Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 19:52, лекция
Принцип убывания предельной и общей полезности можно наглядно проиллюстрировать на простом примере, который поможет нам понять, что такое “потребительское равновесие”. Пусть потребителю предстоит сделать выбор всего из двух продуктов при ограниченной сумме денег, выделенных на покупку. Предположим, что бутерброд стоит 1 долл., а стакан кока-колы - 2 долл., а всего потребитель может истратить 10 долл. В каком соотношении он закажет бутерброды и кока-колу? Конечно, он может съесть 10 бутербродов, не выпив ни одного стакана кока-колы.
3. Потребительское равновесие. «Эффект замещения» и «эффект дохода».
Принцип убывания предельной и общей полезности можно наглядно проиллюстрировать на простом примере, который поможет нам понять, что такое “потребительское равновесие”. Пусть потребителю предстоит сделать выбор всего из двух продуктов при ограниченной сумме денег, выделенных на покупку. Предположим, что бутерброд стоит 1 долл., а стакан кока-колы - 2 долл., а всего потребитель может истратить 10 долл. В каком соотношении он закажет бутерброды и кока-колу? Конечно, он может съесть 10 бутербродов, не выпив ни одного стакана кока-колы. Но рациональный потребитель так, скорее всего, не поступит. Он не станет давиться всухомятку последними бутербродами, а предпочтёт съесть 8 бутербродов, запив их стаканом кока-колы, который принесёт ему в этом наборе куда больше удовольствия, а, следовательно, и полезности, чем 9-й и 10-й бутерброды. Возможно, анализируя свои субъективные ощущения, потребитель придёт к выводу, что следует ограничиться 6-ю бутербродами и выпить 2 стакана кока-колы. Обратим внимание на то, что при таком поведении потребителя предельная полезность бутербродов будет возрастать, а кока-колы уменьшаться. Рано или поздно наступит момент, когда общая полезность от товаров, входящих в этот набор, станет максимальной, а дальнейшее изменение соотношения между ними приведёт лишь к уменьшению этой общей полезности. Другими словами, наш потребитель достигнет точки “потребительского равновесия”. Потребительское равновесие – ситуация, в которой потребитель не может увеличить общую полезность, получаемую при данном бюджете, расходуя меньше денег на покупку одного блага и больше - на покупку другого.
“Эффект замещения” и “эффект дохода”.
Предположим, что потребитель выбрал некоторый, наилучший с его точки зрения набор товаров, доступный при данном уровне дохода. Однако цены не остаются неизменными. Что же произойдёт в том случае, если цена на один из товаров снизится, а цены остальных товаров и доход потребителя останутся неизменными. Поскольку цены остальных товаров, входящих в набор, остаются неизменными, они становятся дороже относительно того единственного товара цена на который упала. Разумно предположить, что наш потребитель будет стремиться замещать относительно подорожавшие товары, относительно подешевевшими. Иными словами, снижение цены некоторого товара вызовет рост величины спроса на этот товар со стороны индивидуального потребителя вследствие его относительного удешевления. Значит, под эффектом замещения понимается та часть прироста величины спроса на подешевевший 25товар, которая образовалась вследствие замены более дорогостоящих благ менее дорогостоящими. Если цены, например, на говядину снизились, то это будет стимулировать потребителя к
замещению говядиной некоторых уже менее привлекательных статей расходов. Говядина вполне может заменить свинину, телятину, птицу и целый ряд других продуктов питания. Снижение цены увеличивает относительную привлекательность продукта и заставляет потребителя приобретать его в большем количестве. Явление известно под названием эффект замещения. Изменение величины спроса может быть связано с воздействием изменения цены на величину реального дохода. Происходит это в случае, когда цена на один из товаров набора опять таки снизилась. Если, например, цена говядины снизилась, то реальный доход или покупательная способность, того, кто покупает этот продукт, увеличивается. Это увеличение реального дохода проявится в росте объёма покупок разнообразных товаров, включая и говядину. Такая ситуация равнозначна реальному увеличению дохода потребителя, увеличению его денежного дохода. Это называется эффектом дохода. Возникает вопрос, как истратит наш потребитель эту дополнительную сумму? Ответ состоит в том, что он истратит её на покупку большего количества так называемых “нормальных товаров” (т.е. товаров, спрос на которые растёт при росте доходов, их ещё называют товарами высшей категории - мясо, фрукты, автомобили, спиртные напитки, видеотехника и т.п.); в отличие от товаров низшей категории - хлеб, картофель, крупа, капуста). Существует интересное исключение из закона спроса, связанное с так называемым “товаром Гиффена”. Суть этого феномена в том, что при определённых обстоятельствах эффект дохода перевешивает эффект замещения, а следовательно (закону спроса) величина спроса растёт при росте цены. Считается, что этот эффект открыл английский экономист Роберт Гиффен (1837-1910), наблюдая за бюджетами беднейших семей Англии. “Как заметил Р.Гиффен, повышение цены на хлеб проделывает такую брешь в бюджете беднейших рабочих семей и настолько увеличивает предельную полезность денег для них, что они вынуждены сокращать потребление мяса и наиболее дорогих мучных продуктов питания; поскольку хлеб продолжает оставаться самым дешёвым продуктом питания, который они в состоянии купить и станут покупать, они потребляют его при этом не меньше, а больше (Маршалл А. Принципы экономической науки. м.,1993, Т.1, с.201.). Конечно, «товары Гиффена» весьма редки.
5. Предприятие(фирма) –
основное звено в
Предприятие является первичным звеном в народном хозяйстве страны. На предприятии производятся товары, выполняются работы, оказывают услуги, создают рабочие места, которые обеспечивают занятость населения и потребительский спрос. Предприятие является основным налогоплательщиком и пополняет доходную часть государственного и местных бюджетов. Предприятием является самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, который на основе использования трудовым коллективом имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги. Главной задачей предприятия является
хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли или удовлетворения социальных и экономических интересов собственника имущества предприятия. Как юридическое лица предприятие имеет следующие признаки:
1. Организационное единство
2. Имущественная обособленность
3. Имущественная ответственность
4. Выступление в гражданском обороте от своего имени
Предприятие независимо от формы собственности на средства производства и другое имущество действует на принципах хозяйственного расчета. Хозяйственный расчет – метод хозяйствования, основанный на соизмерении в денежной форме затрат и результатов хозяйственной деятельности, возмещении расходов собственными доходами.
Его организация основана на следующих принципах:
- оперативно-хозяйственная самостоятельность;
- самоокупаемость и рентабельность,
- самофинансирование;
- материальная
В условиях рыночной экономики на эффективность работы предприятия влияют самые разнообразные факторы. В зависимости оп направления действия все факторы можно объединить в две группы: позитивные и негативные. В зависимости от места возникновения все факторы можно классифицировать на внутренние и внешние. Внутренние факторы зависят от деятельности самого предприятия, т.е. само предприятие их порождает. Внутренние факторы можно объединить в следующие группы:
• связанные с личностью руководителя и способностью его команды управлять предприятием в условиях рынка;
• связанные с ускорение НТП, с инновационной политикой предприятия;
• связанные с совершенствованием организации производства и труда, управлением предприятием;
• связанные с организационно-правовой формой хозяйствования;
• связанные с социально-
• связанные со спецификой производства и отрасли;
• связанные с качеством и конкурентоспособностью продукции, с управлениями издержками и ценовой пол-кой
• связанные с амортизационной и инвестиционной политикой.
Эффективность работы предприятия в условиях рынка в значительной степени зависит и от внешних факторов, которые можно классифицировать в следующие группы:
• связанные с изменением конъюнктуры внутреннего и мирового рынка.
В основном это проявляется в изменении спроса и предложения, а также в колебании цен;
• связанные с изменениями политической обстановки как внутри страны, так и в более глобальном масштабе;
• связанные с инфляционными процессами;
• связанные с деятельностью государства.
Совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности образуют внешнюю среду.
Внешнюю среду подразделяют на:
микросреду – среду, которую создают внешние факторы прямого влияния на предприятия: поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании;
макросреду – среда, влияющая на предприятия и его внешнюю микросреду, которую создают природные, демографические, научно-технические, экологические, политические и др. внешние факторы. Предприятия (фирмы, организации) различаются между собой по многим характеристикам, по которым и ведется их классификация. Основные признаки классификации предприятий
Промышленные
Сельскохозяйственные
Транспортные
Предприятия связи
Предприятия торговли
Предприятия здравоохранения и др.
Государственные:
• республиканского подчинения;
• коммунального подчинения
Частные
Производственные кооперативы
Унитарные предприятия:
• основанные на правах хозяйственного ведения;
• основанные на правах оперативного управления (казенные предприятия)
Предприятия-товарищества:
• полные товарищества;
• коммандитные товарищества
Предприятия-общества:
• открытые акционерные общества;
• закрытые акционерные общества;
• общества с ограниченной ответственностью;
• общества с дополнительной ответственностью
Коммерческие
• хозяйственные товарищества;
• хозяйственные общества;
• производственные кооперативы;
• унитарные предприятия
Некоммерческие
• потребительские кооперативы;
• общественные организации;
• религиозные организации;
• благотворительные и иные фонды
Совместные
Иностранные
Национальные
Крупные
Средние
Малые
Добывающие
Перерабатывающие (обрабатывающие)
Сезонные
Несезонные (круглогодичного действия)
Трудоемкие
Материалоемкие
Капиталоемкие
Наукоемкие и т.д.