Принципы организации безналичных расчётов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 09:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: на основе анализа новейшего законодательства РФ рассмотреть сущность безналичных расчетов, принципы их осуществления и формы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 133.10 Кб (Скачать файл)

 

Безналичные расчеты посредством векселей

Вексель является, с одно стороны, средством оформления коммерческого кредита, предоставляемого в товарной форме продавцами покупателям в виде отсрочки уплаты долга за проданный товар, с другой – ценной бумагой, в которой содержится обязательство векселедателя уплатить определенную денежную сумму векселедержателю независимо от оснований выдачи векселя.

Различают две разновидности векселя – простой и переводной.

Простой вексель (соло-вексель) – письменный документ, содержащий обязательство одного лица (векселедателя) уплатить определенную денежную сумму определенному лицу (ремитенту или первому получателю) или его приказу в установленный срок или по требованию. Переводной вексель (тратта) – письменный документ, содержащий безусловный приказ одного лица (векселедателя или трассанта), обращенный к другому лицу (плательщику или трассату), об уплате определенной денежной суммы определенному лицу (первому получателю или ремитенту) или его приказу в установленный срок или по его требованию.

Трассант (векселедатель) – лицо, выписавшее вексель.

Трассат (плательщик) – лицо, к которому трассант обращает свой приказ оплатить по векселю.

Ремитент – первый получатель или первый векселедержатель, в пользу которого выставлен вексель.

При выдаче простого векселя векселедатель обязан уплатить непосредственно векселедержателю обусловленную сумму. Тем самым в простом векселе обозначены два лица – лицо, выписавшее чек, которое одновременно является плательщиком по векселю, и ремитент – первый получатель или первый векселедержатель, перед которым плательщик принимает обязательство о платеже.

Переводной вексель представляет собой письменное предложение векселедателя, обращенное к особому лицу-плательщику, уплатить обусловленную сумму векселедержателю. Тем самым по переводному векселю плательщиком является не векселедатель, а другое лицо, которое при помощи специального действия (акцепта) принимает на себя обязательство о платеже.

Вексель – долговые обязательства. В простом векселе векселедатель (дебитор) берет обязательство перед ремитентом (кредитором). В переводном векселе два обязательства: обязательство плательщика перед трассантом, которое и дает основание трассанту обращать свой приказ о платеже; обязательство трассанта перед ремитентом, во исполнение которого трассант предлагает плательщику произвести ему платеж.

Вексель должен содержать: наименование «вексель»; приказ «платите» (переводной вексель), обязательство «уплачу» (простой вексель) определенную сумму денег; точное наименование плательщика (фамилия, имя, отчество, место жительства, адрес, как для физического, так и юридического лица); срок платежа, место платежа, наименование получателя, место и дату выставления векселя, конкретную сумму (общую, включая причитающиеся проценты), подпись трассанта (переводной вексель) и векселедателя (простой вексель).

Переводной вексель может быть передан от одного лица к другому путем индоссамента (передаточной надписи). Индоссамент может быть написан на переводном векселе или на присоединенном к нему листе (аллонж, добавочный лист) и подписан индоссантом.

Переводной вексель может быть выдан сроком по предъявлении, во столько-то времени от предъявления, во столько-то времени от составления, на определенный день.

Отказ от акцепта переводного векселя должен быть нотариально удостоверен. Нотариально удостоверенный отказ плательщика от оплаты носит название вексельного протеста.

Принципы организации безналичных расчетов

Принципы организации расчетов — основополагающие начала их проведения. Соблюдение принципов в совокупности позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности.

На этих принципах строятся порядок расчетов, их техническое и документальное оформление, методы предупреждения рисков, а также организация оперативно-бухгалтерской работы участников расчетов. В частности, такими принципами, регулирующими безналичные расчеты во внутреннем обороте России, являются следующие.

Первый принцип: правовая регламентация порядка осуществления безналичных расчетов с целью обеспечения его единообразия — обусловлена ролью этих расчетов. Рыночный оборот, по существу, представляет собой совокупность различных обязательственных отношений, связанных с исполнением определенных обязанностей конкретными должниками в пользу кредиторов. Выполнение обязательств организациями, частными лицами, государством обеспечивается во многом благодаря безналичным расчетам.

К главным законодательным источникам регулирования расчетов относятся: Гражданский кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

Главный регулирующий орган расчетов — Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Согласно Федеральному закону о Центральном банке Российской Федерации одной из целей его деятельности является обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. На Банк России возложены следующие функции:

·   установление правил, форм, сроков и стандартов осуществления расчетов и применяемых при этом документов;

·   координация, регулирование и лицензирование организации расчетных, в том числе клиринговых, систем.

Порядок безналичных расчетов в народном хозяйстве определен в «Положении о безналичных расчетах в Российской Федерации».

К сведению: Организация расчетов в той или иной стране во многом обусловлена сложившимися традициями и обычаями делового оборота, а также банковской практикой в использовании различных элементов платежной системы на основе постоянного и единообразного их применения. Так, в США, Канаде, Великобритании, Франции предпочтение отдается дебетовым переводам, в Германии, Нидерландах, Швеции, Бельгии, Японии — кредитовым переводам. В России до революции было широко развито вексельное обращение. В связи с массовостью расчетных операций условия многих из них унифицируются. В настоящее время Банком России установлены единые требования к оформлению расчетных документов и утверждены стандарты этих документов.

Второй принцип: осуществление расчетов преимущественно по банковским счетам. Наличие этих счетов, как у получателя, так и у плательщика — необходимая предпосылка расчетов. Безналичные расчеты ведутся юридическими лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета — самостоятельный двусторонний (участники имеют как права, так и обязанности) гражданско-правовой договор. Юридическое оформление и функционирование счетов организаций в банке предопределяются действующим порядком создания организаций, их правовым статусом, а также нормативными документами Банка России.

Согласно Ст. 30 Закона РФ от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности» (ред. от 06.12.2011) в договоре должны быть указаны:

· процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам);

· стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов;

· имущественная ответственность сторон за нарушение договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей;

· порядок расторжения договора;

· другие существенные условия договора.

Клиенты вправе открывать необходимое им количество расчетных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено законодательством. Банки и другие кредитные учреждения для проведения расчетов между собой открывают корреспондентские счета друг у друга (заключается договор корреспондентского счета) и в обязательном порядке — в учреждениях Банка России.

Третий принцип: поддержание ликвидности плательщика на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа — залог четкого, безусловного выполнения обязательств. Все плательщики (банки и др.) должны планировать поступления, списания средств со счетов, изыскивать недостающие ресурсы (путем получения кредита или продажи активов) с целью своевременного выполнения долговых обязательств.

Четвертый принцип: наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж. Данный принцип реализуется путем применения:

· либо соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца па списание средств;

· либо специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежных требований, переводных векселей).

Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам — на основании исполнительных листов, выданных судами некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей и др.

Пятый принцип: срочность платежа — вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и полное выполнение платежных обязательств. Значение этого принципа заключается в том, что средства, непрерывно расходуемые на производство товаров, оказание услуг, должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные заключенными договорами. Сбои в соблюдении сроков платежей ведут к нарушению кругооборота средств и в конечном счете — к платежному кризису. Принцип срочности относится не только ко времени (периоду) оплаты счетов за товары и услуги, но и к составной части этого периода — времени выполнения банками услуг по проведению расчетных операций.

Шестой принцип: контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения. Этот контроль подразделяется на предварительный, текущий, последующий, внутренний и внешний контроль. Большую роль в соблюдении данного принципа играет установление согласно ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 28.11.2011) публичности бухгалтерской отчетности.

Имеются определенные особенности в проведении контроля со стороны организаций и банков. В частности, банки, выступая посредниками между продавцами и покупателями, налоговыми органами, населением, бюджетом, внебюджетными фондами и др., контролируют соблюдение ими установленных правил расчетов. Руководствуясь интересами обслуживаемых клиентов, особенно необходимостью поддержания устойчивой кредитоспособности организаций, банки нередко, особенно на Западе, принимают на себя весь контроль за проведением расчетов.

Так, они осуществляют комплекс услуг по управлению денежной наличностью: составление кассовых смет, инкассацию чеков и счетов дебиторов, тщательный контроль за движением средств и размещением на рынке свободных ресурсов.

С принципом взаимного контроля участников расчетов тесно связан седьмой принцип организации безналичных расчетов во внутреннем обороте России.

Седьмой принцип: имущественная ответственность участников расчетов за несоблюдение договорных условий. Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут за собой применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также принятие иных мер ответственности.

Надлежащий контроль позволяет предотвратить неисполнение обязательств как своих, так и контрагентов, а если они не выполнены последними, практически полностью возместить причиненные убытки и тем самым ослабить негативные последствия. Возможности для этого существенно расширились благодаря совершенствованию законодательства, значительно дополнившего прежние (до перехода к рынку) меры воздействия за невыполнение денежных обязательств.

В связи с формированием основ современного рынка в России было принято большое число законов и подзаконных актов в области расчетных взаимоотношений. Основное место среди них занимают акты, касающиеся усиления имущественной ответственности за нарушение обязательств при осуществлении расчетов. Значительно усилена ответственность за неисполнение денежного обязательства, что закреплено ст. 395 ГК РФ.

Взаимные претензии между плательщиком и получателем средств рассматриваются обеими сторонами без участия банковских учреждений. Спорные вопросы решаются в суде, третейском и арбитражном судах. Претензии к банку, связанные с неисполнением расчетно-кассовых операции, направляются клиентами в письменной форме в обслуживающий их банк, который ведет переписку по этим претензиям с другими банками (при необходимости с участием РКЦ).

 

Новые банковские технологии безналичных расчетов

Коммерческие банки традиционно выступают проводниками расчетных операций. Их платежные системы, функционирующие на основе прогрессивных технологий, обеспечивают стабильность банковской системы, снижают операционные издержки хозяйствующих субъектов, повышают ликвидность финансового рынка, эффективность использования финансовых ресурсов и способствуют проведению денежно-кредитной политики государства. Появление и активное использование новых банковских технологий сыграло решающую роль в процессе оптимизации системы безналичных расчетов, которая за счет повышения технологического уровня проведения платежей достигла в своем развитии качественно нового этапа. Как правило, внедрение современных банковских технологий снижает уровень рисков, сопутствующих проведению безналичных расчетов

Информация о работе Принципы организации безналичных расчётов