Предприятие и предпринимательство. Цель и принципы деятельности предприятия. Система управления им и роль в нем трудового коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 12:21, реферат

Описание работы

Непосредственным стимулом организации производства, основания предприятия является получение прибыли и использование её для удовлетворения соответствующих потребностей.
Каждое предприятие независимо от формы собственности действует на принципах хозяйственного расчета:
самоокупаемости и самофинансирования
свободы хозяйственной деятельности и экономической ответственности
самообеспечения и конкуренции
экономического контроля за их хозяйственной деятельностью

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 38.69 Кб (Скачать файл)

Непосредственным стимулом организации производства, основания предприятия является получение прибыли и использование её для удовлетворения соответствующих потребностей.

       Каждое предприятие независимо от формы собственности действует на принципах хозяйственного расчета:

  1. самоокупаемости и самофинансирования
  2. свободы хозяйственной деятельности и экономической ответственности
  3. самообеспечения и конкуренции
  4. экономического контроля за их хозяйственной деятельностью

      Предприятии любой разновидности заняты как работники, так и инженеры, служащие, которые образуют трудовой коллектив этих предприятий.

       В политэкономическом понимании трудовой коллектив – это совокупный работник предприятия, являющийся одновременно и субъектом экономических отношений, который осуществляет совместную деятельность, направленную на удовлетворение как личных, так и коллективных, общественных потребностей.

        Для координации, согласования действий между ними создается соответствующая система управления, которая возглавляется административным аппаратом. Поэтому труд по управлению – это особая разновидность производительного труда, а работники, занятые этим трудом являются составной частью совокупного работника предприятия.

Как хозяйственная, так и управленческая деятельность имеет свои принципы.  Одним из таких принципов для государственных предприятий является принцип демократического централизма (т.е. который предполагает сочетание централизованного управления предприятием с предоставлением ему определенной самостоятельности). Однако в условиях административно-командной системы всякая самостоятельность устраняется.

Важным принципом является единоначалие. Оно означает подчиненность руководителю всех подразделений предприятия, всех членов трудового коллектива. В свою очередь руководители нижестоящих звеньев (цех, участок, бригада) также обладают данным свойством в отношении своих подчиненных.

В целом управление – это властные отношения, содержание которых определяется характером собственности. То есть если собственником предприятия выступает один человек, то он сам определяет методы и систему управления.

 

Принципы управления персоналом — правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом.

Если же трудовой коллектив, акционерное общество, кооператив, то руководители таких предприятий избираются, а высшим руководящим органом таких предприятий являются общие собрания. Исполнительные функции по управлению осуществляются правлением. Управление предприятием с активным привлечением к его участию трудового коллектива получило название самоуправления. При этом оно является действенным, если правовые начала подтверждаются заинтересованностью членов коллектива в их использовании. А такая заинтересованность возникает на базе общего интереса. То есть трудовой коллектив должен быть заинтересован не только в распределении доходов, но и в накоплении.

Управление персоналом традиционно осуществляется на основе принципов:

  • научности;

  • демократического централизма;

  • плановости;

  • первого лица;

  • единства распорядительства;

  • отбора, подбора и расстановки кадров;

  • сочетания единоначалия и коллегиальности, централизации и децентрализации;

  • линейного, функционального и целевого управления;

  • контроля исполнения решений и др.

Современные зарубежные концепции и подходы к управлению персоналом выделяют следующие принципы управления персоналом:

  • ориентация на стратегический подход к управлению персоналом;

  • подход к работнику как решающему фактору эффективности и конкурентоспособности организации;

  • экономическая целесообразность инвестиций в формирование и развитие человеческих ресурсов;

  • социальное партнерство и демократизация управления;

  • обогащение труда и повышение качества трудовой жизни;

  • непрерывное обучение и развитие человеческих ресурсов;

  • профессионализация управления персоналом.

 

Методы управления персоналом — это способы воздействия на коллективы отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации.

Традиционно выделяют три группы методов управления персоналом:

  • административные;

  • экономические;

  • социально-психологические.

 

Административные методы управления персоналом

Группа административных методов базируется на применении власти и нормативном обеспечении трудовой деятельности. Административные методы управления реализовываются в форме организационного и нормативного воздействия.

Организационное воздействие включает в себя:

  • организационное регламентирование (разработка положений о подразделениях, определяющих их функции, права и обязанности, разработка штатного расписания);

  • организационное нормирование (разработка различных нормативов, например, трудовых (разряды, ставки), нормативы рентабельности, правила внутреннего распорядка и т.д.);

  • организационно-методическое инструктирование (должностные инструкции методические указания к выполнению работ, рабочие инструкции и т.д.).

 

Приказ — это письменное или устное требование руководителя решить определенную задачу.

 

Распоряжение — это письменное или устное требование к подчиненным решить отдельные вопросы, связанные с поставленной задачей.

 

Экономические методы управления персоналом

      Под экономическими методами понимают элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечивается функционирование и развитие организации. Роль экономических методов управления персоналом заключается в мобилизации трудовых ресурсов на достижение определенного результата.

     Здесь важнейшим методом является мотивация трудовой деятельности, заключающая в большинстве случаев вматериальном стимулировании работников. Основным мотивационным фактором, как правило, является заработная плата. Кроме того, существенный инструментарий управления персоналом представляет собой система выплат, надбавок, льгот и т.д., предоставляющая дополнительные экономические рычаги воздействия на мотивацию сотрудников. Также к экономическим методам можно отнести элементы социального обеспечения сотрудников (например, оплата питания, проезда, отдыха, предоставление различных видов страхования, в том числе медицинского и т.д.).

      Применение экономических методов должно строго базироваться на их окупаемости. Это означает, что инвестирование средств в материальное стимулирование сотрудников должно принести прибыль организации за счет повышения качества выполняемых работ в планируемом периоде.

Социально-психологические методы управления персоналом

      Социально-психологические методы управления персоналом основаны на использовании закономерностейсоциологии и психологии и заключаются преимущественно в воздействии на интересы личности, группы, коллектива. Для осуществления воздействия на отдельную личность используются психологические методы, для воздействия на группу, коллектив — социологические.

       К наиболее важным результатам применения психологических методов можно отнести минимизацию психологическихконфликтов (скандалов, обид, стрессов и т.д.), управление формированием карьеры на основе психологических особенностей каждого сотрудника, обеспечение здорового климата, формирование организационной культуры на основе норм поведения и образа идеального сотрудника.

       Социологические методы позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров, связать мотивацию с результатами трудовой деятельности, обеспечить эффективные коммуникации, разрешить производственные конфликты. Социологические методы также являются научным инструментарием в работе с персоналом и позволяют собрать необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала, а также обоснованно принимать кадровые решения. Инструментарий социологических методов составляет анкетирование, интервьюирование, социометрический метод, метод наблюдения и т.д.

 

      Методы управления персоналом также можно классифицировать по признаку принадлежности к функциям управления (нормирования, планирования, организации, координации, стимулирования, контроля, анализа, учета). По этому признаку выделяются методы:

  • обеспечения организации персоналом;

  • оценки персонала;

  • организации оплаты труда;

  • управления карьерой;

  • профессионального обучения;

  • управления дисциплинарными отношениями;

  • обеспечения безопасных условий труда.

 

       В условиях развития НТР, когда возрастает роль умственного труда, возникает необходимость эффективного использования умственного потенциала работников, которую может решить, конечно же, менеджмент, который можно определить как целенаправленное влияние на работников, управление и координацию операций фирмы в условиях рынка в целях достижения поставленных задач и получения прибыли.

 

 

Более полно содержание менеджмента раскрывается в его функциях:

    1. Стратегического управленческого планирования (высококвалифицированные специалисты по проблемам перспективного развития предпринимательства)
    1. Организации управления фирмой предприятием (направлена на поиски наиболее рациональной структуры управления фирмой, на повышение эффективности всех управленческих звеньев).

    1. Координационная функция (на органичное взаимодействие всех подразделений в целях эффективного использования ресурсного потенциала)
    2. Управления людьми, забота об их профессиональном росте, создании условий и стимулов к более полному использованию потенциальных возможностей работников

       Другой весьма важной системой в управлении предприятием является маркетинг. То есть это система управленческих рычагов, методов и отношений, которые обеспечивают органическое соединение хозяйственных функций по разработке, производству, сбыту продукции и услуг на основе изучения конъюнктуры рынка.

Различают «микромаркетинг», который разрешает проблемы оптимизации производства, сбыта продукции на уровне предприятия и «макромаркетинг», направленный на разрешение проблем производства и реализации товаров и услуг в рамках народного хозяйства.

В целях предвидения дальнейших перспектив в развитии производства и его конкурентоспособности возник стратегический маркетинг.

Задачи, которые решает стратегический маркетинг:

    1. Осуществление выбора сегмента рынка, в рамках которого будет действовать фирма.
    2. Определения основных методов и средств, обеспечивающих высокую конкурентоспособность изделий фирмы.
    3. Определение оптимальных временных рамок деятельности фирмы на данном рынке с учетом прогноза.

Информация о работе Предприятие и предпринимательство. Цель и принципы деятельности предприятия. Система управления им и роль в нем трудового коллектива