Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:48, курсовая работа
В условиях перехода России к многоукладной экономике, потребовалось преобразование государственной собственности на основе ее приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формирования рынка.
Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, финансовая), проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходила быстро, последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.
Введение……………………………………………………………….3
Основная часть………………………………………………………...5
1. Приватизация……………………………………………………….6
1.1 Сущность приватизации…………………………………………..7
1.2 Формы и способы приватизации…………………………………9
2. Формы приватизации в России. Этапы приватизации………….12
2.1 Итоги приватизации государственной собственности в РФ…..15
Заключение……………………………………………………………20
Глоссарий……………………………………………………………..22
Список использованных источников……………………………….24
Приложения…………………………………………………………..25
Преимущественно бесплатный (или за символическую плату) способ передачи собственности. Его организационная форма - введение системы приватизационных чеков на предъявителя.
Административное установление высоких «заданий» по срокам и объемам приватизации.
По оценкам экспертов, начальные этапы приватизации создали определенные предпосылки для решения задач преодоления кризисных явлений в экономике и дальнейшего развития.
В качестве положительного результата следует отметить тот факт, что параллельно процессу приватизации шло интенсивное образование новых частных предприятий.
Положительная оценка приватизации связана, главным образом, с системной трансформацией экономического строя России, в том числе с устранением монополии госсобственности в стране и формированием основы многоукладной экономики.
Важными
результатом является также то, что
приватизационные программы реализованы
в целом без социальных потрясений,
с обеспечением минимально необходимых
предпосылок для включения
Таким образом, при ощутимом политическом результате (возникли слои мелких и крупных собственников) экономически приватизация в России оказалась малоэффективной. Очевидно, что вместо форсирования этого процесса, было необходимо налаживать действенное управление остававшейся государственной собственностью.
Потенциал госсектора для прямого участия в материальном производстве и для косвенного воздействия на него на предприятия других организационно-правовых форм в России еще значителен.
О масштабах государственного сектора говорят следующие данные: в стране учреждено более 13 тыс. государственных унитарных предприятий и 23 тыс. учреждений. Участие в управлении многими из смешанных АО осуществляется через институт представителей, назначаемых решениями Правительства РФ, численность которых составляет около 2 тыс. человек.
В современных условиях, в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ" изменены порядок принятия решений о приватизации, расширены права Правительства РФ. Приватизация крупных предприятий и продажа акций из государственного пакета будет проводиться после тщательной предпродажной подготовки.
Естественно, что приватизация в нашей стране повлияла и на занятость населения и рынок труда. Оценивая это влияние приватизации необходимо отметить, что в России был избран вариант такой реформы, который не должен был привести к резкому росту безработицы, и жесткая санация, массовое банкротство предприятий были отложены из-за реальной опасности социальной катастрофы. На приватизированных предприятиях директора избегали проводить в рамках структурной реорганизации и оздоровления хозяйственной деятельности сокращение персонала. Оно проводилось до середины 90-х годов лишь в очень ограниченных масштабах и коснулось, прежде всего, инженерно-технических работников, могущих серьезно противостоять директорскому корпусу, а не рядовых работников.
Однако слабость программ в области регулирования рынка труда в условиях экономической либерализации, отсутствие хорошо налаженной системы профессиональной переподготовки кадров и перепрофилирования производства привели к тому, что с 1993 года главной чертой российского рынка труда стало преобладание латентной безработицы. Структурная перестройка экономики привела к расширению масштабов безработицы, наблюдается и рост ее средней продолжительности.
Латентная безработица существовала в тот период в нескольких формах: наличие избыточной рабочей силы (что выражалось в низкой производительности труда); отправка работников в вынужденные неоплачиваемые или частично оплачиваемые отпуска; перевод предприятий на неполное рабочее время (укороченная рабочая неделя); принявшая с 1992 г. массовый характер невыплата заработной платы – уникальное по своей форме и масштабам российское явление (средства, как известно, частично использовались для решения фискальных проблем, частично «прокручивались» коммерческими банками).
Одна из негативных сторон латентной безработицы состоит в том, что скрытые формы безработицы позволяют Правительству Российской Федерации выводить за рамки системы социальной помощи, социальной защиты огромное число не полностью занятых граждан.
Особенно неблагоприятная ситуация с безработицей наблюдалась в группах людей с высоким уровнем образования – специалистов и научных работников. Среди них не только высок уровень безработицы, но они к тому же обладают лишь относительно ограниченными возможностями устроиться на новую работу по специальности.
Принимая
во внимание, что для России и
до реформ был характерен невысокий
уровень жизни как следствие
низких доходов населения, именно рост
безработицы как результат приватизации
в совокупности с падением доходов и жизненного
уровня особенно опасен для стабильности
социально-политического положения в
стране9.
В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет из себя особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную».
На
основе опыта приватизации в странах
с рыночной экономикой и с экономикой
переходного периода можно
В ходе приватизации в России государство, будучи практически главным инвестором и содержателем огромного числа убыточных и малорентабельных предприятий, отказалось от этого груза в условиях рыночной экономики, т.к. при сохранении монопольного положения одного собственника (в данном случае государства) невозможно полноценное развитие рыночных отношений.
Как итоги приватизации можно отметить:
разрушение той части производительных сил, которые отличают современное постиндустриальное общество;
структура российской экономики изменилась в сторону увеличения доли сырьевых отраслей (в СССР доля топливно-энергетического комплекса составляла около 8%, сейчас эта доля превышает 1/3);
снижение уровня производства на 51%.
Важнейшей
задачей, которую необходимо решить
для восстановления способности
государства управлять
работников предприятий;
руководства тех же предприятий;
так называемых внешних собственников (акционеров), в качестве которых чаще всего выступают частные фирмы и банки.
Необходимо
разработать программу и начать
инвентаризацию и единообразное
оформление прав собственности на все
области недвижимости. Формирование
целостной системы
№ п/п | Понятие | Определение |
1 | Приватизация | одно из направлений разгосударствления собственности, заключающиеся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц |
2 | Приватизация (лат. privatus - частный) | передача государственной
или муниципальной |
3 | Формы приватизации: | - платная;
- бесплатная; - льготная; - формальная; - реальная; - открытый и ограниченный тендер; - аукцион; - Management-Buy-In |
4 | Реальная приватизация | государственное предприятие продается частным стратегическим инвестором |
5 | Формальная приватизация | предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму |
6 | Частная собственность | ключевой институт рыночной экономики, такой же по значению, как свободные ценные |
7 | Разгосударствление | переход от преимущественно государственно-директивного регулирования производства к его регулированию преимущественно на основе рыночных механизмов |
8 | Аукцион | продажа предприятия по наивысшей цене |
9 | Приватизационный чек | государственная ценная бумага на предъявителя, которая использовалась гражданами РФ в качестве средства платежа при приватизации государственного или муниципального имущества, а также при покупке акций (паев) инвестиционных фондов |
10 | Management-Buy-In | предприятие приобретается руководством стороннего предприятия |
1 | Л.С. Тарасеыич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский Микроэкономика: учебник 5-е изд.. – М.: «Юрайт». 2007 |
2 | Корчагин Ю.А. Современная экономика России. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007 |
3 | Каспин В.И., Острина И.А., Приватизация по правилам: вопросы и ответы: Справочник. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 117с. |
4 | Куликов Н.М. Основы экономической теории. - М.: Финансы и статистика, 2006. – 412с. |
5 | Красникова Е.В. Экономика переходного периода. – М.: Омега. 2006. |
6 | Веселовский С.Я. Приватизация как глобальный процесс переоценки роли и места государства в экономике // Россия и современный мир. - 2001. - № 3. |
7 | Государство учится управлять своей собственностью // Экономика России XXI. - № 1 (6) март, 2002 |
8 | Курс экономической теории: Учебное пособие/ под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 1998 |
9 | Курс экономической теории: Учебное/ под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. пособие – 5-е исправленное, дополненное и перераб. издание – Киров: «АСА», 2006 |
10 | Синицын К.Ю. На пути к экономической демократии - М.: Знание, 2005. – 125с. |
11 | Бесценный О., Этапы приватизации в России. – М.: Норма, 2006. – 89с. |
А |