Приватизация и ее формы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

В условиях перехода России к многоукладной экономике, потребовалось преобразование государственной собственности на основе ее приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формирования рынка.
Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, финансовая), проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходила быстро, последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….3
Основная часть………………………………………………………...5
1. Приватизация……………………………………………………….6
1.1 Сущность приватизации…………………………………………..7
1.2 Формы и способы приватизации…………………………………9
2. Формы приватизации в России. Этапы приватизации………….12
2.1 Итоги приватизации государственной собственности в РФ…..15
Заключение……………………………………………………………20
Глоссарий……………………………………………………………..22
Список использованных источников……………………………….24
Приложения…………………………………………………………..25

Файлы: 1 файл

Курсовая тема Приватизация и ее формы в России.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

     Преимущественно бесплатный (или за символическую плату) способ передачи собственности. Его организационная форма - введение системы приватизационных чеков на предъявителя.

     Административное  установление высоких «заданий»  по срокам и объемам приватизации.

     По  оценкам экспертов, начальные этапы приватизации создали определенные предпосылки для решения задач преодоления кризисных явлений в экономике и дальнейшего развития.

     В качестве положительного результата следует  отметить тот факт, что параллельно  процессу приватизации шло интенсивное образование новых частных предприятий.

     Положительная оценка приватизации связана, главным  образом, с системной трансформацией экономического строя России, в том  числе с устранением монополии  госсобственности в стране и формированием основы многоукладной экономики.

     Важными результатом является также то, что  приватизационные программы реализованы  в целом без социальных потрясений, с обеспечением минимально необходимых  предпосылок для включения субъектов  развивающегося отечественного рынка в мировые хозяйственные связи. Как обобщающий итог приватизации можно привести следующий факт: в настоящее время уже до 70 % ВВП России создается негосударственным сектором экономики.

     Таким образом, при ощутимом политическом результате (возникли слои мелких и крупных собственников) экономически приватизация в России оказалась малоэффективной. Очевидно, что вместо форсирования этого процесса, было необходимо налаживать действенное управление остававшейся государственной собственностью.

     Потенциал госсектора для прямого участия в материальном производстве и для косвенного воздействия на него на предприятия других организационно-правовых форм в России еще значителен.

     О масштабах государственного сектора  говорят следующие данные: в стране учреждено более 13 тыс. государственных унитарных предприятий и 23 тыс. учреждений. Участие в управлении многими из смешанных АО осуществляется через институт представителей, назначаемых решениями Правительства РФ, численность которых составляет около 2 тыс. человек.

     В современных условиях, в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ" изменены порядок принятия решений о приватизации, расширены права Правительства РФ. Приватизация крупных предприятий и продажа акций из государственного пакета будет проводиться после тщательной предпродажной подготовки.

     Естественно, что приватизация в нашей стране повлияла и на занятость населения  и рынок труда. Оценивая это влияние  приватизации необходимо отметить, что в России был избран вариант такой реформы, который не должен был привести к резкому росту безработицы, и жесткая санация, массовое банкротство предприятий были отложены из-за реальной опасности социальной катастрофы. На приватизированных предприятиях директора избегали проводить в рамках структурной реорганизации и оздоровления хозяйственной деятельности сокращение персонала. Оно проводилось до середины 90-х годов лишь в очень ограниченных масштабах и коснулось, прежде всего, инженерно-технических работников, могущих серьезно противостоять директорскому корпусу, а не рядовых работников.

     Однако  слабость программ в области регулирования  рынка труда в условиях экономической  либерализации, отсутствие хорошо налаженной системы профессиональной переподготовки кадров и перепрофилирования производства привели к тому, что с 1993 года главной чертой российского рынка труда стало преобладание латентной безработицы. Структурная перестройка экономики привела к расширению масштабов безработицы, наблюдается и рост ее средней продолжительности.

     Латентная безработица существовала в тот  период в нескольких формах: наличие  избыточной рабочей силы (что выражалось в низкой производительности труда); отправка работников в вынужденные  неоплачиваемые или частично оплачиваемые отпуска; перевод предприятий на неполное рабочее время (укороченная рабочая неделя); принявшая с 1992 г. массовый характер невыплата заработной платы – уникальное по своей форме и масштабам российское явление (средства, как известно, частично использовались для решения фискальных проблем, частично «прокручивались» коммерческими банками).

     Одна  из негативных сторон латентной безработицы  состоит в том, что скрытые  формы безработицы позволяют  Правительству Российской Федерации  выводить за рамки системы социальной помощи, социальной защиты огромное число не полностью занятых граждан.

     Особенно  неблагоприятная ситуация с безработицей наблюдалась в группах людей  с высоким уровнем образования  – специалистов и научных работников. Среди них не только высок уровень безработицы, но они к тому же обладают лишь относительно ограниченными возможностями устроиться на новую работу по специальности.

     Принимая  во внимание, что для России и  до реформ был характерен невысокий  уровень жизни как следствие  низких доходов населения, именно рост безработицы как результат приватизации в совокупности с падением доходов и жизненного уровня особенно опасен для стабильности социально-политического положения в стране9. 
 
 
 

     Заключение

     В результате проделанной работы можно  сделать следующие выводы:

     Приватизация  является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет из себя особую систему экономических  отношений, возникающих в связи  с изменением формы собственности  на средства производства: с «государственной»  на «частную».

     На  основе опыта приватизации в странах  с рыночной экономикой и с экономикой переходного периода можно сформулировать ряд принципов: приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная собственность  необходима как дополнение к рыночному механизму; приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий; изменения структуры собственности должны носить постепенный характер; обязательными условиями приватизации должны быть новые, инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев; приватизация должна проводиться с учетом национальной безопасности; каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народному контролю.

     В ходе приватизации в России государство, будучи практически главным инвестором и содержателем огромного числа  убыточных и малорентабельных предприятий, отказалось от этого груза в условиях рыночной экономики, т.к. при сохранении монопольного положения одного собственника (в данном случае государства) невозможно полноценное развитие рыночных отношений.

               Как итоги приватизации можно отметить:

     разрушение  той части производительных сил, которые отличают современное постиндустриальное общество;

     структура российской экономики изменилась в  сторону увеличения доли сырьевых отраслей (в СССР доля топливно-энергетического  комплекса составляла около 8%, сейчас эта доля превышает 1/3);

     снижение  уровня производства на 51%.

     Важнейшей задачей, которую необходимо решить для восстановления способности  государства управлять экономикой, является четкое оформление системы  отношений собственности и системы  управления государственной собственностью. В России на сегодняшний день до сих пор не сложилось четкой системы отношений собственности. Права собственности в них «размыты» среди трех основных групп субъектов:

     работников  предприятий;

     руководства тех же предприятий;

     так называемых внешних собственников (акционеров), в качестве которых чаще всего выступают частные фирмы и банки.

     Необходимо  разработать программу и начать инвентаризацию и единообразное  оформление прав собственности на все  области недвижимости. Формирование целостной системы собственности  в России невозможно без того, чтобы само государство, остающееся крупнейшим собственником не осознало себя как собственника и не начало действовать как собственник. Государство в результате реформ практически самоустранилось.

     Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
     1       Приватизация одно из направлений разгосударствления собственности, заключающиеся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц
2 Приватизация (лат. privatus - частный) передача государственной  или муниципальной собственности  за плату или безвозмездно в частную собственность
3 Формы приватизации: - платная;

- бесплатная;

- льготная;

- формальная;

- реальная;

- открытый  и ограниченный тендер;

- аукцион;

- Management-Buy-In

4 Реальная приватизация государственное предприятие продается частным  стратегическим инвестором
5 Формальная  приватизация предполагает  перевод государственного предприятия  в частноправовую форму
6 Частная собственность ключевой институт рыночной экономики, такой же по значению, как свободные ценные
7 Разгосударствление переход от преимущественно государственно-директивного регулирования производства к его регулированию преимущественно на основе рыночных механизмов
8 Аукцион продажа предприятия  по наивысшей цене
9 Приватизационный  чек  государственная ценная бумага на предъявителя, которая использовалась гражданами РФ в качестве средства платежа при приватизации государственного или муниципального имущества, а также при покупке акций (паев) инвестиционных фондов
10 Management-Buy-In предприятие приобретается  руководством стороннего предприятия

     Список  использованных источников

        1 Л.С. Тарасеыич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский Микроэкономика: учебник 5-е изд.. – М.: «Юрайт». 2007
   2 Корчагин Ю.А. Современная экономика России. –  Ростов н/Д.: Феникс, 2007
   3 Каспин В.И., Острина И.А., Приватизация по правилам: вопросы и ответы: Справочник. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 117с.
   4 Куликов Н.М. Основы экономической теории. - М.: Финансы  и статистика, 2006. – 412с.
   5 Красникова  Е.В. Экономика переходного периода. – М.: Омега. 2006.
   6 Веселовский С.Я. Приватизация как глобальный процесс  переоценки роли и места государства  в экономике // Россия и современный  мир. - 2001. - № 3.
   7 Государство учится управлять своей собственностью // Экономика России XXI. - № 1 (6) март, 2002
   8 Курс экономической  теории: Учебное пособие/ под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 1998
   9 Курс экономической  теории: Учебное/ под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. пособие – 5-е исправленное, дополненное и перераб. издание – Киров: «АСА», 2006
  10 Синицын К.Ю. На пути к экономической демократии - М.: Знание, 2005. – 125с.
  11 Бесценный О., Этапы  приватизации в России. – М.: Норма, 2006. – 89с.

     Приложения

     А      

Информация о работе Приватизация и ее формы в России