Предприятие в рыночных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 13:12, контрольная работа

Описание работы

Любые изменения в системе хозяйственного управления будут бессмысленными, если они благотворно не сказываются на деятельности предприятия.
Предприятие — самостоятельный хозяйственный субъект, производящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Предприятие как юридическое лицо — это предприятие (организация, фирма, концерн), отвечающее определенным признакам, установленным законодательством страны.
Цель работы: изучить предприятие в рыночных условиях.

Содержание работы

Введение 3
1. Роль предприятий в экономике 4
2. Цели и функции деятельности предприятий в условиях рынка 5
3. Черты, характеризующие предприятие 6
Заключение 8
Список литературы: 10

Файлы: 1 файл

Предприятие в рыночных условиях.doc

— 62.50 Кб (Скачать файл)

Предприятие в  рыночных условиях

 

Оглавление

 

Введение

Сердцевину  любой экономики составляет производство, создание экономического продукта. Без производства не может быть потребления, можно только проедать произведенное. Именно предприятия выпускают продукцию, выполняют работы и услуги, т. е. создают основу для потребления и приумножения национального богатства.

Экономику государства  упрощенно можно рассматривать  как совокупность всевозможных предприятий, находящихся в тесной производственной, кооперированной, коммерческой и другой взаимосвязи между собой и государством.

От того, насколько  эффективно работают предприятия, каково их финансовое состояние, зависят здоровье всей экономики и индустриальная мощь государства. Если схематично представить всю систему хозяйственного управления в стране в виде пирамиды, то ее основанием являются предприятия. Государственное, региональное, ведомственное управление может рассматриваться по отношению к процессам, происходящим на уровне предприятия, только как надстроечные и вторичные явления.

Любые изменения  в системе хозяйственного управления будут бессмысленными, если они благотворно не сказываются на деятельности предприятия.

Предприятие — самостоятельный хозяйственный субъект, производящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятие как  юридическое лицо — это предприятие (организация, фирма, концерн), отвечающее определенным признакам, установленным законодательством страны.

Цель работы: изучить предприятие в рыночных условиях.

 

1. Роль предприятий в  экономике

При любой форме  хозяйствования предприятия играют важнейшую роль в экономике государства. С макроэкономических позиций предприятия являются основой для:

• увеличения национального  дохода, валового внутреннего продукта, валового национального продукта;

• возможности  существования всего государства  и выполнения им своих функций. Это  связано с тем, что значительная часть государственного бюджета формируется за счет налогов и сборов с предприятий;

• обеспечения обороноспособности государства;

• простого и расширенного воспроизводства;

• развития национальной науки  и ускорения НТП;

• повышения материального благосостояния всех слоев граждан страны;

• развития медицины, образования  и культуры;

• решения проблемы занятости;

• решения многих других социальных проблем. Эту роль предприятия  будут выполнять только в том  случае, если они эффективно функционируют [4, С.39].

Вся история развития общественного  производства свидетельствует и  доказывает, что наиболее эффективно предприятия функционируют в  условиях цивилизованного рынка, для  которого характерны наличие различных  форм собственности, здоровая конкуренция, демонополизация экономики, свободное ценообразование, наличие развитой рыночной инфраструктуры, преимущество потребителя по сравнению с производителем и другие необходимые атрибуты.

2. Цели и функции деятельности предприятий в условиях рынка

Основной целью деятельности предприятий в условиях рынка является удовлетворение общественных потребностей, получение прибыли и обеспечение своей финансовой устойчивости.

Для достижения поставленных целей предприятия должны:

• выпускать высококачественную продукцию, обновлять ее в соответствии со спросом;

• рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости;

• разрабатывать стратегию  и тактику поведения предприятий  на рынке и корректировать их в соответствии с меняющимися обстоятельствами;

• внедрять все новое  и передовое в производство, в  организацию труда и управление;

• заботиться о работниках, росте их квалификации, повышении жизненного уровня, создании благоприятного социально - психологического климата в трудовом коллективе;

• обеспечивать конкурентоспособность предприятия;

• проводить гибкую ценовую  политику и осуществлять другие функции [2, С.18].

Все функции предприятия должны быть направлены на реализацию выработанной стратегии, которая начинается с определения миссии и общей цели функционирования коллектива. При этом цели предприятия могут меняться в зависимости от конкретных обстоятельств. Например, основной целью предприятия на определенном этапе может быть не получение максимальной прибыли, а завоевание рынка. В этом случае получение максимальной прибыли отодвигается как бы на второй план, но в будущем, в случае завоевания рынка, предприятие может легко возместить недополученную прибыль.

В современных условиях перед предприятиями стоят иные цели и задачи, а получение прибыли находится не на первом месте.

Руководители предприятий  в большей степени озабочены  проблемами реализации продукции, возможностью выплаты заработной платы работникам.

На эффективность  работы предприятия и организацию  его финансовых отношений влияют следующие факторы:

• внутренние – зависящие от деятельности самого предприятия;

• внешние – не зависящие от него.

Они могут позитивно, т.е. положительно, благотворно, или негативно, т.е. отрицательно, влиять на деятельность предприятия.

К внутренним относят факторы, связанные:

• с личностью  руководителя;

• с ускорением НТП;

• с совершенствованием организации производства, труда  и управления (менеджментом) предприятием;

• с организационно-правовой формой хозяйствования;

• со спецификой производства и отрасли;

• с качеством и конкурентоспособностью продукции;

• с амортизационной  и инвестиционной политикой и  т.п.

К внешним относят факторы, связанные с изменениями:

• конъюнктуры  мирового и внутреннего рынка;

• политической обстановки;

• инфляционных процессов и экономической политики государства и т.п. [1, С.65].

3. Черты, характеризующие  предприятие

Если не брать  во внимание все разнообразие видов  продукции (работ, услуг), производимых конкретными предприятиями, можно выделить общие черты, которые свойственны всем им.

Предприятие —  это:

1) организационное  единство, т.е. определенным образом  организованный коллектив со  своей внутренней структурой и порядком управления, объединенный общим процессом труда;

  1. определенный комплекс средств производства. Совокупность средств производства для каждого предприятия, производящего определенный вид продукции или услуг, имеет свои особенности, специфику технологии. Предприятие объединяет экономические ресурсы для производства экономических благ с целью максимизации прибыли;
  2. обособленное имущество: предприятие имеет собственное имущество, которое самостоятельно использует в определенных целях;
  3. имущественная ответственность: предприятие несет полную ответственность всем своим имуществом по различным обязательствам;
  4. предприятие предполагает единоначалие, основывается на прямых административных формах управления;
  5. выступает в хозяйственном обороте от собственного имени;
  6. экономически самостоятельно и обособленно, осуществляет самостоятельно оперативную хозяйственную деятельность, различного вида сделки и операции, получает прибыль, несет убытки, за счет прибыли обеспечивает финансовое положение и дальнейшее развитие производства [3, С.91].

Совокупность  и единство признаков придают  определенность и целостность предприятию как особому, отдельному звену хозяйственной системы.

 

Заключение

Экономика любой  страны представляет собой сложный  экономический механизм, различные  элементы которого взаимодействуют  между собой и обусловливают  взаимное развитие друг друга. Она представляет собой огромное число хозяйствующих субъектов (предприятий, фирм, организаций), создающих разнообразные товары и услуги.

Предприятие (фирма) является структурным звеном экономики в целом.

Решение основной экономической проблемы осуществляется на двух уровнях: на уровне народного хозяйства с отраслями и на уровне предприятия.

На уровне народного  хозяйства решение основной экономической проблемы состоит в повышении благосостояния населения посредством проведения структурных изменений в производстве, установления приоритетов в развитии отраслей, перераспределения материальных благ между отраслями производства и создание условий для динамичного развития экономики в будущем.

На уровне предприятия  решение основной экономической проблемы осуществляется в форме создания конкретных видов продукции (услуг, работ). Каждый субъект хозяйствования в соответствии со спросом и предложением определяет, что, в каких количествах и в какой манере производить, с тем, чтобы обеспечить максимум прибыли, обеспечивающей экономический рост и определенный стандарт жизни его работников.

Предприятие (фирма) как экономическая система является основным звеном, где происходит непосредственное решение основной экономической проблемы. Оно предоставляет рабочие места, выплачивает зарплату, участвует в осуществлений социальных программ.

В современных  условиях именно от государства в  значительной мере зависит эффективность  деятельности российских предприятий, прежде всего создание цивилизованного  рынка и правил игры на этом рынке, т. е. создание правовой основы, обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности, стабилизация экономики, обеспечение социальной защиты и социальных гарантий, защита конкуренции, разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства.

 

Список литературы:

  1. Герасимов Б.И., Косов Н.С., Дробышева В.В. и др. Экономическая теория. Ч.1. Введение в экономику. Микроэкономика. Тамбов.: ТГТУ, 2009. — 232с с. 

  1. Голиков М.Н. Микроэкономика.  Псков: ПГПУ, 2005. — 104 с.

  1. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий).  3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. — 560 с.

  1. Устинов И.Ю. Экономика. Микроэкономика.  Воронеж: ВАИУ, 2010. — 179 с. 

  1. Экономика предприятия.  Под ред. Горфинкеля В.Я., Швандара В.А. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 670 с. 


Информация о работе Предприятие в рыночных условиях