Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 00:06, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время при формировании проекта бюджета среди политиков достаточно острому обсуждению подлежат вопросы снижения темпов инфляции, а также вопросы взаимосвязи инфляции и экономического роста. Считается, что инфляция является тормозом развития российской экономики, так как стремление снизить денежное предложение из опасения усилить инфляцию не стимулирует экономический рост. Поэтому на сегодняшний день актуальным является рассмотрение существующих проблем российской инфляции и антиинфляционных мер, принимаемых государственными органами для снижения ее темпов.
ВВЕДЕНИЕ………………...……………………………………………...............3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФЛЯЦИИ.....….. …...…………………...5
1.1 Сущность и понятие инфляции………...........…………......………..…….5
1.2 Причины инфляции.....………...…………...................................................7
1.3Классификация видов инфляции………......................................................8 2 ИНФЛЯЦИЯ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ………..………………………14
2.1 Особенности инфляции в России: история и современность……….....14
2.2 Причины инфляции в России…………………………………………….15
2.3 Последствия инфляции России…...…………………...............................19
2.4 Антиинфляционная политика России …………...………….…………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………...…………………………………..…………………....23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………
Необходимо также отметить, что одним из препятствий является административное и государственное регулирование цен – Центральный банк должен оперативно корректировать инфляционный прогноз с учётом изменения цен, величину которых частично определяет государство. Использование механизма таргетирования в рамках долгосрочной перспективы будет наиболее эффективным лишь в условиях стабильной рыночной экономики, уровня инфляции менее десяти процентов, отсутствия внешних долгов, эффективной системы налогообложения, развитой банковской системы, эффективного и устойчивого производства [11, c.230].
Для стабилизации денежной системы и осуществления эффективной антиинфляционной политики государству необходимы:
• оздоровление экономики в целом, преодоление спада инвестиционной активности и обеспечение приемлемых темпов роста производства;
•.разработка и осуществление государственной экономической стратегии, способствующей становлению конкурентоспособного, высокотехнологического и наукоемкого производства;
•.усиление стимулов производственного накопления у предпринимателей и населения;
• изменение структуры производственных фондов в целях расширения производства товаров народного потребления;
• стимулирование кредитной инвестиционной деятельности банков;
• совершенствование налоговой системы, обращая особое внимание на регулирующую роль налогов;
• формирование и развитие единого общероссийского рынка товаров, кредита, валюты, земли, труда и т.д.;
• восстановление государственных структур управления и контроля за ценами, доходами, распределением материальных и финансовых ресурсов при сохранении свободных рыночных цен;
• создание условий для превращения зарубежных долларовых запасов в товары производственного назначения для национальной экономики;
•.изменение денежно-кредитной политики, а также платежно-расчетного механизма в пользу безналичных расчетов в целях тесной увязки всех элементов рыночных товарно-денежных отношений;
• стимулирование экспортной продукции, в том числе вооружения, и проведение разумной протекционной политики [12, c.234].
2.4 Антиинфляционная политика России
Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом инфляции различаются в зависимости от ее характера и уровня, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма.
Возможны два подхода к управлению хозяйством в условиях инфляции: один заключается в поиске адаптационной политики, т. е. приспособлении к инфляции, другой в попытке ликвидировать инфляцию антиинфляционными мерами [13, c.134].
Адаптационная политика построена на том, что все субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях учитывают инфляцию прежде всего через учет потерь от снижения покупательной способности денег. В мировой практике существует два метода компенсации потерь от снижения покупательной способности денег. Наиболее распространена индексация ставки процента. Как правило, эта операция сводится к увеличению ставки процента на величину инфляционной премии. Другой метод компенсации инфляции – индексация первоначальной суммы инвестиций, которая периодически корректируется согласно движению определенного, заранее оговоренного индекса.
Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг, факторинг. Это приводит к росту доли заемных средств относительно собственных и повышению финансового риска предприятий, риска неплатежеспособности (банкротства). В условиях инфляции фирмы вынуждены изменять политику использования прибыли. С одной стороны, для стимулирования экономического интереса к деятельности фирмы менеджеры вынуждены увеличивать средства, направляемые на материальное поощрение [14, c.505].
Антиинфляционные меры – это меры, направленные на сокращение государственного вмешательства в рыночные отношения. Ортодоксальная программа чисто монетаристского характера предусматривает широкое поле деятельности рынка наряду со свертыванием хозяйственной активности государства. Примером такой программы служит программа МВФ, принятая в России: либерализация условий деятельности фирм на внутреннем и мировом рынках, свободные цены при ограничении роста заработной платы и поддержании плавающего курса национальной валюты [14, c.125].
На практике при борьбе с высокой инфляцией в различных западных странах используются смешанные программы, в которых в различной степени используются рекомендации обеих программ. Страны с рыночной экономикой практически все прошли через инфляцию. Изучение их опыта дает ответ на многие вопросы. Однако в России своя специфика: отсутствие самонастраивающейся, саморегулирующейся рыночной экономической системы [15, c.130].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инфляция — это сложное многофакторное явление, которое характеризует нарушение воспроизводственного процесса, является результатом макроэкономической нестабильности, определенного дисбаланса между совокупным спросом и совокупным предложением и присуща экономике, использующей бумажно-денежное обращение.
Глубинные причины инфляции находятся как в сфере обращения, так и в сфере производства и очень часто обусловливаются экономическими и политическими отношениями в стране.
Западные экономисты, рассматривая причины инфляции, говорят о двух видах инфляции: инфляции спроса и инфляции предложения или издержек. Эти два вида инфляции связаны друг с другом и взаимодействуют между собой.
В условиях достаточно высокого общего экономического роста России инфляция создает серьезные проблемы всем: Правительству – съедает рост ВВП и делает недостижимой задачу его реального удвоения в течение 10 лет; бизнесу – лишает инвестиционных и кредитных возможностей; населению – не позволяет сделать необходимые накопления.
Проблема инфляции чрезвычайно серьезная и ее надо решать. Вопрос: как? Есть две основных точки зрения. Первая – инфляция имеет сугубо монетарные причины, и бороться с ней следует путем сдерживания роста (стерилизации) денежной массы, для чего и создан Стабилизационный фонд. Вторая – главной причиной инфляции является рост издержек, прежде всего, тарифов естественных монополий.
Основным методом борьбы с инфляцией является антиинфляционная политика, которая представляет собой систему мер по предупреждению и преодолению инфляции. Основными антиинфляционными мерами на период 2006-2009 г.г., утвержденными Правительством РФ являются: ограничение роста регулируемых цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля за издержками монополистов; сдерживание роста цен на ГСМ посредством стимулирования конкуренции, в том числе путем организации биржевой торговли, увеличения предложения на внутреннем рынке за счет снижения налоговой нагрузки и стимулирования технологического обновления нефтяного сектора; стимулирование роста предложения продовольственных товаров путем повышения уровня конкуренции, облегчения выхода на рынки крестьянских и фермерских хозяйств, совершенствования системы регулирования импорта сельскохозяйственной продукции; меры по повышению доверия населения к финансовым рынкам и банковской системе, направленные на увеличение склонности населения к сбережениям и замедление скорости обращения денег; проведение консервативной денежной и бюджетной политики.
Перечисленные меры помогут сбить темпы инфляции лишь на конкретный временной период, но для ценовой стабильности в долгосрочной перспективе необходим переход от разрозненных мер к единой комплексной программе по снижению темпов инфляции. В рамках данной программы необходимо обеспечить формирование научно обоснованной ценовой политики и создание благоприятных макроэкономических условий. Ценовая политика должна базироваться на следующих принципах: демонополизации экономики и рынков; стимулирование рыночной конкуренции; уменьшение числа торговых посредников; правовое регулирование торговых наценок посредников с учетом социальной значимости товаров и услуг; жесткий контроль за соблюдением установленных предельных значений цен (тарифов) на продукцию естественных монополий и услуги ЖКХ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Экономическая учебная и специальная литература
1 Экономическая теория: Учебное пособие / Т.Д. Викулина. - 2-e изд. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013. - 209 с.
2 Экономика: Учебник / Е.С. Дубровская. - М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2012. - 256 с.
3 Макроэкономика/Н.С.Косов, Н.И.Саталкина, Ю.О.Терехова - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 264 с.
4 Денежное обращение, финансы, кредит и налоговая система : Учеб. пособие / М.М. Купцов. - 2-e изд. - М.: ИД РИОР, 2009. - 121 с.
5 Национальная экономика: Учебник / Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова; Под общ. ред. Р.М. Нуреева. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 655с.
6 Россия: особенности институционального развития / Р.М. Нуреев. - М.: НОРМА, 2009. - 448 с.
7 Деньги. Кредит. Банки: Учебное пособие / И.Н. Олейникова. - М.:Магистр, 2009. - 509 с.
8 Бизнес в России: инновации и модернизационный проект: Монография/Полетаев В. Э. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 624 с.
9 Финансы, денежное обращение и ипотека: Учебное пособие/И.В.Попова - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 304 с.
Электронные ресурсы
10 Золотарчук В. В. Макроэкономика:
Учебник/ В. В. Золотарчук. - М.: ИНФРА-М,
2011.- 608 с..- (Высшее образование)-Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.
11 Основы экономической теории [Электронный
ресурс] : учебник / В.Л. Клюня и др.; под
ред. В.Л. Клюни, Н.В. Черченко. - 3-е изд.,
испр. - Минск: Выш. шк., 2008. - 238 с. - Режим
доступа: http://elibrary.ru/defaultx.
12 Лаптев, С. В. Основы теории государственных
финансов [Электронный ресурс]: учеб. пособие
для студентов вузов, обучающихся по специальностям
«Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет,
анализ и аудит», «Мировая экономика»
/ С. В. Лаптев. - 2-е изд., перераб. и доп. -
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 240 с. - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.
13 Экономическая система России: стратегия развития [Электронный ресурс] / Под ред. И. К. Ларионова, С. Н. Сильвестрова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 336 с. - Режим доступа: http://znanium.com/index.php.
14 Расков, Н. В. Макроэкономика для менеджеров [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н. В. Расков; Высшая школа менеджмента СПбГУ. . 3-е изд., испр. и доп. . СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента»; 2011. - 212 с. - Режим доступа: http://znanium.com/index.php.
15 Щеголева, Н. Г. Деньги и денежное обращение [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Н. Г. Щеголева, А. И. Васильев. - 3-е изд., доп. - М.: МФПА, 2011. - 184 с. - Режим доступа: http://znanium.com/index.php.