Прибыль предприятия и механизм ее использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: Изучение основных проблем, касающихся планирования, формирования и распределения прибыли на предприятии, а также выявить влияние использования прибыли на финансовое положение предприятия. Исходя из поставленной цели, можно сформировать задачи.
Задачами данной работы являются, – рассмотрение прибыли как экономической категории, функций и видов прибыли, её роль, а также определение факторов роста прибыли, процессов планирования, формирования и распределения прибыли. Дать характеристику рентабельности предприятия, изложить пути увеличения прибыли.

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 56.22 Кб (Скачать файл)

2.    Распределительная функция заключается в том, что при ее участии происходит распределение прибыльного продукта между сферой производства и непроизводственной сферой, между предприятием и обществом, предприятием и работниками.

3.    Стимулирующая функция. Прибыль стимулирует применение технического прогресса в производстве, стимулирует повышение результативности или эффективности работы фирмы. Эффективность определяется отношением результата хозяйственной деятельности к затратам.

4.    Прибыль является основным элементом денежных накоплений, одним из главных источников образования доходной части государственного бюджета.

 

                                Факторы роста прибыли

Систематическое получение прибыли  является необходимой целью предпринимательской деятельности любого предприятия. Поэтому доминирующей проблемой для предприятия является максимизация прибыли, что означает разработку стратегии на систематическое увеличение прибыли и минимизацию издержек. Данная задача многоплановая, вот почему для своего решения она требует системного подхода.     

Из этого следует, что максимизация прибыли связана с процессом приращения предпринимательской прибыли. Это, в свою очередь, означает, что в расчетах требуется использование предельных величин: предельной прибыли, предельного дохода и предельных издержек.      

 Для того чтобы решить  вопрос максимизации прибыли,  важно также знать, действует  ли предприятие в условиях  свободной конкуренции или монопольного  рынка. 

 Для предприятия максимизация  прибыли заключается в выборе  такого объема реализации продукции,  при котором предельные издержки  предприятия в производстве и  при реализации равнялись бы  рыночной цене.  Иными словами, на рынке свободной конкуренции доход равен рыночной цене.       

 На рассматриваемом предприятии  существуют следующие резервы  увеличения прибыли:

-          увеличение объема производства и реализации выпускаемой продукции;

-     снижение себестоимости выпускаемой продукции;

-   повышение качества выпускаемой продукции.

Для максимизации прибыли рекомендуется  осуществлять следующие конкретные мероприятия:

1.Строгое соблюдение заключенных  договоров на выполнение работ.  Для предприятия особо важно  найти заказчиков на выполнение  престижных и наиболее нужных для рынка работ.

2.Проведение масштабной и эффективной  политики в области подготовки  персонала, что представляет собой  особую форму вложения капитала.

3.Повышение эффективности деятельности  предприятия по сбыту продукции.  Прежде всего, необходимо больше  внимания уделять повышению скорости  движения оборотных средств, сокращению  всех видов запасов, добиваться  максимально быстрого продвижения  готовых изделий от производителя  к потребителю.

4.Улучшать  качество выполняемых работ, что приведет к конкурентоспособности и заинтересованности выбора данного  предприятия заказчиками работ.  

5.Так же не последнюю роль   занимает увеличение объема производства выполняемых работ за счет более полного использования производственных мощностей предприятия.

6.Сокращение затрат на  производство за счет повышения уровня производительности труда, экономичного использования сырья, материалов, топлива, электроэнергии, оборудования

7.Сокращение непроизводственных  расходов и производственного  брака.

8.Применение самых современных  механизированных и автоматизированных  средств  для выполнения работ.

9.Рассмотреть и устранить причины возникновения перерасхода финансовых ресурсов на управленческие и коммерческие расходы.

10.Повысить   в   составе   реализации   удельного   веса   мелкооптовой продукции.

11.Совершенствовать         рекламную         деятельность,         повышать эффективность отдельных рекламных мероприятий.

12.Осуществлять   эффективную ценовую политику, дифференцированную по отношению к отдельным категориям покупателей.

13.Осуществить    мероприятия,     направленные    на улучшение материального климата в коллективе, что в конечном итоге отразиться на повышении производительности труда.

14.Осуществлять постоянный контроль    за    условиями хранения    и транспортировки сырья и готовой продукции.  

 Выполнение этих предложений  значительно повысит получаемую  прибыль на предприятии. Необходимо, чтобы предприятие гораздо больше  времени уделяло таким сферам, как реализация и сбыт продукции,  так как нужды и запросы  потребителей становятся чрезвычайно  индивидуализированными, а рынки  очень разнообразными по своей  структуре. Максимальное получение  прибыли в основном связывается  со снижением производственных  издержек. Однако, в условиях, когда  самими затратами предприятие  может управлять, в основном только расход их количества, а цена на каждый входной материал (ресурс) практически неуправляемая, а в условиях не замедляющейся инфляции и бесконтрольности, предприятие крайне ограничено в возможности снижать производственные издержки, добиваясь таким путем увеличения прибыли. Поэтому, здесь возникает необходимость переоценки других качественных характеристик, влияющих на увеличение доходов предприятия. Современное производство должно соответствовать следующим параметрам:

1.Обладать большой гибкостью, способностью быстро менять предлагаемые услуги, так как неспособность постоянно приспосабливаться к запросам потребителей, обречет предприятие на банкротство.

2.Технология производства осложнилась на столько, что требует совершенно новые формы контроля, организации и разделения труда.

3.Требования к качеству не просто возросли, а совершенно изменили характер. Мало выполнять хорошо работы, необходимо еще думать о поиске новых заказчиков, о предоставлении потребителям дополнительных фирменных услуг.

4.Резко изменилась структура  издержек производства. Одновременно  все более возрастает доля  издержек, связанных с реализацией  продукции. Все это требует  принципиально новых подходов  к управлению и организации  производства, непосредственно касается  и управления прибылью. Более  того, они должны найти достойное  место в разработке управления  ею в рамках предприятия в  целом.

5.Особой проблемой является  и повышение эффективности деятельности  предприятия по поиску заказчика.  Прежде всего необходимо больше внимания уделять повышению скорости движения оборотных средств, сокращения всех видов запасов, добиваться максимально быстрого выполнения работ. Осуществляя тактику постоянных улучшений даже в давно известных услугах и работ,  можно обеспечить себе неуклонный рост доли рынка, объемов  предлагаемых работ и доходов.

                           

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        Рентабельность предприятия

Кроме абсолютного размера прибыли  показателем эффективности предприятия  выступает рентабельность. При принятии решений, связанных с управлением  процессами формирования прибыли, используются показатели рентабельности капитала, издержек и продаж.         

 Рентабельность является одной  из базовых экономических категорий  экономики, Толкование термина  «рентабельность» не вызывает  особых разногласий, поскольку  под ним понимается отношение,  в числителе которого всегда  фигурирует прибыль. Рентабельность  капитала исчисляется как отношение  прибыли к капиталу (активам), рентабельность  издержек – как отношение прибыли  к себестоимости (издержкам), рентабельность  продаж – отношение прибыли  к цене (выручке от реализации).

Показатели рентабельности характеризуют  эффективность работы предприятия  в целом, доходность различных направлений  деятельности (производственной,  предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политики ценообразовании.          

 При расчётах показателей  рентабельности также исходят  из разных величин, составляющих  прибыль, - балансовой прибыли, прибыли  от реализации, чистой прибыли  /19/.                  

 Основные показатели рентабельности:

·   рентабельность продукции (издержек);

·   рентабельность продаж;

·   рентабельность активов;

·   рентабельность текущих активов;    

 Рентабельность продукции (издержек) (Рпр) определяется как отношение прибыли от реализации продукции  (Пр) к полной себестоимости реализованной продукции (С)

Рпр = Пр/С *100%             

Этот показатель характеризует  выход прибыли в процессе реализации продукции на единицу издержек в  основной деятельности предприятий.    

 Рентабельность продаж ROS определяется  как отношение прибыли от реализации (Пр) к выручке от реализации без налогов, включаемых в цену продукции (В)

ROS = Пр/В*100%           

Рентабельность продаж характеризует  доходность основной деятельности предприятия. Менеджеры используют этот показатель для контроля над взаимосвязью между  ценами, количеством реализованного товара и величиной издержек производства и реализации продукции.    

 Рентабельность активов ROA определяется  как отношение прибыли (балансовой  или чистой) (Пб или Пч) к средней величине активов за определённый период (Аср)

ROA=Пб (или Пч)/Аср*100%              

Этот показатель служит для определения  эффективности использования капиталов  на разных предприятиях и в отраслях, поскольку даёт общую оценку доходности вложенного в производство капитала, как собственного, так и заёмного, привлекаемого на долгосрочной основе.     

 Рентабельность активов ROA также  можно представить как произведение  показателей, характеризующих эффективность  использования материальных и  финансовых ресурсов: рентабельности  продаж ROS и оборачиваемости активов  (Оа)

ROA = ROS*Oa                         

Отсюда просматривается взаимосвязь  между размером прибыли, содержащейся в цене продукции, и скоростью  оборота активов. Чем меньше

доля прибыли в цене, тем больше должна быть скорость оборота, чтобы  рентабельность вложений в предприятие  была достаточной, и наоборот.    

 Рентабельность текущих активов  (Рта) представляет собой отношение чистой прибыли(Пч) предприятия к средней величине текущих активов (оборотных средств) предприятия (А т.ср)

Ртач/А т. ср*100%                    

Этот показатель характеризует  величину прибыли, полученной с каждого  рубля, вложенного в текущие активы.

   

                                    Механизм использования прибыли

Прибыль на предприятии  зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую прибыль до налогообложения. Ее название говорит само за себя. Она состоит из доходов и расходов по обычным видам деятельности (выручка от реализации продукции за минусом косвенных налогов минус себестоимость реализованной продукции минус коммерческие и управленческие расходы), итогом которых является прибыль от продаж, и прочих доходов и расходов (проценты к получению, проценты к уплате, доходы от участия в других организациях, прочие доходы, прочие расходы). Прибыль до налогообложения определяется суммированием вышеперечисленных прибылей и убытков.

Согласно ПБУ 9/99, доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения  обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением  вкладов участников (собственников  имущества).

Не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц:

- сумм налога  на добавленную стоимость, акцизов,  налога с продаж, экспортных пошлин  и иных аналогичных обязательных  платежей,

- по договорам  комиссии, агентским и иным аналогичным  договорам в пользу комитента,  принципала и т.п.,

- в порядке предварительной  оплаты продукции, товаров, работ,  услуг,

- авансов в счет  оплаты продукции, товаров, работ,  услуг,

- задатка,

- в залог, если  договором предусмотрена передача  заложенного имущества залогодержателю,

- в погашение  кредита, займа, предоставленного  заемщику.

Доходами от обычных  видов деятельности является выручка  от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением  работ, оказанием услуг (далее - выручка). Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в  денежном выражении, равной величине поступления  денежных средств и иного имущества  и (или) величине дебиторской задолженности. При образовании в соответствии с правилами бухгалтерского учета резервов сомнительных долгов величина выручки не изменяется.

Информация о работе Прибыль предприятия и механизм ее использования