Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 19:25, контрольная работа
Одним из главных факторов, определяющих хозяйственную динамику, является конкуренция. Она выступает своего рода сердцевиной рыночного механизма.
Конкуренция (от латинского «конкурро» — сталкиваться)- соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли, продажи товаров. Благодаря конкуренции рыночная цена поддерживается на уровне равновесной. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами.
Введение ……………………………................................................................
3
Причины существования несовершенной конкуренции общие черты её рыночных структур……………………………………………………
Виды несовершенной конкуренции и их признаки………………
Контрольные тестовые задания ...............................................
4
6
10
Задача ..........................................................................................
11
Заключение……………………………………………………………………………………….
Список литературы ................................................
Экономическая теория.
Причины существования несовершенной конкуренции и общие черты ее рыночных структур. Виды несовершенной конкуренции и их признаки.
Вариант 19
План работы
Стр.
Введение ……………………………................... |
3 |
Виды несовершенной конкуренции и их признаки………………
|
4 6 10 |
|
11 |
Заключение……………………………………………………
Список литературы .............................. |
13 14 |
Введение.
Одним из главных факторов, определяющих хозяйственную динамику, является конкуренция. Она выступает своего рода сердцевиной рыночного механизма.
Конкуренция (от латинского «конкурро» — сталкиваться)- соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли, продажи товаров. Благодаря конкуренции рыночная цена поддерживается на уровне равновесной. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами.
Конкуренция в рыночной экономике выполняет важнейшую функцию : она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит и общества в целом.
В зависимости от того каким
образом конкурируют между
Совершенная конкуренция - тип рыночной структуры, при которой ни один из её субъектов не способен повлиять на изменение рыночной цены.
Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий свободной конкуренции.
Моя задача ответить на вопросы : какие причины существования несовершенной конкуренции и выделить общие черты её рыночных структур. А также рассказать о видах несовершенной конкуренции и их признаках.
Предпосылками несовершенной конкуренции являются:
1. значительная доля рынка у отдельных производителей;
2. наличие барьеров проникновения в отрасль;
3 неоднородность продуктов;
4. несовершенство (неадекватность) рыночной информации.
Одна из причин появления существования монополии состоит в таком соотношении между размерами рынка и эффективной мощностью предприятий, которая требует существования нескольких или одного производителя.
Одной из причин существования чистой монополии могут быть природные (единственный источник сырья) и технологические (эксплуатация изобретения без передачи прав на его использования) ресурсы.
Несовершенная конкуренция - ситуация на рынке, позволяющая производителю воздействовать на рыночные цены.
Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: чистая монополия; олигополия; монополистическая конкуренция. Их черты можно представить следующей таблицей.
Основные характеристики трех типов несовершенной конкуренции.
Характерная черта |
Чистая монополия |
Олигополия |
Монополистическая конкуренция |
Число фирм |
Одна |
Несколько |
Много |
Тип продукта |
Уникальный, близких заменителей нет |
Стандартизированный |
Дифференцированный |
Контроль над ценами |
Полный |
Ограниченный взаимозависимостью |
Небольшой |
Условия вступления в отрасль |
Блокировано |
Трудно |
Сравнительно легко |
Типичные отрасли |
Местные предприятия коммунального хозяйства |
Металлургия, автомобиле- И станкостроение, нефтедобыча |
Розничная торговля, швейная, обувная промышленность |
Виды несовершенной
Рынок чистой монополии.
Монополия (от греческого — «монос» — один, «полео» — продаю) - это господство одного производителя и продавца на рынке. Как правило, монополия - это крупная фирма, выпускающая товар, не имеющий близких заменителей. Поэтому монополист может устанавливать цены на свою продукцию, а покупатель стоит перед дилеммой - или покупать товар по предложенной цене, или обходиться без него. Монополия сохраняется благодаря наличию экономических, технических и юридических барьеров.
Различают три вида монополии.
-«Закрытую», когда защита от проникновения на рынок обеспечивается юридическим путем. Так, в фармацевтической отрасли компания, создавшая новое лекарство, имеет монопольное право (на основе патента) на его использование в течение 15–20 лет.
-«Естественную», когда защита обеспечивается использованием какого-либо ресурса, раздел которого между несколькими участниками рынка экономически нецелесообразен. Например, строительство второго метрополитена или параллельной сети магистральных трубопроводов является экономическим абсурдом.
-«Открытую», когда положение монополиста сложилось исторически и никакой специальной защиты нет.
Основные признаки монополии:
Роль монополии в экономике двойственна:
Положительная сторона в том, что продукция монополистических компаний отличается, как правило, высоким качеством, а крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и экономить ресурсы.
Отрицательный эффект состоит в том, что монополия, господствуя на рынке и имея большие прибыли благодаря монопольно высокой цене, ограничивает выпуск продукции. Кроме того, в условиях , когда нет конкуренции, монополия теряет стимул для повышения эффективности за счёт технического прогресса.
Учитывая
это, государство старается
Олигополия
Олигополия (от греч. oligos - малочисленный и poleo -продаю, торгую) - тип рынка, когда в каждой отрасли хозяйства господствует не одна, а несколько фирм. Иными словами, в олигополистической отрасли производителей больше чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Как правило, насчитывает от трех и более участников.
Для олигополии характерны три признака:
– в отрасли присутствуют две или несколько конкурирующих фирм, так что отрасль не является монополизированной;
–
кривая спроса каждой фирмы
имеет падающий характер, поэтому
в отрасли не действуют
– в отрасли функционирует по крайней мере одна крупная фирма, любое действие которой вызывает ответную реакцию конкурентов, поэтому нельзя считать, что в отрасли наблюдается монополистическая конкуренция.
Отличается от других типов несовершенной конкуренции тем, что имеет место взаимозависимость фирм в отрасли. Олигополисты - не только конкуренты, но и одновременно негласные партнеры. При небольшом количестве производителей в отрасли фирме-олигополисту необходимо планировать свою стратегию с учетом поведения других участников рынка. Олигополисты как бы находятся в «одной лодке». Оказывает на развитие экономики двоякое воздействие. С одной стороны, выступает антиподом монополии, с другой - препятствует развитию совершенной конкуренции.
Монополистическая конкуренция
Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют многие фирмы, тайный сговор между которыми практически невозможен. Каждая отдельная фирма действует на свой страх и риск, сама определяет ценовую политику.
Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено точной абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории.
Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает некоторой монопольной властью над своим товаром: она может повышать или же понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов. Однако эта власть ограничивается как наличием достаточно большего количества производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль других фирм. Например, «фанаты» кроссовок фирмы «Рибок» готовы заплатить за ее продукцию большую, чем за товары других фирм цену, однако если разница в ценах окажется слишком значительной, покупатель всегда найдет на рынке аналоги менее известных фирм по более низкой цене. То же относится к продукции косметической промышленности, производству одежды, обуви и т.д.
Рассмотрим признаки,
характеризующие
1. Так
как производителей много, и
все они выпускают
2. Так
как фирм-производителей много,
3. Каждая
фирма, являясь полностью
4. Дифференциация продукта является одним из основных признаков монополистической конкуренции.
Прежде
всего, конечно, дифференциация идет по
качеству. Одни и те же потребности
можно удовлетворить
Одни и те же товары могут продаваться в различной упаковке и различной фасовке, на них могут стоять разные торговые марки и торговые знаки. Большое значение для потребителя может играть в выборе товара близость расположения магазина, где его можно купить, поэтому размещение торговых точек - это тоже условие дифференциации покупаемого товара.
5. Все
перечисленные условия
6. И последний
признак - относительно большая
возможность вступления в
Обоснование ответа:
В этом процессе деньги играют роль посредника в процессе обмена. Деньги остаются постоянно в обмене и непрерывно его обслуживают что создает условия для товаропроизводителя преодолеть индивидуальные, временные и пространственные границы, которые характерны при прямом обмене товара на товар. Это значит, что деньги способствуют развитию товарного обмена.
Обоснование ответа:
экономические издержки — выплаты, которые фирма осуществляет поставщику ресурсов, чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в альтернативных производствах. Эти выплаты, которые фирма несет из своего кармана, могут быть внешними и внутренними. В этой связи можно говорить о внешних (явных, или денежных) и внутренних (неявных, или имплицитных) издержках.