Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 19:20, курсовая работа
Слово «кризис» в 2008-2010 годах звучало, наверное, чаще любого другого слова. И сейчас как никогда важно владеть актуальной информацией об экономическом кризисе. Необходимо понять, что полезного можно извлечь из сложившейся ситуации, когда и какое решение стоит принять, чтобы правильно и вовремя среагировать на, те или иные изменения в работе, политике, экономике, обществе. Многие эксперты дают абсолютно противоположные оценки тем или иным тенденциям развития ситуации, связанной с мировым кризисом. Например, генеральный директор Конфедерации британской промышленности Джон Кридленд считает, что в 2010-2011 годах экономика будет медленно расти.
Введение………………………………………………………………………...2
Глава1. Теоретический анализ причин кризиса…………………………..4
1.1. Циклический кризис через призму развития национального хозяйства………………………………………………………………………...4
1.2. Нециклические кризисы и антикризисная политика государства…7
Глава 2. Ход и проявление финансового кризиса 2008г………………….10
2.1. Мировой финансовый кризис 2008г. и его влияние на российскую экономику……………………………………………………………………….10
2.2. Причины и хронология финансового кризиса в России 2008г……...13
2.3. Хронология дальнейшего развития кризиса 2009-2010гг……………19
Глава 3. Роль государства в преодолении финансового кризиса и его социально-экономические последствия……………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………...36
Список использованной литературы………………………………………..38
Как и три месяца назад, более всего пострадали расходы на одежду/обувь/аксессуары. Траты на эту категорию товаров снизили половина (50%) участников международного опроса. Менее всего подверглись сокращению расходы на IT услуги (цифровое ТВ, домашнее подключение к интернету, кабельное ТВ и пр.).
Если сравнивать итоги опроса в различных регионах мира, то видно, что Латинская Америка более других регионов сократила расходы на все категории в целом (47%), а жители Азиатско-Тихоокеанского региона, напротив, меньше всего экономили за последние три месяца (27%).
Среди жителей разных
стран, больше всего пришлось урезать
свои траты жителям Мексики (59%), Исландии
(47%), США (46%), Аргентины (46%) и Румынии
(45%). Гораздо меньше экономили на
перечисленных товарах и
Интересно, что американцы, которые достаточно уверенно выглядят почти во всех вопросах, всё ещё очень осторожны во всем, что касается денежных расходов. Средняя доля жителей США, сокративших свои расходы на 12% больше, чем общемировой показатель (46% против 34%). Американцы занимают третье место по числу граждан сокративших расходы.
Доли респондентов сокративших расходы, % (распределение по странам):
Статья Расходов
Страна |
Одежда/обувь и аксессуары |
Развлечения |
Крупные покупки |
Отдых/путешествия |
Продукты питания |
Транспорт |
Мобильную связь |
Медицина и здоровье |
Ремонт и обустройство дома |
Кабельное ТВ |
Домашний интернет |
Средний показатель по странам |
Мексика |
77 |
69 |
66 |
67 |
78 |
66 |
63 |
58 |
49 |
32 |
29 |
59 |
Исландия |
70 |
66 |
72 |
74 |
59 |
40 |
47 |
34 |
22 |
25 |
13 |
47 |
США |
67 |
66 |
58 |
60 |
59 |
50 |
47 |
28 |
27 |
28 |
14 |
46 |
Аргентина |
61 |
61 |
63 |
56 |
66 |
56 |
33 |
39 |
25 |
22 |
19 |
46 |
Румыния |
66 |
51 |
67 |
51 |
63 |
60 |
29 |
48 |
34 |
17 |
12 |
45 |
Франция |
60 |
60 |
56 |
53 |
51 |
50 |
43 |
35 |
23 |
26 |
16 |
43 |
Болгария |
68 |
54 |
63 |
52 |
55 |
63 |
39 |
37 |
29 |
10 |
6 |
43 |
С.Аравия |
48 |
45 |
50 |
55 |
43 |
48 |
45 |
52 |
31 |
24 |
23 |
42 |
Италия |
65 |
58 |
46 |
52 |
46 |
34 |
18 |
45 |
18 |
23 |
19 |
39 |
Великобритания |
57 |
52 |
48 |
45 |
53 |
44 |
32 |
29 |
18 |
16 |
13 |
37 |
Бразилия |
57 |
44 |
52 |
42 |
38 |
45 |
29 |
45 |
21 |
11 |
15 |
36 |
Япония |
63 |
52 |
39 |
48 |
53 |
28 |
45 |
28 |
20 |
9 |
9 |
36 |
Австралия |
52 |
54 |
46 |
45 |
49 |
37 |
31 |
28 |
22 |
11 |
10 |
35 |
Индия |
52 |
40 |
35 |
48 |
33 |
35 |
47 |
35 |
13 |
20 |
12 |
34 |
Канада |
53 |
57 |
43 |
45 |
40 |
30 |
29 |
27 |
18 |
20 |
12 |
34 |
Испания |
52 |
53 |
36 |
45 |
40 |
35 |
18 |
40 |
7 |
7 |
10 |
31 |
Китай |
35 |
41 |
39 |
45 |
30 |
36 |
30 |
26 |
24 |
19 |
18 |
31 |
ОАЭ |
42 |
40 |
48 |
43 |
27 |
40 |
24 |
28 |
12 |
15 |
14 |
30 |
Россия |
38 |
52 |
48 |
46 |
23 |
40 |
21 |
22 |
21 |
7 |
7 |
30 |
Кувейт |
27 |
27 |
28 |
32 |
23 |
21 |
13 |
23 |
8 |
12 |
16 |
21 |
Швейцария |
28 |
27 |
26 |
28 |
27 |
17 |
14 |
22 |
11 |
7 |
8 |
20 |
Австралия |
29 |
27 |
24 |
26 |
27 |
16 |
27 |
15 |
6 |
7 |
9 |
19 |
Нидерланды |
30 |
30 |
24 |
21 |
37 |
14 |
13 |
11 |
3 |
4 |
4 |
17 |
Средний показатель по категории |
50 |
47 |
45 |
45 |
43 |
38 |
31 |
31 |
19 |
15 |
13 |
34 |
«Всемирный барометр финансового кризиса» - это международный проект, основной задачей которого является оценка восприятия финансового кризиса в разных странах. Проводится крупнейшими независимыми исследовательскими компаниями, входящими в международную исследовательскую сеть WIN каждые 3 месяца.
В третьей волне приняли участие 21 тыс. 88 респондентов из 22 стран мира, в том числе представители государств «Большой восьмерки» и жители стран БРИК. Опрос проводился с середины июня по конец июля 2009 года, Выборка по каждому из государств репрезентирует взрослое население страны.
WIN (Worldwide Independent Network of Market
Research) – это международная
Экономические
последствия финансового
Спад мировой экономики повлиял на развитие российской экономики. Снижение притока иностранного капитала, падение цен на нефть сказалось на изменении российских базовых макроэкономических показателей. Например, в 2009 году наблюдается спад индекса промышленного производства и ВВП.
2008 год |
2009 год | ||||||
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
год | |||
ВВП |
105.6 |
90.2 |
91.1 |
95.2 |
95.2 |
91.5 | |
Индекс потребительских цен, за период, к концу предыдущего периода |
113.3 |
105.4 |
101.9 |
100.6 |
100.7-100.8 |
108.8 | |
Индекс промышленного производства |
102.1 |
85.7 |
84.6 |
89.0 |
95.0 |
88.5 | |
Индекс производства продукции сельского хозяйства |
110.8 |
102.3 |
100.9 |
98.0 |
100.8 |
100.5 | |
Инвестиции в основной капитал |
109.8 |
84.4 |
79.0 |
81.0 |
85.1 |
82.4 | |
Объемы работ по виду деятельности «Строительство» |
112.8 |
80.7 |
80.7 |
82.8 |
83.8 |
82.0 | |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
102.9 |
99.9 |
102.6 |
95.4 |
104.5 |
100.7 | |
Реальная заработная плата |
111.5 |
99.2 |
96.1 |
94.8 |
96.8 |
96.6 | |
Оборот розничной торговли |
113.5 |
99.9 |
94.4 |
90.6 |
93.2 |
94.3 | |
Объем платных услуг населению |
104.8 |
99.1 |
95.3 |
93.6 |
93.6 |
95.5 | |
Экспорт товаров, млрд. долл. США |
471.6 |
57.4 |
68.3 |
82.5 |
96.8 |
305.0 | |
Импорт товаров, млрд. долл. США |
291.9 |
38.4 |
43.9 |
49.3 |
63.6 |
195.1 | |
Средняя цена за нефть Urals, долл. США/баррель |
94.4 |
43.5 |
58 |
68 |
74.5 |
61.0 |
Основные показатели развития экономики
Однако кризис вызвал не только отрицательные, но и положительные изменения в экономике.
К отрицательным последствиям можно отнести следующие:
- падение цен на
нефть. Возникли проблемы с
инвестированием в этот сектор,
а также появился риск замедлен
- произошло сокращение
темпов роста российской
- 2008 год стал последним
годом прироста
- сокращение государственных
проектов в области
- рост безработицы.
Кризис коснулся уже каждого
предприятия и каждого
Из положительных моментов
последствий финансового
- оживление предпринимательской инициативы;
- замещение импортных
товаров отечественными. Данные
за первый месяц 2009 года показывают,
что снижение импорта
- разорение
- повышение уровня
конкуренции и как следствие,
снижение цен на некоторые
товары. Кризис в России уже
вызвал снижение цен на бензин,
на недвижимость и землю.
Заключение
Исследовав причины
и последствия финансового
Таким образом, сегодня перед Правительством России стоит важная задача – продумать ряд антикризисных мер во всех сферах общественной жизни и осуществить их с минимальными потерями для страны и её населения.
В условиях мирового финансового кризиса российское правительство стремится поддержать население. Здесь важен выбор мер стимулирующей политики, чтобы помощь получали именно те, кто в ней действительно нуждается, а бюджетные расходы не приводили к дополнительному росту инфляции. Сегодня антикризисную политику РФ трудно охарактеризовать однозначно, поскольку власти по-прежнему проявляют сдержанность, когда речь заходит о бюджетной поддержке экономики, но в области нефинансовых стимулирующих мер активность властей беспрецедентна.
Среди слабых сторон указанной
политики, во-первых, следует отметить
неэффективность механизма
Среди сильных сторон антикризисной политики РФ следует отметить увеличение количества мероприятий по стимулированию инноваций (развитие спроса на инновации со стороны крупного бизнеса; меры по финансовой поддержке тех, кто уже ведет НИОКР и разрабатывает новую продукцию; стимулирование создания новых инновационных компаний). Кроме того, основные усилия будут направлены на выполнение в полном объеме социальных обязательств государства перед населением и на развитие человеческого потенциала. Одной из основных задач является сохранение и наращивание промышленного и технологического потенциала.
При разработке антикризисных программ необходимо учитывать накопленный мировой опыт борьбы с кризисами. Он свидетельствует о том, что помощь должна предоставляться лишь тем компаниям и банкам, которые испытывают временные трудности, но сохраняют платёжеспособность. Практика доказывает, что неизбирательное представление государственной поддержки предприятиям и банкам безотносительно к состоянию их балансов не ускоряет выход из кризиса и не смягчает его последствия.
Мировой финансовый кризис выявил необходимость осуществления совместных скоординированных действий со стороны правительств развитых и развивающихся стран по его преодолению. Об этом, в частности, говорится в Декларации саммита «Группы 20» по финансовым рынкам и мировой экономике, прошедшего 17 ноября 2008 года в Вашингтоне. В Декларации содержится поручение правительствам стран «Группы 20» и экспертному сообществу подготовить предложения по совместным действиям, направленным на преодоление мирового кризиса. Среди мер, которые необходимо осуществить в среднесрочной перспективе, следует выделить следующие:
- выработка новых правил
регулирования финансовых
- расширение финансовых
возможностей МВФ, в настоящее
время недостаточных для решени
- создание единой системы
регулирования деятельности
- создание в финансовой
сфере новой международной
Анализируя споры аналитиков о причинах кризиса, я могу отметить, что мировая экономика рушится в результате своего несовершенства. И выражается оно, прежде всего, в несовершенстве мировой банковской системы, поскольку приоритетной задачей современных банкиров стала спекуляция, а не анализ рисков.
Проведённый выше анализ опирался на рассмотрение финансового кризиса 2008 - 2009 годов, который по праву можно считать наиболее глубоким и драматичным за последние несколько десятилетий развития мировой экономики.
Список использованной литературы
1. А.Кудрин. Мировой
финансовый кризис и его
2. Б.Т. Кузнецов. Макроэкономика.
3. В.К.Ломакин. Мировая экономика.
4. Е.А. Киселёва, М.Н. Чепурин. Курс экономической теории.
5. Журнал «Вопросы экономики»№1,2, 2009 под общ. ред. Л.Абалкина.
6. www.mirovoy-crisis.ru
7. www.vedomosti.ru
8. www.Wikipedia.ru
9. www.rian.ru
10. www.rg.ru
Информация о работе Причины и последствия российского финансового кризиса 2008 года