — экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от производства и/или продажи товаров, оказания услуг.
Не всякую хозяйственную деятельность можно считать предпринимательской, а лишь ту, которая связана с риском, инициативой, предприимчивостью, самостоятельностью, ответственностью, активным поиском.

Файлы: 1 файл

экономическая теория контрольная (или курсач).docx

— 30.31 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Предпринимательство, предпринимательская деятельность — экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от производства и/или продажи товаров, оказания услуг.

Не всякую хозяйственную деятельность можно  считать предпринимательской, а  лишь ту, которая связана с риском, инициативой, предприимчивостью, самостоятельностью, ответственностью, активным поиском.

Предпринимательская деятельность невозможна в условиях жесткой централизованной системы  – предприятия в такой экономике  занимаются хозяйственной деятельностью, а не предпринимательством.

Закон возрастания  дополнительных затрат характеризует структуру богатства страны, соотношение между накоплением и потреблением. Укрупненно к накоплениям относятся приобретенные или созданные материальные и нематериальные активы, к потреблению — совокупность товаров и услуг, созданных для личного потребления физическими лицами.

Уровень богатства  страны в целом определяется уровнем  ее комплексного развития и природно-климатическими условиями. При неполном использовании  ресурсов возрастают дополнительные затраты, при том же уровне потребления  уменьшаются доля накопления, доля внутреннего валового продукта на душу населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Предпринимательство: экономическое  содержание, признаки, виды.

 

Предпринимательство, предпринимательская деятельность — экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от производства и/или продажи товаров, оказания услуг.

Понятие «предприниматель» появилось  в XVIII в. и часто ассоциировалось с понятием «собственник».

В российском законодательстве предпринимательство  трактуется как инициативная самостоятельная  деятельность граждан и объединений, направленная на получение прибыли  и осуществляемая на их риск и под  их имущественную ответственность.

Не всякую хозяйственную деятельность можно считать предпринимательской, а лишь ту, которая связана с  риском, инициативой, предприимчивостью, самостоятельностью, ответственностью, активным поиском. Все они, вместе взятые, являются признаками предпринимательства.

Предпринимательская деятельность невозможна в условиях жесткой централизованной системы – предприятия в такой  экономике занимаются хозяйственной  деятельностью, а не предпринимательством. В предпринимательстве выделяют субъекты и объекты.

В зависимости от содержания деятельности различают виды предпринимательства.

Производственное предпринимательство  – это такое, в котором осуществляется производство товаров, услуг, информации, духовных ценностей. Функция производства в этом виде предпринимательства  – основная.

Коммерческое предпринимательство  состоит в операциях и сделках  при перепродаже товаров и  услуг и не связано с производством  продукции. Прибыль предпринимателя  образуется путем продажи товара по цене, превышающей цену приобретения. Если эти операции производятся в рамках закона, то они не считаются спекулятивными.

Финансовое предпринимательство  – разновидность коммерческого. Объектом купли-продажи здесь являются деньги, валюта, ценные бумаги.

Посредническое предпринимательство  проявляется в деятельности, соединяющей  заинтересованные во взаимной сделке стороны. За оказание подобных услуг  предприниматель получает доход.

Страховое предпринимательство –  это особая форма финансового  предпринимательства, заключающаяся  в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении застрахованного  случая. Оставшаяся часть взносов  образует предпринимательский доход.

Как видно, все виды предпринимательства  направлены на получение дохода. Но для этого необходимо научиться  комбинировать ограниченные ресурсы.

Предпринимательская деятельность не связана с какой-то одной формой собственности: частной, коллективной или общественной. Возможны ее разные варианты и сочетания. Это значит, что для того, чтобы заниматься предпринимательством, вовсе не обязательно  быть полным собственником применяемого капитала. Можно использовать заемный, чужой капитал. Однако заемный капитал  подлежит возврату с определенной долей  прибыли (процента). Поэтому при его  использовании степень экономического риска предпринимателя возрастает.

Предпринимательство невозможно без  новаторства. В связи с этим выделяют две модели предпринимательского поведения: классическую и инновационную.

Первая состоит в том, что бизнесмен стремится организовать свою деятельность с расчетом на максимальную отдачу от имеющихся в его распоряжении ресурсов.

Вторая модель ориентирована не только на свои ресурсы, но и на возможности привлечь и использовать внешние ресурсы. Привлекая собственные и внешние ресурсы, предприниматель отдает предпочтение наиболее выгодным вариантам развития своего бизнеса.

Предпринимательство существует в  разных формах. В основе их классификации  лежат два признака: форма собственности  и величина фирмы.

В зависимости от формы собственности  предпринимательство делится на государственное и частное. Удельный вес этих двух секторов в национальной экономике подвижен: при национализации границы государственного предпринимательства  расширяются, приватизация их сужает.

Государственное предпринимательство  обычно более капиталоемко и стабильно, ибо обладает финансовой и организационной  опекой правительства.

По признаку размеров предпринимательства  различают: малый бизнес, средний  бизнес, крупный бизнес.

В современной западной экономике малый бизнес образует самый крупный сектор хозяйства, где находят себе работу более половины всех занятых. Наиболее типичными формами малого бизнеса стали система франчайзинга (от franchise – льготный) и венчурного (от venture – рисковать) предпринимательства.

Франчайзинг – это система мелких частных фирм, которые заключают  контракт на право пользования фабричной  маркой крупной фирмы в своей  деятельности на определенной территории и в определенной сфере. Венчурная фирма – это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях. Они рискуют «прогореть», если новая продукция не будет соответствовать требованиям рынка, потребностям покупателя и низким издержкам.

Средний бизнес играет менее заметную роль. Он непрочен, так как ему приходится конкурировать как с крупным, так и мелким предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, которые являются своего рода монополистами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя (производство инвалидной техники, ремонт городских часов и т. д.).

Крупный бизнес отличается большей прочностью, чем средний или мелкий. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию, рассчитанную на удовлетворение потребностей широкого потребителя.

Индивидуальным предпринимательством называют бизнес, владельцем которого является один человек. Он несет неограниченную имущественную ответственность и у него невелик капитал – в этом недостатки индивидуального предпринимательства.

Товариществом, или партнерством, называется бизнес, которым владеют два человека и более. Партнерство тоже облагается только подоходным налогом. Достоинства партнерства в том, что его легко организовать и привлечь дополнительные средства и новые идеи. К числу недостатков относят ограниченность финансовых ресурсов при развивающемся деле, которое требует новых вложений капитала, неоднозначное понимание целей деятельности фирмы ее участниками, сложности определения меры каждого в доходе или убытке фирмы.

Корпорацией называется совокупность лиц, объединенных для совместной предпринимательской деятельности. Право на собственность корпорации разделено на части по акциям, поэтому владельцы корпораций называются держателями акций, а сама корпорация – акционерным обществом. Доход корпорации облагается налогом с корпораций.

 

 

2. Закон возрастания дополнительных  затрат (убывающей предельной полезности)

 

Закон возрастания дополнительных затрат. Сущность экономического закона возрастающих затрат состоит в том, что при увеличении объема одноименной товарной группы неизбежно возрастание затрат на единицу товара, выраженных в другой товарной группе (рост издержек упущенных возможностей).

Предположим, что общество использует все свои ресурсы на производство пушек или масла. Тогда перечень альтернативных выборов имеет следующий вид, приведенный в таблице 1.

Таблица 1

Альтернативные  возможности общества

Возможности

Пушки, шт

Масло, ед

A

15

0

B

14

1

C

12

2

D

9

3

E

5

4

F

0

5


 

В таблице 1 показаны различные варианты распределения ресурсов общества при  производстве пушек и масла. По мере продвижения от варианта А к варианту F уменьшается количество пушек и  соответственно  увеличивается производство масла. Таким  образом, в любой момент времени экономика должна жертвовать частью одного продукта, чтобы получить больше другого продукта. Редкость экономических ресурсов не позволяет такой экономике увеличивать одновременно оба процента. Количество замещаемого продукта образует альтернативную стоимость другого.

Таблица 2

Альтернативная стоимость дополнительно произведенных пушек и  масла

Варианты

Количество дополнительно произведенных  пушек, шт. 

Альтернативная стоимость каждой дополнительно произведенной пушки, ед. масла 

F

-

-

E

5

1

D

4

1

C

3

1

B

2

1

A

1

1


 

Как показывает таблица 2, дополнительные 5 шт. пушек  в варианте Е вызвали уменьшение производства масла на 1 ед. В последующих  вариантах на каждую единицу альтернативной стоимости приходится все меньше пушек, т.е. альтернативная стоимость  каждой дополнительной пушки возрастает.

Расположим  альтернативные возможности в другом порядке с тем, чтобы резче  выделилась динамика альтернативных издержек каждого  дополнительно произведенной ед. масла.

Таблица 3

Альтернативные издержки производства  масла

Варианты

Дополнительно произведенное количество масла, ед 

Альтернативная стоимость масла, выраженная в штуках пушек 

A

-

-

B

1

1

C

1

2

D

1

3

E

1

4

F

1

5


 

Как показывает таблица 3,  каждая дополнительно произведенная единица масла требует все больших жертв (снижения) производства  пушек.  
Таблица 3 иллюстрирует  тенденцию повышающихся затрат на производство альтернативного товара. Каждая дополнительная единица масла становится все более дорогостоящей с точки зрения необходимого дополнительного отказа от производства пушек. Это и есть закон возрастания дополнительных затрат.

 

 

3. Тесты

 

1. Издержки  в экономическом смысле слова  (экономические издержки)

а. включают в  себя явные и неявные издержки

б. включают в  себя явные, но не включают неявные

в. включают в  себя неявные, но включают явные

г. не включают в себя ни явные, ни неявные издержки

 

Ответ: а. Экономические издержки – затраты предприятия (фирмы), которые включают в себя все бухгалтерские (явные) издержки и издержки упущенных возможностей (неявные).

 

2. Страхование является прибыльной деятельностью, так как:

а. предотвращает  риск;

б. объединяет риск большого числа клиентов;

в. суммарные  взносы по страховым полюсам превышают  убытки клиентов;

г. страховой  взнос каждого клиента превышает  ожидаемые убытки.

 

Ответ: в.

 

3. Что из  ниже перечисленного является  признаком только совершенной  конкуренции:

Информация о работе Предпринимательство: экономическое содержание, признаки, виды